Центр развития ребенка с нарушением интеллекта

Центр развития ребенка с нарушением интеллекта thumbnail

Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.

Не стоит путать термины «умственная отсталость» (далее – УО) и «задержка психического развития». Если у ребенка наблюдается так называемая «педагогическая запущенность», то речь идет о ЗПР, а не об УО. Также умственную отсталость следует отличать от деменции. УО подразумевает врожденный или приобретенный до 3 лет психический дефект, при котором снижены показатели интеллекта. Деменция — это нарушение, при котором интеллект по каким-либо причинам (заболевание или травма) снижается с нормальных показателей (например, у пожилых людей при болезни Альцгеймера).

Причины умственной отсталости у детей

  • Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
  • Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
  • Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
  • Внутриутробные патологии плода различного генеза;
  • Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте.

Степени умственной отсталости

Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением. 

Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:

Традиционный терминСовременная классификация и рубрика в Международной классификации болезней
ДебильностьЛегкая УО (F70)
Нерезко выраженная имбецильностьУмеренная УО (F71)
Выраженная имбецильностьТяжелая УО (F72)
ИдиотияГлубокая УО (F73)

Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.

Клиническая картина олигофрении

Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:

  1. Клинический — повреждение головного мозга;
  2. Психологический — стойкое нарушение в познавательной сфере психики;
  3. Педагогический — сниженная обучаемость.

Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.
Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером. 
Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.
Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.
В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения. 

Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:
Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей). Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).
Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу. 
Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность. Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду. 
Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, – все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз

Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше. Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его. Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта. Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом (олигофренопедагогом) и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы. 
Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), но чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу.
В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В коррекционной школе не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация. 
Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше. По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в специальную коррекционную школу (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса. Если в обычном классе коррекционной школы около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с рда

Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.

Дефектологи подчеркивают, что при общем диагнозе «умственная отсталость» важен индивидуальный подход – как в вопросах диагностики, так и в коррекции, обучении, воспитании. Поскольку такие дети могут быть очень разными, то и педагогический подход должен быть каждый раз разным. Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию. Проводить занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, – всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности. В центре Ember логопеды и коррекционные педагоги, а также специальные психологи проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими диагноз «умственная отсталость», успешно выполняя все вышеперечисленные задачи.

Инклюзия и специальное обучение
Наше общество развивается, оно становится более терпимым к людям с психофизическими особенностями. Мы уходим от стигматизации и отрицания проблемы наличия детей с особенностями развития и движемся к принятию и максимальной социализации всех членов общества. Система специального образования в нашей стране предусматривает наличие коррекционных детских садов и школ по виду дефекта (зрение, слух, психические нарушения, речевые проблемы, олигофрения, сочетанные нарушения). Сложность ситуации состоит в том, что в такой системе дети с особенностями навсегда выделяются в отдельную группу и практически полностью теряют шанс на полноправную адаптацию в обществе. Есть противопоставление здорового ребенка и ребенка с особенностями. И этот стереотип продолжает жить в умах наших сограждан, т. к. подкрепляется педагогической «машиной». К счастью, это положение меняется, и постепенно наша страна движется к реализации идеи инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе учатся и дети с особенностями, например, посещая учебное заведение с тьютором (от англ. tutor — наставник) – специальным сопровождающим. Плюсы такого подхода очевидны: потенциал ребенка задействуется по максимуму, не ограничиваясь урезанной программой коррекционной школы. Ребенок вливается в коллектив, а здоровые дети учатся принятию разных человеческих проявлений. Такие школы уже существуют в нашей стране. Однако воплощение всех принципов инклюзивного образования трудоемко: ведь особенности у детей бывают разные, и не всегда есть объективная возможность подстроить образовательный процесс под 1-2 детей. Плюс многое зависит от личности и желания родителей, а также их финансовых возможностей. Например, сопровождение тьютора стоит достаточно дорого. Плюс дополнительно родители, как правило, нанимают репетитора и коррекционного педагога для занятий дома, ведь общая школа не предусматривает такого сопровождения. 
Традиционно дети с УО по-прежнему идут в коррекционные школы VII или VIII видов, в зависимости от проявления дефекта. Из плюсов коррекционной школы — ребенок имеет максимальные возможности для легкой адаптации, программа легче усваивается, есть специальное сопровождение коррекционных педагогов, логопедов, психологов, врачей. Предусмотрена трудовая адаптация выпускника.

Занятия для детей с умственной отсталостью

При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта. 
Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста. 

В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.
Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

Программа занятий включает:

  • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
  • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
  • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
  • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • Томатис-терапию;
  • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.

Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?

Центр развития ребенка с нарушением интеллекта
Королёва Виктория Николаевна – ведущий дефектолог, олигофренопедагог,

стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга. 

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Посмотреть цены можно здесь

Источник

В настоящее время в России действует широкая сеть специаль­ных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с про­блемами в интеллектуальном развитии. Большинство из них госу­дарственные (см. Постановление № 288 от 12 марта 1997 г. и до­полнение № 212 к Типовому положению от 10 марта 2000 г. (При­ложение № 1). Все государственные учреждения для детей и под­ростков с нарушениями интеллектуального развития находятся в различных ведомственных государственных структурах (см. табл. 1). Помощь детям и подросткам с нарушением интеллекта оказыва­ется с учетом возраста, степени снижения интеллекта и всегда носит комплексный характер, т.е. вопросы диагностики, разви­тия, коррекции, образования и воспитания рассматриваются спе­циалистами: олигофренопедагогами, логопедами, специальными психологами, психоневрологами и другими врачами — по мере необходимости.

Читайте также:  Ребенок с задержкой интеллектуального развития

Дети с нарушением интеллекта раннего возраста, воспитыва­ющиеся в семье, получают коррекционную помощь в центрах пси­хического здоровья (специализированных яслях) для детей с орга­ническим поражением центральной нервной системы, в центрах раннего вмешательства, в центрах абилитации.

Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения ро­дителей, воспитываются в домах ребенка, а в возрасте трех-четы-рех лет переводятся в коррекционные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

Работа с детьми раннего возраста направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверст­никами, удовлетворение потребности в доброжелательном вни­мании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребно­сти в исследовании предметного мира, а также на стимулирова­ние психомоторного и речевого развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется через родителей, так как в младенческом и раннем возрасте для ребенка важен эмоциональный контакт с близким взрослым. Задача олигофренопедагога состоит в том, чтобы

научить родителей взаимодействовать со своим малышом и шаг за шагом продвигать вперед его развитие (Е. А. Стребелева, Г. А. Ми­шина).

Для дошкольников с нарушением интеллекта открыты до­школьные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующе­го вида с круглосуточным пребыванием детей, коррекционные детские дома, специализированные психоневрологические сана­тории, компенсирующие группы детских садов комбинированно­го вида, дошкольные группы в коррекционных школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа. Новой формой помощи дошкольникам с нарушением интеллекта являются гр

уппы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных

Таблица 1

Типы государственных учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта

Возраст Министерство образования Министерство здравоохранения Министерство труда и социального развития
Ранний   Дома ребенка, центры психиче­ского здоровья (специализиро­ванные ясли) для детей с орга­ническим поражением ЦНС, центры раннего вмешательства  
Дошколь­ный Дошкольные образовательные учреждения (ЦОУ) компенсирующего вида, группы кратковременно­го пребывания, коррекционные детские дома, ком­пенсирующие группы для детей с нарушением ин­теллекта в детских садах комбинированного вида, дошкольные группы в специальных (коррекционных) школах VIII вида, дошкольные образова­тельные учреждения интегрированного типа, цент­ры диагностики и консультирования, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Специализированные психонев­рологические санатории, дет­ские отделения психоневро­логических больниц Дома-интернаты для инвалидов детства
Школь­ный Специальные (коррекционные) школы VIII вида, школы-интернаты для детей с нарушением интел­лекта, классы для детей с нарушением интеллекта в массовых школах, реабилитационные центры, учреждения дополнительного образования Детские отделения психоневро­логических больниц Дома-интернаты для инвалидов детства
Пост­школьный Коррекционные группы производственных учи­лищ, учреждения дополнительного образования, реабилитационные цеха, подсобные хозяйства при образовательных учреждениях Отделения психоневрологиче­ских больниц Психоневрологиче­ские интернаты для взрослых (после 18 лет)

учреждениях компенсирующего вида.

В ДОУ компенсирующего вида созданы все условия для разви­тия детей с нарушением интеллектуального развития и коррек­ции их недостатков. Малая наполняемость групп (10—12 человек), деление группы на подгруппы для проведения занятий позволяют осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Здесь дошкольникам с нарушением интеллекта оказывается комплексная помощь. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями, логопедом, музыкальным работником, невропатолог оказывает детям психологическую помощь, а меди­цинская сестра и методист по ЛФК (лечебной физкультуре) от­ветственны за лечебно-профилактические мероприятия.

В этих учреждениях соблюдается щадящий, охранительный ре­жим, который реализуется в создании в каждой группе доброже­лательной, спокойной атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, учете особенностей каждого ребенка.

В ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интел­лекта решаются следующие задачи: диагностические, воспитатель­ные, коррекционно-развивающие и образовательные. Диагно­стические задачи реализуются в комплексном подходе к изу­чению ребенка: его обследуют олигофренопедагог, психолог, ло­гопед, психоневролог; они определяют первостепенные задачи в коррекционной работе с ним. На основании диагностического изу­чения воспитанников формируются подгруппы для проведения занятий, планируется индивидуальная и фронтальная коррекционная работа, делаются выводы об эффективности проведенного обучения. Если педагог сомневается в правильности диагноза, на­пример, наблюдает значительное продвижение воспитанника в развитии в процессе обучения, то он обязан произвести повтор­ную психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) с целью уточнения диагноза. В конце каждого учебного года на базе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интел­лекта работает ПМПК, в задачи которой входят обследование выпускников и подготовка рекомендаций о выборе типа школы для каждого ребенка.

Воспитательные задачи направлены на формирование дошкольников с нарушением интеллекта нравственных качеств выработку привычек правильного поведения, а также на их социализацию.

Коррекционно-развивающие задачи реализуются в ходе всех режимных моментов ДОУ компенсирующего вида. Вследствие нарушения познавательных процессов, снижения интереса : окружающему миру ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, не делает обобщений, как это происходит у нормально развивающихся детей. Часто имеющиеся представле­ния у дошкольников с нарушением интеллекта не только непол­ные и неточные, а ошибочные. Поэтому в развитии этих детей неизмеримо возрастает роль организованного обучения. Количе­ство занятий в ДОУ компенсирующего вида в 2,5 раза превышает количество занятий в массовом детском саду. Развитие дошколь­ников осуществляется в следующих направлениях: укрепление здоровья и физическое развитие, познавательное развитие, фор­мирование деятельности (обучение игре, изобразительной дея­тельности, конструированию, труду), социальное развитие, эс­тетическое развитие.

Образовательные задачи направлены на формирование у дошкольников с нарушением интеллекта системы знаний и представлений о ближайшем окружении, умений ориентировать­ся в нем, на развитие познавательной активности, на формиро­вание всех видов детской деятельности, свойственных этому воз­расту. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которое проводится с учетом индивидуальных особен­ностей и возможностей каждого ребенка.

Работа в коррекционных детских домах осуществляется по тем же программам, что и в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

В специализированные психоневрологические санатории направ­ляются дошкольники с осложненными формами умственной от­сталости: эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневро­логические больницы. В психоневрологических санаториях наряду с лечебными мероприятиями олигофренопедагоги, логопеды про­водят педагогическую работу, оказывают психологическую по­мощь.

Дошкольные группы при специальных (коррекционных) школах VIII вида создаются для дошкольников шести-семи лет с наруше­ниями интеллекта, не посещавших ранее специальные дошкольные оразовательные учреждения. Основные задачи обучения в этих группах — формирование системы знаний и представлений, не­обходимых для усвоения программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, формирование элементарных учебных умений, адаптация в условиях школы.

Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с семи-восьми лет поступают учиться в специальные (коррекционные) школы VIII вида. Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятель­ности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушени­ем интеллекта, подготовка их к участию в производительном тру­де, социальная адаптация в условиях современного общества. Обу­чение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и воз­можности их обучения, оно продолжается девять—одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика. Это достигается малой наполняе­мостью классов — по десять — двенадцать человек в каждом, ши­роким использованием индивидуального и дифференцированно­го подхода.

Читайте также:  Роль дидактической куклы в развитии ребенка

Важное место в специальных (коррекционных) школах VIII ви­да отводится трудовому обучению. Оно уже в средних классах носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии: столярное, сле­сарное, штукатурно-малярное, швейное, картонажно-переплетное дело и другие. Благодаря этому юноши и девушки после окон­чания школы могут трудоустроиться по полученной профессии или продолжить обучение в специальных группах производствен­ных училищ.

В последние годы возникла проблема трудоустройства выпуск­ников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Это связа­но с экономическими преобразованиями в стране, вследствие чего уменьшился рынок труда. Лица с различными нарушениями, ин­валиды зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда. Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко со­здаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства. Но это лишь частичное решение проблемы. Необходимо обеспечение гарантированных рабочих мест для лиц с нарушением интеллекта, так как общественно полезный труд важен для их психического и социального развития, для их само­реализации.

Другой проблемой, с которой сталкиваются выпускники спе­циальных (коррекционных) школ VIII вида, являются недоста­точные практические умения и навыки для самостоятельной жиз­ни. Юноши и девушки, оставшиеся без попечения родителей,

выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, поэтому часто становятся жертвами обмана. Необ­ходимо более длительное сопровождение выпускников специальных кол социальным педагогом.

Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в специальных домах-интернатах для инвалидов детства, эти учреждения, как правило, работают по режиму пя­тидневки. Основные задачи этих учреждений — развитие всех пси­хических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция этих недостатков, формирование при-5ычек правильного поведения, эмоциональное и коммуникативнoe развитие, привитие навыков самообслуживания, подготовка посильным видам труда, бытовая и социальная ориентировка.

В последние годы получила развитие сеть диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка. В этих центрах : детьми работают учителя-олигофренопедагоги, логопеды, специальные психологи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность.

Для детей с нарушением интеллектуального развития открыты учреждения дополнительного образования, где созданы условия для их реабилитации с помощью различных видов художественно-твор­ческой, спортивно-игровой деятельности как на базе образова­тельных учреждений, так и на дому (Республика Карелия, Воло­годская, Московская, Пермская, Самарская, Тверская области, Москва). С этими целями разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, на­правленные на различные формы их социальной адаптации, фор­мирование у них необходимых навыков для жизни, приобщение этих детей к подготовке и проведению праздников, выставок и других массовых мероприятий.

Наряду с государственными учреждениями для детей и подро­стков с нарушением интеллекта с 90-х гг. стали открываться него­сударственные учреждения. Так, в Москве успешно функциониру­ют Центр лечебной педагогики, центр «Родник», школа Святого Георгия, детский дом Марии Терезы и другие учреждения.

В настоящее время для людей с нарушениями в развитии созда­ны общины (деревня «Светлана» в Волховском районе Ленинград­ской области, деревня «Надежда» в Черемшанском районе Респуб­лики Татарстан, деревни «Семейная усадьба» и «Талисман» в Ир­кутской области, «Крестьянская община» в г. Могоча Читинской области). Общины являются уникальным образцом интегрированного обучения, воспитания, помощи и поддержки лиц с пробле­мами в развитии. Они являются шансом полноценной жизни для

многих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Вопросы и задания

1. Что изучает олигофренопедагогика?

2. Охарактеризуйте понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

3. Охарактеризуйте современную классификацию умственной отста­лости по степени снижения интеллекта.

4. Какие задачи стоят перед олигофренопедагогикой как наукой?

5. Охарактеризуйте методы исследования в олигофренопедагогике.

6. Кто из деятелей русской общественности принимал активное учас­тие в выработке отношения к детям с нарушениями интеллекта?

7. Назовите основных деятелей медицины, педагогики, принимавших активное участие в создании учреждений для умственно отсталых детей.

8. Перечислите основные мероприятия по организации обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

9. Кто из ученых занимался обучением и воспитанием детей с нару­шениями интеллекта?

10. Какие концепции легли в основу обучения детей с нарушениями интеллекта?

11. Охарактеризуйте развитие ребенка с нарушением интеллекта в младенческом и раннем возрасте.

12. Перечислите особенности развития различных видов деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта.

13. Охарактеризуйте развитие познавательных процессов у школьника с нарушением интеллекта.

14. Назовите особенности деятельности у школьников с нарушения­ми интеллекта.

15. Раскройте особенности развития личности у школьников с нару­шениями интеллекта.

16. Раскройте принцип комплексного подхода в оказании помощи детям и подросткам с нарушениями интеллекта.

17. В каких учреждениях оказывается помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы?

18. Перечислите учреждения для детей дошкольного возраста с нару­шением интеллекта.

19. Какие задачи решаются в ДОУ компенсирующего вида?

20. Назовите учреждения, осуществляющие помощь детям школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Литература

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. институтов / под ред. В.В.Воронковой — М., 1994.

В.Г.Петровой. — М., 1981.

Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. — М., 2003.

Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспи­тания и обучения / X. С. Замский. — М., 1999.

Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. — М., 1998.

Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуаль­ной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г.В.Цикото. — М., 2003.

Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. – М., 1999. – Ч. 2.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Оли­гофренопедагогика / под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2000.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной шко­лы / под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1965.

Петрова В. Г. Психология умственно отсталого школьника: Олиго-френопсихология / В.Г.Петрова, И.В.Белякова. — М., 1996.

Программы для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) учреж­дений VIII вида. — Сб. 1. – М., 2000.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. – М., 1979.

РАЗДЕЛ II .

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Глава 2

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник