Центр развития ребенка закон об образовании
1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
(в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 411-ФЗ)
4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
4.1. Прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования в государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляется по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, посредством использования региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 настоящего Федерального закона.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 515-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 5 ст. 67 см. Постановление КС Суда РФ от 23.07.2020 N 39-П.
5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
Открыть полный текст документа
Источник
Íîâûå ïðàâèëà îáðàçîâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äëÿ äîøêîëüíûõ îðãàíèçàöèé (äåòñêèå ñàäû è ÿñëè) âñòóïàþò â ñèëó ñ 1 ÿíâàðÿ 2021 ãîäà.
Ìèíèñòåðñòâî Ïðîñâåùåíèÿ ÐÔ èçäàëî ïðèêàç ¹ 373 îò 31 èþëÿ 2020 “Îá óòâåðæäåíèè Ïîðÿäêà îðãàíèçàöèè è îñóùåñòâëåíèÿ îáðàçîâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïî îñíîâíûì îáùåîáðàçîâàòåëüíûì ïðîãðàììàì – îáðàçîâàòåëüíûì ïðîãðàììàì äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ”. (çàðåãèñòðèðîâàí â Ìèíþñòå Ðîññèè 31 àâãóñòà 2020 ã. N 59599).
Ôîðìû ïîëó÷åíèÿ äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, îáÿçàííîñòè ðîäèòåëåé, æåëàíèå ðåá¸íêà.
Äîøêîëüíîå îáðàçîâàíèå ìîæåò áûòü ïîëó÷åíî ëèáî â îðãàíèçàöèÿõ, êîòîðûå îñóùåñòâëÿþò îáðàçîâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü, ëèáî âíå îðãàíèçàöèé – â ôîðìå ñåìåéíîãî îáðàçîâàíèÿ.
Ïðè âûáîðå ôîðìû ñåìåéíîãî äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ó÷èòûâàåòñÿ æåëàíèå ðåá¸íêà. Ðîäèòåëè, ïîìíèòå îá ýòîì!
Î ïðèíÿòîì ðåøåíèè ïîëó÷àòü ñåìåéíîå îáðàçîâàíèå ðîäèòåëè äîëæíû èíôîðìèðîâàòü îðãàí ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ìóíèöèïàëüíîãî ðàéîíà èëè ãîðîäñêîãî îêðóãà, íà òåððèòîðèè êîòîðûõ îíè ïðîæèâàþò.
Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ðîäèòåëè, ïðèíÿâøèå ðåøåíèå î òîì, ÷òî ðåá¸íîê íå áóäåò ïîñåùàòü ÿñëè è (èëè) äåòñêèé ñàä, îáÿçàíû ïîçàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òîáû ðåá¸íîê ïîëó÷èë îáðàçîâàíèå äîìà â ñîîòâåòñòâèè ñ óòâåðæä¸ííûìè ãîñóäàðñòâîì îáðàçîâàòåëüíûìè ñòàíäàðòàìè è îáåñïå÷èòü ïîëó÷åíèå òàêîãî îáðàçîâàíèÿ.
Íåëüçÿ ïðîñòî òàê îñòàâèòü ðåá¸íêà äîìà, íåîáõîäèìî, ÷òîáû îí óñâîèë îáðàçîâàòåëüíóþ ïðîãðàììó, èíà÷å îáÿçàííîñòè ðîäèòåëåé íå áóäóò ñ÷èòàòüñÿ èñïîëíåííûìè íàäëåæàùèì îáðàçîì, ñî âñåìè, âûòåêàþùèìè óñëîâèÿìè.
Òðåáîâàíèÿ ê îáðàçîâàòåëüíûì ïðîãðàììàì îðãàíèçàöèé äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.
 äåòñêèå ñàäû (ÿñëè) ìîãóò ïðèíÿòü ðåá¸íêà ñ 2 ìåñÿöåâ îò ðîæäåíèÿ, îðãàíèçàöèè äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ îáÿçàíû îñóùåñòâëÿòü óõîä çà äåòüìè è èõ îáðàçîâàíèå äî ïðåêðàùåíèÿ îáðàçîâàòåëüíûõ îòíîøåíèé (äî øêîëà èëè óõîäà èç äåòñêîãî ñàäà (ÿñëåé).
Ôåäåðàëüíûì îáðàçîâàòåëüíûì ñòàíäàðòîì óñòàíàâëèâàþòñÿ òðåáîâàíèÿ ê ñòðóêòóðå, îáúåìó, óñëîâèÿì ðåàëèçàöèè è ðåçóëüòàòàì îñâîåíèÿ îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
Îáðàçîâàòåëüíûå îðãàíèçàöèè ñàìîñòîÿòåëüíî ðàçðàáàòûâàþò îáðàçîâàòåëüíûå ïðîãðàììû ñ ó÷¸òîì òðåáîâàíèé ôåäåðàëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì (íà îñíîâå ïðèìåðíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ).
Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ëþáûå ÷àñòíûå äåòñêèå ñàäû, ðåàëèçóþùèå îáðàçîâàòåëüíûå ïðîãðàììû, îáÿçàíû ðàçðàáàòûâàòü, óòâåðæäàòü è ðåàëèçîâûâàòü ïðîãðàììû äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, òî åñòü îáó÷àòü äåòåé.
ßçûê îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà: ãîñóäàðñòâåííûé, ðîäíîé, èíîñòðàííûé.
Îáðàçîâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü â îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèÿõ îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ðóññêîì ÿçûêå, ýòî îáùåå ïðàâèëî.
Îáðàçîâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ è íà ðîäíîì ÿçûêå (èç ÷èñëà ÿçûêîâ íàðîäîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè), åñëè ñîîòâåòñòâóþùåå çàÿâëåíèå ïîäàíî ðîäèòåëÿìè, à ñîîòâåòñòâóþùàÿ îáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà – óòâåðæäåíà îðãàíèçàöèåé äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.
Îáðàçîâàòåëüíàÿ îðãàíèçàöèÿ ìîæåò èìåòü óòâåðæä¸ííóþ îáðàçîâàòåëüíóþ ïðîãðàììó íà èíîñòðàííîì ÿçûêå, â òàêîì ñëó÷àå ñ ó÷¸òîì çàêîíîäàòåëüñòâà ÐÔ, ðåá¸íîê ìîæåò ïîëó÷àòü îáðàçîâàíèå íà èíîñòðàííîì ÿçûêå.
Ïîðÿäîê ôîðìèðîâàíèÿ ãðóïï â äåòñêèõ ñàäàõ, ÿñëÿõ è èíûõ îðãàíèçàöèÿõ äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.
Äîøêîëüíàÿ îáðàçîâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü âåä¸òñÿ â äåòñêèõ ãðóïïàõ.
Óêàçàííûå ãðóïïû ìîãóò èìåòü îáùåðàçâèâàþùóþ, êîìïåíñèðóþùóþ, îçäîðîâèòåëüíóþ èëè êîìáèíèðîâàííóþ íàïðàâëåííîñòü.
Ãðóïïû îáùåðàçâèâàþùåé íàïðàâëåííîñòè. Â óêàçàííûõ ãðóïïàõ îñóùåñòâëÿåòñÿ îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.
Ãðóïïû êîìïåíñèðóþùåé íàïðàâëåííîñòè.  òàêèõ ãðóïïàõ ðåàëèçóåòñÿ àäàïòèâíàÿ îáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà äëÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ (ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé èõ ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, îñîáûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ïîòðåáíîñòåé, èíäèâèäóàëüíûõ âîçìîæíîñòåé, îáåñïå÷èâàþùåé êîððåêöèþ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ è ñîöèàëüíóþ àäàïòàöèþ âîñïèòàííèêîâ ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ).
Ãðóïïû îçäîðîâèòåëüíîé íàïðàâëåííîñòè. Ãðóïïû ñîçäàþòñÿ äëÿ äåòåé ñ òóáåðêóëåçíîé èíòîêñèêàöèåé, ÷àñòî áîëåþùèõ äåòåé è äðóãèõ êàòåãîðèé äåòåé, íóæäàþùèõñÿ â äëèòåëüíîì ëå÷åíèè è ïðîâåäåíèè äëÿ íèõ íåîáõîäèìîãî êîìïëåêñà ñïåöèàëüíûõ ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé. Ïîìèìî îáðàçîâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â òàêèõ ãðóïïàõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ðåàëèçàöèÿ îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, à òàêæå êîìïëåêñ ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ, ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíûõ è ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé è ïðîöåäóð.
Ãðóïïû êîìáèíèðîâàííîé íàïðàâëåííîñòè.  ïîäîáíûõ ãðóïïàõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñîâìåñòíîå îáðàçîâàíèå çäîðîâûõ äåòåé è äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè.
Ãðóïïû ðàçíîãî âîçðàñòà.
 îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèÿõ ìîãóò áûòü îðãàíèçîâàíû ãðóïïû ðàçíîãî âîçðàñòà, â êîòîðûõ îáåñïå÷èâàåòñÿ ðàçâèòèå, ïðèñìîòð, óõîä è îçäîðîâëåíèå äåòåé â âîçðàñòå îò 2 ìåñÿöåâ äî 3-õ ëåò.
 ãðóïïàõ ðàííåãî âîçðàñòà îáðàçîâàòåëüíûå ïðîãðàììû äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ íå ðåàëèçóþòñÿ (ïîäîáíîé îáÿçàííîñòè ó îáðàçîâàòåëüíîé îðãàíèçàöèè íå èìååòñÿ).
Ñåìåéíûå äîøêîëüíûå ãðóïïû.
Ñåìåéíûå äîøêîëüíûå ãðóïïû ìîãóò èìåòü ëþáóþ íàïðàâëåííîñòü èëè îñóùåñòâëÿòü ïðèñìîòð è óõîä çà äåòüìè áåç ðåàëèçàöèè îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.
Ñåìåéíûå äîøêîëüíûå ãðóïïû ìîãóò îðãàíèçîâûâàòüñÿ ñ öåëüþ óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòè íàñåëåíèÿ â óñëóãàõ äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ â ñåìüÿõ.
Ãðóïïû ïî ïðèñìîòðó çà äåòüìè áåç ðåàëèçàöèè îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì.
Ïðèêàç äîïóñêàåò ñîçäàíèå ãðóïï ïî ïðèñìîòðó è óõîäó çà äåòüìè îò 2-õ ìåñÿöåâ áåç ðåàëèçàöèè îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.
 òàêèõ ãðóïïàõ îáåñïå÷èâàåòñÿ êîìïëåêñ ìåð ïî îðãàíèçàöèè ïèòàíèÿ è õîçÿéñòâåííî-áûòîâîãî îáñëóæèâàíèÿ äåòåé, îáåñïå÷åíèþ ñîáëþäåíèÿ èìè ëè÷íîé ãèãèåíû è ðåæèìà äíÿ
 ãðóïïû ìîãóò âêëþ÷àòüñÿ êàê âîñïèòàííèêè îäíîãî âîçðàñòà, òàê è âîñïèòàííèêè ðàçíûõ âîçðàñòîâ.
Ðåæèì ðàáîòû îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèé äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.
Ðåæèì ðàáîòû îáðàçîâàòåëüíîé îðãàíèçàöèè óñòàíàâëèâàåòñÿ å¸ âíóòðåííèìè äîêóìåíòàìè (ëîêàëüíûìè àêòàìè).
 çàâèñèìîñòè îò äëèòåëüíîñòè ïðåáûâàíèÿ ðåá¸íêà â îðãàíèçàöèè äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ïðèêàçîì ââîäÿòñÿ íåñêîëüêî âèäîâ ãðóïï:
Ãðóïïû êðàòêîâðåìåííîãî ïðåáûâàíèÿ. Ìîãóò ðàáîòàòü äî 5 ÷àñîâ â äåíü.
Ãðóïïû ñîêðàù¸ííîãî äíÿ: Ôóíêöèîíèðóþò â òå÷åíèè 8-10 ÷àñîâ â äåíü.
Ãðóïïû ïîëíîãî äíÿ: 10,5-12-÷àñîâîå íåïðåðûâíîå ïðåáûâàíèå â ñóòêè.
Ãðóïïû ïðîäë¸ííîãî äíÿ: 13-14 ÷àñîâ ïðåáûâàíèÿ â òå÷åíèè ñóòîê;
Ãðóïïû êðóãëîñóòî÷íîãî ïðåáûâàíèÿ äåòåé.
Ïî çàïðîñàì ðîäèòåëåé âîçìîæíà îðãàíèçàöèÿ ãðóïï ïðåáûâàíèÿ äåòåé â âûõîäíûå è ïðàçäíè÷íûå äíè.
Åñëè â ãðóïïå ðåàëèçóþòñÿ îáðàçîâàòåëüíûå ïðîãðàììû, òî îíà íå ìîæåò ôóíêöèîíèðîâàòü ìåíåå 3-õ ÷àñîâ â äåíü.
Ïðàâà ðîäèòåëåé, îáåñïå÷èâàþùèõ ðåá¸íêó ñåìåéíîå îáðàçîâàíèå.
Ðîäèòåëè íåñîâåðøåííîëåòíåãî ðåá¸íêà, îáåñïå÷èâàþùèå ðåá¸íêó ïîëó÷åíèå ñåìåéíîãî îáðàçîâàíèÿ èìåþò ïðàâî íà ïîëó÷åíèå ìåòîäè÷åñêîé, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé, äèàãíîñòè÷åñêîé è êîíñóëüòàòèâíîé ïîìîùè áåç âçèìàíèÿ ïëàòû
Óêàçàííîå ïðàâî ðåàëèçóåòñÿ ÷åðåç ñîîòâåòñòâóþùèå êîíñóëüòàöèîííûå öåíòðû, êîòîðûå ìîãóò áûòü îðãàíèçîâàíû, â òîì ÷èñëå, ïðè äîøêîëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèÿõ è îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèÿõ.
Источник
Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 18, ст. 2625; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2018, N 32, ст. 5110; 2019, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
“2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;”;
б) пункт 9 изложить в следующей редакции:
“9) образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;”;
в) пункт 10 изложить в следующей редакции:
“10) примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;”;
2) статью 12 дополнить частью 91 следующего содержания:
“91. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.”;
3) дополнить статьей 121 следующего содержания:
“Статья 121. Общие требования к организации воспитания обучающихся
1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).”;
4) часть 3 статьи 30 после слов “образовательной организации,” дополнить словами “включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,”.
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона).
Президент Российской Федерации В. Путин
Источник
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 64 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку соответствующие нормы содержала ст. 18 Закона N 3266-1. Между тем, в рамках комментируемой статьи 64 Закона Об образовании России указанные положения в значительной степени обновлены и дополнены новыми нормами.
Статья посвящена правовой регламентации дошкольного образования. Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне комментируемого Федерального закона и подзаконных актов. Так, стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р*(83). В числе первоочередных задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Отметим также, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”*(84) поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
В части 1 комментируемой статьи 64 Закона Об образовании в Российской Федерации определяется понятие дошкольного образования. Закон Российской Федерации “Об образовании” не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Комментируемый Федеральный закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст – возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.
Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов Российской Федерации. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 г. N 388 “О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области”. Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.
Субъектами Российской Федерации реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений*(85). При разработке и реализации таких программ ставятся цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Программы определяют субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.
В Санкт-Петербурге действует специальная программа строительства и реконструкции детских садов*(86). В некоторых субъектах Российской Федерации реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях*(87). В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения*(88). Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы*(89), которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).
Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 комментируемого закона разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.
По общим нормам, закрепленным в ст. 11 Закона Об образовании в РФ, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования – образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.
Согласно комментируемой статье 64 образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается. Кроме того, в стадии проработки находится вопрос о порядке разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра. Очевидно, до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта и формирования реестра примерных основных общеобразовательных программ при реализации образовательных программ дошкольного образования надлежит руководствоваться Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. N 2151), а также Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. N 655). Следует иметь в виду, что Министерством образования и науки РФ разработаны Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо от 21.10.2010 г. N 03-248), примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Успех” (письмо Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 г. N 03-13).
Таким образом, комментируемый Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.
В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это новое полномочие субъектов РФ в сфере дошкольного образования, предусмотренное комментируемым Федеральным законом. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, во избежание декларативности названных норм субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления данного полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации в нормативных актах субъектов Российской Федерации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.
В отдельных субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования “Лиманский район” постановлением от 22.03.2011 г. N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что организация такой помощи производится на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).
Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании статья 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.
Источник