Что говорит ребенок в 3 года

Что говорит ребенок в 3 года thumbnail

Статья:

По теории Даниила Борисовича Эльконина (психолог советского периода), при нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

  • Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
  • Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
  • Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
  • Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
  • Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
  • Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
  • Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
  • Словарный запас около 1500 слов.

Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.

Речь ребенка в 3 года: отклонения

У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

  • Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
  • Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
  • Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
  • Имеет маленький словарный запас;
  • Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);
  • Говорит слишком быстро.

Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.

Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.

Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года

Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.

  • Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
  • Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
  • Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
  • Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
  • Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
  • Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
  • Играйте в сюжетно-ролевые игры;
  • Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
  • Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
  • Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
  • Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
  • Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.

То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.

Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Фото 1

Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.

Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.

Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?

Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.

Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.

Фото 2Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:

  • произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
  • малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
  • чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
  • в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
  • малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.

Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.

Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.

Звукопроизношение

По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.

Фото 3 Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.

Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.

В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:

  • замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
  • в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
  • звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».

Словарный запас

У трехлетнего малыша практически в два раза увеличивается активный словарный запас. Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.

Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».

Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.

При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.

Связность слов и предложений

Фото 4Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.

Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.

Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.

Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).

Как определить задержку речевого развития?

У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития. Родителям важно вовремя заподозрить наличие отклонения. Для этого необходимо знать особенности становления речи у детей раннего возраста. Они приведены в таблице ниже.

Фото 5

Становление речи начинается с гуления

ВозрастОсобенности речи
1,5-2 месяцагуление
4 месяцалепет
7-8,5 месяцевлепет, повторение хорошо получающихся слоговых цепочек
9-11 месяцевпервые слова
годзнание 10 слов
1-2 годаформирование фразовой речи
2-3 годапостроение простых предложений из нескольких слов
3-4 годаформирование связного языка

Распространенные признаки задержки развития речи:

  • малыш мало гулит, лепечет, беззвучный;
  • в год кроха не реагирует на звук;
  • в 2 года чадо не выполняет действий по просьбе родителей. Не может соединять слова в простые фразы;
  • в 3 года отсутствует собственная речь;
  • для общения используются преимущественно жесты и мимика;
  • наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Чтобы устранить задержку речевого развития, необходимо выявить и исключить влияние фактора, спровоцировавшего появление такой проблемы.

Специалисты выделяют такие основные причины:

  • проблемы внутриутробного типа, родовые травмы;
  • задержка нервно-психического становления;
  • получение черепно-мозговой травмы в раннем возрасте;
  • проблемы со слухом (глухота, тугоухость);
  • нарушения психологического характера;
  • дефицит общения.

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

Фото 6Родители, чьи дети плохо разговаривают в три года, задаются вопросом, что им делать. Комаровский отмечает, что, если у ребенка этого возраста речь абсолютно несвязная, то это повод обратиться к специалисту.

По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.

Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.

Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.

Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.

Видео по теме

Нормы развития речи от 0 до 3 лет:

Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.

Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Источник

В этом возрасте малыши – настоящие сгустки энергии, всегда готовые вскочить с места и побежать, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. К 3 годам мальчики весят 12,7-16,2 кг при росте 92,4-99,8 см, соответствующие показатели для девочек: 12,2-15,8 кг и 89,3-99,6 см*. У большинства детей режутся вторые молярные зубы, сначала нижние, потом верхние. Этот процесс может быть болезненным, ведь молярные зубы достаточно крупные.

Что должен знать и уметь

Малыш теперь может уверенно держать карандаш или мелок, используя большой, указательный и средний пальцы. Ребенок может создать настоящий шедевр из кругов, точек и линий. Некоторые дети могут рисовать параллельные прямые линии. Многие малыши к 3 годам умеют расстегивать и застегивать молнии на одежде и нанизывать бусины на нитку, ведь теперь они гораздо лучше могут координировать работу органов зрения и движение пальцев.

Малыш умеет составлять простые предложения и активно использует местоимения «я», «мне», «ты». Скорее всего, он уже умеет считать до трех и выше. К 3-м годам словарный запас ребенка составляет более 900 слов и он может произнести не только свое имя, но и фамилию. Взрослые обычно понимают более 75% того, что говорят дети в этом возрасте. Малыши могут придумать и рассказать небольшие истории как с собственным участием, так и с участием вымышленных персонажей. Почти у ⅔ детей этого возраста появляются воображаемые друзья, выступающие в роли компаньонов по играм.

К трем годам малыши пытаются классифицировать окружающие их предметы по определенным признакам. Многие дети начинают собирать коллекции из камней, веточек, стеклышек и т.д. Отнеситесь серьезно к новому увлечению малыша, подарите ему специальную коробку или ящичек для его «сокровищ». Собирая, например, «коллекцию минералов», ребенок уже понимает, что у камней могут быть как общие свойства, так и различия – в цвете, размере и т.д.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь, когда дети могут выразить свои мысли и желания словами, у многих малышей появляется привычка командовать: «Мама, одень на меня куртку!», «Бабушка, принеси другой грузовик!». Ребенок чувствует себя центром Вселенной и уверен, что все должны подчиняться его желаниям. Это вполне естественный период в развитии ребенка. Скоро малыш поймет, что используя ласковый тон и слова «спасибо» и «пожалуйста», он быстрее добьется желаемого.

Стремление к независимости может проявляться у детей по-разному. Некоторые малыши постоянно говорят «нет». Другие отказываются ложиться спать без любимой красной пижамы. Даже если мама строго объяснила, что рисовать на обоях нельзя, – ребенок попытается проверить границы дозволенного и нарисует что-нибудь на стене. И ни за что не сознается, если мама спросит: «Кто это сделал?».

В этом возрасте дети часто говорят неправду, но, обычно, вовсе не для того, чтобы обмануть родителей. Для ребенка граница между реальностью и вымышленным миром очень расплывчата. Например, малыш постепенно и сам начинает верить, что именно придуманный им дракон разбросал все игрушки. Хотя ребенок в этом возрасте может помнить события, которые произошли несколько дней назад, это не относится к таким незначительным фактам, как, например, сломанный карандаш. Если вы спросите вечером у ребенка: «Кто сломал красный карандаш?», то малыш, который последний раз имел дело с этим карандашом рано утром, может просто не вспомнить об этом и честно ответить: «Не знаю!».

Дети уже умеют играть игрушками по очереди, могут поделиться с окружающими интересными предметами и угощениями. Малыш охотно встречается и играет с другими детьми, но, в случае возникновения конфликтной ситуации, он обычно обращается за помощью к родителям или знакомому взрослому.

Агрессивное поведение у малышей часто возникает потому, что в арсенале ребенка не находится других средств, чтобы выразить свои эмоции. В его словаре не хватает слов, чтобы описать бурю, которая бушует внутри малыша. И, еще не научившись сдерживать свои порывы или анализировать эмоции, ребенок кусается, толкается, вопит, пинается и превращается в настоящее маленькое чудовище. По возможности, реакция родителей на вспышки детской агрессии должна быть спокойной и одинаковой во всех подобных ситуациях, от выражения лица до фраз, которые мама или папа используют, чтобы успокоить малыша, например: «Ну вот, ты опять укусил Ваню. Сегодня больше никаких прогулок». Когда малыш успокоиться, попробуйте вместе разобраться, что его так разозлило. Скажите, что иногда злятся все люди, но кусаться и драться – это плохо. Можно выразить это чувство и по другому: попинать мячик, побегать, сказать своему товарищу по играм, что он ведет себя неправильно, или обратиться за помощью к родителям.

Чувство юмора у детей проявляется не в тонкой иронии и способности произносить остроумные шутки, скорее, ребенок склонен к фарсу: он обожает издавать странные звуки и корчить нелепые рожицы. Юмор может помочь маме убедить малыша одеться самостоятельно. Мама может сделать вид, что разучилась правильно делать самые простые вещи: «Как же одеть этот носок, может быть, нацепить его на нос?». Ребенок, видя такое глупое мамино поведение, вынужден поправить ее: «Нет, на ножку!», и все сделать сам.

Как научить ребенка говорить

Играйте с вашим малышом в разнообразные ролевые игры, например, «осмотр врача», «обед в гостях», «путешествие на поезде» и другие, моделирующие ситуации из реальной жизни. Задавайте подробные вопросы: «Какой компот варится в кастрюльке?… Сколько вагонов в поезде?… Сколько к нам придет гостей?». Ваши вопросы не только развивают мыслительные и разговорные навыки малыша, но и стимулируют его воображение. Ролевые игры – отличный способ обучения хорошим манерам. Не забывайте говорить «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините», «добрый день», «спокойной ночи». Ребенок не просто будет повторять за вами, но и научится правильно использовать формулы вежливости.

Скоро малыш начнет играть не только в «подражательные» игры, но и в игры, основанные на воображении. Обыкновенная кукла может превратиться в настоящую принцессу, со своим именем и биографией, которую надо одевать и кормить, укладывать спать и расчесывать и обязательно разговаривать с ней «как с настоящей».

Если, по каким-то причинам, прогулка на свежем воздухе невозможна, поиграйте с малышом в активные игры дома. Например, в «Повторяй за лидером»: ведущий ходит по комнате то медленно, то ускоряя шаг, подпрыгивая, подскакивая на одной ножке, наклоняясь вперед или поднимая руки. Задача других игроков в точности повторять действия лидера. Потом игроки меняются местами.

На прогулке можно заняться с малышом основами азбуки и простой арифметики. Вслух считайте все ступеньки. Не забудьте посмотреть, как выглядит номер вашего дома или квартиры. Собирайте листья или веточки и выкладывайте с их помощью на земле цифры или буквы. Посмотрите на небо, наверняка там есть облако, силуэт которого похож на цифру «7» или букву “А”.

Поощряйте интерес своего ребенка к чтению. Читайте со своим малышом одну книгу снова и снова, скоро он запомнит отдельные слова и целые предложения и будет пытаться продемонстрировать вам свои навыки «чтения». А на прогулке ваш малыш будет узнавать знакомые буквы на вывесках.

Обязательно обсуждайте со своим малышом все, что произошло за день и вместе придумывайте планы на завтра, пусть это станет вашим вечерним ритуалом. Например, спросите малыша: «Что мы будем делать, если завтра днем пойдет дождь?». Чем активнее вы вовлекаете ребенка в «серьезные» разговоры, тем быстрее он развивает свои языковые навыки и навыки ведения диалога.

Сон

Дневной сон, которому дети в этом возрасте так активно противятся, пока еще необходим большинству малышей (оптимальный режим сна: 10-11 часов ночью и 2-2,5 часа днем*). Помочь ребенку заснуть днем может сокращенная версия вечернего ритуала подготовки ко сну, который принят в вашей семье. Задерните шторы, убавьте звук у работающих приборов, прочитайте небольшую сказку.

Если малышу не нравится само слово «сон», предложите ему просто полежать и отдохнуть. Объясните ребенку, что, даже если он уже вырос и ему не надо спать днем, то его маленьким «друзьям»-игрушкам отдых просто необходим, и их надо не только уложить их спать, но и показать им хороший пример и лечь в кроватку самому.

Если у вас есть возможность, прилягте отдохнуть вместе с малышом, скажите ему, что вы устали, попросите его помочь вам заснуть.

Несколько раз за ночь просыпается большинство детей, и не все могут заснуть снова самостоятельно. Некоторых малышей успокаивает присутствие любимой игрушки-«обнимашки». Другие начинают плакать и звать родителей или отправляются на их поиски и проводят остаток ночи в семейной кровати. Следуйте своим инстинктам. Если вы считаете, что малыш уже достаточно взрослый, чтобы спать всю ночь самостоятельно, попробуйте убедить его, что спать в своей «взрослой» кроватке гораздо удобнее. Комфорт и безопасность для малыша связаны с близостью родителей. Обязательно обнимите малыша, скажите ему, что вы обязательно придете, если будет нужно. Ваш ребенок должен знать, что вы всегда в пределах досягаемости, чтобы обнять и успокоить, но ваше постоянное присутствие необязательно. Лучше, чтобы малыш окончательно заснул в одиночестве, тогда он не будет ожидать вашего присутствия рядом в момент пробуждения.

Живое детское воображение иногда заселяет темноту страшными чудовищами и опасностями. В этом возрасте дети могут начать бояться темноты. Не смейтесь над детскими фантазиями и не пытайтесь опровергнуть их с помощью логики. Обыкновенный ночник или свет из коридора поможет успокоить страхи малыша.

Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Питание

Здоровье и активность малыша во многом зависят от его питания. Сбалансированная диета трехлетнего ребенка должна включать в себя каши, нежирное мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, зелень, бобовые и хлеб из муки грубого помола.

На третьем году жизни детям можно давать мясо 5-6 дней в неделю, не более 60 г в день. Для детского питания подойдет говядина, свинина, телятина, мясо индейки, кролика или курицы, а вот от употребления мяса утки и гуся лучше пока воздержаться. Полезно устраивать вегетарианские дни 1-2 раза в неделю.

На свете нет существа более активного, чем трехлетний малыш. Неудивительно, что между основными приемами пищи ему приходится перекусывать, чтобы не проголодаться. Перекусы не должны нарушать привычный режим питания, лучше приучить ребенка к тому, что есть можно только за столом на кухне. Фруктовый салат, крекер, зеленая фасоль и кусочки яблока – идеальный вариант для перекуса в течение дня. Чтобы помочь малышу забыть о вредных конфетах и других сладостях, проявите фантазию. Из кусочков яблока можно выложить цифру 3 или улыбающуюся рожицу. А крекеры можно макать в йогурт – так их есть гораздо интереснее.

Лучше всего утоляет жажду кипяченая вода, охлажденная до комнатной температуры. Также детям можно пить слабо заваренный чай, компоты, кисели, напитки из трав и плодов. А вот о кофе лучше забыть до 12 лет.

Уход за ребенком

Дети в этом возрасте необыкновенно активны: они с удовольствием бегают, прыгают, карабкаются, играют в мяч и т.д. Для полноценного развития детскому организму необходимы ежедневные физические упражнения. Отведите на активные игры не менее 1,5 часов в день. В этом возрасте детям не стоит посвящать неактивным занятиям более 60 минут подряд (за исключением перерывов на сон). Занимайтесь зарядкой вместе с малышом, наверняка, вам понравится прыгать «как лягушка», шлепать ластами «как пингвин», переваливаться «как медведь» и имитировать других животных.

Устройте «полосу препятствий» прямо в комнате. Используйте устойчивые стулья, ящики для игрушек, подушки и другие предметы, безопасные для детей. Во время прохождения «полосы препятствий» у малыша должна быть возможность проползти под стулом или вскарабкаться на небольшую высоту, используя подручные материалы. Поставьте перед малышом какую-нибудь несложную задачу, например, найти в коробке зеленый мяч и донести его до корзины, которая стоит на диване.

Яркая лента на полу комнаты может превратиться в узкий мостик над пропастью, через которую надо перебраться, чтобы спасти принцессу или плюшевого мишку.

Для того, чтобы убедиться в здоровье детских зубов, поход к стоматологу неизбежен. Посоветуйтесь с врачом, как лучше ухаживать за зубами, какую щетку использовать, как правильно полоскать рот. Подготовьте малыша к посещению врача заранее, например, отправив проверить зубки игрушечного крокодила.

Источник