Центр развития аутистического ребенка
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ
Ключевые задачи Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС: развитие сети региональных ресурсных центров, апробация моделей сопровождения, программ и методов работы с детьми с аутизмом, обучение специалистов, сопровождение семей, проведение мониторингов и исследований.
В центре внимания
КПК “Основы реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ при организации обучения детей с РАС”
25 сентября 2020
Эксперты
Манелис Наталия Георгиевна
Методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, педагог-психолог, кандидат психологических наук
Хаустов Артур Валерьевич
Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»
Панцырь Сергей Николаевич
Руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ МГППУ, педагог-психолог, кандидат психологических наук
Самарина Лариса Витальевна
психолог, директор АНО дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» – международного ресурсного центра знаний в области раннего детства, поддержки семей с детьми раннего возраста и вопросам преодоления функциональных ограничений ребенка.
Ермолаева Евгения Евгеньевна
психолог, заместитель директора АНО дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства»
Сорокин Александр Борисович
Ведущий научный сотрудник Научной лаборатории ФРЦ, кандидат биологических наук, Старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии Научного центра психического здоровья, старший научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы.
Горбачевская Наталья Леонидовна
Руководитель научной лаборатории ФРЦ, доктор биологических наук, профессор кафедры клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии МГППУ, руководитель научно-образовательного центра «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» (2009-2016)
Гомозова Елена Сергеевна
Учитель-логопед, дефектолог. Специалист DIR/FLOORTIME высшего уровня. Сертифицированный специалист по альтернативной коммуникации (PECS, MAKATON). Специалист по канис-терапии. Эксперт-инструктор DIR/FLOORTIME. Преподаватель института ICDL (США). Учредитель АНО ДО “Коррекционно-Развивающий Центр”.
Морозов Сергей Алексеевич
Председатель Общества помощи аутичным детям “Добро”, кандидат биологических наук, автор первого в России курса по диагностике и коррекции детского аутизма для вузов. Член Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при Комитете по образованию Госдумы, член Совета по аутизму Минздрава, научный консультант Коалиции общественных организаций родителей детей с РАС.
Богдашина Ольга Борисовна
Приглашенный профессор в области исследований аутизма (Великобритания, Европа, Мексика). Сооснователь Международного института аутизма и куратор программ (курсы по аутизму). Ведущий научный сотрудник и лектор Международного института аутизма, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Младший консультант (Аутизм) в Европейском институте детского образования и психологии (ICEP Europe). Сооснователь Международного консорциума институтов аутизма.
Морозова Татьяна Юрьевна
Клинический психолог, эксперт программы «Каждый ребенок достоин семьи» фонда «Обнаженные сердца», приглашенный профессор факультета неврологии университета Нью-Мексико (США), сертифицированный преподаватель Британской программы Mellow Parenting (Зрелое Родительство), сертифицированный тренер программы Британского общества по аутизму EarlyBird (Ранняя пташка)
Афонин Андрей Борисович
Председатель Регионального отделения МОО «Равные возможности» (г.Москва), художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии «Круг II», специалист по социокультурной реабилитации, театральный педагог, перформер
Битова Анна Львовна
директор, член Экспертного совета Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» (Москва)
Довбня Святослав Васильевич
Детский невролог, эксперт программы «Каждый ребенок достоин семьи» фонда «Обнаженные сердца», приглашенный профессор факультета неврологии университета Нью-Мексико (США), сертифицированный преподаватель Британской программы Mellow Parenting (Зрелое Родительство), сертифицированный тренер программы Британского общества по аутизму EarlyBird (Ранняя пташка)
Розенблюм Софья Александровна
Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения Гимназии №1540, координатор инклюзивного образования, специалист по инклюзивному образованию детей с РАС, педагог-психолог
Шпицберг Игорь Леонидович
Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член Правления Международной Ассоциации “Autism Europe” (Autism Europe’s Council of Administration), член Экспертного Совета Министерства Образования и Науки Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Источник
Виды заболеваний
Диагностика, лечение и реабилитация проводится детям и подросткам с:
- расстройствами аутистического спектра (Детский аутизм, Атипичный аутизм, синдром Ретта, дезинтегративные расстройства, синдром Аспергера)
- задержками психического развития,
- расстройствами речи (задержка речевого развития, дизартрия, алалия)
- гиперкинетическими расстройствами (нарушения активности и внимания, расстройства поведения)
- эмоциональными расстройствами (тревожные расстройства, фобии, элективный мутизм, расстройство привязанности в детском возрасте)
- тиками (моторные и вокальные тики, синдром Жиль де ля Туретта)
- аффективными расстройствами (депрессии непсихотического уровня)
- расстройствами пищевого поведения (нарушение приема пищи в детском возрасте, нервная анорексия, булимия).
- психологическое консультирование родителей.
- помощь женщинам при планировании беременности, во время беременности, при подготовке к родам и в послеродовой период.
Виды диагностики
Диагностика проводится в соответствии со стандартами ведения пациентов, включает в себя:
- осмотр психиатра, невролога, генетика, диетолога, сурдолога, физиотерапевта;
- консультация психолога: диагностика любых нарушений высших функций у детей и подростков — проблемы с понимаем, усвоением и последующим воспроизведением информации; отставание в освоении материала школьной программы, сложности в освоении письма, чтения, счета; повышенная активность или, наоборот вялость, повышенная тревожность и нервозность, неустойчивость в эмоциях, колебания настроения; тики и заикание; нарушения мышечного тонуса; нарушения моторики, координации; диагностика неврозов, депрессий, психотравм, вопросов профессиональной ориентации, самореализации; диагностика психологического бесплодия, послеродовой депрессии, причин отсутствия контакта с младенцем.
- консультация логопеда (диагностика ОНР, дизартрии, дислалии, алалии, дислексии, дисграфии)
- инструментальные методы исследования – ЭЭГ, УЗИ, КТ, МРТ,
- лабораторную диагностику (общие анализы крови и мочи, биохимия крови – глюкоза, тимоловая проба, АсАт, АлАт, уровень пролактина, гормоны щитовидной железы,
- скрининговые и диагностические тесты.
По результатам диагностики составляется индивидуальный план реабилитационных мероприятий, лечения.
Виды лечения
Проводятся следующие виды терапии:
- медикаментозное лечение
- психотерапевтическая коррекция
- физиотерапевтическое лечение
Виды реабилитации
Реабилитация включает:
Логопедическую коррекцию: развитие речи детей раннего возраста от 1 до 2х лет, «запуск» речи у неговорящих детей при алалии, расстройствах аутистического спектра, активизация и развитие связной речи детей с ОНР по авторской методике, коррекция дефектного произношения при дислалии, дизартрии, коррекция дислексии и дисграфии. При проведении логопедической коррекции используются:
- проведение артикуляционной гимнастики и логопедического массажа,
- кинезиологическое тейпирование, тейпирование аку- и кросс-тейпами
- ДЭНАС – терапия
Психологическую, нейропсихологическую коррекцию: составление комплексных коррекционно-развивающих программ и проведение коррекционных занятий для детей с задержкой психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра; комплексная психолого-педагогической коррекция психических нарушений при эпилепсии; вестибулярная нейрокоррекция; коррекция невротических и неврозоподобных расстройств ( тики, заикание). Психологическое сопровождение ЭКО и ВРТ, коррекция психологического бесплодия, депрессий беременных и послеродовой депрессии, трудностей с принятием родительской роли, сопровождение женщин в период репродуктивного выбора. Коррекция и реабилитация проводится с использованием следующих методов:
- метод замещающего онтогенеза,
- кинезиологические методы,
- методы Домана, Бельгау,
- эвристический и репродуктивный методы,
- метод развивающего обучения
- методы АВА-терапии,
- методы эмоционального стимулирования
- практические методы дидактических игр, обучения по алгоритму,
- когнитивно-поведенческую терапию,
- арт-терапию,
- игровую терапию,
- Sand-play,
- логотерапию,
- психоанализ
Занятия с дефектологом: проведение коррекционных занятий с использованием методов музыкотерапии, хромотерапии, песочной терапии, метода дидактической игры, метода контроля достижений, проведения развивающих занятий по методики Монтессори.
Физиотерапевтическое лечение (на базе физиотерапевтического отделения):
- транскраниальная микрополяризация,
- рефлексотерапия,
- БОС терапия,
- аэроионотерапия,
- жемчужные ванны/души/теплолечение/криотерапия/сухая иммерсия
- массаж с эластичным псевдокипящим слоем (ЭПС-массаж)
Коррекция на базе ЛФК: кинезиотерапия
Почему именно мы?
Особенностью отделения является комплексный, междисциплинарный подход, использование индивидуальных программ диагностики и реабилитации, уникальных, авторских коррекционных методик.
Оборудование
В работе отделения используется Дэнас-тренажер, Дэльфа-тренажер, логопедические тейпы.
История отделения
Отделение Расстройств аутистического спектра и других психических расстройств детского возраста было создано в апреле 2019 года в Центре детской психоневрологии НМИЦ здоровья детей, в котором на основе комплексного, междисциплинарного подхода осуществляется медико-психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) . В своей работе специалисты отделения используют современные методы, авторские программы диагностики, лечения и реабилитации РАС. Для оптимальной диагностики и реабилитации детей с РАС в отделении разработаны и используются комплексные диагностические и реабилитационные программы с учетом степени выраженности аутистических расстройств и сопутствующей патологии, ведется консультирование родителей детей с РАС.
Сотрудники отделения
Источник
Аутизм и расстройства аутистического спектра – это группа нарушений, которые относят к общим расстройствам психического развития.
Основные проявления следующие:
- нарушение способностей к взаимодействию с другими людьми,
- повторяющиеся действия (стереотипии),
- выраженное ограничение круга интересов.
Первые признаки обычно проявляются в 2-3 года или несколько раньше, когда родители замечают необычное поведение малыша. Как правило, расстройство сохраняется и во взрослом возрасте. Полное излечение невозможно, однако продуманная система медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи позволяет добиться улучшения в психическом состоянии ребёнка – сформировать некоторые навыки (опрятности, самообслуживания, общения и пр.), уменьшить частоту и выраженность стереотипий и равзить навыки социального взаимодействия.
В эту группу относят синдром Каннера (детский аутизм), синдром Ретта, синдром Аспергера и атипичный аутизм. Для всех перечисленных расстройств характерны три общих признака:
- недостаток социальных взаимодействий;
- выраженные затруднения при общении и построении полноценных отношений с другими людьми;
- стереотипное поведение и ограниченность интересов.
Степень проявлений болезни может существенно варьировать. Одни дети не разговаривают и практически неспособны контактировать с окружающими, испытывают значительные трудности в обучении, другие проявляют лишь легкую отстраненность и заторможенность, третьи – испытывают наибольшие трудности в коммуникациях и слывут среди сверстников «чудаками» и т.д.
Диагностика и помощь при аутизме
Поставить диагноз, определить причину возникновения нарушений в развитии ребёнка может детский врач психиатр-психотерапевт, который определит необходимый объём диагностических мероприятий (ЭЭГ, анализ крови «Нейротест»).
Вначале врач-психиатр беседует с родителями, выясняя, в чем заключаются особенности поведения малыша, когда были замечены первые отклонения, как ребенок развивался, чем болел и т.д. Затем специалист наблюдает за маленьким пациентом, оценивает его действия по диагностической шкале ADOS и определяет тяжесть аутизма по шкале CARS. Кроме того, врач исследует когнитивные и коммуникативные способности ребенка. При необходимости малыша направляют на консультации к различным специалистам.
Целью системы помощи является улучшение умственного развития ребенка, развитие бытовых и коммуникативных способностей.
Считается, что раннее начало терапевтических вмешательств (до 5 лет) позволяет обеспечить наилучший результат, что обусловлено активным развитием мозговых структур и естественным формированием моделей поведения в этот период.
Для улучшения речевых навыков ребенка направляют на занятия к PECS-терапевту. Для формирования навыков (общения, самообслуживания и т.п.), социальной адаптации, совершенствования умений обрабатывать различные виды информации (звуковую, визуальную тактильную), нормализации психологического состояния, уменьшения уровня тревожности, развития внимания, формирования адаптивных поведенческих стереотипов взамен деструктивным (самоповреждения и стереотипии) применяют АВА-терапию, занятия по сенсорной интеграции, арт-терапию (МИМ-терапия).
Уникальной составляющей нашей многоуровневой программы является совместная работа АВА-терапевта и МИМ-терапевтов! Цель программы — стимуляция спонтанной имитации через творческую эмоционально-экспрессивную составляющую.
Для развития координации и мелкой моторики используют прикладные творческие занятия (занятия музыкой, рисование, лепку), для улучшения физического состояния и совершенствования моторных навыков – ЛФК и физиотерапию.
При выраженных нарушениях психического состояния (гиперактивности, страхах, депрессии, агрессии) могут быть назначены лекарственные препараты для лечения аутизма.
Детям назначают специальную безмучную и безмолочную диету (известно, что организм пациентов с аутизмом плохо перерабатывает глютены).
Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать возникающие трудности в семейных отношениях, поддержит эмоционально, вы вместе найдете дополнительные возможности неконфликтного и более конструктивного взаимодействия, что бывает очень трудно сделать, находясь внутри сложной жизненной ситуации.
Как проявляются расстройства аутистического спектра?
В младенчестве ребенок плохо привыкает к маминым рукам, тяжело находит удобное положение во время кормления. Он слабо реагирует на эмоции других людей, не следит взглядом за взрослыми, не меняет позу при попытке взять его на руки, проявляет безразличие к ухаживающим за ним людям или, напротив, слишком резко реагирует на их уход, не давая покидать комнату.
Для детей с аутизмом характерно позднее появление лепета. В возрасте 2-3 года они не говорят или говорят значительно меньше сверстников. Их речь монотонна, часто наблюдаются повторения слов за собеседником (эхолалии). В возрасте 3-5 лет они редко проявляют желание приблизиться к другому человеку, не имитируют чужое поведение и не принимают участия в невербальном общении. Такие дети демонстрируют ограничивающее поведение: сопротивляются переменам, играют с одной и той же игрушкой или неигровым предметом либо придумывают странные способы игры (например, расставляют предметы в ряд).
С возрастом признаки аутизма становятся более выраженными. Дети старше 7 лет проявляют замкнутость, отстраненность. Они не хотят играть и общаться не только с чужими людьми, но и с членами семьи, требуют жесткого соблюдения ежедневных ритуалов (одежда должна лежать в одном и том же порядке, чашка должна стоять на одном и том же месте), и резко отрицательно реагируют на любые изменения. Могут наблюдаться изменения пищевого поведения и нарушения сна.
Уровень интеллектуального развития у детей с аутизмом может быть как нормальным, так и сниженным. Распространенное мнение о том, что все больные аутизмом одарены уникальными талантами, не соответствует действительности, однако 0,5-10% аутистов проявляют необычные способности, которые могут быть как незначительными (например, запоминание фактов), так и экстраординарными. Даже при нормальном интеллекте пациенты с аутизмом часто страдают от недостаточной обучаемости.
У многих детей наблюдается гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания. Характерны частые вспышки гнева, которые могут провоцироваться нарушением обычного распорядка и привычных ритуалов либо неспособностью ребенка сообщить взрослым о своих потребностях. Возможна как агрессия, направленная на других, так и самоагрессия, в течение жизни около трети пациентов причиняют себе различные повреждения.
Направления помощи:
- консультация АВА-терапевта
- МИМ-терапия
- программа мозжечковой стимуляции,
- консультация логопеда, дефектолога
- консультация семейного психолога
Цены
Услуга | Длительность | Стоимость |
---|---|---|
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра | 55 мин | 5 000 ₽ |
Первичная консультация АВА-терапевта | 85-90 мин | 3 000 ₽ |
Разовое занятие по мозжечковой стимуляции | 30–40 мин | 2 000 ₽ |
Источник