Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Таки устроилась в любимом кресле, чтобы написать всю историю. Букв будет, предполагаю, много. Добро пожаловать под кат.

Итак, начну ну прям очень издалека. Тим всегда был спокойным ребенком, не истеричным, дружелюбным, не агрессивным. Такой ребенок “как все”к 1.2 у нас начинала формироваться речь, в общем, все было по возрасту. Но потом случилось ЧТО-ТО, я намеренно это называю так, ибо до сих пор одни догадки что это было (тут будет моя ремарка о том, что сейчас уже ЛИЧНО Я считаю, что это прививка корь/паротит/краснуха). Итог был дикий. Речь пропала полностью, ребенок перестал смотреть в глаза даже нам, истерил, перестал отзыватся на имя. Короче говоря, я стала подозревать аутизм. Я ходила к ПКшном неврологу, я ходила к неврологу в частном порядке, который ребенка знал с 5 мес, все уверили, что все отлично. Так продолжалось до 1.10, потом постепенно стало сходить на нет. Сын стал смотреть в глаза, отзываться как и раньше, но говорить не начал. В общем, к моменту 2.4 это состояние, конечно не ушло на 100%, но можно было сказать ребенок как ребенок, но чуть “на своей волне”. Мы с легким сердцем (от того, что видели положительную динамику стали проходить мед осмотр в детсад. Но тут грянуло откуда не ждали, как говорится. Тут тоже важно рассказать как было дело.

Читайте также:  Ребенок 3 года пониженная температура

Позвонили неврологу (платно) к ней ходим мы и несколько знакомых тиминых сверстников (к слову ныне тоже не говорящих, но с другими диагнозами). Значит звоню я ей, понимаю, что она не узнает о ком идет речь. Назначает встречу.Я накануне перезваниваю уточнить, она снова не понимает кто я. Выйдя к нам ОНА МЕНЯ И СЫНА НЕ УЗНАЕТ, это принципиально. НО!!!! идет с стопкой буклетов “Помощь аутистам” я слегка охренела и почуяла не ладное. Оказалось что мы попали к ней в день аутолога… И понимаете, человек не глядя на ребенка начинает раскачивать нас на аутизм. Я слегка выпала в осадок.. в итоге при 75% ответов нет на диагностические вопросы, она нам в карту написала РАС (растройство аутоспектра), а в садовскую карту моторную аллалию) И стала настойчиво навязывать платные услуги. Я вышла оттуда на ватных ногах. Теперь я знаю как седеют за одну ночь… через пару часов я узнала, что та же фигня произошла с другими нашими знакомыми и платные услуги, которые навязывались, предоставляла не то сестра, не то подруга этого врача… За вечер я подняла все свои многочисленные медицинские связи в городе, все были в ужасе и говорили ЧТО ЗА БРЕД?! это говорили люди, знающие моего ребенка. Да, ребенок особенный, да ребенок не среднестатистический, да, можно даже сказать, что ребенок “с своими тараканами”, но ребенок не аутист. Это было было понятно любому человеку, кто знает моего ребенка больше 10 минут… Мы нашли по отзывам грамотного невролога. Потом еще одного. В общем, на следующее утро мы летели со всех ног на прием, чтоб услышать мнение со стороны. Для чистоты мнения с собой были выписные эпикризы, МРТ и ребенок. Короче об аутизме не заикнулся НИКТО! К слову, тогда же мы нашли нашего замечательного невролога, которая не позволяет мне порой терять чувство реальности.

Так мы стали ходить в сад, лечиться, меняться, от ауточерт не осталось и следа. Стали заниматься появлением речи. Стали готовиться к ПМПК для комиссии в коррекционный логопедический детский сад. В списке врачей был и психиатр. И вот тут начался полный треш. К слову, нас аккуратно предупредили, что человек она с заебами крайне специфический…. Ранее мы прошли 2 неврологом (д-з моторная алалия), логопеда (д-з тот же) Психиатр была последним врачем осмотра. Расскажу во всех красках как это было.

Приехали, Тим на расслабоне, доволен, болтает в коридоре, смотрим картинки на плакатах пока ждали. У нас забрали карту и сказали позовут. Прошло 10 минут, нас пригласили и началась фабрика абсурда. Мы переступили порог (я не утрирую) и нас встретили фразой “знаете, у вашего мальчика аутизм. Давайте оформим историю болезни и начнем оформление инвалидности. Вот вам пакет документов и начали опрос. Потом сыну предложили собрат из затертых бесформенных картонок картинку. С чем, если честно, не поняла даже я. Ребенок потом показал ей буквы назвал, но да какая ей разница? По ее мнению все было очень плохо, ребенок безнадежен, а то что в глаза смотрит, общается, так аутист он просто атипичный! она просто выбила у меня почву из под ног… снова… второй врач. Я, вполне оправданно, прислушалась, надо проверять. Порешили, что раз на то пошло, если будет положительный исход и получим материальную поддержку, не так все плохо. С этими мыслями я подбила весь пакет документов нужных, благо все было готова. К слову, в характеристике из сада от психолога и воспитателей ни слова про аут и черты под него подходящие, у неврологов тоже, к МСЭ это было как минимум не состыковка. Но я решила будь как будет. Привезла документы, мне сказали, что его нужна описательная характеристика психолога из ПНД (Карамзинки), место, честно скажем, злачное, желания ехать туда обычно ни у кого не возникает. Поехали в среду с мужем одни узнать вообще что к чему. Узнали, что для того, чтоб попасть к психологу сначала нужно попасть к психиатору, тк ее слово решающее, ибо по рангу она выше психиатра, направившего нас на МСЭ. Я зашла пообщалась с врачем, оказалось, что это замечетельная, очень приятная молодая женщина. Я рассказала ей что да как, договорились, что примемся без очереди (тк там в очередях от алкашей с белочкой до наркотов и бабушек в маразме.

В четверг утром приехали с Тимом, зашли, она подробно распросила обо всем, прочитала карту внимательно, записала чем мы лечимся, пообщалась с сыном(он не хотел общаться особо), отправила к психологу. Тут контакт пошел сразу, девушка приятнейшая. они стали играть с кубиками, машинами, солдатами, он пытался что-то ей рассказать. Она через 2 минуты подняла на меня огромные глаза и спросила “Простите, какой идиот диагностировал у вас аутизм? тут даже АЧ нет, даже мимо не пробегало” я рассказала что как. Она написала характеристику, что даже легкого ЗПР нет, только ЗРР, на словах очень подробно мне обьяснила, что мой сын “не как все” потому что ПОКА не говорит, что как только догоним по речи уйдут все “странности”, разложила мне все по полочкам. Я вышла с легким сердцем, отправила сына и мужа в детсад, сама пошла к психиатру за заключением. Мы говорили около часа. Она сказала, что у нас здоровый психически ребенок, да нет речи, но с нашими родами это не нонсенс, что все мы догонем и все у нас будет хорошо. Сказала что у нас алалия, ЗРР, ЗРП она все же напишет, но сто раз повторила, что ЗПР это от того, что не может говорить и не все плохо и безнадежно.

Она спросила меня прямо, зная цел моего визита, хочу ли я чтоб она написала мне в заключение аутизм. Что, естественно, его у нас нет, но если мне принципиально получит по МСЭ инвалидность, она напишет. Я ответила, что писать то, чего нет нам не нужно. Она выдохнула, говорит приятно иметь дело с адекватными родителями. Может я и не права, но ЗАЧЕМ? Короче, диагноз и все его виды снят полностью, повторная дианостика не нужна, тк аутизм, РАС и АЧ если есть, то в 3.2 легко диагностируемы. Так и написала.

Я повезла доки нашей психичке. Я просто на крыльях от счастья летела. Но то что меня встретило, вернуло с небес на землю….

Пришла, пересказала, отдала документы. Она бегло глянув ЧЕРЕЗ СТОЛ В ЛИЦО МНЕ ШВЫРНУЛА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХИАТРА с воплем какого черта я самовольничаю и вообще поперлась к психиатру, она велела только психолога. Я выпала в осадок, мягко говоря. Говорю ну почитайте что психолог написал. Пока она читала, ее перекосило так, что я думала она меня в окно выкинет. В итоге вышло так, что диагноз не подтвержден НИКЕМ! Она стала орать как полоумная, что невролог не диагност и пошел он, он тупой не понимает, заключение психиатра я могу “хоть порвать, хоть куда нибудь засунуть”(это дословно), психолог вообще не врач… пауза… и тут грянула фраза дня “С ЧЕГО ВЫ ВООБЩЕ ВЗЯЛИ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА АУТИЗМ?!”

Читайте также:  Какой вес у вашего ребенка в 3 года

Пока моя челюсть дробила пол и я думала как не встать и не дать ей меж рогов, она еще что то орала, что сейчас его может не быть сейчас, но появиться в школе. аутизм… может стат видно только в школе…. в школе…

Я говорю ну вы то с чего с порога взяли что он у нас есть???? Ответ… “НЕ ЗНАЮ! НУ С ЧЕГО-ТО ЖЕ Я ВЗЯЛА ЭТО! ПРОЧИТАЛА ЖЕ ГДЕ-ТО!” Дальше добавить я могу только матом, но что тут добавлять????

Ну как вот, говорит, вас теперь на МСЭ отправлять?

В итоге в запале кипиша я у медсестры попросила направление в реацентр, ушла с тем, что позвоню туда там решим что до как…

Я, конечно, вчера была просто в а..уе… С ЧЕГО Я ВЗЯЛА, ЧТО У МОЕГО РЕБЕНКА АУТИЗМ спросил меня психиатр буквально на пороге МСЭ с 8 документами опровергающими диагноз…

Сегодня узнала, что очередь в реа только на апрель. Пускай. Набралась спокойствия. Позвонила психичке. Сказала как есть. Спрашиваю, мол говорю не для протокола вы то сами неужели не видите, что на мсэ нечего делать? Она мне, да я, говорит вообще у вас аутизма не вижу… но надо же написать… я говорю зачем??? Ну начали же? Говорю и что???? Ну вы же не говорите. И ЧТО? Мы говорю что не лечимся? Не занимаемся? Ну а вдруг он появится? Я говорю вы мне хотите сказат, что у ребенка, у которого столько врачей не увидили аутизм, у которого динамика на улучшение стабильная (ТТТ), который начинает говорить) ВДРУГ станет аутистом к школе???? Ну, короче, было очевидно, что человек сморозил тупость, с чего объяснить не может, но признать, что не прав не может. Я конечно могла устроить скандал и написать жалобу на нее, но видя перед собой действительно не адекватного человека (я стала свидетелем как она по телефону орала благим матом на родительницу) я решила аккуратно и вежливо свести наше общение на нет….

Вот такой вот пипец….

Спасибо, всем дочитавшим до конца и не равнодушным=)

Источник

Моторная алалия − это полное отсутствие или частичное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением корковых центров мозга, отвечающих за речь. Эти изменения чаще происходят во время перинатального периода или в первый год жизни ребенка.

Малыш отлично понимает чужую речь, но самостоятельно сказать ничего не может. Этот недуг диагностируется чаще у 1% детей дошкольного и до 0,8% школьного возраста. Чаще болезнь диагностируется у мальчиков до 5 лет жизни, чем у девочек.

Моторная алалия проявляется в виде отставания в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям с подобной патологией сложно приподнять язык вверх и удержать его в таком состоянии долго, не могут облизать губы.

Также у детей с этим недугом наблюдаются и другие сложности: они не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы без посторонней помощи. Они не могут пройти по бревну, не прыгают на одной ноге, часто спотыкаются и падают.

Виды заболевания

Уже много лет изучается проблема классификации алалии у детей. Болезнь классифицируют в зависимости от механизмов, от признаков проявления и степени выраженности. Сегодня логопеды используют для классификации алалии метод по Ковшикову.

Согласно нему, выделяют такие виды заболевания:

  • экспрессивную моторную алалию;
  • импрессивную сенсорную;
  • смешанную.Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией

В зависимости от зоны повреждения мозга болезнь делят на два типа:

  • афферентная − поражены нижние теменные отделы мозга в левом полушарии;
  • эфферентная − поражены центры Брока в задней трети лобной извилины.

Стадии и степени

Существует несколько степеней болезни, каждая характеризуется своими отклонениями, все они описаны в таблице ниже.

СтепеньОсобенности
ЛегкаяЭту степень достаточно легко вылечить. Достаточно просто ограничиться занятиями с логопедом и выполнением домашних упражнений и все отклонения уйдут. Ребенок научится самостоятельно говорить, ухаживать за собой.
ТяжелаяПри данной степени заболевания наблюдаются грубые поражения центров речи, поэтому терапия в большинстве случаев не приносит улучшений.

Симптомы

Первые признаки алалии можно заметить еще в первый год жизни малыша, но чаще родители просто не обращают на них никакого внимания. Чуть позже, когда приходит время ребенку лепетать, гулять и улыбаться родителям, он просто не реагирует на их появление, так как у него уже значительно снижена познавательная активность. Если такие признаки наблюдаются, то нужно срочно проконсультироваться со специалистом.

Чаще взрослые начинают бить тревогу на втором году жизни ребенка. Именно в этот период малыш должен уже четко говорить первые слова, складывать их во фразу, формируется фонематическая система. Если же ребенок не произнес до 2-х лет ни одного слова, то требуется консультация логопеда. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечением, тем благоприятнее прогноз.Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией

У алаликов есть все, что необходимо им для того, чтобы нормально разговаривать, но они просто не имеют возможность воспользоваться своими возможностями.

А выражается это в:

  • литературной парафазии, когда один звук в слове заменяется на другой;
  • персеверации, когда речь рассеянная и непрекращающаяся;
  • элизии, когда отдельные звуки выпадают из слов;
  • ограниченном словарном запасе, чаще это касается глаголов и отдельных отглагольных форм;
  • замене слов на похожие по смыслу;
  • контаминации, когда объединяются слоги слов;
  • неправильном согласовании слов;
  • выпадении при разговоре предлогов.

Также можно определить у ребенка признаки алалии по неречевым симптомам, проявляющиеся в виде неправильной работе нервной системе:

  • наблюдаются нарушения двигательной функции лицевых мускулов;
  • нарушается равновесие;
  • неловкость, когда дети часто спотыкаются и бьются о преграды;
  • нарушениями пространственного гнозиса;
  • дисфункция мозга минимальна.

К психопатологической симптоматике алалии относятся:

  • отставание в развитии;
  • импульсивность в действиях;
  • повышенная тревожность и агрессия;
  • плохая адаптация к окружающей среде;
  • сниженное внимание;
  • чрезмерная утомляемость.

При первых признаках болезни, необходимо срочно посетить педиатра и пройти комплексное обследование.

Причины появления

Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может быть следствием асфиксии новорожденного, недоношенности или травмы, полученной во время родов. В редких случаях диагноз может быть поставлен при преждевременных или затяжных родах.

Спровоцировать развитие недуга могут осложнения во время вынашивания малыша и родовой деятельности, а также перинатальные патологии.

Чаще всего причинами развития такого нарушения являются:

  • инфекции (заражение произошло во время пребывания в утробе матери или при прохождении родовых ходов);
  • гипоксия;Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией
  • асфиксия;
  • токсикоз;
  • травмирование плода во время падения беременной женщины или удара в область живота;
  • травма мозга во время вынашивания плода или родов;
  • высокий риск самопроизвольного аборта;
  • некоторые хронические недуги матери: недостаточность сердца и легких, гипертензия.

Также спровоцировать развитие алалии могут другие серьезные недуги, которые влияют на нервную систему: менингит, энцефалит, соматические патологии, травмирование головы. Некоторые ученые считают, что алалия − это наследственная болезнь. Дети с такой патологией отличаются от умственно отсталых малышей. Как только речь начнет восстанавливаться, умственное отставание исчезнет.

Диагностика

Моторная алалия у ребенка 2-5 лет диагностируется логопедом.

Поставить точный диагноз бывает довольно сложно, поэтому рекомендуется пройти комплексное обследование:

  1. Анамнез. Логопед изначально собирает всю информацию о родителях малыша и общения ребенка с окружающими. Подозревать алалию можно в том случае, если точно установлены три характерных симптома.
  2. Дифференцированное обследование. Обязательно следует посетить целый ряд специалистов. Отоларинголог должен проверить слух, психоневролог написать заключение об умственном состоянии ребенка, а психолог проверить, нет ли аутизма.Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией
  3. Динамическая диагностика. Во время коррекции речи логопед должен фиксировать, есть ли улучшения. На основании полученных данных логопед может скорректировать ранее поставленного диагноза.
Читайте также:  Литический укол ребенку 3 года

Также часто рекомендуют пройти и такое обследование:

  1. МРТ. С его помощью удается установить, есть ли органические поражения в мозге. Стоимость обследования от 2500 руб.
  2. ЭЭГ. Этот метод диагностики помогает определить, в каком месте мозга произошли нарушения и как они отражаются на ребенке. Цена обследования от 500 руб.

Профилактика

Чтобы моторная алалия не развивалась у малыша, обязательно нужно обеспечить надлежащие условия для правильного протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка.

Во время вынашивания малыша женщинам рекомендуется проводить профилактику:

  • вовремя стать на учет к гинекологу, своевременно проходить все рекомендованные обследования и выполнять рекомендации доктора;
  • свести к минимуму риск заражения инфекцией, своевременно лечить недуги;
  • исключить все занятия, которые могут нанести травму плоду;
  • избегать серьезных физических нагрузок;
  • отказаться от употребления спиртных напитков, курения;Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией
  • подобрать сбалансированный рацион питания;
  • выполнять упражнения, рекомендованные беременным.

Чтобы ребенок развивался правильно, необходимо:

  • регулярно посещать семейного доктора, узких специалистов при необходимости;
  • делать все прививки в соответствии с возрастом малыша, но только если нет противопоказаний;
  • выполнять упражнения ля правильного развития ребенка, комплекс подбирается в соответствии с возрастом;
  • защитить ребенка от различных травм, особенно головы;
  • уделять как можно больше внимания ребенку, общаться с ним в ласковой манере;
  • поддерживать правильный психологический настрой в семье.

Коррекционная работа

Моторная алалия у ребенка, которому уже 2-5 лет, должна лечиться только комплексно. Специалист подбирает терапию индивидуально каждому малышу, учитывая его тип недуга и степень развития.

Не стоит ждать быстрых результатов, потребуется длительная и сложнейшая работа, чтобы ребенок начал справляться со своими дефектами речи. Эта болезнь тяжело подается терапии, но шанс вылечиться есть у каждого ребенка.

Есть несколько методов вылечить алалию:

  1. Прием лекарств. Логопед и невролог могут порекомендовать родителям давать ребенку ноотропные или метаболические препараты. Например, Энцефабол, который помогает улучшить все сниженные патологией обменные процессы в мозге, улучшает кровообращение, снижает уровень вязкости крови.Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией Пантогам − это мягко действующий на детский организм метаболический церебропротектор. Это средство улучшает энергетический обмен в мозге и клетках, оказывает противосудорожное действие, снижает моторную возбудимость, повышает работоспособность умственную и физическую. Назначать препарат должен доктор, он же подбирает дозировку и курс.
  2. Микротоковая рефлексотерапия. При помощи оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа отдельных частей мозга, которые наиболее поражены болезнью. Подобная процедура полностью безболезненна, назначается детям с 6 месяцев.
  3. Массаж. С его помощью удается улучшить работу мышц речевого аппарата.
  4. Физиотерапия. Специалист может порекомендовать курс лазерной, магнитной или электростимуляции, проводящиеся на специальном оборудовании.

Хорошую эффективность в лечении алалии у детей дают занятия с логопедом. Он хорошо знает, какие именно упражнения применять, чтобы всесторонне развивать речевой аппарат. Упражнения должны стимулировать активность речи, формировать большой словарный запас.

Вне зависимости от того, какая форма болезни у ребенка, логопед использует 4 этапа лечения в своей работе:

  1. Подготовительный. На этом этапе специалист формирует у ребенка предпосылки для дальнейшего правильного развития речи. Логопед создает такие ситуации, чтобы побудить малыша к общению. Также он формирует понятие, что речь для каждого человека важна. На этом этапе проводятся работы по развитию темпо-ритмической стороны речи и психических функций.
  2. Второй этап помогает сформировать начальные навыки речи. Проводятся работы, помогающие расширить словарь, идет активная помощь в соотношении слов с предметами. Специалист учит малыша узнавать слова по их звучанию, занимается коррекцией произношения звуков. Также применяются упражнения, помогающие классифицировать и обобщать предметы.Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией
  3. На третьем этапе формируются высказывания, как главной единицы речи. Логопед помогает скорректировать грамматический строй, учит ребенка правильно конструировать свои высказывания.
  4. На 4 этапе формируются понятия о познавательной функции речи. Подбираются упражнения, позволяющие сформировать связную речь, распланировать ее и воспитать навыки самостоятельного контроля.

Упражнения для каждого этапа подбираются индивидуально в соответствии с формой болезни. Во внимание берутся особенности дефекта. Работа организовывается таким образом, чтобы удалось наилучших результатов и максимально скорректировать речь.

Моторная алалия у ребенка 2-4 лет при работе с логопедом имеет ряд особых направлений, кроме основных принципов и этапов:

  • приводятся в норму все моторные функции, каждое задание, выполняемое ребенком, контролируется;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • развивается психологическая речевая база;
  • развивается словесное и логическое мышление, идет регулирование речи;
  • проходит подробная коррекция произношения звуков и преодоление оральной апраксии;
  • развиваются фонематические процессы, где упор делается на восприятии речи;
  • развиваются экспрессивные стороны речи.

Кроме логопеда с ребенком обязательно должен работать дефектолог, ведь нарушения могут быть и в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог дает больше уклон на психические функции и особенности личности.Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией

Родители обязательно должны в домашних условиях заниматься с ребенком. Совместно с логопедом создается домашняя программа работы с ребенком.

  1. Обязательно малыш должен воспринимать речь взрослого. Ему нужно называть предмет, а ребенок должен найти его и показать. Если он показал неправильно, его нужно поправить, показать верный вариант и попросить повторить название предмета. Для таких занятий можно использовать любимые игрушки ребенка, с каждым разом обязательно увеличивать количество предметов, добавляя ранее ему незнакомые. Чем больше предметов он выучит, тем быстрее его словесный запас пополнится.
  2. Если малыш выучил много слов, то обязательно следует поработать над их правильным произношением.
  3. Разговаривать с алаликом нужно как можно больше. Речь взрослого должна быть понятной, правильной и не быстрой. Если у ребенка сенсорная алалия, то каждое слово лучше сопровождать соответствующей картинкой.
  4. Показывать малышу буквы, а после подбирать слова, начинающиеся на нее. Просить ребенка показывать букву, на которую слово начинается, пусть проговорит четко слово.

Обязательно нужно купить ребенку книжки с яркими картинками. Рассматривать их, показывать и говорить, кто изображен. Можно подобрать специальные компьютерные игры, где ребенок сможет развивать свою речь.

В домашних условиях можно проводить малышу логопедический массаж, который стимулирует речевые зоны.

Последовательность массажных движений может быть такой:

  • поглаживание лобной области, начиная от центра и двигаясь к вискам, движения вокруг висков должны выполняться по часовой стрелке;
  • таким же образом гладятся впадины глаз, движения не должны приносить дискомфорт, все выполнять нежно и мягко;
  • круговыми движениями гладятся щечки;
  • после нужно перейти на массаж пространства между бровями;
  • растирается нос, губы и даже язык.

После массажа лица можно переходить на руки, грудь, спину. Никаких резких и болючих движений, ребенок должен быть полностью расслаблен. Руки перед массажем обязательно обработать антисептиком, никаких масел использовать не нужно, чтобы не вызывать аллергической реакции.

Занятия с логопедом и дома помогут быстрее развить логоритмику и связную речь фразами. Выполнение простых упражнений значительно увеличит словесный запас, улучшит речь, научит малыша понимать простейшие выражения.

Возможные осложнения

Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может спровоцировать серьезнейшие нарушения письменной речи. Также у детей с подобным диагнозом, которые не получают надлежащего лечения, может появиться заикание, проявляющееся чаще при формировании навыков устной речи.Чем заниматься с ребенком 3 года с алалией

Если своевременно поставить диагноз и подобрать комплексную терапию, включающую в себя прием медикаментов, работу с логопедом, дефектологом и работу с родителями дома, то прогноз будет благоприятным.

Немаловажное значение играет и степень поражения мозга, невролог должен точно выяснить, насколько он поражен, чтобы подобрать терапию. При незначительных повреждениях уже к 5 годам можно полностью исключить диагноз − алалия.

Моторная алалия, которая была диагностирована ребенку до 1 года, может быть эффективно и без особых проблем вылечена. Родителям просто следует быть внимательным к своему малышу, строго следовать рекомендациям педиатра, посетить логопеда при необходимости и других узких специалистов.

От сенсорного недуга малыш быстрее избавляется, чем от моторного, поэтому нужна кропотливая и длительная работа.

Оформление статьи: Владимир Вели?