Что мешает развитию речи ребенка

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы – от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
Причина 1. Индивидуальный темп
Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.
Такая задержка развития речи так и называется – темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.
Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!
Причина 2. Отсутствие необходимости
Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.
Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?
Причина 3. Педагогическая запущенность
Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.
Причина 4. Двуязычная семья
Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Причина 6. Негативизм у ребенка
Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.
Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату – малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.
Причина 7. Генетическая предрасположенность
Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность – великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.
Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.
Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери
Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.
Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов – от невролога до дефектолога.
Причина 9. Нарушения слуха
Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи – от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.
Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.
Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы
Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.
Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.
Причина 11. Алалия
Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.
Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.
Причина 12. Проблемы интеллектуального развития
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.
Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.
В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.
Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.
Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.
- Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
- Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
- Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
- Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
- ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
- ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
- ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
- Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
- Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
- Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
- Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.
Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.
Дата публикации: 31.01.2017. Последнее изменение: 04.12.2020.
Источник
«Мои дети в его возрасте уже книжки вслух читали, а ваш до сих пор не говорит!» – родителям приходится слышать подобное иногда и от собственных родственников. Сложно не волноваться, когда ребенок осваивает слова медленнее, чем сверстники на детской площадке. Как не наделать ошибок в попытках «разговорить» малыша, разбираемся вместе с сервисом Авито Услуги.
Ошибка №1. Не разговаривать с ребенком
Возраст: с рождения
Маленькие дети очень милые, но будем честны: разговаривать с ними скучно. Но если ребенок недостаточно часто слышит вашу речь, не видит, как двигаются ваши губы и язык, ему будет сложнее научиться говорить.
Конечно, все дети разные. Одним малышам легко дается речь, зато другие за пару минут могут возвести метровую башню из кубиков или нарисовать всю семью пальчиковыми красками. Если ребенку еще не исполнилось трех лет, можно не волноваться, что он пока не произносит слова или целые фразы. Но разговаривать с ним обязательно: это развивает не только речь, но и память, внимание, логическое и образное мышление.
Ошибка №2. Откладывать визит к логопеду до школы
Возраст: 2-4 года
Если вам кажется, что ребенок не хочет говорить или произносить отдельные звуки ему тяжело, стоит записаться на консультацию к логопеду. Он объективно оценит уровень развития речи у малыша, предложит план занятий, расскажет, нужна ли консультация сурдолога (некоторые дети плохо говорят именно из-за нарушений слуха) или хирурга (если для правильного произношения звуков нужно подрезать уздечку языка).
Логопед не только работает с нарушениями речи, но и помогает предупредить их. Он нужен, если ребенок:
- говорит значительно хуже большинства сверстников,
- произносит не все звуки правильно,
- говорит отдельными словами и долго не переходит к предложениям,
- очень нервничает, когда окружающие его не понимают.
Примерно до четырех лет многие дети картавят, неправильно произносят звуки «з», «с», «л», «ш», «ж». Это нормально: каждый ребенок осваивает новое, в том числе речь и звуки, в своем темпе.
Но если в четыре года ребенку все еще сложно дается речь, стоит проконсультироваться с логопедом, чтобы помочь малышу научиться говорить и до школы сформировать чистую, правильную речь. В этом возрасте речевой аппарат еще достаточно гибкий, и исправить ошибки будет проще, чем после шести лет.
Ошибка №3. Завышенные ожидания
Возраст: с рождения
Конечно, родители хотят, чтобы ребенок сразу говорил идеально: четко произносил звуки, строил предложения, передавал эмоции различными интонациями. Некоторым семьям действительно везет: едва ли не в каждой младшей группе детского сада есть один-два ребенка, которые декламируют стихи на утренниках и произносят совершенно взрослые фразы.
Но такие дети – скорее исключение из правил. Не стоит на них равняться: всему свое время. Сами малыши на детской площадке или в парке отлично понимают друг друга и не обращают внимания на то, кто из них лучше говорит.
Ошибка №4. Говорить мило, но неправильно
Возраст: 3-4 года
«Каса, каса, ладость наса!» – звучит знакомо, но смысл понятен не сразу. Из-за подобного искажения звуков у детей могут сформироваться неправильные речевые привычки.
Если с ребенком «сюсюкают», подражают его речи, малыш просто не узнает, что надо говорить иначе. Он не будет стараться выговаривать все звуки, и возможно, эту ошибку придется исправлять с логопедом.
Ошибка №5. Учить только литературный русский язык
Возраст: 3-6 лет
Современные дети растут в смешанной языковой среде. Даже если дома говорят только по-русски, в детском саду и на площадке малыш может слышать речь и на других языках. А по ТВ или в играх нередко встречаются английские фразы.
Чтобы речь развивалась быстрее, знакомьте малыша с новыми языками (даже если не собираетесь воспитывать билингву) – например, включайте мультики и говорите на английском. Доказано, что изучение иностранного языка увеличивает некоторые области мозга, что хорошо для кратковременной памяти и поможет осваивать родную речь.
Ошибка №6. Зубрить буквы вместо звуков
Возраст: 3-6 лет
Порой родители верят: если ребенок научится читать, то и разговаривать он начнет быстрее. А чтобы научиться читать, нужно знать алфавит.
Но когда мы читаем или говорим, мы не называем буквы. Мы оперируем звуками, и воспринимать и запоминать их ребенку гораздо проще, чем буквы. Поэтому лучше начать со звуков и слогов, которые помогут взаимодействовать с окружающими, а научиться читать ребенок еще успеет.
Юлия Ивашкина, логопед-дефектолог и эксперт Авито Услуг, советует родителям:
Используйте звукоподражание, чтобы помочь малышу возрастом до трех лет сказать первые слова. Ему будет проще повторить «би-би», а не «машина», «ав-ав», а не «собака». Позднее лучше разговаривать с ребенком как со взрослым: использовать названия животных, предметов, имена людей.
Научите ребенка пить через соломинку, надувать мыльные пузыри, задувать свечи, дуть в свисток. Это поможет развить речевое дыхание.
Пойте песни в течение дня, комментируйте свои действия, читайте стихи и рассказы, проговаривайте вслух рецепты блюд из интернета или список покупок в магазине.
Разыгрывайте сценки и диалоги между игрушками или домашними животными, например, о том, как любимый мишка пришел есть кашу, которую привез ему красный паровоз. Можно придумывать героям имена со звуками, которые плохо выговаривает ребенок.
Сочиняйте истории про вашего малыша. Ему наверняка захочется продолжить или дополнить такой рассказ.
Имитируйте звуки природы: ветер, стук капель по крыше и т. д. Это поможет лучше контролировать язык и губы, и малышу станет легче произносить звуки.
Развивайте мелкую моторику с помощью специальных игрушек или природных материалов: от каштанов и камешков до гречки и проса.
Играйте в пальчиковые игры. Попробуйте вместе с малышом сделать пальчиковый театр из ткани или бумаги, чтобы разыгрывать сценки где угодно: дома, в очереди, на прогулке.
Разрешите рисовать на больших листах бумаги на полу или на плитке в ванной пальчиковыми красками. Это также развивает мелкую моторику, а вместе с ней и речь.
Какие книги помогут развить речь у ребенка
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет»
- Елена Молчанова «От слова к фразе. Для детей от 3 лет»
- Юлия Корсакова «Как помочь ребенку заговорить. Для детей от 1 до 3 лет»
- Виктория Бунина «Говорилки для молчунов: авторский курс запуска речи для детей от двух лет»
- Татьяна Воронина «Игры с рифмами. Стихи-сочинялки»
- Светлана Большакова «Мы идем гулять»
- Татьяна Бардышева «Ручки-говоручки. Развитие мелкой моторики»
Источник
К сожалению, современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 10-15 назад. Число детей с нарушениями речи увеличивается. Для этого существуют разные причины.
1. Индивидуальные особенности.
Каждый ребёнок особенный и развивается по своему «сценарию». Не страшно, если ваш малыш начал ходить на пару месяцев раньше сынишки подруги, а свои первые слова сказал на несколько месяцев позже. У каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития.
Если ребёнок начинает говорить с незначительным опозданием, то это нормально, малыш догонит своих сверстников и будет благополучно развиваться.
2. Отсутствие потребности говорить.
У ребёнка, которого очень сильно опекают родители, бабушки и дедушки, стараются предугадать все его желания, просто нет потребности в том, чтобы выражать свои мысли и желания при помощи слов.
3. Бедная речевая среда.
С самого рождения малышу необходимо слышать речь. Если с ребёнком не общаются во время кормления, одевания, купания, т.е. постоянно, то развитие речи будет замедленным.
4. Двуязычие в семье.
Дети в двуязычных семьях зачастую начинают говорить позже. Постоянно слыша два языка, они попадают в более трудные условия, чем их сверстники, которым нужно усвоить только один язык.
Чтобы мысленно разграничить два языка, необходимо определённое время. По этой причине задержка речи, недочёты в грамматическом оформлении фразы, неполные предложения вполне допустимы.
5. Некомфортные психологические условия.
Бесспорно, стрессы сильно влияют на детей. Испуг, нездоровая психологическая обстановка в семье, частые ссоры между членами семьи могут быть причиной для отставания в речевом развитии.
Для нормального развития детям нужны спокойная обстановка, позитивные эмоции и комфортный распорядок дня.
6. Обратная реакция.
Иногда родители бывают очень настойчивы, стремясь «разговорить» малыша. Если у ребёнка упрямый характер или по какой-то причине он не желает идти на уступки, то такие просьбы могут дать обратный результат: малыш вообще может отказаться от общения.
7. Наследственность.
Если ребёнок не торопится начать говорить, нужно узнать, когда у его мамы и папы появилась речь. Наследственность – важный фактор. Возможно, ребёнку просто достались гены не очень разговорчивого родителя.
8. Тяжёлая беременность и роды.
Нормальному развитию нервной системы ребёнка могут помешать проблемы при беременности или тяжёлые роды.
Обычно, такие проблемы выявляются во время обследования у невролога в раннем возрасте, но могут начать проявляться в период активного речевого развития.
9. Проблемы со слухом.
Чтобы накопить достаточный активный словарный запас нужно, чтобы ребёнок слышал речь окружающих. Если малыш не слышит речь или слышит слабо, у него в любом случае возникнут речевые проблемы.
10. Аномалии артикуляционного аппарата.
Если тонус артикуляционных мышц нарушен, укорочена подъязычная уздечка, наблюдается неправильный прикус или другие нарушения, то это также приведёт к нарушению речи.
Обязательно обратите внимание, если ребёнок затрудняется жевать твёрдую пищу, у него обильное слюнотечение, часто открыт рот.
11. Отклонения в интеллектуальном развитии.
Речь тесно связана с интеллектуальным и психическим развитием ребёнка. Наследственные заболевания, аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич, умственная отсталость, бесспорно, скажутся и на формировании речи.
Чтобы помочь ребёнку начать говорить, важно установить причины задержки речи. Не нужно ждать, пока неговорящий малыш заговорит сразу развёрнутыми фразами. Консультация специалиста позволит выявить причины и поможет найти пути её решения.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник