Центры развития способности ребенка в к

Центры развития способности ребенка в к thumbnail

Надежда Мильгунова
Центры активности в ДОУ по ФГОС

Центры активности в ДОУ по ФГОС

Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.

Программа ФГОС направлена на:

• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.

В нашей группе находятся следующие центры активностипо познавательному развитию:

Центр природы

Центр экспериментирования

Центр сенсорного и математического развития

Центр конструирования

Центр безопасности

Центр познавательного развития

Центр патриотического воспитания

Наполняемость центров активности:

Центрприроды и экспериментирования:

– комнатные растения;

– календарь природы;

– материалы для развития трудовых навыков;

– паспорта растений;

– папка-передвижка на экологическую тематику;

– макеты,

– материал для проведения элементарных опытов;

– обучающие и дидактические игры по экологии;

– природный и бросовый материал;

– литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

– материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;

– аудио материал на природоведческую тематику.

Центрсенсорного и математического развития:

дидактический материал;

-дидактические игры;

-настольно-печатные игры;

– познавательный материал;

-материал для детского экспериментирования.

Центр конструирования:

– мягкие строительно-игровые модули;

– напольный строительный материал;

-пластмассовый конструктор;

– крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;

-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.

Центр безопасности:

дидактический материал;

дидактические игры;

– дорожные знаки;

– макет дороги;

– материал по ОБЖ и ПДД;

-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;

-настольно-печатные игры.

Познавательное развитие:

– материал по теме недели.

Патриотический центр:

– государственная символика РФ и Томской области;

-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;

– образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;

– подборка детской художественной литературы и книги о Томске;

– подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;

– материалы по г. Томску.

Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

Главная цель педагога – способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.

Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.

Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.

Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.

Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т. е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.

Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС,предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

Читайте также:  Руны для развития ребенка

– проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

– самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

– проявляют способность к принятию собственных решений.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы.К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

2) Продуктивные виды деятельности.

3) Самоорганизованная деятельность.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

4) Трудовая деятельность.

5) Метод «проектов».

6) Развитие коммуникативных качеств.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Источник

Все родители мечтают, чтобы их дети были всесторонне развитыми, талантливыми, раскрепощенными, имели хорошую память и отлично учились. Для этого существуют детские центры раннего развития, помогающие малышам в игровой форме освоить необходимые знания для успешной учебы в школе.

Читайте также: Как правильно выбрать спортивную секцию для ребенка, чтобы избежать афер и ошибок?

Содержание статьи:

  • Преимущества детского развивающего центра
  • Какие занятия проводятся в центре раннего развития?
  • Бесплатный или частный детский центр – что выбрать?
  • Как правильно выбрать детский центр — советы

Преимущества детского развивающего центра – почему ребенку надо посещать центр раннего развития детей?

  • В детских развивающих центрах занятия проводятся с небольшим количеством детей (6-7человек). Это позволяет преподавателю уделить достаточно внимания каждому ребенку;
  • Занятия проводят опытные педагоги с профильным образованием по современным и проверенным методикам.
  • Комплексный подход к обучению. Ребенку помогут развить мелкую моторику, память, внимание, мышление, речь. Научат читать и раскроют творческий потенциал малыша с помощью рисования, лепки, аппликаций и поделок.
  • На занятиях присутствуют родители, что для малыша очень важно. В отличие от детского сада, пусть и самого лучшего, отсутствие мамы у ребенка вызывает стресс. На занятиях в детских дошкольных развивающих центрах родители принимают непосредственное участие. Это дает им возможность узнать своего ребенка гораздо лучше, а малыш чувствует свою защищенность.
  • К каждому ребенку нужен персональный подход, поэтому родители могут выбирать предлагаемые методики и направленность занятий, чего в детских садах не предусмотрено.

Какие занятия проводятся в центре раннего развития – важные науки для Вашего ребенка

В течение одного занятия ребенок чередует умственную деятельность с физической активностью. В ходе занятия малыш успевает попробовать себя в разных ролях: выучить несколько букв, потанцевать, сделать поделку своими руками, попеть, принять участие в ролевых и логических играх. Занятия проходят в веселой и динамичной обстановке, где малышу предлагается выполнить множество непродолжительных заданий.

Читайте также: Каким видом спорта и когда заняться ребенку, чтобы не упустить возможность профессиональной спортивной карьеры?

Каждое занятие разрабатывается профессиональными педагогами, в ходе которого малыш развивает логику, моторику, креативное мышление и художественный вкус. В течение занятия обязательно проводится спортивная разминка. В это время дети могут попрыгать на батутах, поиграть со спортивными мячами, походить по дорожкам здоровья и преодолеть препятствия лабиринтов.

Обычно одно занятие в центре раннего развития детей длится от 45 до 80 минут, и имеет приблизительно такое содержание:

  • Музыкальное занятие. Начинается с разминки: дети ходят по дорожкам из разного материала, танцуют, выполняют упражнения с мячами различной величины и это всё происходит под музыкальное оформление.
  • Поделка. Детям дают возможность сделать своими руками что – либо из пластилина, разноцветной бумаги и других материалов.
  • Рисование. Педагог индивидуально, каждого ребенка уводит в комнату рисования, где малыши рисуют кисточками, ладошками, пальчиками.
  • Музыкальная разминка. Проводятся различные подвижные занятия
  • Игры. В это время дети самостоятельно играют в игровой комнате под присмотром мам
Читайте также:  Коррекция и развитие волевой сферы ребенка

Чаще всего, в день дети выполняют три занятия из основной программы. Так, например, в дошкольный курс входит следующее: рисование, лепка, развитие речи, логика, чтение, математика. А также письмо, музыка, детский кукольный театр, ритмика, фитнес для детей, английский язык.

Бесплатный или частный детский развивающий центр – что лучше выбрать?

Бесплатные детские развивающие центры найти очень тяжело. Зато есть множество частных детских развивающих центров. Если не хотите развивать малыша бесплатно, то можно воспользоваться интернетом, подобрать подходящие задания и упражнения и заниматься с ребенком самостоятельно. Правда, есть большой минус: отсутствие детского коллектива.

Если все-таки вы найдете бесплатные центры для развития детей, то:

  • Уровень преподавания будет явно намного ниже, чем в платных;
  • Обстановка и игрушки — не высшего качества.

К плюсам можно отнести то, что:

  • Малыш будет находится в компании детей;
  • Отсутствие платы за обучение.

Детский развивающий центр, где придется платить за услуги, имеет ряд преимуществ:

  • Доброжелательные опытные педагоги (ведь им за это платят неплохую зарплату);
  • Качественный ремонт помещений (светло, тепло, сухо);
  • Множество доброкачественных развивающих игрушек;
  • Индивидуальный подход к ребенку.

К минусам можно отнести только одно: стоимость занятий.

Кстати, во многих платных центрах обычно первое пробное занятие предоставляется бесплатно. Поэтому у вас есть возможность сравнить обучение в платном и бюджетном варианте.

Как правильно выбрать детский развивающий центр для детей – важные советы для родителей

Выбирая детский развивающий центр, проверьте выполнение всех требований, которые для вас важны:

  • Удобное и близкое расположение к вашему месту проживания. Если к центру раннего развития нужно добираться около двух часов, то это не подойдет. От дороги ребенок устанет и ему будет уже не до занятий.
  • Предусмотрено ли безопасное место, чтобы поставить коляску;
  • Огорожена ли территория, где дети могут погулять;
  • На каком этаже расположен центр. Ведь преодолевать высокие ступеньки с маленьким ребенком не так уж просто
  • Прочитайте на сайте о заинтересовавшем вас детском центре, а затем лично посетите это учреждение, пообщайтесь с руководством, посмотрите собственными глазами окружающую обстановку, поинтересуйтесь педагогическим коллективом (образование, стаж работы, заслуги), предлагаемыми методиками, узнайте, сколько длятся занятия и какова их стоимость.
  • Система безопасности. Интересуйтесь, возможен ли вход посторонних лиц и кем обеспечивается безопасность детей, есть ли домофоны, камеры видеонаблюдения и т.д.
  • Побывайте на пробном занятии. Это поможет вам понять, подходит ли вашему ребенку этот развивающий центр, или нет.
  • Заключение договора. Ознакомьтесь с правилами центра, с правами и обязанностями сторон, узнайте, возможен ли перенос занятий по болезни.

Читайте также: На какие танцы отдать дочь — советы родителям.

Источник

Каждый ребенок обладает огромным потенциалом. Для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.

Посмотреть развивающие программы…

Каждый ребенок – «кладезь» уникальных потенциальных способностей, от уровня развития которых зависит вся его последующая жизнь. Чем раньше малыш начнет познавать окружающий мир, тем быстрее проявятся его скрытые таланты и способности. Но как найти тот путь развития, который подходит именно вашему ребенку? Если вы уже определились со списком необходимых занятий, то самое время выбрать детский образовательный центр и удобный формат проведения уроков.

Роль детских центров развития в дошкольном образовании

Многим родителям кажется, что обучение – это прерогатива школы, и до поступления в первый класс не стоит уделять много внимания уровню познаний малыша о мире. Но по данным исследовательского фонда HighScope, знания, полученные до 7 лет, намного сильнее влияют на уровень будущего благополучия ребенка, чем приобретенные в последующем навыки и умения. Поэтому, чем раньше вы позаботитесь об интеллектуальном и творческом развитии малыша, тем более успешной и обеспеченной станет его жизнь.

Часто работа не позволяет молодым родителям проводить все время с ребенком, в этом случае на помощь приходят дополнительные занятия в детском садике, различные кружки и секции, а также специализированные центры дошкольного образования. Далее мы подробно рассмотрим каждый из этих вариантов.

Дополнительные занятия в детском садике

С точки зрения развития малыша частные садики являются предпочтительным вариантом – здесь ценят индивидуальный подход, а группы состоят из 10-15 детей, что позволяет воспитателю уделить внимание каждому.Но и муниципальные учреждения в последнее время стараются «не отставать». Как в платных, так и в бесплатных заведениях дети могут учувствовать в программах подготовки к школе, изучать английский язык, посещать танцевальные и музыкальные студии. Часто в государственных садиках подобные уроки оплачиваются отдельно (около 1000 рублей в месяц), тогда как в частных учреждениях данная образовательная программа включена в стоимость посещения садика. Проводят такие занятия обычно сами воспитатели.

Неоспоримым достоинством данного подхода является удобный формат услуги – занятия проходят в помещении детского сада, так что не нужно тратить время на дорогу от одного кружка до другого. Но есть и недостатки – выбор уроков ограничен квалификацией воспитателя, он может преподавать лишь ряд дисциплин согласно своей специализации. Конечно, эта проблема решается за счет приглашения дополнительного педагога, но не все родители готовы платить за его услуги, а индивидуальные занятия могут быть слишком дороги.

Важная информация для родителей
Первые три года жизни очень важны для развития мозга маленького человека. Именно в этот период между нейронами образуются связи – синапсы. Но эта система не очень прочна – если недавно образовавшаяся «сеть» не используется, то она быстро разрушается. Для того чтобы укрепить синапсы, специалисты рекомендуют уделять общению с ребенком как можно больше времени.

Детские кружки и секции

Организаторами кружков и секций для детей до 7 лет часто выступают общеобразовательные школы, детские сады, спортивные центры и различные творческие студии. Такой формат обучения подходит для изучения языков – большинство специализированных школ могут предложить занятия для самых маленьких. А если требуется решить конкретную психологическую проблему или исправить дефекты дикции, то индивидуальные занятия у психолога и логопеда станут отличным вариантом.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка четвертого года

Исходя из индивидуальных склонностей и талантов малыша, родители могут выбрать для него подходящие кружки и секции. Это могут быть как спортивные занятия (теннис, танцы, боевые искусства, фигурное катание, плавание), так и направленные на развитие умственных и творческих способностей (английский язык, письмо и чтение, рисование, рукоделие). Преподаватели таких кружков имеют профильное педагогическое образование и помогают детям освоить предмет максимально эффективно. К недостаткам этого способа получения дошкольного образования можно отнести ограничения по возрасту – чаще всего уроки предназначены для детей от 3-4 лет, к тому же довольно сложно организовать занятия сразу по нескольким предметам, ведь дорога от одного учреждения до другого занимает время и может утомлять ребенка. В зависимости от типа и частоты, посещение кружков и секций обойдется вам в 5000-10 000 рублей.

Специализированный центр развития ребенка

Оптимальным решением, сочетающим в себе достоинства детского сада и отдельных кружков, может стать посещение специализированного центра развития ребенка. Здесь все усилия воспитателей и педагогов направлены на полноценное развитие вашего малыша. При этом направление и виды занятий чаще всего определяет ребенок, отдавая предпочтение самым интересным для себя предметам. Преимущество детского центра развития состоит в том, что здесь проходят занятия даже для самых маленьких – в специальных группах для детей 1-2 лет малыши развивают навыки речи, узнают новые слова и выполняют упражнения на развитие мелкой моторики. Старшие ребята могут посещать танцевальные, музыкальные, языковые, творческие и спортивные курсы – и для этого не нужно никуда ехать, все находится в одном здании.

Записаться в такой центр развития довольно просто – достаточно заключить договор с учреждением. Нужны лишь паспортные данные одного из родителей, свидетельство о рождении ребенка, а также медицинская справка. К недостаткам специализированных центров можно отнести лишь их стоимость – сочетание всех услуг в одном месте значительно экономит ваше время, поэтому и цена будет выше. Чтобы посещать такое учреждение, нужно будет платить в среднем от 15 до 30 тысяч рублей в месяц.

Программы детских центров развития

    • Самые маленькие посетители центров развития нуждаются в особенном подходе. Именно поэтому для детей от 1 до 3 лет здесь разрабатывают отдельные и часто уникальные программы. В этот период жизни мышление малыша становится более логичным, что позволяет изучать окружающий мир в доступной ему игровой форме. Именно игровая деятельность лежит в основе всех программ, направленных на развитие ребенка в возрасте до 3 лет. Грамотный преподаватель сочетает упражнения на общую моторику, развитие речевых навыков, внимания и памяти таким образом, чтобы занятие стало интересным и полезным. Обычно вместе с детьми на занятиях в специализированных центрах развития присутствуют и родители – это гарантирует малышу чувство безопасности.
    • Центры развития ребенка предлагают особенные программы и для детей постарше. В возрасте от 3 до 5 лет можно приступать к таким занятиям как математика, английский язык, живопись, графика, хореография и т.д. В случае с точными науками и языковыми практиками важно не допускать переутомления ребенка. В этом возрасте дети способны удерживать внимание на заинтересовавшем их предмете всего 15-20 минут, поэтому информация должна быть подана в увлекательной форме и поступать небольшими «порциями». В этот период дети также учатся дружить и общаться со сверстниками – занятия в группе будут способствовать развитию этого важного навыка.

Обратите внимание
Существует две распространенных формы проведения занятий – «конспектная» и «рамочная». Первая предполагает четко описанный сценарий каждого урока, который служит для определенной возрастной группы и не подвергается изменениям из года в год. «Рамочная» программа с помощью основных принципов и понятий лишь намечает «рамки», оставляя воспитателю и детям свободу «передвижения» внутри.

  • В старшую группу специализированных центров развития обычно набирают детей от 5 до 7 лет – они активно готовятся к началу занятий в школе. Стать отличником с самого первого класса, радуя родителей хорошими оценками, помогают уроки математики, обучение грамоте, а также подготовка к процессу школьных занятий – малыш должен уметь слушать и слышать преподавателя, выполнять инструкции и обладать навыками самодисциплины. Лучше всего, если последние аспекты будут проработаны с профессиональным психологом – тогда новая обстановка не станет для ребенка дополнительным стрессом.

Итак, если вы решили, что ваше чадо все же лучше отдать в специализированный центр для развития его талантов и общего расширения кругозора, то перед вами возникнет следующий вопрос…

Как выбрать детский центр развития?

Прежде всего нужно проверить документы выбранного вами учреждения. В частности, особое внимание стоит обратить на лицензию – имеет ли право данная организация оказывать какие-либо образовательные услуги? Некоторые компании выкладывают подобные документы на своих интернет-сайтах, но все же лучше увидеть лицензию лично. К тому же тогда вы сможете пообщаться не только с руководством центра, но и с родителями маленьких «клиентов». Уточните, по каким программам или системам проводится обучение. Лучше всего, если центр развития будет находиться недалеко от дома – долгая дорога пешком или на машине может способствовать излишнему утомлению ребенка.

Вариантов формирования способностей малыша в дошкольном возрасте достаточно много. Главное – иметь желание обеспечить ребенку возможность получить качественное образование и по максимуму использовать скрытый в нем потенциал, не перегружая его занятиями. Помните, что свободное время для веселых игр и общения со сверстниками – неотъемлемый элемент становления разносторонней и самостоятельной личности.

Источник