Центр развития ребенка и здоровьесберегающей

Центр развития ребенка и здоровьесберегающей thumbnail

Лучшая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда 

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические и демографические данные свидетельствуют о том,  что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% – имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 36% – хронически больны. Аналогичная ситуация с состоянием здоровья детей сложилась в нашем городе и в нашем детском саду: только 24% здоровых детей.  Все чаще встречаются дети с соматическими, неврологическими, сердечно-сосудистыми и опорно-двигательными заболеваниями.

Одной из приоритетных идей модернизации дошкольного образования стала идея здоровьесбережения, потому что именно в детстве закладывается фундамент здоровья ребенка: происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, черты характера и привычки, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня, как никогда, усилия работников ДОУ должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни. В 2012 году творческой группой педагогов детского сада с целью сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их гармоничного развития и формирования представлений о здоровом образе жизни была разработана оздоровительная программа «За здоровьем – в детский сад», главными задачами которой стали:

  • разработка модели здоровьесбережения;
  • создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды;
  • рациональное использование всех помещений детского сада;
  • оптимизация двигательной активности детей;
  • повышение уровня компетентности и валеологической грамотности педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

С внедрением ФГОС ДО целью дошкольного образования становится успешная, позитивная социализация ребенка. Процесс социализации ребенка может успешно протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на  здоровье детей. Создание здоровьесберегающей среды полностью нацелено на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. В первую очередь здоровьесберегающая среда должна стать доступной, каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности не зависимо от состояния здоровья.

Модернизация дошкольного образования на современном этапе предполагает обеспечение адекватных условий, способствующих успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работа заключается в создании единой коррекционно-развивающей здоровьесберегающей среды, способствующей  успешной социализации ребенка с ОВЗ.

Создание здоровьесберегающей среды в соответствии с ФГОС ДО:

  • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • сопровождение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  деятельности направленной на здоровья ребенка;
  •  сопровождение процессов инклюзивного образования;
  •  сопровождение коррекционного процесса в учреждении.

Заведующий детским садом Поперечная Юлия Викторовна презентовала опыт работы учреждения по здоровьесбережению на разных уровнях: на городском совещании руководителей по реализации программы «За здоровьем – в детский сад», на областном форуме педагогических работников по формированию здоровьесберегающей среды ДОУ в августе 2012 года, на Всероссийских научно-практических конференциях «Физкультурно-спортивное направление развитие детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы», состоявшейся в Томске (2014 г.) и «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» – в городе Санкт-Петербурге (2015 г.).  А по итогам работы в 2014 году МАДОУ детский сад № 172 города Тюмени стал лауреатом федерального конкурса «Школа здоровья – 2014».

Здоровьесберегающая инфраструктура детского сада

Спортивный зал – оснащенный тренажерами, оборудованием для фитнеса с  разнообразным инвентарем для спортивных игр и упражнений, бассейн, в котором проводятся закаливающие процедуры и комплексы коррекционных упражнений на дыхание, укрепление осанки, а также элементы аквааэробики. Хорошее оснащение прогулочных участков, специально оборудованная футбольная площадка позволяет на высоком уровне укреплять здоровье детей, формировать основы здорового образа жизни, совершенствовать двигательные навыки и умения.

Также созданы хорошие условия для оздоровительной работы. Имеется медицинский блок, который включает в себя кабинет осмотра детей,  лицензированный прививочный кабинет и кабинет первой неотложной помощи.

С учетом современных тенденций рационального использования площадей зимний сад – это богатейшее пространство для познавательно-речевого развития и двигательной активности, как в рамках основной деятельности, так и по дополнительному образованию. Там же расположен Центр игровой поддержки ребенка для развития детей раннего возраста, их социализации и адаптации.

Для детей, имеющих нарушения речи в детском саду имеется два логопедических кабинета для коррекционной работы, постановки звуков, автоматизации, развития психических познавательных процессов, артикуляционной и мелкой моторики детей.

В музыкально-хореографическом зале дети ежедневно получают заряд бодрости от утренней зарядки и движений под музыку.

Читайте также:  Выготский развитие личности мировоззрение ребенка

 Центр развития ребенка и здоровьесберегающейЦентр развития ребенка и здоровьесберегающей


Оснащенность оборудованием здоровьесберегающей направленности

Аэроклиматическое оборудование. Среди главных факторов, влияющих на здоровье детей в детском саду, выделили климат, воздух в помещениях детского сада. Все группы оборудованы аэроклиматическими установками (универсальными воздухоочистители-ионизаторами, бактерицидными рециркуляторными облучателями, увлажнителями-очистителями воздуха), которые поддерживают благоприятный климат в помещениях детского сада. Совсем недавно в детском саду была оборудована спелеокамера, пребывание в которой благотворно влияет на весь организм, повышает иммунитет и снижает заболеваемость.

Санитарно-гигиеническое оборудование. Посудомоечные машины, пылесосы, дозаторы питьевой воды, диспенсеры жидкого мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец – это оборудование не только облегчило труд младших воспитателей, но и значительно улучшило санитарно-гигиенические условия и климат в помещениях детского сада.

Медицинское оборудование. В медицинском кабинете имеются средства для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке, приступах бронхиальной астмы, гипертермии, менингококковой инфекции, судорожном синдроме, стенезирующем ларинготрахеите, острой крапивнице и отеке Квинке, коллапсе, обмороке, носовом кровотечении, тепловом и солнечном ударе, электротравме, травматическом шоке. Также имеется аппарат искусственной вентиляции легких, травматологическая укладка. Для наблюдения за физическим состоянием детейимеется динамометр (для измерения силы), секундомер (для измерения пульса), плантограф (для проведения скрининга по раннему выявлению плоскостопия), аппарат Рота (для проверки остроты зрения).  

Оборудование для организации полезного питания. Было приобретеноуниверсальное тепловое оборудование – пароконвектомат,  удачно совмещающий в себе все достоинства и особенности традиционного жарочного шкафа и пароварочного аппарата, преимущества которого – в практически полностью автоматизированном процессе приготовления пищи и минимизации участия человека, в экономии электроэнергии и времени на приготовление блюд, в равномерности их приготовления.

Рациональность использования всех помещений дошкольного учреждения с целью оптимизации двигательной активности детей

Расширение  здоровьесберегающей составляющей детского сада. Недалеко от нашего детского сада находится лесопарк им. Гагарина уникальность которого состоит в том, что в этом парке есть и березовая роща и сосновый бор. А в непосредственной близости к детскому саду находится сад Дружбы, куда мы организовываем туристические походы и развлечения во все времена года. Благодаря эффективному использованию прилегающей территории мы повысили оздоровительный потенциал детского сада.

Рациональное использование групповых помещений.  В отличие от традиционного подхода, мы не делим группы на чётко разграниченные «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определённым видом деятельности. Благодаря эффективному использованию каждого уголка и метра групп, приемных и спален, (потолков, полов, дверей, радиаторных решеток) мы увеличили игровое пространство, повысили развивающий эффект среды, превратив групповое пространство в вариативное, полифункциональное, преображающееся, исходя из потребностей педагога и детей.

Интерактивный пол. В одной из спальных комнат расположен интерактивный пол, современная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях. Специальная компьютерная программа помогает детям развиваться, играя, в движении.

Оптимизация двигательной активности

Оптимизация двигательной активности детей через использование игровых напольных полей. Оптимальный двигательный режим обеспечивает не только активный отдых и удовлетворение естественной потребности детей в движении, но и является важнейшим оздоровительным и профилактическим фактором, положительно влияющим на работу всех органов и физиологических систем. При поиске пособий, оборудования, инвентаря, отличающегося многофункциональностью, обеспечивающих игровую, познавательную и  двигательную активность детей мы остановились на схематических игровых полях (классиках, лабиринтах), которые отвечают этим требованиям. Используя один рисунок, сделанный из клейкой цветной бумаги на линолеуме в группе или спальне, можно играть каждый день, используя разные цели, темы, виды двигательной активности, разные рисунки и задания, что позволяет избежать однообразия и статичности. 

Для детей младшего возраста применяются различные змейки, паровозики, цепочки, в которых вместо цифр нарисованы следы, знакомые предметы или цветные сектора. Для старших детей игры усложняются, в секторах рисуются цифры, буквы, геометрические фигуры, признаки времен и месяцев года, времени суток и т.д.

Наличие компактной легко трансформируемой мебели. Для увеличения двигательной активности избавились от малофункциональной мебели, поменяли мебель в половине спален на трансформируемую, что позволило увеличить пространство для свободной деятельности детей на 175 м². Использование трансформируемых столов в группах также позволило увеличить групповое пространство и обеспечить двигательную активность детей.

Читайте также:  Вопросы в дневнике развития ребенка

Мягконабивная мебель, модули, «мешки» – многофункциональны, нетравмоопасны, легко моются и остаются яркими на протяжении многих лет, могут легко превратиться из пуфика в атрибут для игр, а содержащиеся внутри бескаркасных «мешков» сотни тысяч маленьких шариков вспененного полистирола оказывают благоприятное терапевтическое воздействие на организм детей, расслабляя мышцы спины, шеи. 

  Центр развития ребенка и здоровьесберегающей Центр развития ребенка и здоровьесберегающей


Разнообразие игрового и физкультурно-спортивного оборудования, используемого в образовательном процессе

Многообразие оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего развития детей, многофункциональность и достаточное количество которого обеспечивает благоприятный уровень двигательной активности и своевременное формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности. 

Оснащение  спортивного зала

  • Крупногабаритное стационарное оборудование:стеллаж для спортинвентаря; гимнастическая шестисекционная стенка; волейбольные стойки.
  • Переносные тренажерные  конструкции:гимнастические скамейки; лесенки; веревочная лестница;  бревно; балансировочные дорожки на равновесие; стойки для прыжков;  щиты-мишени;  тоннельлабиринт игровой;  гимнастические маты; канаты; кубы;  шнур; дуги для подлезания; набор мягких модулей «Радуга».
  • Профилактическое оборудование: мячи-фитболы; мячи-прыгуны;  ребристая доска; коврики с различными рельефами; дорожки и мячи массажные.
  • Оборудование для спортивных игр и упражнений: корзины баскетбольные; мячи; футбольные ворота;  волейбольная сетка; наборы кеглей; дартс; кольцебросы; наборы для бадминтона; скакалки; ходули на веревочках; обручи плоские; палки; велосипеды; хоккейные клюшки с шайбами; лыжи пластиковые; санки; снегоступы, самокаты.
  • Мелкий индивидуальный коррекционно-игровой инвентарь:  мешочки для метания; флажки разноцветные;  султанчики; мячи резиновые,  надувные, утяжеленные;
  • Детские физкультурные тренажеры:  батуты; беговая дорожка; велотренажеры; силовой тренажер; гири пластиковые; тренажер растяжения; вестибулярный тренажер; диски «Здоровье»; гимнастические ролики;  эспандеры; тоннель.
  • Ориентиры для разметки игрового поля:  флажная лента, фишки, конусы.
  • Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, ленточки, платочки, флажки.

Оснащение бассейна

Физкультурное оборудование для игр в бассейне:разделительные дорожки, спасательные круги, нарукавники, поплавки, плавательные игрушки с плавучестью, мячи, поролоновые палки, надувные игрушки, плавательные очки, атрибуты для игр в воде и др.

Оснащение физкультурных уголков в группах

Во всех группах есть спортивные уголки, оборудование которых соответствует возрасту детей и удовлетворяет потребность дошкольников в движении и приобщает их к здоровому образу жизни: мелкий индивидуальный коррекционно-игровой инвентарь для игр с метанием, ловлей и прыжками; оборудование для спортивных игр, упражнений, утренней гимнастики.

Главное преимущество спортивного уголка в группе в том, что его оборудование объединяет физкультуру с игрой, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, а вариативность использования игрового и физкультурно-спортивного оборудования развивает в воспитанниках произвольность движений,  самостоятельность,  творчество и креативность.

Активность участия детей и родителей в создании здоровьесберегающей среды, в изготовлении пособий, игр, предметов физкультурно-оздоровительной направленности

На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием используем и нестандартное, которое  стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции, является дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями.  Благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам педагогов, детей и родителей бесполезные, на первый взгляд, предметы необычных форм и материалов (футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а так же всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т.д.) обрели вторую жизнь и превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик, во всевозможные дорожки для ног и атрибуты для спортивных игр и упражнений. Напольные игры (классики, лабиринты, игровые поля, ориентиры), выполненные из клейкой цветной бумаги на линолеуме, также помогли воплотить в жизнь родители с детьми. В изготовлении нестандарного оборудования приняли участие 45 семей наших воспитанников, а свыше 100 – в создании здоровьесберегающей среды при строительстве горок и снежных построек на прогулочных  участках детского сада.

Таким образом, обобщая представленные материалы, можно прийти к выводу о необходимости разработки в каждом дошкольном образовательном учреждении не только системы работы по формированию здорового образа жизни, но и рациональной здоровьесберегающей среды, которая повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей,  педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, ведь забота о сохранении здоровья детей – важная обязанность взрослых, родителей, педагогического коллектива и самого ребёнка.

Читайте также:  Младенческий период развития ребенка

Ссылка скопирована

— QR-код с ссылкой на эту страницы. А еще вы можете скопировать адрес этой страницы.

Поделиться

Источник

Повышение квалификации учителей

Профессия педагога – одна из самых массовых и самых ответственных. В его руках – ответственность за формирование личностных и метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В обществе с динамично меняющимися социально-экономическими отношениями, всеобщей информатизацией и компьютеризацией учителям необходимо постоянно учиться, развиваться, самосовершенствоваться. Профессиональный стандарт требует через каждые три года проходить курсы повышения квалификации для учителей. Система непрерывного образования является условием совершенствование общих и профессиональных компетенций педагога, обеспечивающих качество подготовки учеников.

Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность оптимизировать этот процесс и проходить бесплатные курсы повышения квалификации дистанционно.

Если Вы не знаете, где пройти курсы повышения квалификации учителей в наиболее короткий срок с максимальной экономией времени и материальных средств по необходимой для Вас тематике и получить свидетельство общероссийского образца, зайдите на сайт Центр дополнительного профессионального образования “Экстерн”!

Приглашаем педагогов на бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации для учителей.

Преимущества

Центр «Экстерн» предлагает услуги по организации курсов повышения квалификации для учителей начальной и других категорий педагогических работников. Содержание и учебно-методическое обеспечение дистанционных курсов повышения квалификации учителей разрабатывают ведущие ученые и заслуженные специалисты в области психологии, педагогики и методики Петербурга. Поэтому обучающимся курсов повышения квалификации 2019/2020 для учителей предлагаются только новейшие результаты психолого-педагогических исследований, инновационные психологические методики и научно-практические разработки профессорско-преподавательского состава центральных вузов, авторов современных программ и учебников, экспертов в области образования.

Слушатели, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации учителей бесплатно и дистанционно на базе Центра «Экстерн», отмечают их важные достоинства:

  • содержание и темы бесплатных курсов повышения квалификации для учителей ежегодно обновляется в соответствии с новыми трендами современного образования, специалисты Центра корректируют и разрабатывают программы по актуальной тематике;
  • тематические направления и материалы дистанционных курсов повышения квалификации для учителей соответствуют обновляющейся нормативно-правовой базе дошкольного, начального, среднего, дополнительного образования, СПО;
  • в случае появления у педагогического работника новых обязанностей в нашей компании есть возможность срочно окончить курсы повышения квалификации учителей и привести уровень своих знаний, умений и навыков в соответствие с выполняемыми им трудовыми функциями;
  • мы предлагаем гибкий график образовательного процесса, позволяющий повышать профессиональный уровень в заочной форме, без отрыва от трудовой деятельности;
  • курсы повышения квалификации учителей организуются бесплатно, кроме этого, не требуют тратить средства и долгие часы на проезд к месту обучения и обратно, сберегают здоровье педагогов;
  • технические возможности позволяют пройти курсы повышения квалификации для учителей бесплатно педагогам любого региона Российской Федерации на основе организации индивидуального образовательного маршрута;
  • материалы курсов предоставляются в режиме круглосуточного доступа и др.

Программы повышения квалификации учителей предполагают обратную связь, выполнение и проверку практических работ, индивидуальных заданий, большой объем самостоятельной работы слушателя, который проверяется и оценивается преподавателями. Специалисты Центра предоставляют консультации в период обучения на курсах, под их руководством слушатели выполняют итоговую аттестационную работу.

По итогам обучения по разработанным ведущими специалистами Санкт-Петербурга дистанционным курсам повышения квалификации учителей слушатели получают номерное электронное удостоверение государственного образца с указанием тематики и трудоемкости прослушанного курса.

Тематическое поле наших курсов включает широкий спектр вопросов:

  • инклюзивные технологии;
  • проектирование здоровьесохраняющего образовательного пространства;
  • исследовательская и проектная деятельность учеников;
  • использование активных методов обучения;
  • технологии подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
  • реализация межпредметных связей;
  • мониторинг предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся;
  • профориентация;
  • оказание первой помощи
  • проблемы социализации и др.

Благодаря освоению программы государственных курсов повышения квалификации учителя и другие категории педагогических работников успешно проходят аттестацию на первую и высшую категорию, могут выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития и карьерного роста, достигать вершин профессионализма, быть успешными в любимом деле.

Источник