Что делать если ребенок в 2 года пугливый

Что делать если ребенок в 2 года пугливый thumbnail

Что делать если ребенок в 2 года пугливый

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего “я”, понимание различий между девочками и мальчиками, отношений “взрослый – ребенок – родитель”.

Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии – следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его “я”. В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования “я” и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно “срабатывает” лучше всего – стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, “прилипают” к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность – желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Осознавая свое “я”, отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже “неопасных опасностей”, рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, “забит” дома и агрессивен со сверстниками или дома “тиран”, а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, “нет” произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все “пробовать на язык” естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе “плохих” детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем – голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их “я”.

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут “войну” с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся “я” ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Источник

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 35 лет. Замужем 9,5 лет. Живем хорошо, скандалов и драк нет. Почти два года назад (точнее 1 год и 11 месяцев) родился наш долгожданный сынишка. Растет очень активным, любознательным ребенком. Всем улыбался, никого не боялся. Полтора месяца назад мы поехали в гости к моим родителям (они живут в другом городе и видимся мы раз 5 в год). Мы гостили 6 дней и за это время ребенок полностью изменился. Он боялся всех, постоянно плакал, находился большую часть времени у меня на руках. По дому тоже не ходил (в предыдущий наш приезд-за 6 месяцев до этого, сын очень комфортно чувствовал себя: бегал по дому, прыгал, играл, шел ко всем на руки). Очень плохо стал есть. По приезду домой ребенок стал бояться и своего дома. Признает безопасным для себя только зал и постоянно находится в нем. Хотя даже чаще сидит на диване, может раскачиваться и биться спиной о спинку дивана. На пол слазит, поиграет и назад на диван. В другие комнаты не заходит совсем: станет перед порогом, выгибается и орет, потом падает на пол. Заносила на руках его в другие комнаты, показывала, что ничего и никого нет. Играли с ним в этих комнатах. Но один не остается нигде, кроме зала и перейти в другие комнаты сам не может. Что его останавливает перед порогом-непонятно. Стал бояться людей-и взрослых, и детей. Кричит сразу и выгибается, если ему кто-то что-то скажет. Мы живем в частном доме и улица для него теперь тоже зона боязни. Раньше очень любил песочницу, качели, а теперь все те же крики и выгибания. На крайний случай может сесть на попу и передвигаться сидя. За полтора месяца ребенок стал полной противоположностью себя прежнего-всего и всех боится, кричит, истерит и выгибается. Хочется, чтобы он был как и раньше веселым, активным мальчиком, чтобы бегал, прыгал, ходил за ручку. Можно ли как-то исправить ситуацию?

Автор вопроса: Анастасия Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Пак Юлия Леонидовна.

Добрый день, Анна.

Очень мало информации, как вы провели время У ваших родителей. И конкретнрного вопроса я тоже не увидела.

Если вас интересует вопрос, почему ребенок так реагирует, и в чем видит опасность, то по Вашему письму тяжело ответить, недостаточно информации. Можно предположить следующее:

1. Дети до 2 лет отражают эмоции мамы.

2. На лицо явное изменение поведения ребенка, и дело не только в том, что он чего то боится, но и в том, что отстаивает свое недовольство. То, что ребенок выгибается если чего то делать не хочет, это нормально, другой вопрос почему такие резкие изменения.

3. Необходимо внимательно следить в каких именно ситуациях меняется поведение, а для этого маме самой нужно находиться в балансе.

4. Если ребенок умеет хоть что то рисовать, нужно попросить нарисовать несколько дней подряд, затем обратиться к специалисту

5. Когда ребенку было 6 месяцев, реакции были другие, потому что и ребенок многое не понимал. Может быть его кто то нечаянно напугал… что то типа, там бабушка

6. Возможно были какие то конфликты или разногласия среди членов семьи и ребенок испугался

7. Возможно он привык что с ним разговаривают тихо, а кто то в гостях говорил громко.

Факторов повлиявших на изменение поведение ребенка множество.

Я бы вам рекомендовала обратиться к психологу очно, т.е. в кабинет

Оцените ответ психолога:

психолог Пак Юлия Леонидовна

2019-05-19

Источник

Маленькие дети очень впечатлительны и ранимы. И более подвержены различным страхам, чем младшие школьники или подростки. Не допустить развития у своих детей чувства испуга – одна из главных задач их родителей. Достаточно часто у маленьких детей изменяется поведение – они чаще плачут, неоднократно просыпаются по ночам, становятся капризными и постоянно просятся на руки. Скорее всего, все вышеперечисленное является признаками испуга у малышей. Медики не считают испуг отдельным заболеванием, а относят его одним из проявлений детского невроза.

Как определить испуг у ребенка

Конечно, чувство страха присуще любому человеку, а дети подвержены ему гораздо в большей степени в силу своего юного возраста. И трудно сказать заранее, что может напугать двухлетнего малыша – небольшая собака, пробежавшая мимо на улице, прохожие, разговаривающие на повышенных тонах, или что-то увиденное по телевизору. Вполне возможно, что чувство страха – это своеобразная защитная реакция организма. Однако последствия этого чувства для детей могут быть самыми непредсказуемыми.

Малыш может прекратить разговаривать, постоянно плакать по ночам, ложиться спать только с мамой или просить оставить горящим ночник. Подобные вещи должны насторожить родителей – ведь не всегда детские страхи проходят по мере взросления малыша. И очень часто испуг малыша в будущем может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, станет менее общительным и более нервозным, у него возникнут проблемы со сном, а детские страхи могут перерасти в фобии. Очень часто такие дети под воздействием страха начинают заикаться или вообще прекращают разговаривать.

Обычно здоровый ребенок имеет прекрасный аппетит, он бодр, весел и активен, поэтому и ночной сон у него всегда крепкий. Именно крепкий ночной сон является одним из главных показателей хорошего здоровья малышей. И если ребенок почему-то стал плохо спать ночами, просыпаться с плачем, а никаких признаков заболевания у него нет, — скорее всего, так у него проявляется чувство испуга.

Если ребенок умеет говорить, то он обязательно расскажет своей маме, что его напугало. Гораздо труднее понять причину испуга у малышей, которые еще только учатся разговаривать.

Причины детских испугов

Часто, сами того не замечая, родители могут создавать предпосылки к возникновению детских страхов. «Если не будешь спать, тебя заберет бабай» или «Если будешь убегать от мамы, тебя украдут цыгане» и таких устрашающих баек может быть сколько угодно. С одной стороны, мама или папа пытаются подобным образом воспитывать свое чадо, прививая ему хорошие манеры, правила хорошего тона, учат вести себя, а с другой – запугивают малыша. Когда ребенок оказывается в какой-то новой для себя фантазийной ситуации, он может напридумывать ее завершение и детские страхи выползают наружу.

Родители могут закрепить страх своей реакцией на какую-либо ситуацию, которая произошла с ребенком. Например, ребенок упал, порезался, ушибся и другое, а реакция мамы на это событие становится настолько яркой и эмоциональной, что малыш больше пугается ее поведения. В следующий раз, когда с ним случится подобное, он вспомнит реакцию мамы и перепугается своей травмы больше, нежели ее реальных последствий.

ispug-u-rebenka.jpg

Причинами детского испуга могут быть следующие факторы:

  • неожиданные крики или чересчур громкие звуки, возникающие неожиданно для малыша;
  • какие-то животные, которые малышу кажутся огромными, и потому очень страшными;
  • гроза или град могут сильно испугать ребенка, особенно если подобные явления он видит впервые;
  • различные стрессовые ситуации (громкая ругань или драка прохожих на улице, громкая ссора родителей при малыше и т. д.), от подобных инцидентов надо стараться оберегать малышей;
  • не стоит держать детей «в ежовых рукавицах», подобное воспитание также может оказать негативное влияние на их психику.

Малыш спокоен и уверен в себе только тогда, когда он чувствует, что находится под защитой родителей. Когда подобное чувство по каким-то причинам у малыша временно отсутствует – тут и начинают возникать различные страхи. С возрастом ребенок научится контролировать свои страхи, в этом ему обязательно должны помочь окружающие – объяснять, почему не надо бояться собак или грозу, стараться уводить ребенка от шумных кампаний и т. д.

Если кроха оказался в какой-то новой для себя ситуации, или месте, а котором его не предупредили (например, привели к стоматологу, но не предупредили, что врач может лечить зуб страшной бормашиной), ребенок может испугаться настолько, что в следующий раз подобный поход вряд ли завершиться хорошо. Правильнее будет рассказать детям, что их ждет в том или ином месте, даже если предполагаются только позитивные эмоции.

Родители должны постоянно сопровождать ребенка рассказами о том, что они вместе будут делать, куда пойдут, и с чем могут столкнуться в том или ином месте.

Симптомы испуга у детей

Родители не всегда могут обратить внимание на то, что ребенок чем-то напуган. Часто дети скрывают от взрослых свои стрессы и переживания, оставаясь со своими страхами один на один. Но заметить признаки того, что ребенок чего-то боится, родители должны уметь. Приведем наиболее типичные симптомы детских испугов.
Маме необходимо обратить внимание, если у малыша отмечаются следующие симптомы:

  • стал излишне возбудимым без особых причин;
  • плохо спит по ночам, хотя у него ничего не болит;
  • его начинают мучить различные кошмары;
  • громкий плач во сне;
  • боится оставаться один, категорически отказывается спать в темноте, боится каких-то определенных вещей, предметов или живых существ.

Скорее всего, ваш малыш сильно напуган, и необходимо обратиться к специалисту. Детские страхи не всегда уходят сами, иногда приходится прилагать много усилий, чтобы ребенок стал таким же, как прежде.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Последствия детских испугов

Бытовой детский испуг является достаточно серьезной проблемой и совсем не обращать внимания на нее нельзя. Даже если сразу после испуга ребенок чувствует себя хорошо, стоит обратиться к врачу, так как последствия испуга могут проявиться позже, даже спустя несколько лет. Очень часто не сам случай, связанный с испугом, а паническая реакция родителей способствуют возникновению испуга у малыша. Поэтому взрослым следует стараться соблюдать психическое равновесие даже в критических ситуациях.

ispug-u-rebenka.jpg

Некоторые дети настолько чувствительны, что даже не смотря на внешнее спокойствие родителей, они очень эмоционально реагируют на любые события. Это могут быть различные посещения незнакомых мест, прогулки на новых детских площадках, общение с животными и прочее. После таких контактов дети могут плохо засыпать, беспокойно вести себя во время бодрствования, плакать, капризничать и другое.

Родители не всегда замечают причину стресса, но чаще всего со временем начинают замечать его последствия. К последствиям детских страхов относят:

  • тревожный сон;
  • энурез (недержание мочи);
  • заикание;
  • нервный тик и прочее.

Если подобные расстройства случились с крохой, время показаться специалисту.

Способы лечения детских испугов

Если специалист подтвердит опасения матери и поставит диагноз ребенку именно «испуг», то он же и поможет быстрее избавить малыша от подобного нарушения психики. Чувство страха пагубно влияет на неокрепшую психику растущего организма детей, не дает им возможности спокойно расти и развиваться.

Часто спокойная обстановка в доме, обращение к ребенку только в спокойных тонах, разговоры с малышом о том, что его беспокоит или страшит, помогают детям преодолеть свой испуг. В этом случае нет необходимости в приеме успокаивающих лекарственных препаратов.

Если же подобная родительская «психотерапия» не помогает, то врач назначает соответствующее лечение. Обычно при испуге врач выписывает седативные лекарственные препараты, которые будут успокаивающе действовать на организм малыша. Кроме того, ему могут помочь некоторые гомеопатические средства, которые также может рекомендовать только специалист. При необходимости (если другие средства не помогают, или помогают слабо) с такими детьми проводят сеансы гипноза. Количество таких сеансов зависит от того, как быстро ребенок приходит в норму. С помощью гипноза опытный специалист выясняет причину детских страхов и избавляет от них больного методом внушения (либо какими-то другими, не менее эффективными способами).ispug-u-rebenka.jpg

Также детей обычно направляют к психологу, у которого есть необходимые методики, как помочь избавиться от испуга малышам разных возрастных групп.

Народные средства при борьбе с последствиями детских испугов

Обычно малыша, у которого возник испуг, везут к «бабушкам». Эти женщины, кстати, являются прекрасными психологами. Они «заговаривают» малыша с помощью сырых яиц, которые катают по телу ребенка сначала в районе солнечного сплетения, потом по затылку. Подобные процедуры обязательно сопровождаются прочтением вполголоса молитв и заговоров. Такая процедура успокаивает малыша, особенно когда ему говорят, что когда сырое яйцо после процедуры разобьют, то страх покинет его тело.

Если испуг проявляется у младенцев, то врачи советуют купать их в теплой ванночке с добавлением в воду настоя пустырника и валерианы. В подобном растворе ребенок должен полежать 10 – 15 минут. Подобную процедуру лучше всего делать перед ночным сном грудничка. Такие ванны очень полезны и детям старше 1 года. Подобные ванны можно делать и с добавлением в воду хвойного экстракта. Хорошо снимает нервное напряжение контрастный душ для нижних конечностей. Он позволяет улучшить ток крови в организме, придает энергию малышам.

Детей любого возраста (и даже грудных младенцев) можно поить следующим настоем. Взять 1 часть валерианы, 3 части пустырника и 4 части вереска, засыпать в термос и заварить кипятком (не менее литра). Этот настой должен настояться не менее 60 минут. Грудничкам достаточно давать по десертной ложке такого напитка 2 – 3 раза в день, более старшим детям – по ¼ — 1/3 стакана настоя 2 – 3 раза в день.

В чай детям можно капать 2 – 3 капли спиртового раствора пиона, чтобы вернуть спокойствие ребенку. Еще один настой для спокойствия малышей. 1 столовую ложку валерианы, по 3 столовых ложки пустырника и сушеницы, 4 столовых ложки вереска заваривают в термосе кипятком в количестве 2000 мл на 120 минут. Полученный настой надо пить по ¼ стакана 8 – 9 раз в день.

Можно приготовить отвар из сушеных корней лекарственной крупены. Для этого 15 гр. такого сырья заливают 200 гр. кипятка и кипятят не менее 1/6 часа. Больным детишкам можно пить по 50 гр. отвара перед каждым приемом пищи.

Вместо заключения

Чтобы ребенок смог справиться со своими страхами и ночными кошмарами, необходимо с ним разговаривать о том, что явилось причиной испуга у ребенка. Спокойные объяснения родителей, почему не надо бояться собак или «страшного дядю» из соседнего подъезда, должны дополняться уверениями родителей, что они всегда будут рядом и смогут защитить его. Когда малыши чувствуют любовь и заботу своих пап и мам, они меньше подвержены различным страхам.ispug-u-rebenka.jpg

Для нормализации работы нервной системы у больных необходимо чаще лепить с ними из пластилина или из глины. Очень хорошо успокаивают нервную систему малышей любые игры с мокрым песком – всевозможные дома и куличики, слепленные малышом в песочнице, или простое просеивание сухого песка через детское сито успокаивают порой малыша не хуже успокаивающих лекарственных препаратов. И не стоит забывать про закаливающие процедуры, пусть малыши чаще бегают босиком по земле и мелким камушкам. Эти процедуры полезны для их здоровья и хорошо расслабляют нервную систему.

Источник