Чтение ребенку залог развития речи

Читаем книги – развиваем речь

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи. Вот наиболее типичные из них:

  1. Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений.
  2. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, было, хорошо, есть, плохо).
  3. Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета.
  4. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений .
  5. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
  6. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.
  7. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест (в результате – родители не понимают многих поступков ребенка).
  8. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  9. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки. Читайте малышу, начиная с раннего возраста. При этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек. Обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

Активно используйте поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Используйте загадки в развитии речи дошкольников. Их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.

Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи вашего ребенка. Так как «Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.

Сегодня, перед нами, взрослыми, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя.

Значение книг для ребенка очень велико. Они служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем тем, что его окружает. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

ЧТЕНИЕ – развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

ЧТЕНИЕ – развивает речь человека, делает ее правильной, понятной, образной, красивой.

ЧТЕНИЕ – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

При чтении книг так же создается комфортный психологический контакт родителей с ребенком. Ребенок в такой момент видит в родителях не только близкого человека, но еще и защитника, преподавателя, воспитателя, который таким образом делится с ним жизненным опытом.

Следует придавать огромное значение рассматриванию картинок.

Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.

•Время для чтения должно быть распределено в распорядке дня.

•Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке.

•Читая книгу, родитель выступает как партнер ребенка по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, удивление, изумления, сострадания и пр.

•Монотонное чтение может отбить у ребенка охоту слушать.

В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей.

Учитель – логопед А.А.Петелина

Источник

МКДОУ «Малиновский детский сад»

Консультация для воспитателей

«Роль детской книги в речевом развитии ребёнка»

Старший воспитатель

З.В. Шмакова

п. Малиновка

2015г.

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка».

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и логопед, и воспитатели, ставя перед собой задачу развития речи дошкольника.

Наиболее типичные проблемы:

1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).

2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.

3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.

4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.

5. Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями и педагогами-воспитателями многих поступков младших дошкольников!)

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

8. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д. Известно, что художественная литература – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.

Читайте ребенку, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных песен и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

Залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно координирование работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой.

Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.

Роль детской книги в речевом развитии детей

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Художественная литература развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

В наше время издано много книг для детей дошкольного возраста. Художественная книга для ребенка – это могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному языку, будит детское воображение.

Об особенности языка детских книг говорил ещё Белинский: «Детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка… Книга должна быть написана просто, умело, без излишних потребностей, хорошим языком, события изложены ясно, расставлены в перспективе, обличающей память, переданы с живостью и увлекательностью…»

Такими «правильными» являются произведения Л.Н. Толстого, написанные для детей. Его многочисленные маленькие рассказы, изумительные по форме, по лаконичности, – ценнейшее средство нравственного воспитания ребенка, формирование его языка. В рассказах Л.Н. Толстого нет назойливого назидания, навязчивого морализования, но все они вселяют в ребенка мысль о том, что необходимо поступать честно, правдиво, быть смелым.

Книги великого русского педагога и детского писателя К.Д. Ушинского также представляют большой интерес для воспитания детей дошкольного возраста. Сказки, рассказанные им, сохраняя всю прелесть народных сказок, отличаются лаконичностью и выразительностью, написаны простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.

Знакомство с книгой начинается у детей ещё в раннем младенчестве. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

Таким образом, круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора- частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

Важно отметить, что при чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Особую роль в речевом развитии играют и загадки. Процесс разгадывания обостряет внимание ребенка, приучает осознавать значение слова и правильно его употреблять. В старшей группе можно подводить детей к тому, чтобы они сами придумывали загадки. Однако это допустимо лишь в той группе, где систематически проводилась работа с загадками, и только в том случае, если дети привыкли внимательно наблюдать предмет и описывать его характерные признаки.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

МКДОУ «Малиновский детский сад»

Консультация для родителей

«Как научить ребёнка любить книгу?»

Старший воспитатель

З.В. Шмакова

п. Малиновка

2015г.

Научите ребенка любить книгу!

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребенка.

Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют “остановить мгновенье”, еще и еще раз вернуться к любимому персонажу и самостоятельно вспомнить, и узнать “про что было в книжке”. Так что картинка в детской книжке – это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и усвоения текста.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию, усвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки (Колобок, Репка, Теремок) построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется 5 раз или бесконечные вопросы и ответы “Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет” – “Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка…” и т.п. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

Несколько позже (в 4 – 5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки – Перро, Андерсена, братьев Гримм, Заходера и пр. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, взрослыми словами, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит, делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Во всех случаях сказки нужно читать медленно, хорошо артикулируя слова и максимально выразительно. И, конечно, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Время от времени можно возвращаться к уже прочитанному – это доставит ребенку особое удовольствие.

Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырем. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я”. Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и усвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказкахглавное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.

Совсем по-другому воспринимаются стихи. Детям обязательно нужно читать стихи, при чем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма – красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно же особое удовольствие они получают от чтения стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое “Лето красное пришло, стало сухо и тепло” – это хочется повторять, под это хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи Барто, Маршака, Чуковского и конечно же сказки Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем они сами заучиваются и не забываются потом всю жизнь). И хотя эти стихи были созданы очень давно, и на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.

Источник