Что беспокоит ребенка в 2 года

Что беспокоит ребенка в 2 года thumbnail

В то время как в Украине специалисты особенно выделяют кризисы первого года жизни и трех лет, на Западе довольно широко используется термин terrible twos («ужасные двухлетки»).

кризис 2 лет

Источник: Getty Images/Global Images Ukraine

В этот период ребенок часто расстраивается из-за неудачных попыток сделать что-либо самостоятельно, непонимания взрослыми его речи, а также проверяет прочность установленных границ. При этом дети крайне бурно проявляют эмоции и гораздо чаще говорят «нет», чем в другом возрасте. Потому это время еще называют периодом негативизма. Ребенок только учится жить по правилам и справляться со своими чувствами. И его родителям очень важно знать, как себя вести, чтобы помочь малышу пережить это непростое время с минимальными потерями для собственной психики и максимальной пользой для развития крохи.

Почему ребенок не слушается

Родителей годовалых детей можно условно разделить на две группы. Одни радуются растущей самостоятельности и первым шагам своего крохи. Другие же, преследуя по пятам маленького непоседу, с ностальгией вспоминают то время, когда малыш был более зависимым и менее подвижным.

Еще через год и те и другие, закатывая глаза и хватаясь за голову, рассказывают о проявлениях характера ребенка. Истерики, возмущенное «нет» в ответ на любое предложение и готовность добиться желаемого всеми способами — с такими трудностями сталкивается большинство родителей малышей в возрасте около двух лет.

Вы не задумывались, почему они все же так часто говорят «нет»? Не потому ли, что в этом возрасте они так часто слышат от нас «нет», «нельзя», «не лезь», «не трогай». Конечно, именно в этом возрасте мы знакомим детей с правилами дорожного движения, техникой безопасности. Учим не выбегать на дорогу, не поднимать окурки и не использовать книжный стеллаж в качестве лесенки. Мы все делаем правильно. Запреты необходимы, но также необходимы и самостоятельность, и свобода, и ошибки.

Не ограждайте ребенка от всего: не споткнувшись, не упав, он не научится смотреть под ноги. Дайте малышу возможность контролировать свою жизнь: спрашивайте, что он хочет надеть, предлагайте выбрать игрушку для прогулки или фрукт для перекуса. А если все же капризничает, сопротивляется? Радуйтесь! Это лучше, чем безмолвное подчинение (вы же мечтали о счастливом ребенке, а не о послушном, правда?). А еще… помогайте ему найти выход из истерики, поддержите, покажите, что он может справиться с эмоциями.

кризис 2 лет

Источник: Shutterstock

Как вести себя во время детской истерики

Малыш чем-то расстроен и уже успел впасть в истерику? Что ж, стоит набраться терпения и немного подождать. Ни в коем случае не нужно повышать голос, применять физические наказания или просить ребенка, чтобы он перестал рыдать. Вряд ли это поможет быстрее решить возникшую проблему.

Любая истерика рассчитана на зрителей, и, если их нет, она затихнет сама собой. Если вы находитесь с малышом вдвоем, достаточно просто продолжать заниматься своими делами, избегая прямого зрительного контакта. Выходить из комнаты при этом не обязательно (психологи считают, что изоляция ребенка в такие моменты вредит привязанности и негативно сказывается на отношениях в будущем).

Конечно, если кроха бьется головой о пол, сложно остаться в стороне и не кинуться ему на выручку. Однако в таком случае следует помнить, что инстинкт самосохранения не позволит малышу нанести себе серьезную травму. А вот как себя вести, чтобы вместо каши получить на завтрак печенье, он запомнит очень быстро, и через некоторое время вы вновь будете наблюдать подобную картину.

Некоторым детям помогают успокоиться крепкие объятия. «Волшебное» место поддержки — между лопаток (можно там погладить). Тихим голосом спокойно скажите, что вы его понимаете и любите. Но если физический контакт вызывает у малыша только всплеск агрессии, беседу лучше отложить до момента, когда истерика закончится.

Дело обстоит сложнее, если истерика происходит в общественном месте, где много зрителей и сердобольных прохожих, которые не прочь посоветовать, как именно надо воспитывать ребенка. В таком случае лучше всего взять ребенка на руки и отнести в более уединенное и спокойное место. Или… убежать туда наперегонки, если это не рядом с проезжей частью.

  • В момент затишья, когда ребенок в состоянии выслушать хотя бы пару фраз, постарайтесь его отвлечь. Родителям лучше знать, что именно способно заинтересовать малыша в любом состоянии: у одних это кошки или собаки, у других — грузовики или самолеты, у третьих — еда. Единственное, что не стоит в такие моменты предлагать ребенку, — это сладкое. Иначе такое поведение может стать верным способом вымогать конфету или печенье, когда бы ему ни захотелось.
  • Старайтесь сдерживать себя и говорите с ребенком спокойно. Повышение тона может привести к новому витку эмоционального всплеска у крохи. Иногда родителям двухлеток и самим не помешает принять легенькое успокоительное, ведь спокойная мама — спокойный малыш.
  • Не идите на поводу у ребенка и не давайте ему то, что он хочет, лишь потому, что он кричит об этом. Этот период очень важен для установления границ и развития социальных навыков. Малыш уже может объяснять свои желания и запоминает, как можно получить то, что ему нужно. Показать, попросить.

Правила для родителей

Те из вас, кто поймет, что цель ребенка — не довести вас до белого каления, а просто повзрослеть, получат удовольствие, наблюдая за тем, как это происходит. Вы заметите, что ребенок обожает «помогать» (что бы это ни значило), ему нравится учиться (особенно проводить опыты — ведь чтобы что-то освоить и понять, ему нужно 40 повторений). Кстати, если хотите учить английскому — начинайте. Сейчас ему легко.

Не тормозите креатив своим бережным отношением к обоям и новой одежде. Если нет реальной опасности, пусть идет по ступенькам сам, и собрать башню из конструктора без вас тоже можно. Каждый вечер смотрите вместе на луну и радуйтесь. У крохи получается! А у вас? Учитесь!

кризис 2 лет

Источник: Shutterstock

Как свести к минимуму эмоциональные всплески ребенка

  1. Соблюдайте режим Уставший, невыспавшийся или голодный ребенок с большей вероятностью расстроится и покажет свое раздражение. Поэтому четкий режим — залог спокойствия для всех. Истерики можно избежать, если вовремя дать малышу перекусить или сменить активную игру на спокойную.
  2. Не перегружайте кроху эмоционально Иногда родителям кажется, что истерики — следствие недостаточной активности и, если «загрузить ребенка посильнее», сил на рев уже не останется. Но это не так. Нервная система малышей только развивается, и кроха не в состоянии реагировать на усталость так, как взрослый. Новые занятия в группах развития, посещение детских площадок с большим количеством детей, вопреки ожиданиям родителей, скорее приведут к перегрузке и истерикам у ребенка.
  3. Увеличьте физическую активность на свежем воздухе Большое количество кислорода улучшает аппетит и сон, а выспавшийся и сытый ребенок, как правило, доволен жизнью.
  4. Ограничьте просмотр телевизора и электронные игры Эффекта от такого ограничения не стоит ждать сразу же. Как говорят неврологи, у эмоционально возбудимых детей улучшения поведения можно ожидать недели через две-три после просмотра последнего рекламного ролика или мультфильма.
  5. Поощряйте самостоятельность Предложите малышу выбрать одежду или еду, покажите, как важно вам знать его мнение. Предоставление права выбора поможет малышу сменить гнев на милость и быть более вменяемым.
  6. Улыбайтесь Ребенок перенимает вашу манеру смотреть на мир. Вы всегда недовольны? Он тоже!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник

анонимно, Женщина, 31 год

Добрый день! Обращаюсь к вам с ситуацией, с которой мы уже не можем справляться. Мне 31 год, мужу 39. У обоих второй брак. От первого брака у меня 9 летняя дочь, у мужа 7 летний сын. У нас общая 2-летняя дочь. Вот с ней мы уже не можем справляться. Дочь родилась на 4-ой недели ПКС (тазовое предлежание, маловодие), 8/9 по Апгар. До 4 месяцев не было никаких проблем, 1-2 ночных кормлений, спокойный ребенок. Потом началось нечто. Сначала это было 20-30 просыпаний за ночь. Врачи ссылались на ранние и тяжелые зубы. Но сон такой был постоянно, а не только в период прорезывания зубов. невролог называл это становлением сна и говорил, что нужно перетерпеть. В 6 мес дочь села, поползла, в 10 пошла. Первые слова (папа, мама – но не акцентируя при этом взгляд на нас) были около года. После года у дочки начались постоянные капризы. Сначала это просто плач без причины, ребенок был всё время в движении. Ночью просыпания по 30-40 раз за ночь. Просыпалась, давали соску (только во сне в другое время соски не использовались) и спала дальше, но так по 30-40 раз за ночь. Врач-невролог назвал это просто “нормальный гиперактивный ребенок”.В общем никаких назначений кроме солевых ванн и глицина (который не помогает никак) не было. В последнее же время стало вообще невыносимо. Мы с мужем практически не спим больше 2-3 часов в сутки уже на протяжении полутора лет. Сил нет вообще. 2 месяца назад дочь пошла в сад, мы выдохнули. Более того, в саду это идеальный ребенок! Она сама ест сидя! (дома она не сидит вообще), играет в игрушки, рисует, не плачет!!! Спит днем без соски. Как только ребенка забираем из сада, начинается ад. Без преувеличений. С нами дочь всё время кричит! Приходим домой и прям от дверей она бросается на пол и рыдает. Если что-то не дали, также падает на пол и рыдает. Во время криков она ни на что не реагирует. Подходить к ней не получается – она начинает драться, убегать, кричать сильнее. Иногда доводит себя до рвоты. Это может длится 20-30 минут, потом прекращает. При малейшем поводе всё повторяется. И так весь вечер. В 2 года мы так и не смогли отучить от соски и бутылки (только ночью). если их не давать, она может рыдать (опять же доводя себя до рвоты) всю ночь. Врач предложил перетерпеть пару ночей. Но больше 1-2 часов этого не выдержать. Ночью просыпается с криком, если не дать соску или бутылку, может проснуться окончательно и опять истерика, которая прекращается только соской, и то – в лучшем случае. В выходные истерики постоянные. Пытались отвлекать – ни на что не реагирует. В 2 года дочь не говорит!!! Много своих звуков, всё время что-то на своем лепечет. Из понятных слов: “пась” – спасибо, “Бася” – имя кошки, “папа” и “мама” – просто без повода, не как обращение, ну и “отдай”. Это вся её речь. Читать книжки, рисовать, что-то собирать с ней не получается. Сразу нужно отобрать, порвать, раскидать. Но такое только дома. В саду абсолютно нормальный ребенок. Но мы с мужем уже не выдерживаем. У самих руки опускаются. Старшие дети (с нами живет только моя дочь от первого брака) спокойные. Опыт общения с детьми у нас есть, более того, у мужа был частный детский сад. Но такого еще не встречали. СО стороны это смотрится жутко. Наш врач отправляет на консультацию к неврологу, невролог проблемы не видит, говорит, что это просто возрастная гиперактивность, пройдет. Но мы не знаем уже, что с этим делать. У самих нервы на пределе. Подскажите, что нам делать? Куда податься? Чем помочь ребенку? Извините, за такой крик души, но это уже действительно отчаяние

Источник

Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?

Содержание:

  • Освоение речи
  • Нормальные истерики: как с ними справляться?
  • Рано- и поздноговорящие дети
  • Любовь к традициям и важность режима
  • Возбудимость — общая особенность возраста
  • Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
  • Негативизм и упрямство — признаки взросления
  • Контакты со сверстниками

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: “что-что?”

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: “Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…” А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: “Мама устала, мама хочет полежать”. Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово “я” уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как “переводчик с детского”.

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом “зеленом” диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: “Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет” — это из репертуара вседозволенности. И вторая: “Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…” — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый “закон заражения эмоциями”. То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу “успокойся”, когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать “бодаться” с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально “выключить”. Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.

Источник