Что если ребенок 3 года ложиться поздно спать

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
« НазадРебенок поздно ложится спать. Что делать? 22.05.2019 14:19втор статьи: Екатерина Рухленко РЕБЕНОК ПОЗДНО ЛОЖИТСЯ СПАТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ? Ко мне часто обращаются с подобным запросом. Прежде всего давайте разберемся в ситуации. Ситуация 1. Вы укладываете ребенка достаточно рано, но он долго засыпает? Ситуация 2. Вы ждете пока ребенок сам захочет спать, но это происходит поздно? Узнали себя в ситуации 2? НЕ ЖДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК САМ УЛЯЖЕТСЯ РАНО Такое бывает, но редко. И применимо к очень спокойным детям. Среднестатистический ребенок не пойдет спать сам, пока его «не вырубит». Ведь вокруг столько интересного! Если ваша проблема состоит в том, что вы отдали на откуп самому ребенку решать время начала сна, то не нужно жаловаться. Вот пример моего недавнего диалога с папой двух детей. Сергей: «У нас дочки – близняшки. Им по 4 года. Не можем их рано уложить. Раньше 23 не засыпают.» Я: «А как вы их укладываете?» Сергей: «Нуу. Ждем пока сами захотят пойти в спальню» Я: «А во сколько встают?». Сергей: «В 6.30 встаем в сад.» Ошибка родителей в этом случае – ожидать, что девочки сами изъявят желание отправиться спать. Как результат девчонки спят 7,5 часов ночью и может еще 1-1,5 в саду. Всего 8,5-9 часов в сутки! При возрастной норме 11-12 часов. А дефицит сна влияет на все: на развитие, на обучаемость, на здоровье. Если вы устали от такой жизни, тогда начинайте с описанного ниже плана. 1. Поймите: есть ли у вас проблема? А сколько вообще должен спать ваш ребенок? Проанализируйте:
Проанализируйте наличие признаков переутомления у вашего ребенка, признаков необходимости начинать сон раньше. Здесь сразу скажу, что у детей от двух лет и старше обычно индикаторами могут быть эмоциональные и поведенческие проблемы. Например, частые истерики, буйное поведение по вечерам, капризы в вечерние часы, повышенная активность в 19-22 часа. Подробнее читайте про признаки дефицита сна у ребенка и плохое поведение вызвано нехваткой сна. Если вы видите, что ребенок чрезмерно активен в вечерние часы, это не означает, что он не хочет спать. Как правило наоборот. Проблема состоит в том, что при пропуске оптимального времени начала сна ребенок входит в «красную зону» – состояние стресса. И потом он действительно не может уснуть из-за циркуляции кортизола в его крови. То есть ребенок мог спокойно уснуть в 21 час и был физически готов к этому. Но так как он не был отправлен в постель, в итоге он пропустил «окно», переутомился и в течение как минимум 90 минут он не мог уснуть физически. Он развил чрезмерную активность потому что переутомился! В итоге он просто выключился в 23 часа в состоянии крайнего утомления. 2. Примите решение об установлении режима Если вы решили вплотную заняться режимом своего ребенка и сделать его более четким, тогда задайте себе пару вопросов:
Если вы решились, начинайте устанавливать новый режим. Действуйте постоянно. Не ждите изменений в один день. Для установления четкого режима требуется как минимум неделя! Читайте подробнее: нужен ли режим ребенку? Режим всегда сдвигается с утра. Если ваш ребенок поздно ложится и поздно встает, начинаем с коррекции подъема. Если же ребенок не досыпает: поздно ложится, но рано встает, тогда начинаем с вечера. 3. Внедрите четкие правила Самое главное: это вы как родитель решаете во сколько ребенок должен спать. Не ваш ребенок решает, а вы. То есть вы не должны ждать пока ваше чадо уснет само. Идите и укладываете его спать! Каждый день. Такие правила! И эти правила устанавливаете вы. В зависимости от возраста объясните правила ребенку. Установите границы в поведении. Например, после отбоя мы не включаем свет и не выходим из спальни. Читайте подробнее про правила и границы. 4. Помогите ребенку через ритуал Если до сих пор у вас не было ритуала перед сном – внедрите его. Редко, когда ребенок сам пошел в спальню и молча уснул. Ребенку нужно помочь настроиться на сон. В зависимости от возраста наполнение ритуала будет разным. Но как правило, в возрасте от двух лет и старше, это чтение книги, обнимашки, разговоры о прошедшем дне и так далее. Стабильный ритуал создает привычку. Привычка помогает ребенку не сопротивляться укладыванию. Подробнее про ритуал. 5. Исключите гаджеты и просмотр телевизора перед сном. Это возбуждает и не способствует сну, а также негативно влияет на мелатонин-гормон сна. Ограничьте просмотр телевизора, планшета или телефона как минимум за 90 минут до начала сна. Экран не должен быть частью ритуала ни в коем случае! Подробнее про негативную роль экрана. 6. Оптимизируйте уровень мелатонина ребенка натуральным путем Современный образ жизни не способствует хорошему сну. Существуют факторы, негативно влияющие на гормон сна. Недостаточная концентрация мелатонина не позволяет ребенку уснуть рано. Ритм ребенка может съезжать на поздний из-за того, что он мало времени проводит на улице. Читайте подробные статьи с советами на этот счет: Что такое мелатонин и как его оптимизировать. Прогулки чтобы спать лучше 7. Не ждите изменений в один день Наберитесь немного терпения. Вам потребуется от 7 до 14 дней на изменение существующего порядка. ЕСЛИ РЕБЕНОК ДОЛГО ЗАСЫПАЕТ Ваша проблема состоит в том, что физически ребенок укладывается вроде бы вовремя, а вот засыпает долго? Это другая ситуация. Причин может быть множество. Смотрите подробный материал на этот счет. КОГДА РЕЖИМ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЗДНИМ Лично я – абсолютный сторонник раннего начала ночи для детей. Читайте подробнее про пользу раннего укладывания. Но иногда режим ребенка действительно может быть поздним. Например, если ребенок сова от рождения или может бодрствовать больше других детей. Посмотрите эту статью. |
Источник
В том, что ребенок слишком поздно ложится спать, нет ничего хорошего ни для родителей, ни для малыша. И никакие доводы и оправдания в плане, что «уложить непоседу – это еще та беда», здесь будут неуместны. Как бы то ни было, но своевременный отдых и сон для подрастающего человечка является залогом практически всего: умственного развития, психического и физического здоровья. Жизнь по режиму, как бы строго не звучала эта фраза, является самым верным и правильным вариантом, если мы, любящие родители, хотим вырастить из своих чад дисциплинированных, собранных и внимательных людей.
Одно время мне довелось наблюдать, как живет молодая пара с маленьким трехлетним ребенком. Терпения слышать, как плачет, кричит, стучит малыш после 12 ночи, а то и позже, у меня хватило ненадолго. В одну из таких шумных ночей я все же решилась подняться на этаж выше и поинтересоваться, почему же их ребенок до сих пор не спит? Молодая девушка (приятной внешности) стала предо мной извиняться за доставленные неудобства и объяснять, что никак не может уложить своего сынулю, и что она постарается сейчас же его утихомирить (и утихомирила, к слову сказать). Честно говоря, моё негодование было вызвано не тем, что мне доставляют неудобства, а тем фактом, что родителям, выходит, абсолютно не жаль своего малыша. Я, конечно же, понимаю, всякое бывает, но если ребенок слишком поздно ложится спать каждый раз, то каким же он бывает по утрам? Ведь детский сад и работу никто еще не отменял?! И в данной ситуации, вполне очевидно, почему у мамы такие проблемы с малышом. Он живет так, как ему хочется, никакого режима, именно он диктует условия и устанавливает правила. И только попробуй пойти против них: слезы, капризы и крики.
А теперь, уважаемые родители, давайте рассмотрим более подробно, почему же крайне нежелательно, чтобы ребенок слишком поздно ложился спать.
Отрицательные моменты:
Очевидный вред для здоровья
Здесь следует рассматривать как физическое, так и психическое состояние здоровья. Все мы, взрослые, знаем, как это просыпаться утром, когда, кажется, что и уснули то совсем недавно. Совершенно не отдохнули, сил не набрались, мысли путаются. Но мы-то уже выросли, и деваться нам некуда. С детьми ситуация совершенно другая – их маленький организм еще только растет и развивается. Недостаток сна для него – это что недостаток пищи и воздуха. Из-за чрезмерной и длительной активности идет огромная нагрузка на позвоночник и всю костную систему, ведь малыш весь день и вечер на ногах. Ослабевает иммунитет, снижается умственная деятельность мозга, а внимание еще больше делается неустойчивым. Более того, ребенок становится раздражительным, капризным, может быть как гиперактивным, так и чрезмерно спокойным, а вернее, отрешенным от реальной действительности. Заложить какие-то азы различных умений и навыков в такого «разбитого» малыша практически невозможно. Кроме этого, следует помнить, что именно в 3 года у ребенка активно формируется речь, а значит, голова у него должна быть ясной, а организм отдохнувшим.
В случае регулярного недосыпа у малыша могут возникнуть большие проблемы с дисциплинированностью и собранностью. А ведь именно эти качества будут необходимы ребенку, когда он пойдет в школу. И в пользу режима здесь можно привести тот факт, что те дети, которые делают домашние задания в одно и то же время, быстрее других становятся отличниками.
Неудобства для родителей
Когда родители укладывают ребенка спать поздно и как придется, они не могут даже приблизительно построить свои планы на вечер. А ведь и они также должны отдыхать и проводить время в свое удовольствие. И, как правило, убаюкивать малыша им приходится сквозь уговоры, капризы и тому подобное. Одним словом, приятного здесь мало. Что же делать с непоседой и как его уложить вовремя?
Только для тех родителей, которые не приучили ребенка ложиться спать в определенные часы, подготовка ко сну сущая каторга. Но поверьте, всё может быть (и есть!) совершенно по-другому. Надо всего лишь приложить усилие и выработать чёткий режим, никаких «ещё чуть-чуть» или «ладно, поиграй еще». Если спать нужно в 20.00, значит в 20.00. Со временем у ребенка «настроятся» «внутренние часы» и он будет засыпать буквально в считанные минуты. Главное, стойко пережить все его истерики, если до этого он засыпал, когда хотел, и не идти у него на поводу. Но, силовые методы здесь применять не в коем разе нельзя. Малыша нужно приучать хитростью.
Вот несколько советов, которые должны помочь:
– если приближается время сна, постарайтесь оградить ребенка от подвижных и эмоциональных игр, развлечений
– оставляйте все домашние дела, телефонные разговоры и компьютер (и даже гости подождут, если они к вам заглянули)
– придумайте интересную форму проведения всех вечерних водных процедур
– читайте книжки и рассказывайте истории, поговорите с малышом перед сном
– если на завтра предстоит какое-нибудь событие (покупка игрушки, поход в зоопарк, например) обыграйте ситуацию, чтобы ребенку захотелось быстрее уснуть
– устраните из детской все отвлекающие детали (светящиеся, музыкальные предметы, телевизор и т.п.)
– купите красивую пижамку, постельные принадлежности и тоже используйте их в качестве завлекающего приема
И помните, ребенок слишком поздно ложится спать не потому, что он вредный и капризный, а потому, что именно вы сами ему это позволяете. А затем, что нередко бывает, еще и наказываете за такое непослушание. А ведь он, по сути, ни в чем не виноват.
Источник
Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.
– Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!
А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.
Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».
Засыпание: как помочь ребенку
В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.
- Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
- Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.
То, что пора спать, – это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» – полная неожиданность. А неожиданность – это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания – привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.
- Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
- Раздражитель внутри – навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
- Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой – создать комфортные условия.
Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?
- Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания – если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
- Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
- У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове “спать” на ребенка нападают жажда, голод и запор…»
В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба – расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.
При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.
Как уложить ребенка спать: 3 приема
«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и “да здравствует веселая ночка”… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»
Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.
Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.
Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего – равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.
Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, – наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.
Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую – на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.
Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, – чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.
Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»
У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)
Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…
И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.
Источник