Что делать если ребенок опережает развитие
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- коммуникативные навыки
Ребенок научился читать и писать еще до поступления в детский сад, складывает в уме сложные числа, уверенно произносит умные слова и даже понимает их значение? Такая ситуация, как правило, поначалу радует родителей, уверенных в том, что раннее развитие поможет крохе при обучении в детском саду и школе. Мама с папой непрерывно хвастаются успехами своего ребенка перед всеми родными и друзьями, засыпают свое чадо комплиментами и искренне гордятся тем, что их малыш не по годам умен и сообразителен.
Но ситуация в корне меняется, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Оказывается, что ему совсем не интересно проводить время в компании сверстников, ведь они ничему новому научить ребенка не могут. Как же помочь ребенку, опережающему свое развитие, адаптироваться среди сверстников и какие ошибки ни в коем случае нельзя допускать родителям? Об этом расскажет «Я родитель».
Особенности детей с опережающим развитием
Дети, опережающие свое развитие, действительно сильно отличаются от сверстников. Чаще всего они зациклены исключительно на своих интересах. Если ребенка интересуют числа, он способен часами просиживать над математической задачей, запоминать номера всех машин, которые увидел на прогулке, постоянно считать какие-то предметы в доме. Если кроху интересует биология, он еще в досадиковском возрасте выучит названия всех существующих животных и их повадки, часами будет рассказывать родителям о том, чем питаются белые медведи и куда улетают зимовать разные виды птиц, а попытка уложить ребенка спать в то время, когда по телевизору идет передача о животных, окончится лишь истерикой и слезами.
Дети, опережающие свое развитие, беспрерывно задают окружающим вопросы о той сфере, которая их волнует, и практически не проявляют интереса к занятиям, не посвященным их увлечению. Зачастую это очень расстраивает и даже раздражает родителей. Такие дети часто перебивают собеседника, они нетерпеливы, порывисты и очень эмоциональны. Общаться они предпочитают с детьми старшего возраста или со взрослыми, поскольку такое общение приносит новые знания.
Однако, несмотря на нежелание ребенка общаться в среде своих ровесников, необходимо помнить о том, что нельзя слишком рано лишать его всех радостей детства.
Социальная адаптация – это необходимая основа для успешной и счастливой жизни.
Обучаем коммуникативным навыкам!
Ошибка:
У ребенка нет друзей, потому что он постоянно сидит дома, не ладит с другими детьми и не стремится к общению, а родители поощряют это и рассуждают вслух: «Ну и правильно, нечего тебе гулять с этими Петями и Наташами».
Рекомендация родителям:
Не нужно приучать ребенка к одиночеству, иначе он так и не найдет своего места в обществе. Обсудите с ребенком проблемы, которые возникают у него со сверстниками, выясните, почему ему трудно найти с ними общий язык. Если ровесники не хотят общаться, потому что ваш ребенок всегда первый отвечает на вопросы воспитателя, быстрее всех считает, рисует, собирает конструктор, то объясните ему, что другие дети тоже хотят, чтобы их заметили. «Сегодня ты ответил первый, а завтра немного помолчи, даже если знаешь ответ, пусть Наташа, Саша или Петя сделают попытку!».
Если проблемы в общении возникают из-за того, что ребенок всегда перебивает сверстников, не дает собеседнику закончить предложение и постоянно навязывает всем свои условия игры, объясните ему правила этикета. Расскажите о том, как нужно поддерживать диалог, что нужно уметь выслушать предложения других детей, что иногда нужно идти на уступки и о том, что никто не любит, когда им пытаются командовать. Объясните ребенку, что в детском саду все дети на равных правах, и всем нужна возможность реализовать себя.
Если ребенку просто скучно в компании сверстников, потому что он знает намного больше их, предложите ему пообщаться с ровесниками об их увлечениях.
Объясните малышу, что дружба – это умение не только рассказывать о своем хобби, но и возможность узнать от друга, чем увлекается он, задавать вопросы и делиться информацией.
Вместе с ребенком найдите интересные темы, на которые он сможет разговаривать с другими детьми в детском саду. Например, Вася коллекционирует модели кораблей, значит можно попросить его рассказать что-то интересное о пиратах и сокровищах, спрятанных на дне морском, или поделиться с ним интересными фактами, которые ему еще неизвестны. Лиза любит плюшевых медведей, а ваш ребенок увлекается животными – значит, малыш вполне может заинтересовать девочку вопросом о том, знает ли она, чем белые медведи отличаются от бурых.
Не увеличивайте интеллектуальный разрыв!
Ошибка:
Осознав повышенную интеллектуальную потребность своего ребенка, некоторые родители начинают всячески ее поощрять, покупая малышу игрушки и книги, предназначенные для детей более старшего возраста; с ранних лет отдают его в различные кружки и секции, тем самым делая отрыв в развитии ребенка от сверстников еще больше.
Между тем, эмоциональное развитие также важно, как и интеллектуальное.
Выпадая из круга общения с ровесниками, ребенок начинает проигрывать им в способности распознавать эмоции, испытывать разнообразные гаммы чувств и управлять ими, понимать мотивации и поступки других людей, а без развитого эмоционального интеллекта будет трудно достичь успеха в жизни и в карьере.
Рекомендация родителям
Постарайтесь сделать так, чтобы малыш расширил круг своих интересов и проводил свободное время не только за чтением книг или решением математических головоломок, но и играл в подвижные игры. Предлагайте ему сходить на каток, поиграть в футбол, покататься на велосипеде, устроить пикник в парке, посетить интересное театральное представление.
Если малышу не понравился футбол, вполне возможно, ему придется по душе другой командный вид спорта, например, волейбол или хоккей. Не бойтесь пробовать различные варианты и обсуждать с ребенком, что ему понравилось, а что не очень. Дети очень активны и любознательны по своей природе, и даже если поначалу им не слишком по душе новое занятие, вполне возможно, что в процессе они втянутся и заинтересуются новой деятельностью.
Дарим любовь и понимание!
Ошибка:
Мама с папой постоянно рассказывают родственникам о том, какой у них одаренный ребенок, и ребенок начинает стремиться всеми силами соответствовать этой характеристике. Для него становится важно быть первым, быть лучшим, совершенствовать свои навыки и увеличивать знания. Если же в какой-то момент он перестает оправдывать ожидания родителей (либо его просто начинают реже хвалить), то у ребенка начинают развиваться комплексы, он теряет веру в себя и получает сильнейшую психологическую травму. Иными словами, когда ребенка много хвалят, он приобретает зависимость от мнения окружающих.
Рекомендация родителям:
Не акцентируйте внимание на высоком интеллектуальном уровне развития вашего ребенка. Говорите ребенку, что вы его любите не за то, что он такой умный и так много всего знает, а просто за то, что он у вас есть. Поддерживайте любые его начинания, не отмахивайтесь от его вопросов, даже если их слишком много, и они не вполне соответствуют его возрасту, проявляйте понимание и любовь в любых ситуациях.
Если попытка не увенчалась успехом…
Если же наладить контакт со сверстниками в детском саду ребенку так и не удается, несмотря на все его и ваши попытки, попробуйте завести знакомство с родителями других детей, тоже опережающих свое развитие. Таких родителей можно найти на специализированных форумах, в социальных сетях, в специальных центрах для одаренных детей. Пообщайтесь с ними, познакомьте детей между собой и возьмите за правило регулярно устраивать такие встречи. Детям с высокими интеллектуальными способностями, несомненно, будет интересно пообщаться с себе подобными.
Если же ваши попытки адаптировать ребенка к социуму так и не увенчались успехом, стоит подумать о консультации психолога или переводе малыша в специализированный детский сад, в котором обучающая программа составлена специально для детей, опережающих свое развитие.
Виктория Котлярова
Число близких людей варьируется по мере взросления сына или дочери, меняется и само содержание дружбы. Насколько прочны отношения школьника с друзьями, и что он вкладывает в это понятие, поможет выяснить наш тест на портале «Я – родитель».
Пройти тест
Источник
Елена Мазитова
Если кроха позже своих сверстников садится, встает на ножки или начинает говорить, мама сразу обращается за помощью к специалистам. Но как насчет опережения в развитии? Стоит ли гордиться достижениями малыша? Об этом читайте далее.
Нормы физического развития детей
Темпы формирования двигательных навыков и развития речи у малышей индивидуальны. Одни дети делают первые шаги в 10 месяцев, тогда как другие начинают ходить после года. При этом важно правильно понимать суть каждого из этапов развития крохи. Например, родители часто принимают желаемое за действительное: случайные заваливания за активные перевороты ребенка, а пластунские переползания с полноценным ползанием. В указанных случаях речь не идет об опережении развития.
Как относиться к тому, что кроха начал рано ходить?
Некоторые дети начинают ходить раньше, чем ползать. В таком случае обязательно обратите внимание на то, не стоит ли ребенок на носочках. Такая особенность вызвана повышенным тонусом конечностей и требует консультации педиатра и невролога. Крохе назначат расслабляющий массаж стоп, ног, бедер и ягодиц, а также дадут рекомендации относительно первой обуви. Все это поможет избежать проблем с ножками в будущем.
Что касается родителей, то они должны всячески отвлекать малыша от ходьбы: как только он пытается встать на ножки, увлеките его новой игрушкой, посадив на попу.
Нужно ли ставить ребенка на ножки?
Специалисты категорически не рекомендуют этого делать. Ведь для того, чтобы научиться ходить, позвоночник и весь организм ребенка должны быть полностью готовы к предстоящим нагрузкам. Если вы начнете ставить младенца на ноги самостоятельно, это может привести к неправильному развитию костей.
А как быть в случаях, когда малыш научился чему-то сам раньше времени? Не стоит полностью ограничивать его активность и, конечно, не нужно увеличивать нагрузки. Ведь в дальнейшем такие действия могут затормозить развитие ребенка и отбить у него желание исследовать мир и приобретать новые навыки.
Фото: depositphotos
Читайте также
Осознанная красота материнства в нашем Instagram:
Новости партнеров
Источник
Каждый родитель справедливо считает своего ребёнка не таким как все, более развитым, сообразительным. Все мамы с удовольствием рассказывают своим подругам о том, как её малыш рассказывает стихи, рисует, какой он смышлёный. За развитием ребёнка неустанно наблюдают не только родители, но также врачи, воспитатели детсада. Это вполне нормальное и привычное явление.
В каждой группе детского сада большинство детей идут в ногу со своими сверстниками. Однако практически везде встречаются дети, чьё развитие протекает с небольшим запозданием. Случается это чаще всего из-за проблем со здоровьем. Также бывают и те, кто своим развитием опережает сверстников. Врачами допускается небольшое расстояние в темпах развития, поэтому ничего страшного в этом нет.
Случается, что ребенок, к удивлению родителей и окружающих, начинает ходить в восемь месяцев, читать в возрасте двух лет. В этот момент ему становится неинтересно играть в игры со своими сверстниками. Это первый признак того, что своим развитием он опережает своих ровесников. В этом нет ничего страшного, но, чтобы не загубить талант ребёнка, родители должны правильно отреагировать на это событие.
Не стоит оставлять ребёнка со своей гениальностью одного. Родителям рекомендуется поискать способ, чтобы он не стал белой вороной в обществе сверстников. В противном случае он может замкнуться в себе из-за регулярных насмешек в свою сторону. Возможно, наилучшим решением будет отдать ребёнка в специализированное заведение, где профессиональные педагоги будут заниматься с ним по особой программе.
Если ребёнок действительно особенный, возможно, ему уготована великая участь в этой жизни. Такие дети часто становятся учёными, мыслителями. Именно благодаря таким людям человечество прогрессирует. Но родители должны помнить о том, что не каждый ребёнок является вундеркиндом. Поэтому не стоит таскать своё чадо по разным секциям и специалистам, чтобы добиться быстрого развития его способностей.
Если ребёнок действительно талантливый, это не останется незамеченным. Если же он развивается на уровне своих сверстников, не стоит требовать от него чего-то большего. В возрасте двух-трёх лет ему хочется бегать, играть в песочнице. Если ребёнка в таком возрасте водить на различные кружки и секции, у него совсем не останется времени на игры. Он будет напряжён, будет бояться, что не оправдает ожиданий родителей.
Согласно данным проведённых исследований, такие дети, вырастая, практически никогда не становятся лидерами. Они замкнуты в себе, не отличаются ничем выдающимся. Поэтому если ребёнок не является вундеркиндом от природы, не стоит лишать его детства. Ничего хорошего из этого не получится.
Большинство психологов и педагогов рекомендуют развивать в ребёнке личность. Не стоит сдавать его в руки других людей, даже если они достаточно образованы. Лишь родительское внимание и любовь способны вырастить из ребёнка достойного человека. никогда не заставляйте детей делать то, чего они не хотят. Не мешайте также делать то, что ребёнку нравится.
В некоторых семьях ребёнку до трёх лет позволяют делать абсолютно всё. В результате из них вырастают знаменитые музыканты, врачи, художники. Если воспитать в ребёнке личность, в будущем это даст ему всестороннее развитие, он сам сможет определиться со своим будущим. Поэтому не стоит даже пытаться насильственными методами сделать из ребёнка гения.
Если же вы заметили, что ваш ребёнок не по годам развит, во многом опережает своих сверстников, в таком случае, безусловно, его стоит отвести в специализированное учреждение. В среде таких же развитых детей, как и он сам, ребёнок сможем развить свои таланты по-настоящему.
Источник
|
Источник