Что дает мультипликация для развития ребенка

Что дает мультипликация для развития ребенка thumbnail

ЗАНЯТИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЕЙ- Чем это полезно?

Дети XXI века растут в иных  экономических,  социальных  и  культурных  реалиях. Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее  буквально  на  глазах  разрушение  традиционных  форм    детского  бытия  – исчезновение так называемого детского сообщества,     рост приоритета   раннего обучения в ущерб свободной детской игре,  распад самой игры.

Но на самом деле раннее развитие зачастую   сводится к обучению и накоплению различных знаний. Эмоциональная и социальная  сфера ребенка, его самостоятельность, его собственное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие». А ведь развитие, согласно  философскому определению данного понятия, это всегда возникновение нового качества. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, новых желаний, интересов, мотивов и побуждений к действию. Всё это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится. Развитие ребенка происходит в его деятельности. При чём деятельность – это не только поведение (то, что человек делает руками и ногами), но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом. Создавая какой-либо предмет (материальный или идеальный) ребенок «опредмечивает» своё «Я», определяет себя, находит своё место в мире.

Ещё одна особенность воспитания современных детей – это повышенная занятость родителей. В последнее время в силу известных социальных и экономических причин работа стала отнимать практически всё время и силы родителей. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к своеобразному разрыву и взаимному отсутствию интереса. И дело тут не только в тотальной усталости родителей, но и в их оторванности от жизни ребёнка и нежелании в неё включаться. А ведь согласно основному закону развития психики ребёнка, становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребёнка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а  в его  общении со взрослым.

Следующей современной проблемой является проблема «экранных детей». Различные гаджеты прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Последствия такого воспитания становятся всё более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается  огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и сознания себя в целом.   Если же внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет,  ребенок остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.  Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

Таким образом, с одной стороны, современные дети в своем развитии намного опережают  своих сверстников прежних лет.   Они  легко  управляются  со  сложными  техническими    устройствами, располагают  достаточно обширными  знаниями  о  различных  сторонах  жизни  взрослых,    смотрят  много  теле-  и видеофильмов,  имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, намного  раньше знакомятся  с  основами  грамоты  – чтением,  письмом,  счетом.  Но наряду  с  сильными  сторонами  в  развитии  современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят,  прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость  произвольной  сферы, недостаточное  развитие  связной  речи,  неумение  слушать  и  слышать  другого  человека,  не только  сверстника, но и  взрослого. Сегодня  к  концу  дошкольного  возраста  многие дети  не  достигают  того уровня  психологической  и  личностной  зрелости,  который  необходим  для  успешного перехода  на  следующий  –  школьный    –  этап  жизни.    Так,  познавательное  развитие современных  дошкольников  заметно снижено. Нынешних  дошкольников  отличает  слабость воображения, недостаточная  развитость  слухового  восприятия  и  понимания,    более низкий  уровень  речевого  развития,  несовершенство  коммуникативных  умений  и  навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы

Проблема развития детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. В поисках методов, способствующих решению этой проблемы, я обратилась к мультипликации или, как её сейчас называют, – анимации.

Я считаю, что при грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.

В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Преимущества мультипликации:

  • Решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.
  • Мультипликация включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.
  • Главный козырь мультипликации – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.
  • Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Благодаря всему этому, складываются такие условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляясь с встречающимися трудностями на пути создания мультфильма. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к саморегуляции чувств и поведения, и что не мало важно – развивается творческая активность.

Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:

  • речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
  • познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
  • художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
  • социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
  • физического развитие (развитие мелкой моторики рук, развитие общей моторики в процессе создания пластических этюдов)

Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающими пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

 Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.

Можно совершить любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. Мультипликация – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуально насыщенном мире.

За время создания мультфильма ребенок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. То есть, он знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой необыкновенно интересной информации. Это прекрасный механизм для развития творческих способностей ребенка, а также возможность определить, к какому виду деятельности ребенок имеет больше склонности или способности.

Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию  как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы комплексного образования и воспитания дошкольников.

Источник

1.МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ,

как средство творческого развития детей

2. ЦЕЛЬ:

Обновление педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка и раскрытие его познавательных, художественных и творческих возможностей, через создание мультфильмов.

3.ЗАДАЧИ:

Дать представление о создании мультфильма, людях разных профессий, создающих мультфильм, истории мультипликации;

– Научить основам анимации;

– Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес, речь на русском и коми языках;

– Развивать изобразительные, музыкальные способности;

Формировать навыки работы в творческом коллективе

распределением ролей и задач.

4. Характерной особенностью современного времени является активизация инновационных процессов в образовании. Педагоги находятся в постоянном поиске новых и современных приемов и методов, которые интересны и педагогам, и воспитанникам. Совместная деятельность по созданию мультфильмов позволяет решать многие задачи, т.к. предполагает интеграцию образовательных областей.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

5.Мультипликация –

(лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение)

— технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.

6. Виды деятельности при создании мультфильма:

сценарист,

  • художник,

  • аниматор,

  • оператор,

  • режиссер,

  • звукорежиссер

  • монтажер

7. Оборудование и материалы:

– Фотоаппарат

– Штатив

– Дополнительное освещение (лампа)

– Компьютер, программы для создания мультфильма

– Диктофон, микрофон

– Материалы для создания персонажей и декораций в зависимости от выбранной технологии

8.Этапы создания мультипликационного фильма:

1. Подбор или сочинение сюжета

2. Выбор техники мультипликации

3. Раскадровка

4. Изготовление персонажей и декораций

5. Съемка фильма

6. Звуковое оформление

7. Монтаж (верстка)

9. 1. Подбор или сочинение сюжета

Создавать мультфильмы можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Каждый мультфильм рождается спонтанно, в зависимости от фантазии и интересов детей, от тематики проводимых проектов и конкурсов. Например, мультфильм «Цирк зажигает огни» придумали дети, когда играли магнитиками из коллекции музыкального руководителя, в ходе реализации проекта «Цирк». Сюжет, все диалоги между героями и их озвучивание – это творчество и непосредственность детей.

Мультфильм «Сказка про валенок» придумали воспитанница подготовительной группы вместе с мамой, когда участвовали в проекте и выставке «Чудо-валенки».

10.2.Технологии создания мультфильмов дошкольниками (перекладка)

11.2.Технологии создания мультфильмов дошкольниками (пластилиновая анимация)

12. 2.Технологии создания мультфильмов дошкольниками (кукольная анимация)

13. 2.Технологии создания мультфильмов дошкольниками (предметная анимация)

14. 3. Раскадровка

Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми и педагогами, помогает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала. Чтобы дать представление о том, как делать раскадровку, показываю детям книгу комиксов или раскадровки, сделанные для других мультфильмов. Или схематично рисуем сами.

15- 16 . 4.Изготовление персонажей и декораций

В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение. Мы придумываем и создаем героев мультфильмов из разных материалов – пластилина, бумаги, картона; используем готовые предметы – магниты, пуговицы…

17. 4. Изготовление персонажей и декораций родителями

Привлекаем родителей, используем поделки с выставок. Так, для оформления декораций мультфильма «Рукавичка» мы использовали елочки из разного материала, предоставленные на выставку «Зимние фантазии». Мультфильм «Колобок» появился благодаря персонажам и декорациям из фетра, изготовленным родителем воспитанника для конкурса «Сказки своими руками».

18-19.5. Съемка фильма

Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Беру на себя роль режиссёра и руковожу всем процессом. Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Передвигая персонажи — игрушки, наделяют их душевными качествами, перевоплощаются в них, становятся участником этого действа-игры, привносят элементы импровизации, спонтанно варьируют развитие событий. Показываю отснятый материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна.

20.6. Звуковое оформление (средняя группа)

Озвучивая мультфильм, дошкольники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст на русском и коми языках, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)

Во всех мультфильмах используем музыкальное сопровождение, привлекаем музыкальных руководителей.

21. 6. Звуковое оформление (старшая группа)

22. 6. Звуковое оформление (подготовительная группа)

23. 7. Монтаж фильма

Выполняется мною, совместно со ст.воспитателем. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8-12 кадров в секунду.

Программы для монтажа:

WindowsMovieMaker

– Pinnacle Studio

– Coral video

– Movavi

Киностудия

WindowsLive и др.

Сохраните видео в следующем формате:MPEG4; AVI; WMV; WMX; MOV Все имеющиеся фотографии, аудиозаписи сохраните в единой папке

24.Презентация мультфильмов детям

И, наконец, фильм готов! Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!

25.Презентация мультфильмов родителям

26-27.Участие в конкурсах и фестивалях.

Наши мультфильмы принимали участие в различных конкурсах и фестивалях, и некоторые из них уже удостоились наград на уровне Республики Коми.

1 место – занял мультфильм «Кепысь» на Республиканском фестивале детского творчества « Шуда челядьдыр коми серни пыр», 2018 год

2 место – Мультфильм «Вода и дети» в Республиканском интернет-конкурсе

« Безопасность на воде!», 2018 год.

28.Проявление творчества при создании мультфильма

Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.

Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала. Происходит раннее приобщение детей к новой творческой деятельности, в процессе которой ребёнок осознаёт себя как творца, раскрываются его дарования, пробуждается любознательность, расширяются границы познания мира. Развивается речь, творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость.

Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино, формируют уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышается образование ребенка в контексте современного искусства. Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта.

29.Творческих успехов

Источник