Чем занять ребенка 1 года вечером

Чем занять ребенка 1 года вечером thumbnail

Когда ребенку исполняется год, родители могут вздохнуть с облегчением – самое сложное осталось позади. Впереди – самое интересное: время быстрого развития, познания окружающего мира и приобретения новых навыков.

Годовалый ребенок играет на коврике

Годовалый ребенок играет на коврике

Занятия для годовалого ребенка с мамой

Годовалые малыши всегда в движении: с любопытством исследуют дальние уголки квартиры, открывают дверцы шкафов, проверяют содержимое ящиков, кастрюль и горшков с цветами.

В годик малыши нуждаются в том, кто поможет совершать новые открытия и сделает это безопасным. Детки внимательно слушают все, что говорят родители, и даже отвечают на своем языке, многое понимают. С удовольствием поддерживают любую игру, предложенную взрослым. Маме не составит труда придумать, чем занять ребенка в 1 год. Увлекает все: ватные палочки, салфетки, коробочки с крышками, тряпочки, кухонные принадлежности.

В этом возрасте малыши радуются мыльным пузырям, музыкальным инструментам. Они легко запоминают и повторяют те действия с предметами, которые делают взрослые: изображают, как мама выдувает пузыри, вслед за папой перебирают гитарные струны, с уверенностью орудуют барабанными палочками и даже производят звуки музыки из дудочки.

Дети любят наблюдать и за своими действиями и последствиями этих действий. Рвут вату, разбрасывают одежду, которую вытащили из шкафа, разливают воду из чашки. Стоит предоставить поверхность, которую можно разукрасить пальчиковыми красками и можно забыть о проблеме, чем занять годовалого ребенка дома.

Совместные занятия с мамой способствуют развитию ребенка в разных направлениях:

  • Развитие речи;
  • Развитие сенсорики и мелкой моторики;
  • Творческое развитие;
  • Общее развитие;
  • Развитие навыков самообслуживания;
  • Физическое развитие.

Все занятия проходят в игровой форме и доставляют только радость.

Зачем годовалому ребенку режим

Распорядок дня создает ощущение стабильности. Маме легче, если она знает, во сколько ребенок просыпается, когда ложится на дневной сон и ночной. Это помогает разумно распределять и планировать время на работу по дому, приготовление еды для малыша, прогулку, игры и занятия с ребенком.

Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.

Режим помогает создавать для карапуза комфортные условия: укладывать спать и кормить так, чтобы избегать нежелательного поведения. Во время дневного сна у мамы есть возможность решить, чем можно будет занять годовалого ребенка, когда он проснется, и подготовиться к этому.

Ребенок рассматривает игрушку

Ребенок рассматривает игрушку

Распорядок дня положительно влияет на детей. Периоды покоя и отдыха сменяются периодами активности, после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе и приема пищи детям хочется спать. Порядок и стабильность формируют чувство защищенности, без него ребенку сложнее правильно развиваться.

Развивающие игры для годовалых деток

Любая игра, которой родители могут развлечь детей в этом возрасте, становится развивающей. Малыши, как губки, впитывают все новое, что им показывают взрослые. Самое эффективное развитие – то, которое приносит удовольствие. Это достигается в игровой форме. Для того чтобы достичь лучшего результата надо знать, как развивать ребенка в 1 год, и какие игры больше для этого подходят:

  1. Для развития речи:
  • игры для развития крупной моторики (пальчиковые и жестовые);
  • игры для развития артикуляции – помогающие научиться дуть;
  • чтение стишков и потешек, которые помогают произносить звуки;
  • чтение мамой книг для детей от года;
  • прослушивание песенок.
  1. Для развития сенсомоторных навыков:
  • раскладывание маленьких предметов по ячейкам, перекладывание их из одной емкости в другую;
  • игры с кинетическим песком: набирать в лопатку песок, наполнять в формочку, стучать по перевернутой формочке лопаткой;
  • извлечение предметов средней величины из емкостей при помощи ложки или половника;
  • игры с водой, лучше в ванной во время купания с игрушками;
  • строительство башни из кубиков и пирамидки из колец;
  • проталкивание предметов через отверстие;
  • скатывание мячика или машинки с горки или наклонной поверхности;
  • катание каталки, игрушки на веревочке;
  • разворачивание спрятанных в фольгу игрушек;
  • открывание и закрывание баночек и коробочек.
  1. Для творческого развития:
  • рисование;
  • лепка;
  • работа с тестом.
  1. Для общего развития:
  • изучение размеров, цветов, геометрических фигур;
  • изучение овощей и фруктов, предметов одежды и быта;
  • занятия с игрушечными зверюшками или их изображениями на картинках: каждого животного называют, затем изображают звуки, которые он издает;
  • изучение машины, самолета, поезда и звуков, которые они воспроизводят;
  • сюжетные игры в доктора, повара, строителя.
  1. Для развития навыков самообслуживания:
  • стимулирование малыша пить из чашки,
  • пробовать есть ложкой,
  • чистить зубы щеткой,
  • знакомиться с горшком.

Дополнительная информация. Как бы ни хотелось развивать ребенка, не стоит давить на него и заставлять заниматься тем, что ему не по душе. Следует переключить внимание на другую игру или на то, чему можно учить ребенка в год.

Ребенок играет в кубики

Ребенок играет в кубики

Развивающие игрушки

Игрушки для годовалых деток не обязательно должны быть яркими. К ним предъявляются требования безопасности и пользы. В соответствии с направлениями развития подбираются предметы, книги и игрушки:

  1. Для развития речи:
  • мыльные пузыри;
  • дудочка.
  1. Для развития сенсорики и мелкой моторики:
  • кинетический песок;
  • самые простые рамки-вкладыши и самые крупные паззлы;
  • разноцветные и различные по размеру стаканчики;
  • кубики, пирамидки;
  • сортеры;
  • шнуровка;
  • бизиборд.
  1. Для творческого развития:
  • пальчиковые краски;
  • пластилин;
  • тесто;
  • конструктор;
  1. Для общего развития:
  • матрешки;
  • шарики разных цветов;
  • куклы и мягкие игрушки в виде зверят;
  • книги или картинки из плотного материала с реалистичными изображениями фруктов, овощей, ягод, предметов одежды и быта, видов транспорта;
  • игровые набор доктора и набор строительных инструментов.
  1. Для развития навыков самообслуживания:
  • игровые наборы разрезанных овощей, столовых приборов и посуды;
  • чашка с носиком;
  • ложка с изогнутой ручкой;
  • зубная щетка детская с мягкой щетиной;
  • красивый горшок.

Интересные идеи для занятий дома

Нет необходимости ограждать ребенка от выполнения домашних обязанностей. Это и поможет малышу быстрее развиваться, и воспитает помощника на радость родителям. Стоит позволить ребенку:

  • Вытирать стол тряпочкой. Можно смочить водой тряпочку, которой обычно протирают обеденный стол или детский столик, показать, какими движениями протирают поверхность, и дать малышу. Он с радостью будет повторять действия. Пусть не все получится идеально с первого раза. Чем чаще родители дают ребенку возможность проявить себя, выполняя простые поручения, и хвалят его, тем быстрее ребенок научится выполнять все правильно, увидит ценность собственной работы, научится ценить чужой труд и поймет, что родители доверяют ему.

Малыш помогает маме

Малыш помогает маме

  • Подметать пол щеткой. Этой работой лучше заниматься в паре. Для этого стоит приобрести детский комплект щетки и совочка. Малыш будет наблюдать за родителями и пытаться повторять. Ощущение важности и нужности сыграет роль, ребенок будет рад своему участию.
  • Загружать белье в стиральную машинку. Дети любят подражать взрослым: помогают нести белье из корзины в стиральную машинку или вытаскивать чистое белье из машинки, помогая маме его развесить.

Активное времяпрепровождение для малышей в годик

Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.

Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.

Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.

Обратите внимание! Во время активных игр взрослые всегда должны находиться рядом с малышом.

Самостоятельные игры

Помимо игр с крохой, маме необходимо свободное время, выделенное для выполнения домашних дел. Удобно делать какую-то часть работы, пока ребенок спит, но в этом случае следует исключить шумные виды работ. Их придется отложить на время бодрствования карапуза. Чтобы малыш предоставил маме возможность заняться делами, его следует научить играть самостоятельно.

Можно чередовать самостоятельные игры и совместные. Как только внимание малыша занято игрушкой, маме следует заняться делами, при этом находясь рядом, чтобы ребенок чувствовал ее присутствие.

Конечно, на 3 часа отвлечь годовалого ребенка без участия другого взрослого не получится, но на 15-20 минут организовать такое вполне возможно.

Ребенок играет в конструктор

Ребенок играет в конструктор

Малыши в год очень любознательны, им все интересно. Обычные для взрослых вещи и предметы воспринимаются детьми совершенно иначе. Стоит показать новые объекты, которые могут заинтересовать ребенка:

  1. Пакеты из супермаркета. Они большие, шуршат, их можно подбрасывать, с ними можно ходить, в них можно складывать игрушки. Если показать, как использовать пакеты, малыш будет играть с ними.

Важно! Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не одевал пакет на голову, – возможно удушье.

  1. Сыпучие предметы: крупы, макароны. Занятие полезно тем, что способствует развитию мелкой моторики. Пересыпание этих предметов в емкости, например, кастрюли, предоставленные мамой, позволит отвлечь малыша. Все может закончиться разбрасыванием этих сыпучих предметов по всей комнате или даже квартире, но этот мелкий вред, нанесенный чистоте дома, не сравнить с пользой от самостоятельно играющего ребенка и развития его мелкой моторики, от которой зависит скорость развития мышления, координации и речи.
  2. Рулон туалетной бумаги. Детям нравится рвать в клочья мягкую туалетную бумагу. Им доставляет огромную радость наблюдать, как она разматывается, когда они ее дергают. Когда рулон полностью размотан, ребенок может еще долго сидеть, обмотавшись бумагой, перебирать ее пальчиками и дорывать то, что еще осталось целым.
  3. Бизиборд. Сооружение из доски с крючками, ручками, замочками, шпингалетами, открывающимися дверцами, колесиками, выключателями, стопперами и прочими атрибутами, которые обычно запрещены, занимают малышей.
  4. Коробка со старыми игрушками. Родителям советуют не покупать много игрушек, а разделить уже купленные на две части и выдавать их ребенку по очереди. В одну часть игрушек ребенок играет, другая – складывается в коробку и достается при необходимости, чтобы занять карапуза. Вытащить и посмотреть все игрушки из коробки – это так увлекательно.

Малыш занят бизибордом

Малыш занят бизибордом

Показатели правильного развития

Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:

  • найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
  • отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
  • строить башню из кубиков или стаканчиков;
  • разбирать и собирать пирамидку из колец;
  • прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
  • прятаться, закрывая глаза руками;
  • ставить детали конструктора друг на друга;
  • показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
  • держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
  • повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
  • пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.

Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.

Видео

Источник

Когда дочке исполнился год, пришло осознание, что просто сидеть рядом, уставившись в ноутбук или телефон, не получится. Я как отец понимал, что потребность ребенка в исследовании мира нужно как-то реализовывать. О политике пока не поговорить, в куклы мы пока не играем. Понаблюдал за ребенком и составил список из вещей, которые на самом деле интересуют мою дочку.

В арсенале родственников — чтение книжек, собирание пирамидки, просмотр мультиков, поедание хлеба, сыра, голубики. Катание в детском стульчике по кухне. Купание с динозавриком и непромокаемой книжкой про русалку, которая влюбилась не в того парня. Мы с Настей подумали, что это всё не для нас. 

1. Ваша любимая музыка

С самого рождения стало понятно, что дочка очень любит слушать музыку. С каждым месяцем тяга к музыке становилась все больше, поэтому мы подкрепили её покупкой детского синтезатора. Дочь может играть, самостоятельно или под аккомпанемент, минут 15. Но если я сажаю её к себе на колени и включаю в плеере свой текущий плейлист, она, помахивая в такт ножками, может просидеть спокойно даже час. Вашему ребёнку пока что без разницы, какие у вас музыкальные пристрастия, так что подойдут любые песни, в которых хотя бы есть мелодия.

2. Кошка

Мы с женой шутим, что первый ребёнок у нас — кошка Дымка. Мы много лет прожили не планируя детей, и кошка стала объектом нашей заботы. Если у вас есть ребёнок, вы знаете, что первые месяцы всё то же самое: еда, сон, туалет. Правда, плачет кошка меньше. И ночью спит. Хотя, если вы сравниваете кошку и ребёнка, возможно, вам пока рано заводить детей. 

Так вот, кошка — прекрасное развлечение для ребёнка. Правила игры у нас простые: на кошку можно смотреть, за ней можно носиться по всей квартире, можно немного её погладить и совсем нельзя трогать хвост. Конечно, однажды Настя нарушила это правило и ходила пару дней с царапиной на лице.

Отношения между дочкой и Дымкой можно описать как сдержанная любовь на расстоянии. Сдержанная, потому что я стараюсь защищать кошку от Насти. Любовь, потому что дочка сходит по кошке с ума. А на расстоянии, потому что Дымка научилась перемещаться по квартире, минуя пол. Только диван, стол и шкаф.

3. Аксессуары для кошек

Жена меня, конечно, упрекала в том, что я издеваюсь над ребёнком, но когда я беру шарик с колокольчиком на веревочке, Настя бросает всё и начинает за ним бегать. То же самое происходит, когда мы достаем мышей и шарики. Постепенно в игру подключается и Дымка. Главное, чтобы игрушки были чистыми. После того, как мышка оказывается в лапах животного, игра прекращается. 

4. Мусор, салфетки и подгузники

Я очень хорошо освоил, что упаковки с подгузниками, пустые пластиковые бутылки и туалетная бумага — всё это намного интереснее любой игрушки. Иногда, когда Настя просыпается в 5 утра, мы идём с ней в ванную комнату, чтобы дать маме поспать. Там дочку окружают неинтересные динозаврики и туалетная бумага. 

Рвать на маленькие кусочки половину рулона туалетной бумаги — это кайф. Играть с бумагой или салфетками можно не только ребёнку, но и его родителям. Однажды я и сам попробовал. Очень успокаивает. И да, иногда Настя её ест. В полнейшей тишине. 

5. Провода

Наушники, зарядное устройство для ноутбука и телефона, провод от увлажнителя воздуха и шнурки сразу же приглянулись Насте. Конечно, мы не позволяем дочке играть с проводами, которые вставлены в розетку. Но один провод, который мы не используем, я отдал ребёнку на растерзание. Может занять на четверть часа.

6. Бабушки и дедушки на экране

Когда идет уже четвертый, пятый, шестой час наедине с дочкой, приходит время «звонка другу», то есть моим родителям. Видеозвонок через любой удобный для вас сервис — и бабушки и дедушки готовы развлекать свою внучку через экран телефона или планшета хоть час. 

В нашем случае это работает, потому что родители живут довольно далеко. Такие сеансы помогают ребёнку не забывать о близких родственниках, а им в свою очередь дают возможность хоть удаленного, но общения. 

7. Сири

Настя, конечно, знает, что родители неспроста постоянно смотрят в экран телефона. Несколько месяцев назад, во время очередной беспричинной истерики Насти с облизыванием пола и размазыванием по лицу соплей, я отдал ей свой айфон. Все детские обиды моментально были забыты. Удобство современных телефонов, конечно, в доступе по отпечаткам пальцев. Поэтому дочка может: фотографировать и снимать себя на видео, набирать 6-значный код-пароль, пользоваться экстренным вызовом и разговаривать с Сири. 

Голосовая помощница чаще всего Настю не воспринимает, а потому в ответ на абракадабру постоянно ссылается на очевидно бессмысленные результаты поиска в интернете. «Кака», — говорит Настя. «Сочувствую», — отвечает ей Сири. «А-тя-тя», — успевает сказать Настя. Сири отвечает, что не понимает её. Неудивительно, Сири, я тоже пока не понимаю. 

«Дай, дай, дай, дай!», — научилась говорить дочка. «Die! Die! Die! Die!», — записывает за ней голосовой помощник.

Читать дальше

Источник

В год ребёнок уже увлекается процессом игры – большой интерес у него вызывает постройка сооружений из кубиков, собирание пирамидки, игры с машинками, куклами, мамиными кастрюлями. Ему хочется открывать все ящики, вытаскивать оттуда всё содержимое. Он, подражая взрослым, пытается причесываться, красить губы, подметать полы и одеваться.

Словарный запас годовалого ребёнка содержит от 10 до 15 слов. Он понимает и выполняет простые просьбы взрослого. Пытается повторять услышанную интонацию в произносимых звуках и словах. Играет в «ладушки», в прятки.

Чем занять ребёнка в 1 год и чуть старше?

Игра 1. Волшебная шкатулка.

В раннем возрасте очень полезно детям развивать тактильные ощущения.

Для этого собираем шкатулку/коробку с предметами, различными по размеру, материалу, текстуре, форме.

Пусть малыш вытаскивает содержимое из шкатулки. А вы озвучивайте: «какой мягкий, пушистый, как хвостик!» или «какой твёрдый камушек!»

Игра 2. Потяни за веревочку!

Развитие пинцетного захвата (большим и указательным пальцем).

Сделать развивающую игрушку можно самому.

Нам понадобится:

  1. банка с крышкой (например, от смеси);
  2. шило;
  3. ленты.

Процесс:

Шилом проделываем отверстия в крышке, просовываем ленты, затем с обеих концов завязываем узлы. Закрываем крышкой банку. Готово!

Пусть ребенок учится захватывать ленточку и тянуть за неё.

Озвучиваем все действия: «Давай потянем за веревочку! Ыыыыы, тянем-тянем, вытянули! Какие мы молодцы!» и т.д.

Игра 3. Копилка.

Развитие мелкой моторики и сенсомоторных навыков.

Нам понадобится:

  1. банка с крышкой;
  2. ножницы;
  3. крышки от детских пюре.

Процесс: вырезаем отверстия в крышке, закрываем ею банку. Готово!

Бросаем первую крышку сами, вторую – руками ребёнку, затем стимулируем на самостоятельное выполнение упражнения.

Когда мы слышим звон от падающей крышки, обязательно четко и с интонацией произносим: «БАХ! Упала крышка!»

Игра 4. Прятки.

Развитие мышления и речи.

Для этой игры можно использовать любую небольшую игрушку и платок. Ищем и находим вместе с малышом спрятанную игрушку, радуемся тоже вместе.

Примерно к годику ребёнок начинает соотносить реальные предметы с изображенными на картинке, поэтому усложнить задачу можно тем, что прятать и искать мы будем на картинке.

Процесс: распечатываем кошку и мышку.

Говорим: «Котик бежит за мышкой, давай спрячем мышку?», закрываем мышку листком бумаги, «Где мышка? Мышка! Ку-ку», открываем мышку и радуемся «ах, вот ты где мышка!».

Можно повторить, как говорит киса (мяу-мяу) и как говорит мышка (пи-пи).

Игра 5. Конфетки

Развитие слухового восприятия.

Нам понадобится:

яйца от Киндер-сюрприза, ткань, нитка с иглой, наполнение: гречка, бусинки, камушки и др.

Процесс: заполнить яйца, вложить в ткань, сформировать конфетки и зашить.

Ребенок или взрослый гремит по очереди, сравнивая «громко-тихо»

Игра 6. Покормим Машу!

Процесс: распечатываем на принтере изображение Маши, приклеиваем картинку к коробке, проделываем отверстия в области рта. Готово!

Озвучиваем действия:

«Ай, какая Маша голодная! Давай покормим Машу? Маша, ешь! Ням-ням! Как вкусно! Молодец, Маша!»

Если нет принтера, вполне подойдёт аппликация.

«Лягушка как говорит? ква-ква! Свинка как говорит? хрю-хрю! Кошка как говорит? мяу! а рыбка? молчит рыбка!” (используем жистикуляцию – разводя руки в стороны).

Игра 7. Пластилиновые игры.

Развитие мелкой моторики и речи.

Нам понадобится: заготовка, сделанная мамой, пластилин.

Процесс: ребёнок надавливает пальчиком на пластилиновые шарики.

Например, берём изображение курочки, рядом с ней кладём кусочки желтого пластилина («зерно»).

Говорим: «Это наша курочка! Как говорит курочка? Ко-ко-ко! Курочка говорит: ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! Давай покормим уточку?» и надавливаем пальчиком ребёнка на пластилин.

Игра 8. Пальчиковые краски.

Развитие мышления, мелкой моторики, интереса к творчеству.

Это веселое занятие! Ребёнок опускает пальчики в баночки, наблюдает, как цветные пальчики оставляю цветные следы на листе бумаги и не только!

Игра 8. Звери спрятались!

Развитие мышления, мелкой моторики и речи.

Прячем в макаронах маленькие игрушки.

Говорим “А кто у нас спрятался? ку-ку! давай искать! Ауууу!”.

К годику сосательный рефлекс снижается и у детей реже возникает желание потянуть всё в рот, но они ещё совсем маленькие. Не оставляйте их без присмотра с мелкими предметами во избежание несчастных случаев.

Как покрасить макароны в домашних условиях по ссылке.

Если статья была тебе полезна – жми “палец вверх” и подписывайся на мой канал, чтобы чаще видеть с своей ленте публикации на тему раннего развития!

Источник