Что делать если ребенок обзывается в 4 года

Что делать если ребенок обзывается в 4 года thumbnail

Услышать от ребенка грубое, некрасивое слово – неприятно для каждого родителя. И сразу же возникает куча вопросов. Почему он это делает? Как реагировать? Что делать? Сегодня мы поговорим о том, как отучить ребенка обзываться.

Как отучить ребенка обзываться

Для начала стоит отметить, что дети до 4 лет не всегда знают значения плохих слов. Поэтому, если вы услышали подобное от малыша, знайте, что он просто повторяет за другими. От вас он услышал во время ссоры или от друга в детском саду – значения не имеет. Ребенок повторяет слово, потому что оно показалось ему интересным.

Если говорить о более старших детях, то здесь причин может быть несколько:

  • То же самое подражание, только не просто «услышал-повторил», а «я тоже хочу быть взрослым». Папа выглядит храбрым и сильным, когда ругается с продавцом в магазине. А ребенок хочет быть похожим на отца. Или эти фразы воспринимаются ребенком как норма, поэтому «почему бы не повторить?».
  • Следующая причина может быть в привлечении внимания. Согласитесь, достичь внимания отрицательными способами намного легче, тем положительными. Да и нередко хорошие правильные вещи от ребенка не замечаются родителями, а на плохие сразу идет реакция.
  • Ребенок хочет самоутвердиться. Плохие слова – это шанс проявить бунт и восстание против взрослых. 

Есть и другие причины для плохих слов у дошкольника: манипуляции, выражение сильных эмоций или защитная реакция.

Найти конкретно вашу причину помогут вопросы: когда это произошло? Что было до этого? Что случилось после? Какие эмоции у вас вызвала эта ситуация?

Что делать если ребенок обзывается в 4 года

Итак, услышав плохое слово от ребенка, не спешите его наказывать и отчитывать. Также неправильной реакцией будет и смех «от умиления», и злость на ребенка, и отсутствие эмоций вообще. В первую очередь, нужно поговорить. Как именно?  Давайте разберемся.

  • Если ребенку меньше 4 лет и причина плохих слов в незнании значения, то лучший вариант – это рассказать, почему не стоит говорить такие слова и научить выражать свои чувства. Например: «Миша, бывают слова, которые нельзя произносить при взрослых и детях. То слово, которое ты произнес, обижает и ранит других людей. Вместо него можно сказать: «Я злюсь на тебя!». Я не желаю больше слышать эти слова».

Обратите внимание, произносите ли вы сами слова, которые не желаете слышать от своего ребенка. Если да (даже шепотом и не на ребенка), то стоит, либо начать контролировать себя и заменять плохие слова, либо не ругать ребенка за подражание.

Дети 4-7 лет уже знают значение плохих слов и обзываются специально. Цель беседы зависит от причины:

  • При подражании расскажите ребенку, что плохие слова говорят плохие дети и взрослые. И для них есть наказание. Но для первого раза вы его прощаете, а в следующий раз придется его выполнить. В качестве наказания может быть невкусная жидкость (травы, рыбий жир). Обязательно спросите ребенка, почему он должен это сделать.
  • Когда ребенку не хватает внимания, то и плохие слова не должны удовлетворять его потребность. Первая реакция должна быть спокойной и невозмутимой: «В моем доме не выражаются плохими словами. Что ты хотел сказать этим? Ты злишься? Тебе обидно?». Почаще спрашивайте ребенка про чувства и научите его выражать негативные эмоции приемлемым способом: порвать бумажки (потом их собрать), сломать карандаш (обязательно позже его подточить), нарисовать эмоцию, поплакать в подушку и т.д.
  • Детский бунт – это требование дать больше свободы и самостоятельности. Наказания не дадут нужных результатов. Говорите о своих чувствах: «Я расстраиваюсь, когда слышу от тебя такие слова. Давай договоримся, ты больше не произносишь их, а я дам тебе возможность погулять на час больше с твоими друзьями». Здесь важно предоставить ребенку больше выбора и возможностей, не потеряв свой авторитет.

Еще несколько советов, если ничего из вышеперечисленного не помогает:

  • Позвольте ребенку ругаться в определенном месте. Это может быть туалетная комната или около мусорного ведра. Купите отдельный пластиковый стаканчик, в который ребенок может кричать неприличные слова. Или отвезите туда, где можно прокричать вдоволь ругательства. В это же время будьте спокойны и не выражайте на лице никаких эмоций.
  • Если ребенок внушаемый или чуть более боязливый, скажите ему, что употребление плохих слов – это болезнь. И чтобы его вылечить, нужно сварить зелье. Пойдите вместе с малышом в аптеку и купите лекарственные травы со сложным названием (тысячелистник, тимьян) и также вместе приготовьте зелье. Для большего эффекта добавьте мед, сироп, присыпьте солью. Употреблять по несколько чайных ложек 3 раза в день.
  • Поиграйте в игру, где нужно обзываться только овощами: «Ты – тыква!», «А ты – капуста!» или только электрическими предметами: «Ты – холодильник!», «А ты -телевизор!». Это не только позволит ребенку выплеснуть эмоции, но и разовьет мышление и память. А когда ребенок при вас скажет ругательство, скажите в ответ: «А ты – огурец!». И снова начните играть.

Наберитесь терпения и, я надеюсь, что с помощью этих рекомендаций, вы больше не услышите от ребенка ругательных слов.

С вами была педагог-психолог – Гутман Юлия Эдуардовна.

+7 922 29 40 290

Источник

как отучить ребенка обзываться

Как отучить ребенка обзываться? Порой взрослые задаются таким вопросом, когда слышат от их ребёнка грубые, расстраивающие, обидные слова. Варианты встречаются различные: отталкивающие фразы «уйди», «не твоё дело», обзывательства «ты – глупая», «ты – ужасная», отвергающие слова «ненавижу», «мне без тебя лучше» и др. Такие слова могут задевать чувства, ставить в тупик, смущать, обижать.

Читайте также:  Можно ли кушать перед узи брюшной полости ребенку 4 года

Они появляются в лексике ребёнка не просто так, и несут бремя определённых причин. Родителю важно обнаружить их, чтобы решить проблему употребления плохих слов ребёнком, но также и уяснить, что же такое произошло с ребёнком, почему он стал говорить такие вещи.

к оглавлению ↑

1. Почему малыши произносят плохие слова

В младшем дошкольном возрасте ребятишки произносят такие слова, не осознавая их значения. Они употребляют слова, не понимая, что они означают, просто повторяя за другими. Иногда такие слова могут являться способом выражения сильной эмоции, когда запретили что-либо, или не купили игрушку.

Первая реакция на такие слова родителя может, как усугубить ситуацию, так и разрешить её. Во-первых, не стоит показывать, что мама расстроилась грубому заявлению, но и сводить к шутке – тоже не лучший вариант.

как отучить ребенка обзыватьсяМаленьким детям свойственно изучать мир вокруг. Они – маленькие экспериментаторы, наблюдатели за поведением и реакцией других людей. Если мама рассмеётся или сделает вид, что не заметила плохое слово, ребёнок, скорее всего, будет употреблять слово и дальше. В случае если мама очень эмоционально воспримет заявление, начнёт ругаться, кричать, наказывать ребёнка, малыш может почувствовать себя несправедливо обиженным и непонятым.

Наилучший вариант – сдержанно, но авторитетно убедить ребёнка в том, что некоторые слова не стоит употреблять, что есть слова, которые могут обидеть и ранить человека. Также следует добавить, что мама не желает слышать такие слова ни по отношению к ней, ни по отношению к кому-то ещё.

к оглавлению ↑

2. Почему дети 4-6 лет произносят плохие слова

В возрасте более старшем, лет с пяти, дети уже знают, что существуют слова и фразы, которые не стоит произносить. Они уже, скорее всего, и сами сталкивались с ситуацией, когда некоторые фразы обижают их самих. Этот возраст – возраст нравственного формирования личности. В возрасте 4-5 лет дети уже нуждаются в том, чтобы проиграть на себе многие эмоции в ответ на нежелание смириться с несправедливостью. Ведь ребенок должен учиться постоять за себя!

Родителям необходимо, во-первых, разобраться с собственным поведением, а во-вторых, разъяснять ребёнку вопросы о хорошем и плохом. Дети сильно реагируют на порицание взрослыми, им важно быть хорошими, поэтому замечаний и беседы по душам может вполне хватить, чтобы разрешить вопрос. Но если, несмотря на всё, ребёнок не прекращает повторять плохие слова, необходимо задуматься о причине, которая, возможно, не лежит на поверхности.

к оглавлению ↑

2.1 Подражание

Ребёнок хочет быть похожим на взрослого, за которым повторяет, так как тот выглядит смелым и отважным, или просто воспринимает фразу, как норму. Стоит посмотреть, может, это кто-то из близких взрослых выражается подобным образом.

к оглавлению ↑

2.2 Привлечение внимания

Когда ребёнку не хватает внимания со стороны взрослых, он может начать стремиться восполнить его любым способом. И, чаще всего, именно отрицательным. Отрицательное внимание – тоже внимание, а достичь его проще, чем положительное. Важно уделять ребёнку достаточно времени, и не подменять общение дорогими подарками и игрушками. Также стоит научить малыша выражать свои чувства словами, почаще спрашивать его о его чувствах, о чувствах родителей и лиц, к которым летят обидные слова. Важно научить ребёнка выплёскивать негативные эмоции приемлемыми способами: порвать бумажки, нарисовать эмоцию, поплакать в подушку или побить её.

к оглавлению ↑

2.3 Самоутверждение

Некоторые родители так опекают своих детей, лишают их возможности что-то делать самостоятельно. Плохие слова в адрес родителя в таком случае могут быть проявлением бунта, восстания против взрослых, требованием дать ребёнку больше свободы и самостоятельности. Стоит давать ребёнку больше возможностей для действий, предоставить ему выбирать и делать то, что посильно его возрасту. Но, может быть, ребёнка обзывают дети на улице или в школе, и, не умея противостоять им, он срывает свои чувства на взрослого дома.

Во всех ситуациях, когда родитель слышит плохие слова в свой адрес или адрес другого человека, причину стоит искать отдельно. Могут быть ситуации, когда ребенку предъявляются завышенные требования, высказываются часто недовольства, либо игнорируют его. Таким образом, произнося обидные слова, ребенок подсознательно защищается или  может их использовать в качестве манипуляции, чтобы добиться своего. Это касается, прежде всего, родителей, которые слишком мягкие и не последовательные в своих действиях.

к оглавлению ↑

3. Чего нельзя говорить и делать

  • Уступать: «Так и быть, возьми, только не плачь!». Уступки только укрепят плохое поведение и грубую речь. Не стоит понимать данную рекомендацию превратно, иногда родители сами поступают неправильно, например, сначала обещают, а потом отменяют свое обещание, или за небольшое поощрение, требуют выполнения нескольких сложных действий от ребенка.
  • Вступать в перепалку: «Сам дурак!» Родители должны постараться понять своего ребенка и помочь ему успокоиться.
  • Отрицать чувства ребенка: «Чтобы я больше этого не слышала!» Подавляя свои эмоции, ребенок может заболеть, появятся скрытые неврозы, безразличие или агрессия.
  • Внушать чувства вины ребенку, морально подавлять, игнорировать, холодно разговаривать: «Это так ты меня благодаришь, за то, что я тебя выкормила, вырастила!» Это только усиливает состояние безысходности, отчаяния и одиночества у ребенка.
  • Кричать и нервничать. Дайте ребенку возможность выражать свои эмоции.
  • Показывать полное безразличие. Так вы не сможете найти взаимопонимание и выстроить доверительные отношения с ребенком.
Читайте также:  Препарат от аллергии для ребенка 4 года

Как перестать кричать на ребенка читайте в этой статье.

к оглавлению ↑

4. Что означают слова ребенка

  • «Ты меня не любишь!» Ребенок говорит часто так, чтобы услышать обратный ответ своим словам, либо, воспользовавшись утвердительным ответом, добиться желаемого с помощью манипуляции. В первом случае следует ответить так: «Конечно, я тебя люблю, как ты мог так подумать», а во втором: « Я тебя сильно люблю, и любовь никаким образом не зависит от подарков, условий и исполнения всех твоих желаний».
  • «Мне все равно! Ну и что!» Так ребенок говорит, когда не хочет что-то делать. В этом случае стоит поискать причину отказа, возможно, он ждет одобрения, поддержки, ему надоели чрезмерные требования в свой адрес. В зависимости от ситуации можно сказать: «Ну давай, я знаю ты сможешь!», «Давай сделаем это вдвоем!», «Я знаю, ты не хочешь сейчас отвлекаться от мультиков, но у нас принято складывать свои вещи, а не разбрасывать. Собери вещи и потом сможешь досмотреть мультики!»
  • «Это не твое дело! Отстань! Я не тебе говорю! Ты надоела!». Протест и желание продемонстрировать независимость, копирование. С таким словами нужно бороться и не позволять ребенку разговаривать властным и дерзким тоном с взрослыми. Пресекать грубость нужно сразу, а не ждать, когда у ребенка выработается привычка так разговаривать. Если Вы сами кричите постоянно на ребенка и парируете ему в ответ той же грубостью, то воспитывать следует в первую очередь себя, иначе ваше поведение будет всего лишь следствием формирования  детского поведения. Ребенок выражает свое несогласие таким же образом, как и родители.  Если ребенок просит грубо что-то сделать, то ни в коем случае не стоит выполнять его просьб. Нужно уважительно объяснить, что просить нужно другим тоном. Можно сказать: «Когда люди просят помощи, они выражают просьбу иным способом. Подумай, как ты можешь сказать это уважительно?»
  • «Я уйду от тебя, и ты меня больше не увидишь!». За такими словами скрыта потребность во внимании и любви. Некоторые мамы могут говорить: «Мне не нужен такой капризный ребенок», «Уйди немедленно», «От тебя одни проблемы»,  тем самым, они формируют вину у ребенка, связанную с фактом его существования. В этом случае можно сказать: «Я не хочу, чтобы ты уходил, мне будет плохо без тебя!», «Ты уже большой и понимаешь, что не всегда приходится делать только то, что хочется!», «Мы с папой очень рады, что ты у нас есть и очень ждали тебя!»

Проанализируйте, как часто вы прислушиваетесь и разговариваете со своим ребенком, интересуетесь его чувствами, тем как дела у него в школе, детском саду.  Родителям важно быть для ребёнка опорой и поддержкой, давать ощутить ценность и почувствовать любовь со стороны родителей. Только в этом случае,  ребёнок будет расти с устойчивой адекватной самооценкой, у него не будет потребности и желания компенсировать неуспех с помощью обзывательств и плохого поведения.

Источник

Практически каждой маме приходится сталкиваться с ситуацией, когда ее милый ребенок в гневе обзывается, дерется, кусается и даже топает ножкой, прогоняет с глаз долой или грозится уйти сам. Как бы в таком случае?

ребенок обзывается, ребенок дерется, ребенок дерзит, детская психология, если слова ребенка вас обидели, пример родителей, ребенок кусается, ребенок грозится уйти из дома

Источник: Fotolia

Больше всего в такие моменты хочется расплакаться, обидеться и предложить ему подыскать себе другую маму — раз уж эта, никудышная, его так не устраивает. Но это все чистые эмоции. А делать-то что?

Точно не стоит остро реагировать и бросать в ответ слова, за которые уже через 5 минут вам может стать стыдно. На самом деле необходимо разобраться в причинах такого поведения ребенка. Откуда берутся эти вспышки неприятия по отношению к самым близким людям? И как правильно на них реагировать?

Родители — пример для ребенка

Чем младше ребенок, тем сильнее его поведение напоминает зеркало, отражающее действия других людей. Услышав в свой адрес неприятные слова или угрозы, вспомните, кто из ближайшего окружения ведет себя похожим образом.

  • Возможно, малыш видел подобную сцену на детской площадке или повторяет за бабушкой, которая, устав от капризов внука, пригрозила, что больше никогда не приедет в гости.
  • Постарайтесь также проанализировать приемы, которые вы обычно используете в конфликтных ситуациях. Некоторые фразы и жесты могут вырываться импульсивно и неосознанно, однако из-за своей эмоциональности они производят сильное впечатление на маленького ребенка. Ему трудно оценить то, насколько правильно такое поведение. Он просто копирует наиболее ярко запоминающиеся образцы, поэтому не нужно искать скрытый смысл в реакциях малыша. В то же время ему нужно помочь найти замену огорчающим вас словам и действиям, пока они не успели войти в привычку.
  • Каждый раз, когда малыш вас отвергает или угрожает вам собственным уходом, выражайте сильное удивление. Например: «Как же мама сможет без своего ребенка?! Она же его так любит!» Постарайтесь сделать свою мимику и интонацию максимально выразительными, чтобы малыш понял, что вы даже не допускаете возможности такого развития событий.
  • Доброжелательно расспросите ребенка, почему он отталкивает или прогоняет вас. Сформулируйте вопрос так, чтобы малыш с большой вероятностью дал утвердительный ответ. Тому, кто сказал «да», уже сложнее проявлять негатив. Например, спросите: «Ты устал и злишься?» или «Не хочешь, чтобы тебе мешали?». Пусть учится делиться своими переживаниями.
  • В некоторых ситуациях можно обойтись без лишних слов и просто обнять скандалиста, несмотря на сопротивление. Попробуйте рассмешить его, чтобы снизить накал страстей, назовите «прогоняшкой» или «Топ-Топычем». Ребенок нуждается в эмоциональной разрядке, и своей нежностью вы дадите понять, что с пониманием относитесь к его чувствам.
    Если вы вместе стали свидетелем чужой ссоры, не забудьте позже обсудить с малышом увиденное. Спокойно объясните ребенку, какие слова или действия точно не стоит копировать.

Физическую агрессию надо сразу пресекать. Научите выплескивать злость безопасными способами: стукнуть подушку или мячик, порвать лист бумаги!

Держите себя в руках

Вспомните, как вы обычно реагируете, если вам в автобусе наступают на ногу: сначала появляется мгновенная вспышка гнева и обиды, потом вы сразу же берете ее под контроль. В результате вам удается даже вежливо улыбнуться, принимая извинения.

  • Маленькие дети не способны так быстро справляться с негативными эмоциями. Их возможности в значительной степени обусловлены особенностями темперамента. Если юный флегматик всего лишь недовольно подожмет губы, то холерик с размаху треснет лопаткой. Это чисто физиологические проявления интенсивности эмоций, которые носят сиюминутный характер и никак не связаны с истинным отношением к родным и близким людям. Однако не следует допускать, чтобы агрессивные реакции превратились в привычку.
  • Важно научить малыша выражать свой гнев в приемлемой форме и контролировать вспышки ярости, обиды, гнева, раздражения.
  • Не стоит буквально понимать и принимать близко к сердцу агрессивные слова и действия сына или дочки. Дети живут не просто сегодняшним днем, а в формате «здесь и сейчас», поэтому, когда ребенок говорит «Я тебя не люблю!», он имеет в виду, что именно сейчас испытывает в ваш адрес негативные чувства. Вы можете показать, что его слова расстраивают вас, но не нужно стыдить его за них.
  • Подскажите ребенку корректные формулировки для выражения своих отрицательных эмоций. Можно предложить ему использовать нейтральные и универсальные фразы, которые позволят сбросить напряжение, при этом никого не обидев, например: «Да что же это такое?!» или «Как же мне надоело, что…».
  • Учите малыша ставить себя на место другого человека и таким образом оценивать эффект от своих слов и поступков. Когда он попробует сделать это, у него наверняка пропадет стремление как можно сильнее обидеть маму или другого близкого человека.
  • В тот момент, когда ребенок злится и машет вам кулачком, старайтесь держать себя в руках и сохранять доброжелательность. Видя, что выражение лица у вас осталось совершенно спокойным, он и сам быстрее совладает с гневом. Ну а если в ответ вы заведетесь и бросите пару хлестких упреков, то это создаст эффект масла, которое щедро подлили в огонь. Не накаляйте обстановку.

гневный ребенок, ребенок обзывается, кричит, топает ножкой, кусается, грозится уйти, детская психология

Источник: Shutterstock

Если ребенок грозится уйти

Если малыш не столько отвергает маму, сколько сам демонстративно «уходит от нее» в конфликтных ситуациях, следует задуматься о том, не испытывает ли он чрезмерного давления со стороны взрослых. Ведь именно чувство беспомощности или страх получить отпор заставляет отстраняться, убегать от решения проблемы. Давление родителей может выражаться в привычке отчитывать малыша за проступки, ставить в пример других детей, длительно игнорировать и не разговаривать.

  • В этих условиях ребенок не чувствует себя способным как-то повлиять на ситуацию, поэтому предпочитает просто покинуть родных. Другой причиной частых уходов может быть острая реакция на несоответствие ожиданий ребенка окружающей его реальности. Допустим, единственный сын в семье, привыкший находиться в центре внимания взрослых, может болезненно воспринимать мамино воркование над чужим грудничком.
  • Понаблюдайте за тем, что ребенок пытается предпринять перед тем, как уйти. Возможно, он смотрит в глаза, пытаясь угадать ваше настроение, или демонстративно отворачивается, но на какое-то время остается рядом. В такие моменты он находится в замешательстве, и нужно этим воспользоваться. Деликатно подтолкните его к активному участию в решении проблемы. Например, присядьте рядом и скажите: «Давай подумаем, что можно сделать?»
  • Если обстановка позволяет отпустить его на небольшое расстояние, дайте ему возможность уйти, а потом по собственной инициативе вернуться обратно. Пока малыш «гуляет сам по себе», обязательно скажите ему о том, что вы ждете его и готовы поговорить. Конечно, не теряйте его из поля зрения. Например, если вы в это время находитесь на детской площадке, можно посидеть на скамейке.
  • Дети, которые часто «уходят» от мам, как правило, любят играть на публику. Они могут провоцировать родителей, пытаясь выбежать на проезжую часть или прячась за углом здания. Такие попытки необходимо твердо пресекать, взяв ребенка за руку или даже подхватив под мышку, чтобы немедленно вернуть его в безопасную зону.
  • С дошкольником старше 4 лет можно обсудить причины его привычки угрожать уходом в конфликтных ситуациях. Вы можете спросить, нравится ли ему находиться дома? И как он себе представляет уход из него: что для него изменится?

Вместе почитайте книжки про «беглецов» и обсудите, почему герои поступают неправильно. Яркие примеры — «Упрямый лягушонок» Сергея Михалкова,«Как зайчонок убегал» Уайз Браун, и даже «Колобок»

гневный ребенок, ребенок обзывается, кричит, топает ножкой, кусается, грозится уйти, детская психология

Источник: Fotolia

5 экспресс-способов быстро успокоиться, когда обидные
слова вас шокировали

1. Переведите взгляд на любимую фотографию малыша или мысленно представьте ее. Она напомнит вам о том, какой он на самом деле.
2. Глубоко вздохните и примите более раскованную позу. За физическим расслаблением обязательно последует снижение психологического напряжения.
3. Вспомните, что малыши часто говорят глупости или повторяют слова, не понимая их истинного смысла. Как раз тот случай!
4. Найдите в себе силы порадоваться тому факту, что ребенок совсем не боится вас. Ведь его доверие — это ваша заслуга!
5. Подумайте о том, что все мамы сталкиваются с подобным поведением. Не относитесь к неприятному эпизоду как к краху заботливо созданного педагогического метода.

Автор текста: Мария Баулина, нейропсихолог

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Ис