Что является предпосылкой развития способностей у ребенка

Что является предпосылкой развития способностей у ребенка thumbnail

. . .

Развитие способностей у детей.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет. В действенном контакте ребёнка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества, совершающегося в ходе обучения, задатки – и общие у всех людей и вместе с тем у каждого человека различные – превращаются в многообразные и всё более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающая складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход её на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких её проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врождённые свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей учёного литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребёнка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. С точки зрения господствующей зарубежной психологии и педагогики готовность к обучению выступает как проявляющаяся в различных симптомах зрелость ребёнка, как независимый от обучения результат его созревания, над которым надстраивается обучение. В действительности же способность или готовность для школьного обучения в обучении и формируется, – конечно, на основе той подготовки, которую даёт дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не исчерпывается в школьном возрасте, как склонны были утверждать те, которые связывали её с определённым периодом возрастного созревания. Возрастные лимиты для обучения, которые пыталась установить буржуазная педагогика, совсем необязательны: практика массового обучения взрослых в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы всё же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей – как общих, так и специальных – обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя непосредственно превращать в критерий одарённости. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами – интересом к учёбе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны. Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одарённости детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одарённости.

С особенной осторожностью нужно относиться к прогнозам. Одарённость, т. е. уровень общих способностей ребёнка, не предопределена раз и навсегда их органическими задатками. Этот уровень обусловлен всем процессом развития личности; на различных этапах его он может изменяться; возможны временные задержки и притом не только в успешности, но и в развитии способностей; возможны также и периоды неожиданно быстрого их расцвета. Менее всего допустимо по низкой успеваемости сразу заключать о сниженной одарённости, относя её за счёт органической недостаточности или дефективности. Слабая успеваемость может быть обусловлена множеством причин, не имеющих ничего общего с врождённой органической недостаточностью или дефективностью. Так, случайно, вследствие тех или иных привходящих обстоятельств, у ребёнка может образоваться пробел в знаниях; этот пробел мешает ему следить за последующим; утеряв нить, ребёнок теряет и интерес к учёбе или к данному предмету; утеряв интерес, он перестаёт работать и таким образом всё больше выпадает из нормальной колеи. Образуется заколдованный круг. В результате, при недостаточно ответственном отношении педагога, положение может всё ухудшаться и создаться видимость безнадёжности, обусловленной стойкими, будто бы стихийными причинами. А между тем круг этот собственно легко разомкнуть, и будто бы “стихийное” бедствие является в действительности результатом человеческой нерадивости, отдающей во власть “стихии” то, что может и должно быть подчинено сознательному воздействию человека.

Иногда встречаются и случаи патологического снижения общих способностей, обусловленные органическими причинами, связанными с ненормальными условиями беременности или же с поражением нервной системы в результате заболеваний ребёнка. Но такие случаи относительно очень редки.

Для обозначения патологии, умственного недоразвития в психопатологии говорят об олигофрении и различают три её ступени: дебильность, имбецильность и идиотизм. Наиболее тяжёлой формой олигофрении является идиотизм – такой низкий уровень умственного развития, при котором индивид без опеки со стороны других людей вовсе не способен ориентироваться в окружающем. Такая тяжёлая форма олигофрении встречается очень редко. Имбецильность – следующая, средняя форма олигофрении; она означает такое значительное снижение умственных способностей, при котором к совершенно самостоятельной трудовой деятельности индивид мало способен. Дебильность – самая лёгкая форма олигофрении; она выражается в некотором снижении способностей, которое не исключает возможности учиться, хотя и по сокращённой программе и замедленными темпами. Для дебильных, умственно-отсталых детей создаются особые вспомогательные школы. Выделять в такие школы правомерно лишь детей с действительно патологическим снижением умственных способностей.

От хода развития, совершающегося в процессе обучения и затем в собственном производительном труде, зависит не только уровень развития способностей, но и их структура – более или менее равномерное развитие различных способностей или преобладание одной-двух специальных способностей на фоне более или менее ярко выраженной общей одарённости. В результате индивидуального жизненного пути, который проходит каждый человек, у него формируется – на основе его задатков – его индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребёнок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встаёт задача: учитывая способности учащихся во всём их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. Раз способности ребёнка не предопределены его врождёнными задатками, а являются не только предпосылкой, но и результатом его развития, само развитие способностей ребёнка не должно и не может совершаться стихийно, самотёком. Оно должно направляться сознательным воздействием человека.

Направление, которое получает развитие способностей подрастающего поколения, существенно зависит от тех требований, которые предъявляет к человеку общественная организация труда, от тех общественных идеалов, в которых эти требования отражаются, и тех форм, которые соответственно принимает организация обучения подрастающего поколения. Разделение труда – разрыв умственного и физического труда – и крайняя его специализация в условиях капиталистического общества привели к тому, что подавляющее большинство людей были лишены возможности всестороннего развития; человек стал приспособляться исключительно к выполнению одной частной функции и превращаться в орган или орудие этой частной функции или узко специализированной работы. В настоящее время перед нами встаёт задача преодоления разрыва между физическим и умственным трудом и такого поднятия культурного уровня масс, при котором было бы достигнуто уравнение людей физического и умственного труда. Тем самым перед нами встаёт как реальная задача формирование всесторонне, гармонически развитой личности. Всестороннее развитие личности предполагает не только всестороннее развитие интересов, но и всестороннее развитие способностей.

Психология bookap

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается её успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при не очень выраженных способностях. Очень значительные способности, подлинный талант, обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.

Всестороннее развитие интересов, означая развитие такой человеческой личности, которой ничто человеческое не чуждо, не исключает этим особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узко специализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) – на фоне достаточно высокого общего развития.

Источник

Способности

Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.

Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй – степень выраженности способностей.

Способности классифицируются на:

  1. Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Природные способности являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
  2. Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические способности подразделяются на:

  1. Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

  1. Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на: теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.

Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Уровни развития способностей:

  1. Способности;
  2. Одарённость – следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
  3. Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
  4. Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

  1. Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
  2. Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Приложение 3.1.1.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83» г. Сыктывкара

Консультация для воспитателей

«Развитие способностей детей дошкольного возраста»

Вакуева Е. М.

воспитатель

Источник