Что делать если ребенок тормозит в развитии
Если вы занимаетесь обучением, то должны знать причину “торможения”. А если обучаете собственного ребенка, то вариантов, кроме как узнать ее и понять, как справиться, вообще не существует …
Каждый ребенок иногда “притормаживает”
Каждый ребенок иногда и вдруг начинает “тормозить”. Этот факт широко известен и по-простому называется “тупость”.
Чтобы обнаружить причину “торможения”, копнем вглубь. А затем проиллюстрируем причину “отупения” на парочке школьных примеров.
Витязь на распутье или метафора “торможения”
Помните картину В.Васнецова “Витязь на распутье”?
В.Васнецов “Витязь на распутье” Источник: Википедия
Художник аллегорически показал проблему человека, который должен совершить сложный выбор, принять неоднозначное решение. Какое бы решение он ни принял – оно будет иметь не только плюсы.
В этом, собственно, и трудность.
Не очень ясно, что написано на камне перед витязем, но в нашем случае это не важно. Важно, что могло быть там написано, окажись на распутье современный школьник?
Давайте пофантазируем.
Когнитивные страдания школьника
– “Налево пойдешь – сотню найдешь, но пинок под зад получишь”.
– “Направо пойдешь – двухсотку найдешь, но подзатыльник заработаешь”.
Как быть?
Строго говоря, данных для принятия осмысленного решения недостаточно.
- Сотню чего?
- Какой пинок и от кого?
- Подзатыльник – хуже чем пинок? В боксе удар по затылку самый опасный, опаснее “ниже пояса”. А если подзатыльник от любящего родителя?..
Есть от чего впасть в ступор, согласитесь.
Тема сложного выбора широко освещена в мировой культуре. Вот еще одна аллегория: “Геркулес на распутье”.
А.Карраччи “Геркулес на распутье”, Источник: Википедия
Похоже, что проблема известна не первое тысячелетие …
В чем проблема “торможения”?
Не зная, о чем именно задумался школьник, невозможно понять причину его ступора.
Ясно только, что в уме ребенка сталкиваются две противоположные по смыслу идеи, каждая из которых имеет и плюсы и минусы. Это и есть глубинная причина притормаживания, называемая в народе тупостью, а в школе неспособностью.
В рамках системы решить проблему выбора невозможно. Можно лишь метаться между плюсами и минусами, не имея возможности принять решение, запутываясь окончательно.
Вот большинство школьников и топчется на месте.
Смысл хорошего обучения
Я, как всегда, упрощаю.
Точнее, рассказываю о серьезных вещах метафорическим языком, понятным (надеюсь), даже ребенку. Следую заветам Эйнштейна, Бора и Фейнмана.
“Если вы не можете объяснить что-то ребенку, то, скорее всего, вы сами это до конца не понимаете.” А.Эйнштейн
- Описать проблему когнитивного диссонанса в терминах современной психологии как “столкновения в сознании индивидуума конфликтующих представлений или идей”,
- противоречивость процесса мышления, построенного на противопоставлении категорий,
- неполноту точных моделей
– много ума не требуется. Вся мировая паутина к вашим услугам )). А вот ухватить суть проблемы/решения и представить ее в форме простого и ясного образа …
Мне кажется, в этом и заключен смысл хорошего обучения.
Примеры “торможения” (на примере школьного обучения)
Торможение грамматики
Как-то во втором или третьем классе сын принес из школы сочинение, в котором написал “жи” через Ы. Я посмеялся и спросил:
- “Как это ты умудрился?”
Дальше читайте внимательно: не все, что написано с юмором – смешно.
- “А у нас первые 20 минут был фонематический диктант, а потом – грамматический”.
- “Понятно”,- ответил я, снабдив его объяснение своим эпитетом в адрес школьного “эксперта”.
А чтобы стало понятнее – расшифрую.
Согласно “нормам” фонематики название колючего зверька пишется “йожык”. А на русском языке, который теперь изучают столь извращенным образом – “ёжик”.
Ёжики – нередкие гости у меня в деревне
Вот и оказывается школьник на распутье: решает, какое из “правил” применить, чтобы и пару не схлопотать и написать правильно. Проносятся в его сознании, сталкиваясь, две конфликтующие мысли:
- Первая не знаю, как называется, про йожЫка,
- а вторая, известная каждому нормальному человеку: “Жи-ши пиши через И. Или вообще не пиши”.
(Я не буду сейчас углубляться в объяснения того, почему человек испытывает сильный дискомфорт, сталкиваясь с подобным “двусистемьем”. Позже об этом будет более подробная статья.)
“Торможение” на примере математики
“23.(9) = 24” (Учебник алгебры Никольского, 7 класс, С.27-28)
Школьник, дотоле изучавший исключительно натуральные, действительные и рациональные числа обнаруживает такое равенство и впадает в ступор. Что может происходить в его уме?
– “Разве бывает так, что бесконечная периодическая дробь в точности равна целому, то есть конечному числу?
– Что иррациональное число в точности равно натуральному числу?”
Как вывести ребенка из ступора?
А теперь давайте вернемся к первоначальной метафоре, к витязю в ступоре. Как вывести ребенка из ступора? Как помочь школьнику перестать “тупить”?
В принципе ответ прост.
Нужно обнаружить, на чем именно он застопорился. Какие две или более идеи столкнулись в его уме и которым он не может позволить сосуществовать в одной голове в одно время без того, чтобы не убить, уничтожить одну из них?
Выглядит просто, а на практике требует глубокого понимания.
Дальше я буду понемногу раскручивать эту тему. Но если вы столкнулись с проблемой прямо сейчас – попытайтесь спросить ребенка не
- “Что тебе непонятно”, а
- “Что для тебя выглядит противоречиво?”
Только не спрашивайте ребенка буквально такими умными словами ))) Поищите метафору, какого-нибудь “Витязя на распутье”.
Ставьте лайк, если понравилось и подписывайтесь. если интересно продолжение.
Источник
Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.
Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).
«Зависание» — это особенность детской психики
— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…
— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.
Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!
— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?
— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.
Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.
Расслабляться не стоит
— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?
— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.
А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».
— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?
— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.
— И что же делать?
— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.
Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.
Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.
Возраст «зависания»: что норма, а что нет
— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.
— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.
При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.
— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?
— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.
— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?
— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.
У каждого свой путь
— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…
— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.
У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!
— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?
— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.
«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.
Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.
Советы учителям
— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?
— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.
— Что это значит «встречать из травмы»?
— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.
— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?
— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.
Больше интересных статей – на портале для родителей Littleone
Источник
Если вы привыкли выполнять все быстро, не откладывая, помните о каждом своем деле и выполняете его в срок, медлительные люди могут вас раздражать.
Тем более, когда медлит собственный ребенок, от которого ожидаешь чего-то определенного, даже не задумываясь об этом. Конечно, мы ждем от детей успехов, удач, понимания. И, порой, они кажутся нам старше, чем есть на самом деле, и мы требуем от них непосильного.
Но что делать, если в вашей семье родился медлительный ребенок и это стало камнем преткновения для всех, а иногда и причиной для криков и ссор?
Причины детской медлительности
Если вы столкнулись с проблемой, что ребенок очень медлительный, что делать надо, а чего точно не стоит?
Не стоит сразу тревожиться, что ребенок «какой-то не такой». Возможно, он даже и не медлительный, просто еще маленький для некоторых действий или у вас с ним разные темпераменты – что для вас медленно, для него нормально.
Если ребенок очень медлительный, подумайте, почему:
- Флегматики – очень спокойные люди, медлительные и основательные. Они не раздражаются по пустякам, не спешат;
Присмотритесь, возможно, ваш кроха имеет такой характер. Переубеждать и переучивать тут бесполезно, надо привыкнуть и принять ребенка таким, какой он есть. Иначе могут возникнуть уже неврологические проблемы и разлад в ваших отношениях.
Также, изучите статью: Воспитание ребенка-флегматика>>>.
- Малыши до 3 лет еще не такие уж шустрые, они только учатся сами одеваться и, уж конечно, у них нет пока чувства ответственности;
Они не понимают, почему плохо опаздывать и как понять, что уже прошли данные на какое-то дело, отведенные 10-15 минут. Да и пальчики еще плохо слушаются.
Полезная статья на сайте: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>.
- Есть такие дети, особенно часто — мальчики, которые не могут делать два дела одновременно;
И пока вы кричите на ребенка, что он долго собирается, он не может ничего делать – он слушает вас.
Чтобы он сосредоточился на одном деле, надо убрать все внешние раздражители, не включать телевизор, радио, не разговаривать с ним. Только тогда он сможет спокойно выполнять уроки или одеваться на прогулку.
- Привлечение внимания – еще одна «неболезненная» причина медлительности.;
Подумайте, достаточно ли вы внимательны к чаду, всегда ли выслушиваете, что он хочет сказать, достаточно ли общаетесь.
Знайте! Удивительно, но очень часто дети пользуются уловками для привлечения негативного внимания, чтобы хоть как-то получить отклик от родителей или других детей.
О том, как выстроить правильные отношения с ребенком от 1 до 5 лет и, при этом, свести конфликты к минимуму, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>
- Дети, склонные к размышлениям, мечтам, раздумьям, очень творческие и задумчивые могут забывать о том, где они находятся и что делают. Они «витают в облаках», придумывая собственные миры и фантастические изобретения.
Постарайтесь направить это в нужное русло, ну а подгонять все равно придется.
Медлительность, как физиологическая проблема
Бывает, что ребенок все делает медленно и из-за нарушений со здоровьем.
- Если у ребенка есть врожденное или приобретенное хроническое заболевание, оно может влиять на нервную систему и выливаться в заторможенность действий. Т. е. медлительность – результат слабости и отсутствия сил, усталости;
- Тяжелые роды, беременность с осложнениями, врожденная гипоксия. Это тоже влияет. Такие дети обязательно должны наблюдаться у невролога;
Ни в коем случае нельзя кричать на малыша, подначивать, ругать. Иначе проблема может только усугубиться, есть риск возникновения нервных тиков и заикания.
Если вы — склонны повышать голос на ребенка и не знаете, как справиться с возникающим внутри вас раздражением, посмотрите интернет-семинар Мама, не кричи! Как сохранять спокойствие?>>>
- Левши делают все наоборот, пользуясь предметами не так, как правши, что замедляет их. Подберите ножницы и ручку для левши, а главное – не переучивайте! Это может спровоцировать еще большую медлительность;
- Если вы недавно переехали, перевели кроху в другой садик, в семье родился еще один ребенок – любое сильное изменение влияет на психику и, как следствие, мы получаем замедление действий. Постарайтесь отнести с пониманием и терпением, подбадривайте;
- Слишком жесткие требования к ребенку могут породить медлительность – малыш делает все с осторожностью, чтобы не ошибиться и не вызвать родительское неодобрение.
Что делать
Как помочь медлительному ребенку, если его неторопливость не связана с заболеваниями:
- Объясняйте пошагово каждое действие: лучше однажды «разжевать», чем каждый раз раздражаться из-за детского непонимания;
Возможно, какой-то пункт трудно дается малышу, а вы нервничаете, потому что это кажется вам слишком простым. Просто представьте, что для маленького сложно абсолютно все – ведь он только учится, а это — всегда процесс сложный.
- Не бросайтесь помогать каждый раз, когда вам кажется, что ребенок делает что-то слишком медленно – дайте ему время сначала самому попробовать;
Руководите процессом, подбадривайте, советуйте при необходимости, хвалите, когда получается. Бывает и так, что слишком нетерпеливая мама просто не дает ребенку выполнить что-то самостоятельно и он специально медлит, ожидая, пока она вмешается.
- Не торопите и не ругайте – малыш теряет веру в себя, ему начинает казаться, что он ни на что не способен сам. Просто некоторых детей надо контролировать, как они выполняют ваши поручения, потому что иначе они отвлекаются;
- Если вы куда-то собираетесь, предложите ребенку заранее приготовить нужные вещи;
Пусть достанет и повесит на стульчик одежду, в которой он пойдет, все проверит, а школьникам — обязательно собирать рюкзак и готовить школьную форму с вечера. Так вам не придется торопить детей.
- А если вы, к тому же, заранее расскажете крохе, что вы собираетесь делать вместе, куда пойдете или какое задание ему дадите, то у него в голове сложится хотя бы какой-то план.
Это поможет избежать медлительности и разногласий, если вы заранее обговорите грядущие действия.
Советы для родителей деток с неврологическими проблемами
Медлительный ребенок – рекомендации для тех, у кого медлительность связана с неврологией:
- Помните, что малыш не назло вам «тормозит», пусть вас это не злит и не раздражает;
Ведь дети чувствуют наш настрой и будут ощущать себя обузой, предметом маминого расстройства и гнева. Да и, если вы начнете кричать, это точно не подстегнет малыша, он только еще больше замедлится, потому что испугается, что он неправильный и плохой.
- Приучитесь к режиму. Пусть каждое действие будет в одно и то же время ежедневно. Тут уже сам организм привыкает;
- Ритуалы – отличное средство. Дети запоминают их, как стишок, им проще, если все повторяется точь-в-точь каждый день;
Надевайте штанишки со стишком, умывайтесь с потешкой. Это поможет запомнить действия и научиться хотя бы их делать скорее. А остальное придет потом. Кстати, прочитайте актуальную статью: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>.
- Если ребенок медленно говорит, ни в коем случае не договаривайте за него слова, не пытайтесь догадаться, что он хочет сказать, не высмеивайте. Научитесь терпению – и малыш научится нужной скорости;
- Тренируйте скорость при помощи игр, заданий.
Не заставляйте торопиться, а именно постепенно ускоряйте, следя за тем, чтобы ребенок успевал. Пусть, например, будет какая-то последовательность движений, которые ребенок будет повторять за вами. Сначала очень медленно, потом, с каждым разом, чуть быстрее.
Наберитесь терпения. Все люди — разные и рано или поздно вы с малышом обязательно найдете общий язык!
Читайте также:
- Ребенок боится громких звуков
- Ребенок боится других детей
- Как объяснить ребенку, что нельзя?
Источник