Чем кормить ребенка 1 год 4 мес
В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.
Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.
Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.
Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?
Давайте разбираться!
Физические параметры в год и четыре
Пол ребенка | Рост | Окружность головы | Вес | Зубы | Окружность грудной клетки | Зрение |
Мальчик | 78 см | 49 см | 11,5 кг | Прорезаются верхние клыки и первые коренные зубы | 47,3 см | Всё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам. |
Девочка | 83 см | 45,5 см | 10,6 кг | 53,1 см |
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
- Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
- Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
- Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
- Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
- Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
- Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Мелкая моторика
- Строит башенку из кубиков или колечек.
- Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
- Забрасывает игрушки в коробку.
Зрение
Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.
Употребление пищи
- Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
- Пробует есть ложкой самостоятельно.
- Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
- Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.
Гигиена
- Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
- Пробует вытираться полотенцем.
Одевание
- Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
- Снимает головной убор, если тот не на завязках.
- Помогает взрослому себя одевать.
Способность сосредотачивать внимание
- Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
- Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
- Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
- Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
- Двигается в такт музыке, пытается танцевать.
Восприятие речи и жестов
- Указывает пальчиком на домочадцев и объекты – может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
- Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Выражение симпатии и привязанности
- Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
- Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
- Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
- Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.
Игровая деятельность
- Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
- Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
- Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
- Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
- Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина -«би-би», кошка -«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.
Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.
Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.
Речь
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.
К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Особенности ухода
Гигиенические процедуры – это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.
Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.
Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.
Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).
Режим дня и сна
Режим – всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.
Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:
Время суток | Занятие |
7:00 – 8:00 | пробуждение |
8:30 – 9:00 | завтрак |
9:30 – 11:30 | утренняя прогулка |
12:00 – 13:00 | обед |
13:00 – 16:00 | послеобеденный сон |
16:00 -17:00 | развивающие игры |
17:00 – 17:30 | полдник |
17:30 – 18:30 | вечерняя прогулка |
19:00 – 19:30 | ужин |
20:00-20:30 | купание перед сном |
21:00 – 7:00 | сон |
Занятия с малышом
Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.
Игры
- Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
- Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
- Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
- Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.
Игрушки
- Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
- Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
- Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.
При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=Ga1Ox3xD8C8
Советы родителям
Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.
Источник
Время идет быстро – малышу исполнился годик. Наступил переходный период в его питании. Он теперь с успехом осваивает новую пищу, приближаясь к взрослому рациону. Но, чтобы перейти на новый состав блюд, ребенку требуется некоторое время.
Происходят изменения в работе пищеварительной системы крохи:
- У него есть зубки и быстро совершенствуются жевательные функции;
- Ему интересно пережевывать;
- Активность пищеварительных ферментов значительно возросла, теперь малыш может усвоить более широкий набор продуктов;
- Формируются вкусовые предпочтения;
- Можно увеличивать питательность блюд и их вкусовое разнообразие.
Питание ребенка в год и 1 месяц предполагает кормление грудью только рано утром и перед ночным отдыхом, но могут быть кормления ночью. А вот употребление смесей нужно прекратить, чтобы сократить риск развития кариеса. Ребенок на искусственном вскармливании не должен есть ночью, чтобы не нарушать сон и не портить аппетит в дневное время.
Калорийность
Рацион питания ребенка в 1 год несколько видоизменяется:
- Пополняется новыми продуктами;
- Изменяется способ их приготовления и необходимость в измельчении.
Суточная норма калорийности для малыша в 1-1,5 годика – около 1300 ккал при достаточно равномерном распределении:
- Основная доля (35%) – обед;
- Равные доли приходятся на завтрак и ужин – по 25%;
- 15% – полдник.
В количественном выражении это составляет в среднем 1 кг – 1,2 кг продуктов. Помните: важно обеспечить ему здоровое питание.
Рекомендуемый режим питания
Желательно кормить ребенка строго по часам, чтобы выработался условный рефлекс и продукты усваивались максимально эффективно. Отклонения во времени приема пищи не должны превышать 15-20 минут. Количество кормлений – 4 или 5.
Важно заранее формировать режим дня, приближенный к установленному в детском садике, и приучать малыша к аккуратности в еде, используя влажные салфетки
Список продуктов в меню
- Молочные продукты. Самое большое место в питании годовалого малыша отводится молоку и кисломолочным продуктам. Желательно кефир и йогурт брать специальный, детский. Допустимы взрослые йогурты, но с минимальным количеством ароматических элементов и консервантов. Творог и сыр – можно давать отдельно, добавлять к макаронам, готовить запеканки. Сливочное масло добавляют в готовые блюда, исключая тепловую обработку. Можно включить в рацион нежирную сметану и сливки.
- Фрукты и овощи. После года можно давать ребенку клубнику, персики, абрикосы, малину, черешню и цитрусовые. Вводить виноград в этом возрасте не следует.
- Овощное и фруктовое пюре может быть отдельным блюдом или же подаваться вместе с кашей или молочными продуктами. Теперь допустимо давать овощной сок с мякотью.
- Важно вводить незнакомые ребенку продукты по одному, внимательно наблюдая за реакцией детского организма.
- Растительное масло следует добавлять на последней стадии приготовления блюд, не подвергая нагреванию.
- Мясо – суфле, фрикадельки или котлетки, приготовленные на пару.
- При склонности ребенка к аллергии лучше посоветоваться с врачом.
- Рыбные котлеты или тушеное рыбное филе – 1-2 раза в неделю, как замена мясному блюду.
- Яйца или омлет, дополненный овощами. Допускается использование исключительно куриных или перепелиных яиц.
- Обязательно в состав меню входят крупы. Каши должны быть однородной консистенции.
- Макароны дают нечасто – 1-2 раза в неделю.
- Белый хлеб – до 100 г в день.
Перекусы на свежем воздухе
Во время прогулок на свежем воздухе дети с удовольствием съедят натуральный и полезный домашний паек. Это может быть:
- Сок, чай или компот из ягод;
- Творожок или другое специально приготовленное блюдо.
Если планируется кормление ребенка на природе, необходимо заблаговременно приготовить приборы. Позаботьтесь заранее о сухих и влажных салфетках, чтобы вытереть испачкавшегося путешественника.
11.07.2018
Источник
Рацион ребенка: питание с 1 года до 3 лет
В этом возрасте ребенка можно постепенно приобщать к «взрослой» пище. Чем и как кормить малыша, чтобы не навредить его пищеварительной системе и здоровью в целом?
Годовалый возраст знаменует собой особый период в жизни ребенка, когда он начинает проявлять интерес к еде взрослых. Малыш не только любопытствует, но просит кусочек того, что лежит в тарелке родителей. Каким должно быть детское питание от 1 года до 3 лет, как составить меню малыша и какие продукты включить в рацион ребенка, чтобы новые блюда пошли ему только на пользу?
Количество кормлений в день
Начиная с годовалого возраста ребенка нужно постепенно переводить на четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.
В обед малыш должен получать 40-50% всей пищевой ценности рациона, 50-60% распределяются на завтрак, полдник и ужин. В промежутках между основными приемами пищи ребенка можно угостить фруктами.
Суточный объем пищи ребенка
В возрасте от 1 года до 1,5 лет рекомендуемый суточный объем пищи ребенка – 1000-1200 мл. А от 1,5 до 3 лет – до 1400 мл. Разумеется, это количество способны «освоить» не все дети, так как все индивидуально. К тому же объем съедаемой малышом пищи зависит от ее вида и питательности.
Рекомендации по продуктам питания в возрасте от 1 до 3 лет
Кисломолочные продукты
В возрасте от 1,5 до 3 лет в сутки ребенку в среднем требуется:
- 5 г сыра;
- 25-50 г творога (жирность 5-11%);
- 5-10 г сливок или сметаны (10-20%);
- 500-550 мл молока и кефира (3,2-4%).
Мясо
В возрасте 1 года ребенку в день необходимо 100 г мяса, с 1,5 лет – 120 г. Рекомендуется готовить блюда из говядины, телятины, индюшатины, мяса кролика и ягненка. Вкусны и полезны субпродукты: печень, язык, сердце. Блюда из них быстрее и легче перевариваются, богаты белком и жирорастворимыми витаминами. Но! Если у ребенка есть проблемы с почками, желчным пузырем или склонность к аллергии, введение субпродуктов в рацион на данном этапе не рекомендуется.
Мясо можно готовить в виде паровых и духовых котлет, рагу и обжаренного фарша.
А вот с колбасами и сосисками ребенка лучше не знакомить, так как качество этой продукции чаще всего вызывает сомнения.
Куриное яйцо
Детям необходимо давать по 1 яйцу не чаще 2 раз в неделю исключительно в сваренном вкрутую виде или в виде парового омлета.
Рыба
Если у ребенка нет аллергии на морепродукты, его рацион рекомендуется дополнять блюдами из рыбы морских и речных сортов. От жирных и деликатесных сортов, копченой и консервированной рыбы, а также икры следует воздержаться. Суточная норма потребления рыбы – до 30-40 г.
В детском меню рыба может быть представлена в вареном и тушеном виде, в виде котлет и биточков. Разумеется, перед приготовлением ее необходимо очищать от косточек.
Овощи
В детском меню должны присутствовать картофель, морковь, капуста, кабачки, тыква, свекла, репа, горох, фасоль, бобы. Томаты давать до 3 лет нежелательно, так как они раздражают желчный пузырь и часто вызывают аллергию. В возрасте от 1,5 до 3 лет детям рекомендуется ежедневное употребление картофеля в количестве до 100-120 г, а также 150-200 г других овощей в виде супов, салатов, гарниров.
В возрасте от 1,5 лет ребенка необходимо кормить свежей зеленью: петрушкой, шпинатом, салатом и зеленым луком, используя для заправки супов, салатов и вторых блюд.
Фрукты и ягоды
В сутки дети в возрасте от 1 до 3 лет должны съедать 100-200 г фруктов и 10-20 г ягод. Это могут быть яблоки, груши, сливы, бананы, вишни (без косточек), черная смородина, крыжовник, брусника, клюква, черноплодная рябина и облепиха.
Соки
От 1 года до 1,5 лет ребенку стоит предлагать осветленные соки, а после 1,5 лет – соки с мякотью (до 100-150 мл в день после еды).
Если малыш пробует ранее незнакомый сок, начать надо с 1-2 ч. ложек в первой половине дня, чтобы увидеть реакцию организма.
Крупы
Каши рекомендуется готовить из овсяной, гречневой, ячневой, пшенной, пшеничной, кукурузной и перловой круп. Суточная норма потребления круп для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 15-20 г.
Макаронные изделия
В возрасте 1,5 лет дети уже могут есть лапшу и вермишель в виде супов и гарниров. Однако макаронные изделия богаты углеводами, поэтому злоупотреблять ими в детском рационе не стоит. Суточная норма потребления лапши и вермишели для детей от 1,5 до 3 лет – не более 50 г.
Сахар
Ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет можно употреблять до 30-40 г сахара в сутки. Это количество уже входит в хлебобулочные изделия, соки, фрукты и сладости. Злоупотребление сахаром снижает аппетит, негативно влияет на обменные процессы и ведет к появлению избыточного веса.
Сладости
В возрасте от 1,5 до 3 лет детей можно угощать пастилой, мармеладом, фруктовой карамелью, повидлом и зефиром.
Шоколад
С шоколадом и шоколадными конфетами надо повременить до 3-летнего возраста, так как они провоцируют возбудимость нервной системы и могут вызывать аллергические реакции, нагружают поджелудочную железу и раздражают желчный пузырь.
Жидкую и полужидкую пищу нужно заменять более плотной, чтобы научить ребенка ее пережевывать. Для этого вводите в рацион малыша разваренные каши, тушеные овощи, овощные и крупяные запеканки.
Здоровое питание – привычка, формируемая с детства
Формирование культуры питания происходит уже в раннем возрасте. Поэтому родителям важно своевременно приучать малыша к тому, что вкусно и полезно. А готовить питательные и диетические блюда можно по нашим рецептам для детей – в них уже есть вся полезная информация по калорийности и содержанию микро- и макроэлементов, чтобы мамам и папам было удобно составлять подходящее для малыша меню на каждый день.
В возрасте от 1 до 3 лет ребенку в сутки необходимы:
- белки – 50-60 г, включая 70-75% белков животного происхождения;
- жиры – 50-60 г, в том числе около 10 г жиров растительного происхождения;
- углеводы – 220 г.
Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Важный совет – правильный пример. Если вы хотите, чтобы малыш с детства привыкал к правильному питанию, кушайте здоровую пищу. Не стоит требовать от ребенка любви к отварной капусте брокколи, если сами при нем кушаете копченую колбасу. Здоровое питание – общее правило для всей семьи!»
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
Источник