Центр коррекционного развития ребенка и его программы
Кто столкнулся с расстройствами развития типа алалии, аутизма (РАС) или ЗПР, тот точно знает, что лечить это совсем недёшево. Тем не менее, некоторые процедуры, занятия и лекарства у нас можно получить бесплатно. Это хороший выход в тех ситуациях, когда родитель хочет помочь своему ребёнку, но материальное положение не позволяет ему бесконечно кататься по платным реацентрам и специалистам.
Среди многих людей есть предубеждение по отношению к бесплатной медицине. Хочу предупредить: пост создан не для комментариев в стиле “Ой, всё государственное – Гэ”, а для тех, у кого нет материальных средств, и тех, кто ищет как можно помочь ребёнку и хочет использовать все возможности. Тем более, что хорошие специалисты и процедуры далеко не всегда обязательно частные. Энтузиасты и просто хорошие люди, преданные своему делу, есть в государственных учреждениях и большое спасибо им за качественный труд, а не просиживание штанов.
К сожалению, всей исчерпывающей информации по России я не могу предоставить, тем не менее, надеюсь, что многие родители хотя бы получат примерное представление о том, куда можно попробовать обратиться за помощью. Также, приглашаю отписываться в комментариях родителей со всех городов: расскажите, какие центры есть у вас, что посещали и прочее – так вы сможете помочь тем, кто оказался в такой же ситуации, как и вы.
В каких местах можно получить бесплатную помощь с лечением расстройств развития?
Пишу, опираясь на личный опыт и знания о городе, в котором находимся мы (Санкт-Петербург). В других городах РФ перечень услуг и специалистов может отличаться.
фото из открытых источников
???? Государственные реабилитационные центры
В Санкт-Петербурге есть сеть ЦВЛД (центры восстановительного лечения детей). Эти центры оказывают бесплатное обследование и лечение по направлению от врачей из государственных поликлиник по месту жительства.
В частности мы получали там бесплатно: консультации ортопеда, невролога, офтальмолога, физиотерапевта, сдавали анализы крови, УЗИ внутренних органов, рутинную ЭЭГ.
Программу бесплатного лечения составляет лечащий врач-невролог + физиотерапевт по показаниям обследований. У нас в неё входили бесплатные уколы кортексина, занятия с логопедом, психологом, курс массажа и физиотерапия (КВЧ, электрофорез). Лечение может быть другое и его может быть больше или меньше в зависимости от конкретного ребёнка, центра и того, что назначат врачи.
Я находила в интернете аналогичные центры в других регионах, услугами которых можно воспользоваться бесплатно по направлению от педиатра или невролога из поликлиники по месту жительства. Если вам никто ничего такого не предлагал, попробуйте сами прийти на приём и спросить, что может предложить вам город или регион для лечения вашего ребёнка.
В каждом регионе такие центры называются по-разному. Вот у нас ЦВЛД. А, например, в Нижнем Новгороде я нашла “Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков” в Самаре “Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями“, а во Владикавказе “Республиканский центр медико-социально-психологической помощи“.
???? Бесплатная реабилитация в детских больницах
Кроме реабилитационных центров, можно получить лечение в дневном стационаре при крупных городских детских больницах. При них бывают неврологические отделения с дневным стационаром. Например, в СПб по направлению от невролога подобные услуги оказывают ДГБ им. Раухфуса и ДГБ №5. В больницах точно также обследуют ребенка и на базе обследований назначают курс лечения и занятий со специалистами. Большой плюс в том, что некоторые довольно дорогие процедуры здесь можно получить бесплатно. Например, в Раухфуса делают микрополяризацию и БОС, а в ДГБ №5 есть барокамера.
Многие больницы, в регионах в том числе, сейчас начали предоставлять бесплатное комплексное лечение для детей с ДЦП (Бобат, Войта, кинезиотейпирование).
???? Стационары при детских психоневрологических диспансерах по месту жительства
Чтобы получить лечение здесь, требуется обратиться к психиатру. Психиатры в ПНД, как правило, закреплены на определенных участках. Попасть к ним можно напрямую, просто приехав в приёмное время с ребёнком.
Судя по комментариям, могу сказать, что слова “психоневрологический диспансер” вызывают у некоторых людей ассоциации, что ребенка там чем-то обкалывают и “делают дурачком“. Однако детские стационары при ПНД по своему устройству скорее напоминают коррекционные детские сады, вплоть до наличия питания и дневного сна. У нас в городе они рассчитаны на возраст 4-7 лет. Там мало процедур (я вот, по правде, не знаю какие процедуры делает наш районный ПНД – не приходилось пользоваться), зато там есть бесплатное комплексное педагогическое сопровождение: работают логопед, дефектолог и психолог. Для детей постарше есть и психотерапевт, который может помогать в решении не только поведенческих проблем, но и с расстройствами типа ОКР, депрессии, суицидальных наклонностей, различных зависимостей.
???? Санаторное лечение
Да, и такое можно получить по направлению от врача, причём необязательно, чтобы у ребёнка была инвалидность. Санаторное лечение может быть организовано бесплатно, если есть показания по профилю. В СПб можно взять направление у невролога, потом приехать на отборочную комиссию и через 10-14 дней после неё привезти ребенка на лечение. Если брать направление в ПНД, ребенка, как правило, зачисляют автоматом без комиссии – с вас только анализы и справки при поступлении.
В такие санатории обычно берут детей 4-7, 4-9 лет. По сути там этакий детский коррекционный сад/младшая школа с постоянным проживанием на несколько недель (без родителей). Детей можно навещать. Есть физиотерапия (массаж и другие процедуры), занятия со специалистами групповые и индивидуальные, могут выписать лекарства. Вообще, скорее напоминает детский оздоровительный лагерь, чем лечебное учреждение.
У нас буквально полгода назад был такой опыт. Могу сказать, что санаторий мне понравился – к специалистам и условиям никаких претензий, ребенка подобные вещи очень взрослят. Однако Лёва, хоть и вообще ни на что не жаловался, был не в восторге от того, что остался без родителей на несколько недель, чем очень меня удивил – он во-первых, сам туда хотел (я спрашивала и говорила с ним на этот счёт), во-вторых, вообще у меня ребенок довольно самостоятельный и хоть и любит меня, с виду не сильно скажешь, что ему настолько важно постоянно быть с родителями. В общем, опыт показал, что сын пока не готов к таким приключениям и хоть мне и понравился что эффект, что сам санаторий, мы пока отложили эту идею на попозже.
???? Бесплатные занятия с профильными специалистами (дефектолог, психолог, логопед)
Как правило, на постоянной основе их предоставляют коррекционные детские сады и школы, куда можно попасть, имея на руках заключение ПМПК.
Кроме образовательных учреждений, бесплатные занятия могут предоставлять специалисты районных ЦППМС (Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи)и логопеды в детских поликлиниках.
“Подводные камни” бесплатного лечения
Конечно есть у бесплатной реабилитации и свои минусы. Я думаю, что никого не удивлю, но перечислить их обязана:
???? Процедуры и занятия обычно потоковые
Грубо говоря, 20-30 минут прописано – столько и будут заниматься. Если для физиотерапии этого времени с натяжкой может быть достаточно, то для занятий со специалистами определенно мало. Всё-таки это же маленький ребёнок, к которому ещё надо найти подход. Только на это может уйти 20-30 минут. Кроме того, для сложных нарушений, например той же алалии, этого мало.
???? Пропущенные процедуры никак не продлеваются/не заменяются
Не смогли приехать, опоздали – ваши проблемы. Обычно ставят пропуск и в итоге вами будет пройдено только 9 сеансов массажа, вместо 10, например.
???? Непредсказуемое отношение
Обычно, если вы платите деньги, то к вам и отношение, как к дорогому гостю (хотя всякое бывает). В случае бесплатного лечения могут попадаться разные специалисты. Не все из них вежливые и приятные. Нам, к счастью, везло с людьми и хамства я ни от кого не видела, но люди разные.
???? Вряд ли получится выбрать удобное время.
Детские стационары при ПНД обычно работают как садики – в 8 сдаешь ребенка, а в 18 (или раньше) можно забрать. Но вот в реабилитационных центрах и при больницах может такого и не быть. Там может быть формат привоза ребенка на занятия и процедуры, но на то время, что свободно у центра, а не удобно вам.
Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки бесплатного лечения и занятий, это ещё один неплохой способ помочь ребёнку, который может использовать родитель.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Первоочередные обследования, если у ребенка аутизм или отставание в развитии
Помогает ли транскраниальная микрополяризация при нарушениях развития? (алалия, аутизм, ЗПР)
Сколько стоит лечение алалии, аутизма и других нарушений развития
Источник
ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми__________группы
Задачи:
- Развитие и совершенствование у детей мелкой моторики рук.
- Устранение речевых нарушений.
- Расширение кругозора
Адресат: ______________________________________________
Содержание:
- Развитие техники рисунка, овладение штриховкой.
- Развитие пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени)
- Развитие активной речи, словарного запаса
- Развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия.
- Развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
- Развитие чувства ритма.
- Массаж пальцев и кистей рук.
Организация занятий:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ заня-тия | Задания |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми ______________группы
Цели программы:
Коррекция агрессивности у ребенка
Задачи:
- Научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, освоить позитивные формы общения со сверстниками.
- Обучить приемлемым способам выражения гнева.
- Обучить приемам снятия напряжения
- Выработать произвольность действий, научить регулировать поведение в коллективе
- Обучить позитивному общению со сверстниками
- Формировать моральные представления, помочь в открытии своего «Я»
Адресат:_________________________________________________________________________________________________________
Содержание:
I этап:
- Выражение гнева через игры с использованием предметов (надувные молотки, подушки, мячи ,мешки «Для криков», «Листы гнева» и пр.)
- Игры с бумагой, песком, глиной, игрушечным оружием.
- Изотерапия (рисование, лепка)
- Сказкотерапия
II этап:
- Упражнения развивающего характера для рук; для ног; для туловища ,для лицевых мышц,
III этап :
- Этюды на выражение сердитости, зла.
- Дидактические и настольные игры
IV этап:
- Сюжетные игры;
- Чтение художественных произведений
Организация занятий:________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Опорный источник:
А.А.Романов «Игротерапия , :как преодолеть агрессивность у детей» ; М.И.Чистякова «Психогимнастика»; К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»; С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам!»
№ занятия | Содержание |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми ______________группы
Цели программы :
Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование осознанного восприятия эмоций.
- Умение адекватно выражать эмоциональные состояния
- Умение понимать эмоциональные состояния других людей
- Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния
- Развитие произвольной регуляции поведения
- Учить произвольно улавливать основные телесные ощущения
- Снятие тревожности
- Повышение групповой сплоченности
Адресат_:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Формы и методы работы:
Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.
Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание.
Метод модификации поведения: кукольная драмматизация; поведенческий тренинг.
Релаксационный метод
Организация занятий: Программа разработана для дошкольников старшего возраста.
13 занятий ,продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня, 1-2 раза в неделю. Длительность цикла от 1 до 3 месяцев. Программа предполагает работу с группой из 6-10 человек.
Опорный источник:
Громова Т.В. «Страна эмоций»; Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми»; Мазепина Т.Б. «Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах» ; Панфилова М.А. «Игротерапия общения».
№ занятия | Содержание |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
13. (Диагности- ческое) |
|
Оценка результатов психокоррекционных занятий:
- Балл – У ребенка не сформирован навык, не получается выполнить задание, не понимает правил и требований.
- Балла – Ребенок не сразу включается в выполнение задания, понимает правила, старается выполнить задание.
- Балла – Умеет выполнить все задания. Все получается.
Программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми _______________группы
Цели программы:
Обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Задачи:
- Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе ,выразить свое настроение.
- Укреплять чувство единства
- Развивать групповую сплоченность
- Повышать уверенность в себе
- Развивать координацию движений и слуховое восприятие
- Развивать произвольность
- Формировать позитивное отношение к сверстникам
- Развивать тактильное восприятие.
Адресат :__________________________________________
__________________________________________________________
Содержание:
- Формирование чувства принадлежности к группе,чувства защищенности.
- Развитие навыков социального поведения
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности
- Формирование позитивного отношения к своему «Я».
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам.
Организация занятий: В группе может быть 10-15 человек. Частота занятий-1 раз в неделю. Количество занятий –8. Длительность-30-40 минут. По времени с сентября по октябрь.
Опорный источник:
В программе использованы материалы Крюковой С.В.
Тематический план занятий:
№ блока | Игры, упражнения, этюды |
1 | На что похожа фигура в центре зала?Упражнение с обручем «Определи свое место»Украшение своего «домика» «Волшебный клубочек» Ритуал прощания |
2 | Ритуал приветствия вокруг обруча с помощью рук. Упражнение «Передай жестом» Упражнение «Сделай из веревки лепесток к обручу и раскрась его» Ритуал прощания в центре круга «Почувствуй уход друга» |
3 | Игра «Эхо»Игра «Волшебный клубочек» Игровое упражнение «Солнечный зайчик» Игровое упражнение «паси птенца» Игра «Ладушки», «Сорока-ворона» Игра «Клубочек передай» |
4 | Игра «Эхо»Игра «Подружим пальчики» Игра «Волшебный мешочек» Игра «Воздушный шарик» Упражнение «Доброе животное» Упражнение «Зеркало» ,»Морщинки» Игра «Небо,земля,огонь, вода» Релаксация со свечкой |
5 | Игра «Паравозик с именем»Упражнение «Узнай по голосу» Упражнение «танец возле сливы» Упражнение «Мы охотимся на льва» Упражнение «Кто здесь лежит?» |
6 | Повторение занятия под № 4 |
7 | Песенка «Я очень рада…» Игра «Три мудреца» Упражнение «Солнечный зайчик»Сказка «Заяц –хваста» Драмматизация сказки «Заяц-хваста» детьми |
8 | Упражнение «Возьмемся за руки»Упражнение «Прикоснись к другу» Игра «Листопад» Упражнение «Передай гроздь винограда» Релаксация со свечой |
Источник