Что говорит ваш ребенок в 1 год и 2 месяца

Были сегодня в поликлиническом отделение при 18 психоневрологической больнице на консультации и уточнении диагноза
Направили к логопеду !! , сказали что у нас задержка психического развития
Видите ли ребёнок не может показать где его глазки,носик и т.д.
А ещё мы сами не едим
Ян болтает во всю )И мне кажется,что заговорит без проблем
А как у Ваших деток с речью в этом возрасте?)
42 ответа
Части тела Гоша знает, некоторые животных и их звуки знает!
Из слов только самые банальные: мама, папа, баба, дедя, ка (кот), гав-гав(собака), дяй, ня, няня (моя сестра), кака… по-моему, все!
Когда пойдете к логопеду?
о,мы кака тоже говорим ))
а любимое-это БА-БА и ПА-ПА,ВАУ ещё умеет
не пойдём)
должны были там и сходить к логопеду.так мы с ней поссорились,взяли заключение и уехали
Всегда не понимала и бесило когда до 3-х лет направляют к логопеду, идиоты. До 2-х лет ребёнок имеет право молчать, а потмо постепенно до 3-х ет начинает говорить. И то что до 2-х некоторые плохо говрят или молчат то в этом не ничгео страшного и это не проблема.от после 3-х лет да. А исправлять речь посл е5 лет.
А что им дети там стихи Пушкина на приеме читают?
на вряд ли
там вообще все дети практически были больные (серьёзные заболевания какие-то видимо)
ну глазки где должен показывать, это однозначно! Сами не кушают, но я думаю просто потому что ты вряд ли дашь есть ему так как он хочет.
Бред!Значит знает что-то другое!Все у вас в порядке,никто не судит о ребенке в таком возрасте по этим критериям
Нам 1,5 года, мы говорим только МАМА, ДА-ДА и КАТЬ-КА (так кошку зовут) да и не особо четко. Глазки и носик показываем у кого-нибудь только в хорошем настроении тет-а-тет с мамой или бабушкой, потому что по заявкам вообще ничего делать не любим. И мы сами едим только печение-сыр или колбасу с маминого бутерброда)) А разве ребенок в год и два месяца должен сам кушать и показывать где у него носик и глазки???
Я у своего спросила где носик, он показал, а я и не знала что он знает))) Правда нам 1,6. И еще научила показывать ножки, ушки, пупочек))) Но ей богу если бы не увидела тему, то и не задумалась бы над этим))) Не слушайте никого мне в полтора месяца в поликлинике невролог сказал что у нас отставание развития потому что мы голову не держим, педиат сказала что у нас лактозная недостаточность потому что сыпь на лице (у нас дизбиоз был), и чего мы только не наслушались. Больше я уже не хожу в бесплатные поликлиники))
и правильно делаете!
я тоже с этим делом закончила,надоели )
хорошо,что я эту тему подняла ;))
к логопеду раньше 3 лет не имеет смысла ходить..
мы тоже не едим сами ложкой,как то нет у сына к этому интереса пока, зато рот очень любит открывать)))) из частей тела только нос у игрушечной собаки знаем и можем показать, тока это редко бывает)) да и в общем мы молчуны
нам 1,7 мес.В 1год начали вроде говрить мама, папа, баба ,еще легкие слова повторял. А потом перестал. И сейчас только на своем балабочет.В основном так – на машину говорит УУУУ, на вопрос хочет ли писать – машет головой и т.д. Я так думаю если ребенок вас понимает и своими звуками выражается то это нормально, и не обязательно чтоб он прямо как взрослый уже разговаривал. Тем более я с ним целый день одна. Полноценных диалогов он и не слышит то путем. Сами ложкой тоже не едим, т.к . накормить вообще трудно, неедяка …поэтому тут уж как-нить еду в рот запихать и ладно))) Не переживайте – всё будет нормальн
я тоже одна сижу с Яном
мне кажется ему оч скучно со мной )
а когда кто-нибудь приходит домой-сразу болтать на своём начинает ))
Пять минут назад прочитала, что сейчас дети стали позже говорить и это норма!!!!! Все у вас нормально)))))
да,сейчас дети стали позже развиваться,нежели лет 10-15 назад
Дело не в развитии, а дело в том, что детей стали позже в сад отдавать, раньше были группы, где дети с пеленок в сад попадали, а сейчас средний возраст 3-4 года, а есть мамаши, которые обсолютно против детского сада, они считают, что сами в состоянии обеспечить нормальное развитие для своего ребенка.Грустно ))))))
мы тоже мало говорим, носик показываем, но не всегда. А детки и правда сейчас позже начинают говорить, успокаиваю себя этим
Источник
1г 1,5 мес. сын: мама, папа, баба, дай, на, ненана(ненадо) – очень редко, да. Вот и все. Остальное хоть и со смыслом но никому кроме него не понятно 🙂 06.12.2001 12:23:08, mara
Соня говорит: мама, папа, баба, Илья, Катя, Чита, спать, дать, пить, каша и еще много отдельных слов, но это вещь индивидуальная. Дочке моей подруге 2.2, а она говорит гораздо хуже Софии. 06.12.2001 10:47:22, Маруся
у нас было почти то же самое, слов 10, не больше….остальное – не переводимое:-)).. Скачок произошел примерно в полтора года и сейчас, в 2 года, Мишка болтает обо всем – полноценными предложениями.. 06.12.2001 09:29:07, Rimma
Моему скоро 1 и 3 мес. Так он иногда говорит мама, папа, да-да-да и у-у-у-у. Все! 05.12.2001 21:00:56, Vikcha
а мой в это время молчал и ничего не говорил 🙂 да и сейчас только что-то свое, а слов до сих пор нет, все ждем-с 🙂 а потом еще речь у мальчиков и девочек развивается по разнму – девочки, как правило, начинают говорить раньше и больше. 05.12.2001 19:01:38, Пластилиновая ворона
Мы говорим “мама”, “дай”, “дать”, “бай” (в смысле До Свидания), буквально пара дней как стали говорить “папа”. Еще иногда “дядя” и “тетя”, но это крайне редко. Всякий лепет еще. Нам, правда, год и 3. 05.12.2001 17:42:29, Руфина
Мы говорим – мама, дядя, баба, бампа (лампа), ба (собака) и на вопрос “Как собачка лает?” – ав-ав, спрашивает “Где?”, смешно разводя ручки в стороны, “чи” – часы, ко – котики, ку – кубики. Знает букву А:)))Называет везде, где видит, и очень этому радуется:))) 05.12.2001 17:18:49, одинокая мама
Мы еще говорили “Титяй!” (читай), первое слово было :))) Ну и куча всяких “как”, в общей сложности было что-то около 30 слов. А недавно вот стала говорить Дынька, это она так телепузиков называет. Само слово меня страшно умиляет, но вот любовь к этим дынькам как-то настораживает! 05.12.2001 15:42:00, Nat
в общем, больше ничего и не говорят…. 05.12.2001 15:07:53, *Анюта
Илонка много говорит слов и даже строит простейшие фразы “это….(тот-то или что-то)” и “дай…. (что-то). Иногда правда она говорит “дай это”, тогда я зависаю. Теперь некоторые слова: “мамака (мамочка), папака, бабука, Кати, Дими, Тани, Аня, Ваня, Ляля,(подруги и друзья),Тика, Зека (бабушка и дедушка), Айсик, бачка (собачка и имя нашей собаки), котик,кука (кролик), панда, Клёпа, Ираф (жираф), ток, низя, опас (опасно), Чизик (Чижик), мозно (можно),помоги, драсе (здрасте), пока, где, там, здесь, что это?, кто это?, мальчик, пальчик, патье (платье), дём (идём), шли (пошли), булять (гулять)татки (тапки), кати (катать), кака (покакала, качеля, каша, коляска, кататься и т.д.), наверное еще много слов, все не упомнишь. Ей 1 и 3 сейчас. 05.12.2001 14:44:48, Annette
нам тоже год и два месяца – говорим одно слово в день, то есть весь день повторяет какое-нибудь слово, на следующий его забывает
весело! 05.12.2001 14:43:16, alyonka
Болтает на своем очень много. Сейчас нам 1,5 – папа, мама, имена всех знакомых и друзей, и почти все слова. но в своей интерпретации (иногда очень похоже) 05.12.2001 14:10:17, Гызя
Когда дочке был 1г.5мес – говорила слов 5, а в год и восемь – уже со счета сбивались. Спрашивала у педиатора – она мне даже какую-то распечатку давала по нормам речевого развития, так там для 1г. норма 4 – 280 слов. Вот такой дипазончик. Так что ждите перлов. 05.12.2001 13:53:33, VikaP
в 1,7 говорим ЫЫ! в разных интонациях. Все понятно 🙂 05.12.2001 13:44:52, Olga Kouznetsova
баба, папа и непереводимые словосочетания 05.12.2001 13:43:14, Ku+ku=sya
Ну так это ведь от дитенка зависит. У кого как. Некоторые и в полтора года мама еле выговаривают, есть у нас такие знакомые. А у нас вот наоборот – Юлька начала болтать месяцев в 11,5, в год и 2 уже выражениями говорила, а сейчас (почти 1,5) говорит по несколько предложений сразу. Но ИМХО у нас что-то слишком рано все это. 05.12.2001 13:16:16, Wolf
Рано паникуете. Нам 2 и 1 и мы ничего не говорим :((( 05.12.2001 13:15:46, *Забава Путятична
А нам (2 ровно) сказали, что это уже задержка речевого развития, лечимся у невропатолога :((( 05.12.2001 19:47:28, —
зайдите в конференцию 3-7, там много мнений на этот счет. Все очень индивидуально. 06.12.2001 12:31:13, *Забава Путятична
У нас страший сын в 2,5 говорил непонятно, а дочка в 1,5 уже предложениями разборчиво. Ничего страшного! 06.12.2001 07:50:48, nina
И хочу, и боюсь.
Моему сынишке 1 год и 11 мес. Я обязательно хочу второго ребенка, и семья полнее, и детям интереснее и т.д. Но некоторое время назад меня начали одолевать сомнения такого рода: я так люблю моего малыша, что хватит ли у меня любви на второго? Мне нравится, что мой мальчик живой и доброжелательный, я привыкла к его характеру. А второй ребенок будет, конечно же совсем другим. А вдруг с ним будет сложнее и я буду раздражаться и сравнивать его с Сашей и т.д.
Если у кого были такие сомнения, подскажите, как вы с ними справились? 06.12.2001 10:00:27, Натуся
А как, интересно, лечитесь? Нам тоже советовали пить лекарства, но я пока боюсь давать. 06.12.2001 05:50:43, Наталья Л.
Источник
Наступает новый этап в его, да и в вашей жизни. В литературе по психологии и педагогике обычно подробно рассказывается о первом годе жизни, поскольку именно тогда происходят самые значительные изменения в развитии ребенка, а потом – о трехлетках, ведь именно в три года происходит знаменитый психологический кризис. Но период от года до двух лет не менее важен в развитии личности.
Малыш уже многое может понять, но пока ему очень сложно выразить словами свои мысли и желания. А как много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.
Давайте разберемся, как развивается речь в этом возрасте.
Стадия первая: первые слова
От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.
Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.
Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.
Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).
Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.
«Ы?»
В этот же период дети очень любят показывать пальчиком на интересующий их предмет с вопросительным словом «Ы?». Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Но такой жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если в этом есть необходимость.
Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. «Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Но когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других».
Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название – каждый, каждый предмет! «Ы?» с указательным жестом – это жадный вопрос: «Что это?» Это – кошка, а это – дом, а это – большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, но не может воспроизвести сам) с каждым разом становится все богаче, и когда-нибудь непременно из пассивного превратится в активный (активный словарь – это те слова, которые ребенок произносит).
Тактика ваших действий
Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.
Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.
Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.
Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.
Первые обобщения
Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?
Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.
В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.
Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр. Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.
И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.
Потешки и прибаутки
Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:
- Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
- Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
- Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.
Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:
- Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.
Или такая:
- Уж я Танечке пирог испеку,
- Уж я внученьке румяненький.
- На нем корочка пшеничная,
- А начиночка яичная,
- А помазочка медовая,
- Моя внученька бедовая.
- Эти потешки можно читать во время еды.
- Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
- Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
- Надо нарядиться, еду прокатиться!
Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:
- Дождик, дождик, пуще!
- Дадим тебе гущи,
- Дадим тебе ложку:
- Хлебай понемножку!
А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:
- Дождик-дождик,
- Полно лить,
- Малых детушек мочить!
В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:
- Катя, Катя, маленька,
- Катенька удаленька,
- Пройди по дороженьке,
- Топни, Катя, ноженькой.
Или:
- Заинька, походи,
- Серенький, походи,
- Вот так, вот сяк походи
- Вот так, вот сяк походи!
Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:
- У кошки боли,
- У собаки боли,
- А у Андрюши не боли,
- У Андрюши боль на березку улети.
В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.
Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:
- Ты дров не рубил,
- Воды не носил,
- Не будет тебе каши.
Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:
- Пошел сам искать:
- Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
- Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
- Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
- А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)
Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.
Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:
- Приди, котенька-коток,
- Приди, серенький хвосток,
- Приди, котик, ночевать,
- Приди с Дашенькой играть.
- Уж как я тебе, коту,
- За работу заплачу:
- Шубку новую сошью
- И сапожки закажу.
Стадия вторая: первые фразы
На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»
Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).
У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.
Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык.
Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.
«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.
«Болёй!» – добавляет ребенок.
«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.
Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.
Сюжетная игра и речь
Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.
На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется. Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой». Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.
Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.
Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:
- Большие ноги шли по дороге:
- То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
- Маленькие ножки бежали по дорожке:
- Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).
Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!
Ловкие пальчики
Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.
Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!
Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.
Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.
Малыш не говорит. Что делать?
В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.
Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.
Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно. Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать.
В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.
Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Источник