Что мешает развитию ребенка

Людмила Волобуева
Консультация «Что мешает развитию ребёнка»

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА?

Неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятный микроклимат в семье и отклонения в соматическом и психологическом здоровье матери и отца могут оказать решающее влияние на развитие ребёнка.

С момента зачатия ребёнка, во внутриутробном периоде, негативные воздействия могут нарушить или изменить ход развития плода.К таким воздействиям относятся: неблагоприятная экологическая обстановка (несоответствие воды воздуха санитарным нормам, несбалансированное питание и генно-модифицированные продукты); неблагоприятный микроклимат в семье (финансовая нестабильность, неудовлетворённость семейной ролью); отклонения в соматическом (текущее состояние органов и систем организма, уровень их развития и функциональных возможностей) и психологическом здоровье матери и отца (заболевание почек, печени, сердца и др., психическая и эмоциональная неустойчивость; употребление алкоголя и наркотиков; табакокурение; неконтролируемый приём лекарственных препаратов; длительная работа за компьютером).

Здоровье – состояние живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Здоровье человека является качественной характеристикой,складывающейся из наборов количественных параметров: антропометрических (рост, вес); физических (частота пульса); биохимических (содержание в организме химических элементов); биологических (состав кишечной флоры); психических, социальных.

Биологический уровень здоровья (совокупность антропометрических, физических, биохимических и биологических параметров) – отсутствие или наличие болезней у ребёнка. Большинство детей имеют с рождения проблемы ортопедического характера (дисплазии тазобедренных суставов, подвывихи, плосковальгусные стопы, неврологического характера (перинатальная энцефалопатия, нарушение тонуса мышц, терморегуляции сна, приёма пищи, дыхания, склонны к аллергическим реакциям, наблюдаются проблемы пищеварения (вздутие живота, дисбактериоз, нерегулярный стул).

В неблагоприятных семьях на указанные проблемы новорождённого, как правило, внимания не обращают. Недостаточность питания и несоответствие одежды ребёнка времени года создают условия для «естественного» и ежедневного закаливания ребёнка. Поэтому в этих семьях дети либо болеют очень редко, если иммунитет ребёнка позволил ему адаптироваться к таким условиям существования, либо дети проводят большую часть времени в больницах разного профиля. Получается, что дети из неблагоприятных семей часто выглядят здоровыми, но таковыми не являются. Относительное соматическое здоровье в раннем возрасте не означает здоровье в более позднем периоде. У таких детей уже в младшем школьном возрасте имеется ряд хронических расстройств, которые можно было предупредить в раннем возрасте, обеспечивая соответственное питание и лечение.

Особое место в рамках соматического здоровья ребёнка занимают простудные заболевания. Часто болеющие дети медленнее усваивают материал по возрасту (приходится пропускать занятия). Ослабленный иммунитет не способствует активности познавательной деятельности, а значит, тормозится развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления и речи.

Психологический уровень здоровья подразумевает соответствие двигательного, психического, личностного и речевого развития ребёнка возрастным нормативам. Принятые нормы развития имеют широкий диапазон, который нижней границей имеет отставание в развитии. Можно самостоятельно определить степень отставания или опережения ребёнком возрастных нормативов, зная примерные показатели развития на каждый возрастной период. Самыми распространёнными отставаниями в развитии являются задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР).

Социальный уровень здоровья подразумевает степень усвоения социальных норм поведения, формирования у ребёнка социальных мотивов деятельности и регулирования собственного поведения (система НАДО надстраивается над ХОЧУ и МОГУ, а также микроклимат в семье, который зависит от отношения родителей к ребёнку и их представлений о роли ребёнка в семье.

В большинстве случаев исследователи описывают демократический, либеральный и авторитарный стили семейного воспитания и выделяют гармоничные и дисгармоничные семьи.

А. С. Спиваковская выделила 4 типа отношений родителей к ребёнку в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения, провоцирующих нарушение его психологического здоровья.

1. «Козёл отпущения» – объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей.

2. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.

3. «Беби»ребёнок с ограниченными правами, с резким ограничением самостоятельности при сильной близости супругов.

4. «Примеритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, риск психоэмоционального неблагополучия ребёнка усиливается при авторитарной гиперсоциализации со стороны родителей, когда ребёнку навязывают стереотипы поведения без учёта его индивидуальных особенностей: при восприятии ребёнка «маленьким неудачником», приписывая ему личную и социальную несостоятельность; при высокой степени отвержения ребёнка родителем, в первую очередь матерью ребёнка, испытывающей злость, досаду, обиду.

Аналогичную точку зрения имеет исследователь Э. Г. Эйдемиллер, подчёркивая роль эмоционального отвержения матерью ребёнка и «мистификации» (внушение родителями детям того, в чём они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание неадекватной системы представлений о себе) в возникновении психосоматических расстройств у дошкольников и искажении их личностного развития.

Наиболее распространённым примером социальной причины отставания ребёнка в развитии является феномен «социально-педагогической запущенности», когда ребёнок при достаточных предпосылках для интеллектуального и речевого развития, но при отсутствии внимания, заботы и общения со стороны родителей начинает отставать в психофизических параметрах развития и не может усваивать материал общеобразовательных программ детского сада и школы.

Другим распространённым примером негативного социального влияния является невротизация детей дошкольного возраста в результате завышенных требований к ребёнку со стороны чрезмерно «активных» родителей, подавление самостоятельности и инициативы ребёнка. А. И. Захаровым отмечается, что личностные особенности матерей провоцируют развитие у детей психосоматических и неврозоподобных расстройств. В частности, автор выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как «Снежная Королева», «царевна Несмеяна», «спящая красавица», «наседка», «суматошная мать», «вечный ребёнок».

Консультациюподготовила учитель-логопед:

Людмила Викторовна Волобуева

Источник

Как и любая современная мама, я хочу дать своему ребенку как можно больше. Но, будучи перфекционисткой, мне постоянно кажется, что я что-то делаю не так. Поэтому на семейном совете было решено пойти к психологу, чтобы во всем разобраться.

Один из вопросов, которые меня интересовали, было мое любимое вождение ребенка на различные кружки и секции – оказалось, что это очень хорошо, и никак ему не навредит (а мы очень любим посещать такие мероприятия – я считаю, что ребенок должен уметь всего понемножку).

Но вот есть вещи, которые любой родитель хоть раз в своей жизни мог делать, и некоторые из них очень даже негативно влияют на развитие ребенка. Тут бы мне хотелось рассказать поподробнее, так как это очень впечатлило меня.

Бесконечные запреты

Я не имею такой привычки, но вот некоторые мамочки ничего не разрешают своим детям, так как слишком за них боятся. Ничего страшного не случится, если ваш малыш попрыгает по лужам или попробует пожевать песок – это будет лишь очередной опыт для ребенка.

Ни минуты отдыха

А вот тут я уже узнала и себя: если вижу, что ребенок перестал рисовать, сразу же даю ему в руки пластилин. Надоел пластилин – предлагаю конструктор.

Оказывается, что это только мешает ребенку развивать свою инициативность и творческое мышление.

Поэтому нужно предоставлять своим детям делать то, что хотят они (или ничего не делать – это тоже нормально).

Телесные наказания

Никогда не нужно бить своих детей. Если хочется как-то их наказать, то ищите более гуманные способы это сделать.

Телесные наказания увеличивают риск отставания детей в развитии и ухудшают ваши отношения с ними.

«Знай свое место»

Ребенок имеет право знать, что происходит в семье, так как это напрямую касается его. Даже если вам кажется, что он не поймет ваших взрослых дел, то постарайтесь объяснить их суть простым языком, и даже узнайте его мнение. Это даст ребенку понять, что он равноправный член семьи.

Максимальная защита

Иногда у меня включается желание никуда не отпускать сына, так как в большом мире его поджидает много опасностей. Но это не правильно, так как он должен знакомиться с миром и получать новый опыт каждый день.

Слишком активная похвала

Конечно, своих детей можно и нужно хвалить, но не стоит перебарщивать – это может сыграть с вами плохую шутку. Ребенок просто перестанет стараться, так как будет знать, что его в любом случае похвалят – а это ведь не то, чего вы добивались своей похвалой.

Никаких самостоятельных решений

Попробуйте довериться своему ребенку и разрешить ему выбрать себе шапку или печенье к чаю – это научит его принимать решения и сделает самостоятельным и уверенным в себе.

Предугадывание желаний

Да, маленькие дети могут всем своим видом показывать, чего именно они хотят. Но нужно давать ребенку высказаться, сначала жестами, потом уже словами, так как это прекрасный способ развития навыков общения.

Запреты на «взрослые» вещи

Мой сын раньше обожал играть с ложками и кастрюльками – он делал из них очаровательный оркестр.

Вам нужно только присматривать за свои малышом, и «взрослые» вещи не будут предоставлять для него никакой опасности.

Неуверенность в возможностях ребенка

Нужно всегда поддерживать начинания своих детей, и всячески им помогать – это ваша главная задача, как родителя.

После того посещения психолога я в скором времени избавилась от всех этих привычек, чего и желаю вам, ведь они слишком усложняют жизнь.

Попробуйте просто отказаться от некоторых из вышеприведенных пунктов, и ваши отношения с ребенком станут намного лучше – вот увидите!

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. А мы будем радовать самыми интересными статьями.

Источник

Развитие ребенка напрямую зависит от состояния его нервной системы, и в первую очередь – головного мозга. Не секрет, что во время родов дети часто (слишком часто) получают повреждение шеи и головы, которые редко (слишком редко) диагностируются и правильно лечатся. Это суровая реальность, с которой нам приходится жить. Что имеем на выходе? Различные нарушения в работе мозга ребенка, которые влияют на его развитие, поведение, и здоровье в целом.

Почему дети травмируются в родах?

Самая частая причина – это несоответствие размеров головки рождающегося плода родовым путям матери. Или дискоординация родовой деятельности. Или и то, и другое вместе. Так вот, эти факторы в большей или меньшей степени присутствуют в каждых родах. (Роды кесаревым сечением – это отдельная история, достаточно знать, что они дают примерно на 20 процентов больше повреждений, чем обычные роды).

Давайте поближе рассмотрим – как же происходит родовая травма.

Когда ребенок движется по родовым путям, он сталкивается со значительным сопротивлением и давлением на голову и шею. Это приводит к скручиванию головы и смещению атланта – первого шейного позвонка. Смещение атланта фиксируется глубокими мышцами шеи и сохраняется всю жизнь…

В результате смещения сдавливаются сосуды, питающие мозг ребенка и в первую очередь, страдает ствол – небольшой отдел головного мозга, который находится в непосредственной близости к шее.

Важность ствола мозга невозможно переоценить – от него целиком зависит наша жизнь. В стволе мозга, например, находятся дыхательный и сосудодвигательный центры. В случае их повреждения прекращается дыхание и сердцебиение, что приводит к немедленной гибели организма.

Ствол мозга управляет пищеварением – при его повреждении страдает работа кишечника, что приводит к запорам, вспучиванию, срыгиванию…

От ствола мозга зависит активность мозга днем, и глубина сна ночью – то есть, если страдает ствол мозга, то ребенок плохо развивается и не может нормально спать…

В стволе мозга находятся нервные центры, которые отвечают за жевание, сосание и произнесение звуков речи – артикуляцию. Поэтому повреждение ствола мозга проявляется не только тем, что ребенок плохо сосет грудь, но и нарушением речи, задержкой умственного развития, нежеланием или невозможностью общаться.

Смещение атланта нарушает и осанку ребенка, но об этом в отдельной статье.

Подводя итог, можно сказать, что проблема актуальна у большинства детей. Таковы реальности нашей природы и от этого никуда не деться. Также, с полной уверенностью можно сказать, что метод АтласПРОфилакс позволяет поставить атлант на место и вернуть ребенку правильное развитие и здоровое детство!

Что это такое, и как это сделать?

В начале 1990-х годов в Швейцарии был разработан способ исправления положения атланта. Автор метода – Рене Клаудиус Шюмперли – назвал свой метод «АтласПРОфилакс», подчеркивая, что с его помощью можно предотвратить («профилакс») проблемы со здоровьем, вызванные смещением атланта (второе название которого – атлас). Метод АтласПРОфилакс позволяет выявить и устранить смещение атланта, создав тем самым возможность для правильного развития ребенка. Он безопасен, и не связан с манипуляциями на шее. Коррекция атланта производится с помощью щадящего аппаратного воздействия, и не несет риска для здоровья.

В России метод АтласПРОфилакс применяется с 2011 года. Первый русский врач, который освоил этот метод и привез его на родину – Виталий Катаев, врач-невролог из Санкт-Петербурга. С тех пор метод получил довольно значительную известность, тысячи людей прошли коррекцию атланта. Медицинский центр «Атлас», которым руководит В.В.Катаев, является официальным представителем Международной Ассоциации АтласПРОфилакс в России.

Вы можете пройти консультацию врача Катаева и коррекцию атланта в следующих городах:
– Киров – с 19 по 23 сентбря;
– Глазов – с 24 по 25 сентября;
– Ижевск – с 27 по 29 сентября; – Казань с 30 сентября по 01 октября; – Санкт-Петербург со 02 по 04 октября и с 09 по 13 октября.

Задавайте вопросы и записывайтесь на прием по телефону
8 (800) 301-51-56 (звонок бесплатный).

Официальный сайт АтласПРОфилакс в России.

Источник

Почему, спросите вы, именно после года? Отвечаем: после года у детей угасает сосательный рефлекс, который до этого времени частично или полностью (это касается малышей на искусственном вскармливании) удовлетворялся пустышкой.

Но многие детки в силу, как правило, родительской лени, не выпускают ее изо рта чуть ли не до 3-4-х лет. Конечно, с соской проще. Во-первых, малышу легче успокоиться — опять-таки благодаря все той же привычке отвлекать себя именно так, а значит, мамам и папам проще «вставить» соску в рот крохи, и он еще долго будет тих и доволен.

Во-вторых, родителям не нужно искать замену и прилагать усилия, чтобы своевременно отлучить ребенка от этого аксессуара. Ну и в-третьих, по расхожему мнению, все дети сосут соску, и ничего. Но такая «псевдолюбовь» может обернуться для мамы и малыша неприятными последствиями. Проблемы с грудным вскармливанием, задержка в развитии речи, искривление прикуса, сосание большого пальца, обгрызание ногтей — далеко не полный список. Главное — ребенок не развивает способность выражать свои чувства и эмоции. Именно поэтому многие взрослые сохраняют привычку тащить в рот разные предметы: ручки, зубочистки, сигареты. Связано это с тем, что ощущение комфорта и безопасности с детства у них ассоциируется преимущественно с пустышкой, поэтому в любой, особенно стрессовой ситуации, они тянут что-то в рот.

2. Подгузники после полутора лет

Без этого изобретения сегодня не обходится ни одна молодая мама — достоинств у подгузников, конечно, тоже много. Главные из них — удобство и комфорт для родителей и малыша: сухие пеленки — спокойный и довольный ребенок. Это в первую очередь касается годовалых малышей. Совсем другое дело — детки 1,5-3 лет, которые уже сами должны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. И этому их учат именно мокрые колготки и простыни, доставляющие дискомфорт и неприятные ощущения. Когда же ребенок день и ночь проводит в подгузниках или непромокающих трусиках, то ничто не стимулирует его попроситься на горшок или проснуться ночью.

3. Говорящие интерактивные игрушки

Малышам нравятся говорящие, поющие, мигающие и движущиеся игрушки — это весело и увлекательно. С одной стороны, такие «игрушечные гаджеты» сами развлекают кроху, но с другой — совсем его не развивают. Что делает ребенок, в руки которого попадает музыкальная кукла с набором функций? Правильно, нажимает на кнопку, запускающую звук и движения и повторяет одни и те же фразы, записанные не всегда с должным качеством. Простор для детской фантазии в данном случае ограничивается интерактивными свойствами игрушки. Когда же малыш играет обычными куклами, машинками или солдатиками, он сам озвучивает своих персонажей, меняет интонации, раздает им роли, управляет ими в зависимости от выбранного сюжета. Именно такие игры развивают воображение.

4. Изогнутые столовые приборы

Эта категория детских товаров могла бы победить в номинации «Маркетинговые уловки для неопытных родителей». Производители борются за покупателя, предлагая им все новые и новые принадлежности для детей, с улучшенными свойствами и качествами, которые созданы в первую очередь для мам и пап.

На первый взгляд, изогнутая рукоять столовых приборов призвана облегчить малышу процесс самостоятельного принятия пищи: ребенку легче и удобней держать ложку/вилку, меньше пищи проливается на стол, да и крохе проще донести прибор с едой до рта. Но на практике видно, что используя такие «удобные» аксессуары, дети перестают учиться преодолевать трудности и доводить процесс до победного результата.

Если малыш привыкнет есть такой ложкой, то потом он с трудом сможет управляться обычной — ведь у него просто не будет нужного опыта и знаний. Результатом могут быть истерики во время трапезы и отказ от самостоятельного принятия пищи. Вам ведь это не нужно?

5. Трехколесные самокаты после 3-х лет

Самокат — необходимый спортивный инвентарь для развития и досуга ребенка. В 1,5—2 года малыш только знакомится с этим средством передвижения, поэтому наличие «дополнительных» колес вполне допустимо. Так ребенок может научиться уверенно кататься самостоятельно без помощи взрослых. Но в возрасте 3-х лет малыша следует пересаживать на «транспортное средство» классом выше — с двумя колесами.

Управление двухколесной моделью потребует от карапуза определенной сноровки. Такой самокат более скоростной и маневренный, поэтому понадобится чуть больше времени, чтобы уловить все нюансы и совладать с равновесием. Без синяков и шишек тоже не обойдется – и это нормально. Конечно, многие родители стараются уберечь своих чад от ненужных ссадин и слез, а себя — от необходимости помочь ребенку овладеть этим навыком. Поэтому большинство малышей так долго не пересаживаются на двухколесные самокаты и велосипеды.

6. Гаджеты без ограничения

Помните мультфильм про «Нехочуху»? Да, про того мальчика, который мечтал лишь смотреть мультики, играть и ничего не делать. Если не хотите, чтобы ваш малыш вырос зомбированным игроголиком, который ничем не интересуется, то ограничьте до минимума время, которое он проводит перед экраном планшета или ноутбука. Иначе увлечение подобными гаджетами со временем перейдёт в компьютерную зависимость, от которой будет очень тяжело «излечиться».

Погружение в виртуальную реальность негативно сказывается на уязвимой детской психике, что может привести к проблемам психологического и невротического характера: замкнутости, отсутствию интереса к реальной жизни, агрессии, депрессивным и суицидальным настроениям, срывам, нервным расстройствам и другим проблемам со здоровьем.

7. Включенный телевизор

Источник