Чем занимается ваш ребенок в 4 года

Чем занимается ваш ребенок в 4 года thumbnail

ну, девочка, 4,2.
плавать -умеет, да. под водой и на поверхности. без очков, конечно. прыгает с тумбочки в глубину с удовольствием. до года еще начали ходить в бассейн. продолжаем.
больше года занимается спортивной акробатикой. особых данных не вижу, на тот же шпагат с лёту ей не сесть, но секция очень полезная, ходит с интересом просто ради физической активности. дома – батут и спорткомплекс всегда в деле.
незнакомые вечно ставят ей диагноз “гиперактивность” – но враки. сидеть заниматься может буквально часами – спокойно. а так – да, активная. разговаривать может со всеми и всегда, знакомится сама, беседу начинает. везде пробьется в первый ряд.
ходит на эстрадный вокал, первый большой концерт с выступлением малявок был, прошло с удовольствием.
ходит на математику после садика – ну, знает и конусы, и трапеции и прочее. счет – до 60 точно, дальше не проверяла давно. обратный счет – от десяти. сложение-вычитание – в пределах десяти, логические задачи – хорошо идёт всё.
чтение – слоговое, при мотивировке – слова целиком читает. тексты осиливает маленькие. без восторга, но иногда с интересом. больше любит слушать и слушать и слушать чтение мое.
любит спектакли. любит балет. любит аудиоспектакли. любит диафильмы.
эээ…
в садике – экология, математика, конструирование, развитие речи, бассейн, физкультура в зале, физра на улице, ритмика, музыка, рисование.
музыкальная школа – общеэстетическое отделение, знакомство с композиторами, произведениями, инструментами, нотами и пр. но с сольфеджио мы сбежали, моя душа не вынесла этих дебрей ))
дворец творчества – театральная деятельность, развитие творческого воображения, лепка, изодеятельность (работа с бумагой), ритмика. но с театральной деятельности и развития воображения мы ушли перед нг – ребенок шел без восторга,и я смысла не увидела особого.
так. что еще. очень любит всё мелкое – пуговицы, бусины, сильвейниэны, магнитные куклы.
любит химические опыты, любит узнавать новое о животных, насекомых, анатомии, космосе, географии, геологии. да обо всем. в фаворитах -море и насекомые сейчас. мне слабо запомнить всяких стеклянных гетер и чаш нептуна. ей – нет. )
спокойно лазит на высоту – деревья и спортснаряды, отличное равновесие.
эээ…
говорит хорошо, конечно. уже в год и семь говорила предложениями.
игры-ходилки пока не пошли, надо заняться поактивнее. блоки дьенеша – пройденный этап, но были популярны. сейчас любит домино, мозаику, рисовать, плоховато с ножницами, но учится. пластилин – любит с недавних пор, но не сильно хорошо пока. клеить полюбила осенью.
слёту учит стихи и прозу,и песни. любит петь-танцевать. наизусть запросто рассказывает ту же “мертвую царевну” – выучила незаметно для меня. )
на компьютере не занимаемся. так, иногда для развлечения на пойзонружком ходим.
английский у меня нормальный, но не занимаемся, не хочу произношение портить. в садике со следующего года начнется. языками интересуется, пытается петь услышанное “так, как услышала”.
с произношением есть время от времени вылезающая проблема с Л, и временами бывает горловое Р. ну, не парюсь, пройдет. на вокале с ней очень хорошо занимаются, попутно и логопедия получается ))
мечтает стать то канатоходцем, то комбайнером, то космонавтом ))
любит лото, игры типа катамино, собери-разбери, логическую игру с шоколадными конфетами (нет под рукой названия), кубики логические (ну, трехцветные такие), магнитные конструкторы, лего, кубики.
любит карты. в смысле, мира. )
а. после того, как в 3,6 научилась читать, полюбила писать-подписывать. неплохо получается.
общительна очень, я писала уже. жаждет, чтобы кругом все были друзья. всех угощать, со всеми играть, заводить ролевые игры – с удовольствием.

никакими методиками не занимались особо. так. кусочек оттуда, кусочек отсюда.

с паззлами вот не очень. с разрезными картинками тоже. жаль, что читать сама пока не любит. вредность проявляется последние месяцы, но пока получается на педагогических примерах из книг и на примере “а если с тобой так будут делать?” – справляться. ну и есть некие проблемы с общением. в садичной группе она младшая, там детям уже некоторым по пять.
и как-то типичный диалог типа того: “Арина, я с тобой сегодня дружу”. Моя: “Ура, а давай поиграем в это, давай будем подружками”. “Нет, я не дружу,я тебя обманула”. Моя в слезы.

в общем, я за интеллектуальное и физическое развитие не переживаю. идет себе по накатанной потихоньку. меня волнуют ранимость и открытость ребенка. шишек набьет еще. (

Источник

фото 1Для каждого возраста характерны свои нормы и стандарты, на которые стоит ориентироваться, оценивая уровень физического и психического развития ребёнка.

В 3 года вариантов нормы больше, чем в 4, а соответственно, у четырёхлетнего малыша гораздо проще выявить патологии.

На что стоит обратить внимание, чтобы вовремя скорректировать воспитательный и учебный процесс?

Давайте разбираться.

Особенности жизни

фото 2Четырёхлетний возраст – это штиль, после эмоциональной бури кризиса трёх лет, но несмотря на это родителям всё же не стоит расслабляться.

В 4 года ребёнок многое узнаёт и осознаёт впервые. В его голове каждую минуту созревают новые вопросы, требующие немедленных ответов.

Жажда деятельности и экспериментов заставляет его испытывать грани дозволенного, а заодно и проверять нервы родителей на прочность.

Для родителя очень важно в этот момент научиться переключать внимание ребёнка и направлять его энергию в правильное русло.

Что должен уметь малыш?

Вне зависимости от пола, четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • концентрировать внимание на своей деятельности как минимум на 5 минут;
  • находить и описывать различия между двумя предметами;
  • складывать простую мозаику;
  • складывать башенку из кубиков или пирамидку, придерживаясь последовательности от большому к маленькому;
  • распределять предметы, животных по группам;
  • находить и исключать лишний предмет из предложенных объектов;
  • находить и использовать антонимы слов;
  • строить и объяснять простые причинно-следственные связи (зачем надевать курточку зимой? почему ночью нужно спать? и т. д).

Мальчики

фото 3Маленькие сорванцы в этом возрасте уже понимают своё отличие от девочек и предпочитают общаться с мальчиками, играть машинками, пистолетами или конструктором.

Ровесницы у них вызывают любопытство и симпатию. Как правило, мальчики социализируются проще, чем девочки, быстрее приходят к пониманию физических свойств предметов.

Однако, медленнее осваивают речь, письмо и способность концентрировать внимание.

Девочки

Девочки часто находят себе занятие самостоятельно. Это может быть спокойная игра с куклами, «чаепитие» или ролевая постановка с игрушками. В отличие от мальчиков они проявляют большую привязанность к родителям и насторожённость в общении с незнакомцами.

Физические нормы

До 5 лет скелет ребёнка всё ещё гибок и восприимчив, поэтому очень важно следить, чтобы малыш не перетруждался и не сидел долго в неправильной позе. Матрац для сна должен быть средней мягкости.

Примерно с 4 до 4,5 лет происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Сходит детская припухлость с лица и тела из-за чего ребёнок начинает восприниматься как маленький взрослый.

Важно! Для обеспечения необходимого энергетического запаса, четырёхлетнего ребёнка нужно кормить от 4 до 5 раз в день.

Если малыш не ходит в садик и привык ориентироваться на режим, установленный родителями – он может отказаться от дневного сна.

Рост и вес в таблице

Наш плагин поможет рассчитать эти параметры. Выберите пол и категорию:

Диагностика в четыре года

Оценить уровень развития ребёнка, а также установить его сильные и слабые стороны вам поможет простой тест из 5 пунктов. Если выполнение заданий не вызвало никаких затруднений у малыша – вы работаете в правильном направлении. Если же он не справился более чем с одним заданием – стоит проконсультироваться со специалистом и подобрать более результативные методики.

  1. Собери матрёшкузадание направлено на выявление уровня ориентировки по величинам и способность воспроизводить ранее увиденные действия. Разложите перед малышом матрёшку, поясняя свои действия и комментируя (эта большая, а эта меньше, а вот эта совсем маленькая) и соберите назад. Предложите ребёнку повторить ваши действия.
  2. Пирамидка – задание направлено на определение умения отделять первостепенные задачи от второстепенных (отвлечься от цвета и обратить внимание на размер). Для задания вам понадобится стандартная пирамидка из 6 колечек, каждое из которых разного цвета и размера. Попросите ребёнка проследить за вашими действиями, а затем повторить их. Разберите, а затем соберите пирамидку.
  3. Подбери ключик к замочку. Для упражнения вам понадобится детская головоломка, состоящая из коробки с прорезями разных форм, и геометрических фигур, соответствующих этим прорезям. Попросите малыша подобрать «ключик к замочку» опустив фигурки в подходящие прорези.
  4. Собери картинку. Это задание поможет вам понять, способен ли ребёнок к обучению и пространственному мышлению. Вам понадобится простая мозаика из 4 деталей и картинка, изображающая итоговый результат. Попросите малыша сложить детали мозаики так, чтобы получилась целая картинка.
  5. Покажи такой же. Это задание направлено на выявление уровня восприятия цвета и способность анализировать. Положите перед ребёнком 10-14 кубиков, так, чтобы каждого цвета было по 2. Попросите его перечислить и показать все цвета. Затем, возьмите в руку кубик, и попросите малыша найти такой же.

Упражнения и занятия

Что может быть?

Четырёхлетний малыш любит задавать вопросы, и также с удовольствием включится в игру, если отвечать придётся ему. Задавайте вопросы, начинающиеся на «что может быть», к примеру:

  • Что может быть сладким?
  • Что может быть холодным?
  • Что может быть плоским?

Эта игра научит его творчески мыслить, анализировать и соотносить предметы по категориям.

Что произойдёт, если?

Вступите с ребёнком в активную дискуссию попросите его пофантазировать на тему «что произойдёт, если». К примеру: что произойдёт, если ты попадёшь под дождь? Что произойдёт, если кинуть мячик в море?

Это научит ребёнка моделировать вероятные и маловероятные события в своей голове.

Что и где лежит?

Попросите кроху рассказать о том, какие предметы находятся в ванной, гостиной и прихожей. Не торопите его, пусть он вспомнит как можно больше объектов. Затем поменяйте правила игры наоборот: называйте объект и просите рассказать, в какой комнате он находится. К примеру: где стоит диван?

Ходит на носочках – что делать?

Причин тому, что четырёхлетний малыш ходит на носочках всего 4:

  1. Психологическая – полностью здоровый ребёнок ходит на носочках потому, что подражает кому-то, пытается казаться выше или ему просто не нравиться прикасаться чувствительными стопами к какой-либо поверхности (колючему коврику, холодной плитке).
  2. Поведенческая – если хождение на носочках является лишь одной из сторон странного поведения, это может указывать на наличие аутизма.
  3. Неврологическая – ДЦП, мышечная дистрофия, нарушения координации движений. При таких состояниях икроножные мышцы всегда напряжены, из невозможно расслабить и из-за этого ребёнок не может опустить пятку.
  4. Ортопедическая – воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. Все эти недуги отражаются болью при опускании на пятку.

Важно! Если вы видите, что ребёнок ходит на цыпочках постоянно, часто спотыкается и в целом плохо скоординирован – проконсультируетесь с невропатологом.

Речь

фото 2Четырёхлетний дошкольник постоянно пополняет свой словарный запас, экспериментирует с произношением, путая слоги и ударения.

Какие звуки уже произносит?

В этом возрасте малыш уже умеет произносить более сложные буквы, такие как «с», «з» и «ц».

Освоив новую букву, он старается поделиться этим знанием со сверстниками и поправляет их, если слышит, что слово произносится неправильно.

Произношение часто невнятное: «р» заменяется на «л», «щ» на «с». Однако, всё это относится к норме.

Справка! Логопеды рекомендуют начинать занятия по улучшению дикции не ранее 5 лет.

Упражнения

Правда или неправда?

Покажите малышу картинку с каким-либо животным или объектом и попросите его угадать, что сказанное вами правда, а что нет. Например, на картинке изображена лошадь, вы спрашиваете: она быстро бегает? (правда), она умеет летать? (неправда) и т. д.

Этого не может быть!

Это упражнение учит замечать логические не состыковки в повествовании. Предупредите малыша, что расскажете ему историю, а он должен остановить вас и сказать «этого не может быть», когда увидит что-то неправдоподобное. Например, вы читаете рассказ: «На дворе стоит зима, скоро Новый год, в клумбе расцвели цветы».

Какое это время года?

Найдите описательные стихотворения или короткие рассказы о временах года. Расскажите их чаду и попросите его угадать, о каком времени года шла речь в произведении.

Мультики

Малышам 4 лет можно включать мультфильмы с более сложным сюжетом и героями. Хороши мультфильмы с музыкальными вставками и песнями, тексты которых легко запомнить и напевать, или же картины со стихотворным повествованием. Для этой цели отлично подойдут советские мультфильмы и классика Диснея.

Как рисуют?

фото 3В четыре года активно развивается наглядно-образное мышление.

Ребёнок учится воспринимать объёмные предметы и раскладывать их на составляющие детали.

Его восприятие можно понять по рисункам — мелкие детали опущены, но при этом чётко передан общий смысл.

К примеру, домик изображается как квадрат с треугольной крышей, кошка – как круг с двумя треугольниками ушей на овальном туловище и с четырьмя лапами, дерево- коричневый прямоугольник с круглой зелёной шапкой и т. д.

Ребёнок всё ещё не может рисовать ровно и аккуратно, но пытается передавать прямые и штриховать, используя неразрывные линии или спиралеобразные формы.

Обратите внимание! В 4 года ребёнок уже может перерисовывать цифры и буквы, но часто путается с тем, в какую сторону они повёрнуты. Это нормальное явление, которое с развитием письменного навыка пройдёт.

Мышление

В 4 года дошкольник уже умеет:

  • осмыслять, искать и объяснять причинно-следственные связи;
  • формулировать и задавать сложные вопросы, а также самостоятельно отвечать на них;
  • сортировать и обобщать события, вещи, людей, животных по общим признакам;
  • умеет вычленять лишнее и находить недостающее;
  • занимать себя надолго книгой, сказкой, мультиком, а затем осмыслять и обсуждать увиденное;
  • объяснять собственное поведение, поведение других людей или персонажей сказок, мультфильмов;
  • идентифицировать собственные эмоции и делиться ими с окружающими;
  • видеть логические не состыковки.

Интеллектуальное становление

Согласно перечню, сформированному психологами и педагогами, четырёхлетний ребёнок должен:

  • знать своё имя и имена всех членов семьи;
  • знать имена своих друзей;
  • знать все основные геометрические формы;
  • знать всё 7 цветов радуги или более;
  • понимать значение обобщающих слов (посуда, животные, машины и т. д);
  • понимать пространственные определения (верх, низ, право, лево);
  • понимать количественные определения (один, мало, много);
  • различать предметы по высоте, длине, ширине, весу;
  • различать времена года по типичным погодным явлениям;
  • отличать утро, день, вечер и ночь;
  • описывать словами увиденный предмет или явление;
  • уметь строить разносторонний диалог со сверстниками.

Эмоциональная сфера

фото 4Дети в 4 года во многом руководствуются собственными эмоциями.

Очень важно в этот момент научить его совладать с собственными переживаниями и не стесняться говорить о своих чувствах.

Ребёнок, который живёт в семье, где постоянно царит эмоционально напряжённая обстановка, рискует вырасти скованным неврастеником, так как он привыкнет к тому, что никак не может повлиять на конфликт и агрессию.

Если же родители, наоборот, тщательно скрывают все свои чувства и эмоции, малыш будет испытывать трудности в идентификации собственных переживаний, что скажется на социальных навыках во взрослой жизни.

Он должен видеть и понимать, что все члены семьи любят друг друга, заботятся и переживают. Просите его о посильной помощи в бытовых делах, подключайте его к выбору подарков на праздники или помогите ему смастерить подарок своими руками – это хорошая практика, для того, чтобы ребёнок понял, что в отношениях не только получают, но и отдают.

Важно!  Ребёнок осознаёт себя как отдельную личность и очень остро воспринимает вторжение в личное пространство. Родителям стоит понимать, что такие чувства, как щедрость и общность не возникают сами по себе, а воспитываются личным примером.

Психическое состояние

Одним из важнейших аспектов формирования личности четырёхлетнего ребёнка является психологическое развитие. Малыш должен:

  • испытывать новые для себя эмоции: восхищение, обида, стыд, грусть;
  • ориентироваться на внешнюю оценку (родителей, воспитателей, сверстников);
  • стремиться к самостоятельности;
  • владеть стандартными навыками самообслуживания.

Здоровое психологическое развитие – это заслуга внимания и терпения родителей. На рубеже 5 лет ребёнок становится более ранимым и пугливым, из-за того, что начинает больше осознавать. Ваша задача – помочь малышу побороть все страхи и обрести уверенность в том, что у него всегда будет поддержка и опора.

Музыкальные способности

В 4 года малыш уже понимает и осознаёт музыку, как отдельное явление. У него появляются любимые песни, текст которых он запоминает, и мелодии, под которые он начинает пританцовывать.

Обратите внимание! Понаблюдайте за тем, как малыш танцует и есть ли у него чувство ритма. Детские танцы – отличный способ развить координацию движений и пластичность.

Также он выделяет песни и исполнителей, которые ему не нравятся. Он видит эмоциональный посыл композиции (грустная песня, весёлая, страшная).

Дошкольник умеет связывать песни с определёнными событиями, вспоминать на их фоне истории из прошлого (мелодия которая играла на утреннике, песня, которую я слышал на море и т. д).

Логика

В 4 года ребёнок умеет концентрировать внимание на событии или действии чуть дольше, чем в 3 года, а соответственно, строить следующие логические взаимосвязи:

  1. уметь считать до 10 и ориентироваться в этих числах (5 меньше 8, 8 больше 7);
  2. переписывать буквы или числа, ориентируясь на картинку;
  3. сравнить предметы по форме и размеру;
  4. зарисовывать простые геометрические фигуры;
  5. объединять и разделять предметы по свойствам;
  6. отделять вымышленное от реального;
  7. ориентироваться в пространстве и запоминать привычные маршруты;
  8. помнить домашний адрес;

Эти навыки – фундамент для дальнейшего развития логики и умственных способностей.

Память

фото 5До 4 лет мозг ребенка фиксировал всё на подсознательном уровне – события запомнилась автоматически, без всяческих усилий извне.

К четырём годам этот процесс становится подвластен малышу. Он заучивает и запоминает то, что кажется ему интересным и нужным, или же запоминает информацию по просьбе взрослых.

Объём памяти вырастает, пассивный и активный словарь постепенно пополняется.

Важный критерий развития памяти: малыш может последовательно, опуская второстепенные детали рассказать о каком-то событии или прошедшем дне.

Тренировать память можно даже во время пути из детского сада до дома – расспросите ребёнка о том, что было сегодня в садике, во что он играл, чем кормили и т. д.

Внимание

В 4 года дошкольник находится на первоначальной стадии развития произвольного внимания. Поэтому:

  • ему недоступна многозадачность. Он не может заниматься сразу несколькими делами одновременно;
  • он не может сосредотачиваться на мелких деталях, вычленяя их из общей картины событий;
  • он может всматриваться, вслушиваться, мыслить над загадкой или подолгу рассматривать книжные иллюстрации;
  • он может направлять своё внимание на деятельность или предмет по указанию взрослого;
  • он запоминает ранее сказанные слова и может обидеться, если просьба была не выполнена (не купили обещанную игрушку).

Игры

фото 1Следующими играми можно разнообразить семейный досуг и поспособствовать всестороннему развитию малыша:

Не подглядывай!

Завяжите ребёнку глаза, возьмите его за руку и отправьтесь в путешествие по дому.

Пусть он трогает предметы руками, вдыхает их запах или пробует на вкус (если это продукты) и попытается угадать, что это, руководствуясь всеми чувствами, кроме зрения.

Придумай, как назвать

Суть игры кроется в придумывании альтернативного названия для привычных вещей. Покажите ребёнку, к примеру, зонт и попросите придумать ему альтернативное название. Может быть «щит от воды», «каплеотражатель»? Эта игра однозначно развеселит малыша и поспособствует развитию фантазии.

Что это может быть?

Малыш садится за стол напротив мамы. Перед ним – чистый лист бумаги и россыпь карандашей. Он зажмуривается и по указанию мамы, на ощупь выбирает карандаш, и также не подсматривая, рисует им каракулю на листе. Затем в ход идёт второй цвет, третий. В итоге ребенок должен открыть глаза и пофантазировать вместе с мамой, что может быть изображено.

Мультики

Мультфильм – это не только способ занять ребёнка на пару часов для высвобождения личного времени, но и процесс обучения. Конечно, если правильно выбрать картину.

Мультики для детей 4 лет должны знакомить малыша с нормами поведения, окружающим миром, прививать ему моральные принципы и учить таким понятиям, как добро и зло.

В то же время, они не должны быть слишком долгими, мрачными или затянутыми.

Лучше всего, если мультфильм будет включать какой-либо интерактив для малыша, танцы и песни.

Развивающие игрушки

Чтобы развлечь и развить дошкольника, заранее запаситесь следующими игрушками:

  • простые головоломки с подбором фигурки к отверстию;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • кубики;
  • мяч;
  • дартс с шариками на липучках;
  • глина;
  • пластилин:
  • фигурки животных, людей, машин;
  • интерактивные «говорящие» игрушки.

Важно! Обеспечьте своему ребёнку место для занятий и творчества. Минимальные требования: стол для рисования, стульчик и личный ящик для хранения игрушек.

Картинки

Обучение через картинки и иллюстрации — важный этап в развитии четырёхлетнего ребёнка, поэтому помимо игрушек обеспечьте своё чадо:

  • картинками, на которых нужно найти различия;
  • изображениями животных, растений и людей для сортировки по категориям;
  • картинками с «лабиринтами», где нужно провести линию из одной точки в другую;
  • иллюстрированными книгами и энциклопедиями с крупным шрифтом;
  • раскрасками;
  • картинками, где нужно дорисовать недостающий предмет.

Ребёнок в 4 года – уже полноценная личность, хоть ещё и слишком маленькая для принятия серьёзных решений. Всё что должен сделать родитель – помочь малышу пройти сложный путь становления из младшего дошкольного возраста к старшему. Помните – чем больше вы прилагаете усилий, тем меньше малыш будет испытывать трудностей в учёбе и социальной адаптации.

Источник