Что делать если ребенок зажатый 3 года

Что делать если ребенок зажатый 3 года thumbnail

В современном мире, где ценятся активность, умение постоять за себя, уверенность и общительность – детям с более мягким и уступчивым характером приходится особенно нелегко. Как и непросто родителям, обеспокоенных робостью малыша.

Их легко понять! Ведь, когда видишь, что ребенок боится подойти и попросить игрушку у соседского мальчишки или не отвечает на уроках, даже зная правильный ответ, невольно в голову приходит вопрос: каким он вырастет?

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА – ЭТО НОРМАЛЬНО?

Застенчивость может проявляться в таких ситуациях как:

  • поход в гости, общение с малознакомыми людьми;

  • на этапах социализации в школе и в саду;

  • с родственниками, которых малыш видит редко;

И это лишь небольшая часть ситуаций. Стеснительность проявляется молчанием, отсутствием контакта “глаз в глаза”, робкими и односложными ответами, пугливостью. Дитя то и дело жмется к маме, прячется и отворачивается. Или же просто не пытается наладить знакомство самостоятельно, предпочитает уединение.

Думаю, что у каждого сохранились в душе моменты, когда мы вели себя застенчиво. Поэтому в этой черте нет совершенно ничего плохого, она встречается у очень многих детей!

По результатам американских исследований, 80% опрошенных сказали, что страдали от стеснительности в разные периоды своей жизни. На территории стран СНГ (исследование В. Н. Куницыной) около 30 % женщин и 23 % мужчин отнесли себя к застенчивым людям.

Психологи рассматривают застенчивость как целостное психическое явление. Это значит, что оно затрагивает всю личность целиком и может быть как переходным этапом в формировании характера, так и постоянной чертой!

Как же разобраться: останется ли мой малыш таким навсегда или со временем отбросит робость? Для этого необходимо рассмотреть основные причины, которым вызвана стеснительность.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК СТЕСНЯЕТСЯ?

Неуверенность в себе, страх перед незнакомцами, невозможность постоять за себя – появление подобных характеристик у ребенка может иметь разные источники. Давайте рассмотрим основные из них.

  1. Застенчивость как особенность возрастного периода

Такая черта как стеснительность может быть вовсе не связана с характером. Конечно, у бойких и общительных малышей она встречается реже, но даже они могут стать жертвой робости, оказавшись в новом социальном окружении.

Появление детской застенчивости – нормальное явление для младшего школьного возраста. Наиболее ярко оно выражается в возрасте пяти лет, что связано с возрастающей потребностью малыша в одобрении со стороны взрослых.

Конечно же, частенько стеснительность сопровождают переходные этапы в социальной жизни: поход в сад или школу, смену коллектива. К примеру, ребенок был привычный к одному кругу, а тут его переводят в новый класс, где у него нет друзей – настоящий стресс! В таких ситуациях родителю нет нужды беспокоится. Достаточно лишь выждать время, когда круговорот общения опять закрутится вокруг школьника.

Отдельно стоит рассматривать подростковую застенчивость, которая характерна именно для этого возрастного периода. Даже если ребенок был бойким и веселым, в этот “трудный возраст” он начнет сомневаться в себе и испытывать новые социальные страхи: осуждения, критики, непонимания, неприятия со стороны группы.

Многих подростков преследуют мучительные фантазии о том, что все за ним наблюдают, посмеиваются за спиной. Он может отказаться выступать на публике, чтобы не быть публично униженным. И это тоже нормально! Стоит терпеливо отнестись к этим особенностями, даже если они доставляют немало хлопот. Вполне вероятно, что уже через несколько лет от них не останется и следа.

  1. Застенчивость как неумение коммуницировать

Очень часто мы путаем детскую стеснительность с банальным неумением вступать в диалог. Когда вы в очередной раз заметите, что с вашим малышом пытаются подружиться сверстники, а он разворачивается и бежит к вам, задайтесь вопросом: знает ли ребенок, что делать в такой ситуации?

Большинству детей крайне не хватает навыков социального взаимодействия. Мы просто не учим их правильному общению, а сами они не всегда справляются. Потренируйтесь вместе с малышом знакомиться, обмениваться игрушками, отвечать на простые вопросы. Для этого вы можете использовать фигурки, куклы, поучительные сказки. Если детей несколько – предложите разыграть несколько сценок с разными сюжетами.

Стоит отметить, что именно нехватка навыков общения у детей часто является источником не только робкого, но и агрессивного поведения по отношению к другим.

  1. Застенчивость как черта характера

Да, вполне возможно, что робость и стеснительность – лишь проявление структуры личности вашего малыша, которая является врожденной. Плохая новость в том, что люди с такими чертами их не “перерастут”. Возможно, будут бороться с ними на протяжении всей жизни.

Но есть и хорошая новость – такие люди обладают множеством других, позитивных черт! Они более чувствительны, но при этом лучше понимают других людей. Впечатлительны, но способны к сочувствию. Им сложно пойти на первый контакт, но в близком общении они открыты, доверчивы и душевны.

Если ваш ребенок

  • впечатлительный, тревожный, склонен к страхам и переживаниям;

  • сторонится шума, сверстников, избегает незнакомцев;

  • неразговорчивый, напряженный даже в кругу близких;

  • сильно переживает из-за неудач, долго обижается, тяжело отходит от потрясений;

  • с беспокойных ситуациях склонен к проявлению таких симптомов на уровне тела как: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле.

то, скорее всего, робость является частью его врожденных особенностей. Такие дети обладают чувствительной нервной системой, им сложно выносить громкие звуки или яркий свет.

Они тяжело переносят расставание с родителями, даже временное. Если вы столкнулись с такой проблемой, обязательно прочтите мою статью “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Я и сама в детстве была стеснительной…

Свою историю борьбы с робостью я рассказала на эфире “Ребенок стесняется”. Посмотрите его, чтобы узнать как помочь вашему малышу преодолеть это тревожное состояние. В видео вы найдете не только мой личный опыт, но и научные факты, проверенные многолетней практикой работы с детьми и их родителями.

Читайте также:  Можно сингуляр ребенку 3 года

4. Приобретенная застенчивость

Иногда робость может развиться у ребенка, который столкнулся с:

  • травматическими событиями;

  • враждебным окружением;

  • тяжелым заболеванием;

Часто застенчивыми становятся дети с трудности со зрением или слухом, дефектами речи, хроническими болезнями и другими физическими особенностями, которые делают их непохожими на сверстников. Можно сказать, что они заранее стесняются себя и той оценки, которую окружающие могут им дать, ведь уже сталкивались с негативным опытом.

КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЕНКУ?

Тихие и робкие дети требуют особого подхода от родителей и воспитателей. Они понимают больше, чем могут выразить, реже проявляют яркие эмоции, мнительны и не уверены в себе. Поэтому для начала разберем, каких ошибок в поведении не нужно допускать, чтобы не навредить малышу:

  1. Такие дети ранимы, поэтому к ним стоит относиться более мягко. Они чувствительны к крику, повышенному голосу, понуканиями и наказаниям. Поверьте, для такого ребенка ваше недовольство – уже повод корить себя. Они обладают сильным чувством стыда, поэтому способны наказать себя самостоятельно, без вашего участия. Частые запреты, одергивания и строгость со стороны родителей приведут только к большей заторможенности и повторению осуждаемых действий (от страха перед ошибкой).

  2. В тоже время, не стоит слишком опекать такого малыша. Иногда родители, опасаясь за душевное равновесие ребенка, начисто лишают его возможности попробовать свои силы в общении с другими. В такой семье он станет только более замкнутым и несмелым, а способность к самостоятельному решению проблем и вовсе атрофируется.

Если вы чувствуете, что очень тревожитесь за ребенка и склонны к гиперопеке, у меня есть отдельная статья для вас – “Гиперопека у родителей”. В ней вы узнаете как снизить уровень беспокойства и дать ребенку столько свободы, сколько ему нужно для обретения самостоятельности в будущем.

Чтобы проделать работу над ошибками, удостоверьтесь, что соблюдаете в воспитании такие моменты:

  • Не отвергаете ребенка и не окружаете запретами и строгими приказами.

  • Общаетесь с ним деликатно, не показываете разочарованность в нем и его робком характере.

  • Делаете все, чтобы малыш чувствовал себя рядом с вами защищенным.

  • Повышаете его самооценку: отмечаете успехи, хвалите и делаете комплименты.

  • Учите идти на разумный риск, не опускать руки после поражения.

  • Тренируете с ним навыки общения.

  • Не сравниваете его внешность и способности с другими детьми из его окружения.

  • Не подшучиваете над ним и не поощряете ситуации, где это могут сделать другие родственники или близкие (особенно братья/сестры).

  • Помогаете ребенку расширить круг знакомств.

Поверьте, соблюдая эти пункты, вы поможете малышу не только справиться с застенчивостью, но и подарите чувство одобрения и поддержки со стороны самых важных в его жизни людей – родителей. Эти чувства он пронесет с собой через всю жизнь!

Что касается целенаправленной работы над застенчивостью, то она ведется в нескольких направлениях:

  • повышение самооценки ребенка;

  • работа над уверенностью в себе (а это умение достигать результатов и правильной оценивать их);

  • коррекция страхов и тревожных мыслей;

  • помощь в снятии физического напряжения;

  • улучшение навыков коммуникации и умения выражать свои эмоции, говорить открыто;

  • работа над навыками самоконтроля.

Родителям рекомендуется привлекать малыша к выполнению различный поручений, где необходимо обратиться к другим людям (купить конфету в магазине, поблагодарить официанта, вернуть человеку упавшую вещь и пр). Это должны быть задания, которые под силу ребенку! Если ваше чадо стесняется настолько, что выполнение таких поручений для него мучительно – не нужно заставлять бороться с собой. Помогайте ему идти к цели шажками, по чуть-чуть.

Также обратите внимание на окружение ребенка в школе, саду или на площадке. Есть вероятность, что в группе найдутся обидчики, с которыми малышу трудно справиться. Обратите внимание педагога на наличие конфликтов между детьми, покажите вашему чаду, что он может найти защиту у взрослых. Ни в коем случае не бросайте такого ребенка наедине с агрессорами.

Помните, что повысить самооценку и уверенность за один день невозможно. Используйте позитивные методы мотивации, чтобы малыш видел свои успехи и получал за них награду. Отмечайте его достижения в присутствии других людей, даже если он робеет.

Также рекомендуется использовать специальные психокоррекционные игры.

Игры для поднятия самооценки ребенка

“Комплименты”

Объясните малышу значение слова “комплимент” (доброе, приятное слово, сказанное другому человеку), сядьте всей семьей в комнате напротив друг друга и по очереди называйте черты другого, которые заслуживают похвалы. В процессе игры учите ребенка не только отмечать внешность (“У мамы красивые глаза”), но и душевные качества других людей (“Она очень ласковая”). Помогите ребенку выделить свои позитивные качества.

“Я умею”

Семья собирается в одной комнате, ведущий берет в руки мячик и кидает его другому игроку, называя свой навык. Например, “Я умею печь торт. А что умеешь ты?”. Ответчик называет свое умение и кидает мяч другому, по очереди. Такая игра поможет ребенку оценить свои реальные успехи в освоении тех или иных занятий, продемонстрировать их перед другими. Также такие игры помогают развивать речь, обогащают словарный запас малыша и способствуют улучшению коммуникативных навыков.

Работа с тревогой

Застенчивые дети очень часто страдают от симптомов тревожного расстройства: болей в животе, кома в горле, затрудненного дыхания, учащенного сердцебиения. Чтобы помочь малышу справиться с такой ситуацией, необходима работа, которая включает освоение специальных техник.

Читайте также:  Ребенок писиеца в штаны 3 года

Для этого хорошо подойдут ролевые игры, где дети разыгрывают между собой тревожные ситуации. Если ребенок один, вы можете использовать куклы или игрушки, которые выполнят роли персонажей в истории.

Для снятия мышечного напряжение необходимо использовать подвижные игры (робкие дети малоактивны) или игры с телесным контактом (“Квач”, догонялки, ладушки).

Хорошо помогает арт-терапия. Предложите ребенку нарисовать свои страхи, а затем порвать их и выбросить в мусорное ведро. Еще несколько техник на проработки тревоги я даю в статье “Ребенок боится остаться без мамы”, которая также пригодится родителям переживательных деток.

Более того, тревожным малышам я посвятила целую книгу! В ее основе лежит опыт моей семьи: я сама была впечатлительным ребенком, а теперь воспитываю сына, который испытывает схожие трудности.

Книга называется “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”, и это не просто детская сказка, а целый психокоррекционный комплекс! В ней ребенок увидит героя, который максимально похож на него самого.

Мальчик очень тревожится, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. В животе героя закручивается пружина, которая мешает ему спать, а пугающие мысли так и лезут в голову…

Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и новые задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

А в комментариях напишите, удалось ли понять причину застенчивости вашего малыша? Или еще остались вопросы?

Источник

Моя дочка с самого рождения какая-то зажатая, скованная, всего боится. Дома она нормальная, конечно, но стоит выйти в люди или увидеть незнакомых людей, сразу пугливо смотрит, зажимается…. Может стоять как статуя неподвижно по 10 минут, пока не привыкнет к обстановке. Жалко мне ее. Я просто сама такая была в детстве (очень скромная, всего стеснялась и боялась) и вот она такая же. Неужели это наследственное?

Реально ли что-то изменить?

Почему дети вырастают такими зажатыми? В чем ошибка воспитания?Сообщение было изменено пользователем 21-04-2010 в 22:43

Вика

Неужели это наследственное?

нет, я тоже слишком скромная, а ребенок у меня совсем наоборот….

Вика

Может стоять как статуя неподвижно по 10 минут, пока не привыкнет к обстановке.

Ну и пусть постоит попривыкает, мне кажется не надо ее переучивать и пытаться сходу внедрить в компанию… У нас во дворе был такой мальчик – он еще сильнее зажимался когда его пытались через силу к какой то игре пристроить… а если отставали от него то через какое то время он потихоньку начинал с кем то играть….

Капучино

Ну и пусть постоит попривыкает, мне кажется не надо ее переучивать и пытаться сходу внедрить в компанию..

так и делаю

:ugu: У меня сын зажатый, никогда сразу в бой не бросается, предпочитает понаблюдать, новые места не любит, если заставлять реагирует резким окриком, постоит-постоит и идет играть спокойно…

РЕБЕНОК – это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…

А у меня наоборот, если идем по улице, не одной тетки не пропустит….ко всем на ручки залесть нужно((( Мне уже неудобно даже……

Научилась целоваться на помидорах и думаешь , что готова к жизни? Покупай бананы.

Вика

Моя дочка с самого рождения какая-то зажатая, скованная, всего боится. Дома она нормальная, конечно, но стоит выйти в люди или увидеть незнакомых людей, сразу пугливо смотрит, зажимается…. Может стоять как статуя неподвижно по 10 минут, пока не привыкнет к обстановке

у меня доча такая же скромняшка

Капучино

он еще сильнее зажимался когда его пытались через силу к какой то игре пристроить… а если отставали от него то через какое то время он потихоньку

поэтому не пристаю к ней когда осваивается то сама выбирает себе спутника по игре

Нормальный ребенок у вас. Просто такая особенность темперамента, характера. Не надо ее ломать.

Вика

Может стоять как статуя неподвижно по 10 минут, пока не привыкнет к обстановке

Да-да, такая же фигня

да нормально это. освоиться ведь надо. у меня такой же. но когда освоится, уже не стесняется особо ))) .

не вижу проблемы. зато с толком подходит к делу. осторожность не лишнее качество )))

Вика

Моя дочка с самого рождения какая-то зажатая, скованная, всего боится

сколько дитю лет-то?

Вижу цель – не вижу препятствий

в Обыкновенном чуде на Ботанике есть курс нейропсихологии, после него дети значительно раскованнее, поищите тел поиском, если надо сброшу в личку, по запросу

есть школа…у них типа программа есть ЛИДЕР называется…там вроде и психологи и специалисты…поищите поиском 😉 😉

  • Раннее развитие
  • Школьники
  • Студенты

Источник

3 года – один из самых непростых периодов в отношениях детей и родителей. По силе изменений, происходящих в психике ребенка, с ним может сравниться подростковый возраст. Поведение детей в 3 года внезапно меняется не в лучшую сторону – многие родители отмечают упрямство, агрессивность, капризы. Все это связано с постепенным отделением собственной личности от личности матери. Основная проблема заключается в том, что дети еще не умеют управлять собой и пока не знают, как реагировать на изменения в психике.

Читайте также:  Куда отдать ребенка в 3 года владивосток

Особенности развития детей в 3 года

Возраст 3 лет не случайно считается одним из переломных в развитии ребенка. С самого его рождения родители ждут, когда же процесс воспитания станет проще. Самым сложным считается первый год жизни, затем наступает кризис 1 года. В 3 года ребенок уже овладевает речью и начинает играть в более сложные и осмысленные игры, но еще не умеет управлять своими эмоциями.

3 года считается самым подходящим возрастом для посещения детского сада. Здесь дошкольник может проявить себя как самостоятельная личность, у него появляются друзья и значимые взрослые, которые будут уважать его за конкретные достижения. Впервые появляются и способности к художественному творчеству – лепке, рисованию, сочинению сказок и стихов.

Но дети в 3 года еще не способны до конца осознать, как нужно вести себя со сверстниками и родителями, а как не нужно. Дошкольники часто ведут себя агрессивно по отношению к родителям, братьям и сестрам – бьют, кусаются, рвут книги, разбрасывают вещи. Кризисный период, связанный с осознанием собственного «я» и установлением границ личности, может начаться и в 2 года, и даже в 4. Как правило, он длится несколько месяцев, после чего ребенок становится более спокойным и уравновешенным. Но все зависит от условий развития детей и отношений с родителями.

Поведение детей при кризисе возраста 3 лет

Любой кризисный этап в развитии человека является непростым не только для него самого, но и для его близких. Трехлетний ребенок учится выстраивать отношения с обществом, которое его окружает, и делает первые шаги на пути социализации. И в этот момент взрослым важно понять, что он ведет себя агрессивно не потому, что он дурно воспитан. Просто дошкольник делает первые шаги на пути к самостоятельности. Именно в 3 года он перестает говорить о себе в третьем лице, и в его речи появляется местоимение «я».

Переход к самостоятельности часто сопровождается непростыми проявлениями характера. Ребенок становится капризным и часто проявляет негативные эмоции. Именно в этот момент о способен устроить в магазине истерику с требованием купить новую игрушку или шоколадку. На запреты малыш также реагирует агрессивно и постоянно испытывает их личностные границы на прочность. Ситуация с агрессивным поведением может усугубиться в случае, если в семье господствует авторитарный стиль воспитания и ребенок начинает копировать родительскую манеру общения.

Родителям трудно выдерживать отрицательные эмоции и несогласие, поэтому иногда они прибегают к физическим наказаниям. Но ребенок капризничает и проявляет агрессию вовсе не из-за дурного характера, а из-за незнания особенностей собственной психики. В семьях, где родители считаются с мнением ребенка, кризис 3 лет проходит более гладко, как и все последующие. Для малыша в этот момент важна безусловная любовь значимых взрослых.

Что делать родителям с негативными эмоциями у детей?

Сегодня о кризисе 3 лет достаточно много говорят и пишут. И сами родители проявляют больше внимания к психическому развитию ребенка. Они понимают, что самостоятельность необходимо поощрять и доверять ребенку. Не следует пытаться сделать что-то за него, но необходимо контролировать те действия, которые он пытается совершить самостоятельно.

Ребенок в 3 года остро и болезненно воспринимает критику. Поэтому критиковать следует не его личность, а его поступки. Все люди совершают ошибки, имеет право на ошибку и ребенок. Важно дать ему понять, почему он поступил недостойно, чтобы научить его различать хорошие и плохие поступки.

Сохранение спокойствия в ситуации, когда дошкольник что-то агрессивно требует, убегает или проявляет активное непослушание, довольно сложно. Но это необходимо сделать, чтобы продемонстрировать собственный авторитет и силу, а не слабость. Начать разговор о поведении ребенка лучше всего тогда, когда он уже успокаивается и готов к конструктивному диалогу.

Право выбора должен иметь не только взрослый, но и ребенок. В 3 года малыш уже может сам выбирать место для прогулок, мультфильм для просмотра и одежду для выхода на улицу или похода в детский сад. Так он поймет, что значимые взрослые учитывают его мнение. Безусловная любовь является основным средством борьбы с неблагоприятными особенностями поведения при любых возрастных кризисах.

3 года – один из самых ответственных периодов в жизни человека. Это время первых шагов к самостоятельности и активного самосознания ребенка как личности. Несмотря на все негативные особенности этого периода, родителям важно понять, что это неизбежный этап в развитии ребенка и первый шаг на пути к взрослению. От поведения взрослых зависит многие, в том числе и отношения ребенка с другими людьми.

Важно научиться устанавливать не только границы личности ребенка, но и свои собственные. Исполнение любого каприза – не лучшее решение проблем, поскольку он будет требовать еще и еще. В 3 года детская психика восприимчива к поведению родителей, сверстников и героев мультфильмов, и в этот момент ребенок часто усваивает модель поведения в семье.

Поскольку в 3 года ребенок уже в состоянии воспринимать информацию, задача родителей заключается в формировании у него здоровых и гармоничных жизненных установок. От поведения взрослых в этот непростой период во многом зависит самооценка и дальнейшее развитие личности ребенка. Если с его мнением считаются и прислушиваются к нему, то он вырастет уверенным в себе человеком, уважающим себя и других.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист? Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник