Центр компетенции развития ребенка

Центр развития современных компетенций детей как площадка для реализации предметной области «Технология». Опыт работы

Учитель технологии Грязнева С.А.

Все мы неоднократно слышали такие названия как «Кванториум», инновационный центр «Сколково» и «Сириус». И вот теперь и в нашем славном городе существует такой замечательный центр – Центр развития современных компетенций детей.

Ни для кого не секрет, что наука и техника прочно вошли в нашу жизнь. Сегодняшние школьники издалека отличают электронные книги от планшетов, в два счета переустанавливают операционные системы на компьютерах. Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала.

Одним из реализуемых проектов Центра развития современных компетенций детей является «Уроки технологии», направленный на обновление содержания и технологий преподавания школьного предмета «Технология» в соответствии с ФГОС.

МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска реализует часть образовательной программы основного общего образования – рабочую программу учебного предмета «Технология» с использованием в сетевой форме ресурсов Центра развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ по 3 модулям:

– «IT- технологии»,

– «Промышленный дизайн»,

– «Робототехника».

По модулю «IT-технологии» учащиеся, знакомясь с основами программирования, работают в среде Scratch, что помогает им быстрее и проще освоить настоящее программирование в текстовой среде. В рамках занятий развивается логическое мышление и способность создавать сайты, что сейчас весьма востребовано,  и делать их динамичными с помощью языка программирования Java Script.

Работа программистом или Web-разработчиком имеет творческую составляющую и дает большие перспективы для развития. Сегодня трудно представить себе отрасль, которая может работать независимо от IT. Сотрудники IT-индустрии имеют ряд преимуществ при трудоустройстве, таких как более высокая оплата труда и возможность работать дистанционно, также представителю сферы IT проще запустить свой проект, начав работать на себя.

Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни.

В условиях конкуренции потребитель становится все более разборчивым и требовательным к качеству услуг, сервиса, предметного мира и среды, окружающей его. Промышленность всегда реагирует на меняющиеся запросы потребителей. Поэтому, востребованность специалистов, способных обеспечить это качество будет постоянно расти. При проектировании предметной среды профессия промышленного дизайнера выходит на передний план.

Дизайнер должен быть специалистом во многих областях: разбираться в эстетике, эргономике, материалах, технологиях и конструировании, иметь пространственное мышление и воображение, быть немного психологом и экономистом, уметь анализировать и критически мыслить, понимать процесс пользования и проектирования предметов, процессов и среды. Всему этому дизайнер учиться многие годы и совершенствуется всю жизнь. Важнейшими навыками промышленного дизайнера являются дизайн-мышление, дизайн-анализ и способность создавать новое и востребованное. Поэтому вводный модуль «Промышленный дизайн» знакомит учащихся именно с этими навыками.

В рамках этого модуля учащиеся осваивают правила дизайнерского мышления, основы графики, теории и психологии цвета, что позволяет выработать навыки осуществления процесса проектирования. На уроках обучающиеся знакомятся с основами современного дизайна интегрирующем в себе лучшие принципы классических форм с современными достижениями науки и техники. На практических занятиях школьники учатся макетировать, работать в различных графических редакторах, комбинировать различные стили и в дальнейшем создавать Арт – объекты.

Модуль «Робототехника» – это изготовление роботов, которых программируют сами учащиеся. Реализация данного модуля является одним из механизмов формирования творческой личности, который дает навыки овладения начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкции и ее основные свойства.

Проект «Урок технологии» это интеграция дополнительного образования и инженерного творчества в школьную программу. Реализация этого проекта в Центре развития современных компетенций детей направлена на привлечение учащихся к исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности.

Все эти занятия несут в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки творческого мировоззрения, их познавательные, исследовательские интересы и способности, создаются условия для саморазвития детей. Формируемые знания имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью учащихся.

Когда мы впервые пришли в учебные классы, ребята были воодушевлены происходящим: что-то новое и пока не очень понятно, что это, у каждого свое рабочее место и свой собственный (пусть и на время занятий) ноутбук. Затем энтузиазма поубавилось: оказывается здесь можно не только играть, но еще и нужно думать, создавать что-то новое, анализировать… Но педагоги, знающие свой предмет, и умеющие работать с детьми, преподнесли «скучную» на их взгляд информацию так, что ребята стали понимать для чего они здесь, что они делают и для чего это нужно.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с овз в доу

За время посещения Центра развития современных компетенций детей учащиеся нашей школы приняли участие в конференции «Выдающиеся дизайнеры современности». Также в марте 2019 года в рамках 71-й Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «АПК XXI ВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ» на базе Центра развития современных компетенций детей была организована секция для учащихся общеобразовательных учреждений Тамбовской области. Юные исследователи представили свои проекты на самые разнообразные темы. Ученица 9 класса МБОУ «Гимназия» Шамрина Анастасия представила проект «Формирование художественно-графических умений и навыков у учащихся на уроках технологии». Для нее – это первые шаги в науку, первое погружение в исследовательскую деятельность.

В конце учебного года наши ребята презентовали проекты по направлениям «Промышленный дизайн», «IT-технологии» и «Робототехника». Практические занятия позволили учащимся познакомиться с современным оборудованием и всеми возможностями его использования.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача педагога дать ребенку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно, помочь ребенку построить научную картину мира.

Источник

Руководитель: Чмир Роман Александрович
Телефон: +7 (47545) 3-88-31, доб. 236 
Электронная почта: romanchmir3@mail.ru
Адрес: г. Мичуринск, Тамбовской обл., ул. Карла Маркса, д. 2, (Мичуринский ГАУ корп. 7)

Центр развития современных компетенций детей  – структурное подразделение Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, отвечающий за реализацию программ в сфере дополнительного образования детей по естественнонаучным, техническим и социально-педагогическим направлениям.

Центр реализует обучение по четырем направлениям: «Детский Университет» (обучающиеся 5- 9 классов), «Малая Академия» (обучающиеся 10-11 классов), «Уроки технологии», курсы повышение квалификации «Педагог К – 21».  Так же на базе Центра ведется активная работа с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями.     

Современное оборудование Центра, удобная инфраструктура, тесная взаимосвязь с ведущими лабораториями университета и его лучшими научными и педагогическими кадрами способствует привлечению большого количества обучающихся по реализуемым 12 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим экспериментальным программам по приоритетным направлениям науки.

Занятия в Центре – это не уроки, в классическом понимании этого слова, это научный поиск, творчество, дискуссия, проект, призванный учить, развивать и находить искомое, смело смотреть в будущее. Занятия проходят не только в учебном корпусе с современным оборудованием, но и в лабораториях, а также научных центрах университета. В процессе усвоения каждой образовательной программы в рамках сетевого взаимодействия происходит сотрудничество с учебными, творческими, научными и деловыми центрами города.


Основные направления работы центра развития современных компетенций детей

  1. Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим экспериментальным программам направления «Детский Университет» и «Малая Академия»;

  2. Реализация на базе Центра курсов повышения квалификации для студентов старших курсов, педагогов и учителей различных учебных заведений;

  3. Проведение уроков «Технология» при сетевом взаимодействии со школами г. Мичуринска; 

  4. Создание и реализация новых образовательных программ, учитывающих не только современные требования к уровню дополнительного образования, но и последние достижения в науке и технике;

  5. Участие обучающихся в олимпиадах и конференциях различного уровня (школьных, межшкольных, внутривузовских, межвузовских, региональных, всероссийский, международных), семинаров, совещаний, «круглых столов», тренингов, мастер-классов и иных видов теоретического и научно-практического обмена опытом;

  6. Создание образовательно-информационной базы для обучающихся по различным направлениям;

  7. Мониторинг эффективности реализуемых программ дополнительного образования;

  8. Практическое ознакомление школьников и молодежи с современным высокотехнологическим инженерным и естественнонаучным оборудованием в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ;

  9. Участие в программе JuniorSkills;

  10. Профориетационная работа;

  11. Работа с одаренными детьми, в том числе и в рамках программы «Большие вызовы»;

  12. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  13. Организация массовых научных и культурных мероприятий в городе с привлечением большого количества участников и партнеров.    


Перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих экспериментальных программ, реализуемых Центром развития современных компетенций детей.

Образовательная программа «IT»

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ознакомительного уровня «IT» – техническая. Программа данной направленности ориентирована на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Программа состоит из пяти направлений, связанных с приобретением знаний, навыков и умений в профессиях программиста, Web-дизайнера, front-end, back-end и full-stack разработчиков. Проблема профессионального выбора на сегодняшний день остро стоит перед выпускниками образовательных учреждений. Данная программа позволит слушателям разобраться в мире профессий, наиболее востребованных и перспективных в 21 веке, освоить азы предпрофессиональной подготовки.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя следующие модули:

  • 1 модуль (11-12 лет): «Цифровая эволюция»;

  • 2 модуль (12-13 лет): «Мир IT-технологий»;

  • 3 модуль (13-14 лет): «Основы программирования C#»;

  • 4 модуль (14-15 лет): «Frontend-разработка»;

  • 5 модуль (15-16 лет): «Backend-разработка».

Читайте также:  Современные системы раннего развития ребенка

Программа предназначена для детей 11-16 лет и рассчитана на 5 лет обучения с общим количеством учебных часов – 720. Первый год обучения (учащиеся 11-12 лет) включает учебных 144 часа, второй год обучения (учащиеся 12-13 лет) – 144 часа, третий год обучения (учащиеся 13-14 лет) – 144 часа, четвертый год обучения (учащиеся 14-15 лет) – 144 часа, пятый год обучения (учащиеся 15-16 лет) – 144 часа.

Образовательная программа «Университет лидерства».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа «Детский университет лидерства» имеет социально-педагогическую направленность. За время обучения учащиеся должны научиться быть свободными в социальном пространстве, ответственно управлять своей жизнью, уметь грамотно планировать и четко структурировать выступление, снимать личное волнение перед выступлением, налаживать психологический контакт с аудиторией, использовать различные методы подачи материала, убеждать аудиторию и достигать прогнозируемых результатов от выступления.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя следующие модули:

  • 1 модуль (10-11 лет): «Тайм-менеджмент»;

  • 2 модуль (11-12 лет): «Основы психологии»;

  • 3 модуль (12-13 лет): «Практическая психология»;

  • 4 модуль (13-15 лет): «Университет лидерства».

Объем и срок освоения программы – программа углубленного уровня рассчитана на пять лет обучения с общим количеством учебных часов –720 часов. Первый год обучения (учащиеся 10-11 лет) включает учебных 144 часа, второй год обучения (учащиеся 11-12 лет) – 144 часа, третий год обучения (учащихся 12 -13 лет) – 144 часа, четвертый год обучения (учащихся 13 – 14 лет) – 144 часа, пятый год обучения (учащиеся 14 – 15 лет) – 144 часа.


Образовательная программа «Детский университет экономики»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа «Детский университет экономики» имеет социально-педагогическую направленность.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя следующие модули:

  • 1 модуль (10-11 лет): «Юный финансист»;

  • 2 модуль (11-12 лет): «Экономика домашнего хозяйства»;

  • 3 модуль (12-13 лет): «Финансовая система мира»;

  • 4 модуль (13-14 лет): «Основы предпринимательства»;

  • 5 модуль (14-15 лет): «Инновационная экономика».

Объем и срок освоения программы – программа углубленного уровня рассчитана на пять лет обучения с общим количеством учебных часов –720 часов. Первый год обучения (учащиеся 10-11 лет) включает учебных 144 часа, второй год обучения (учащиеся 11-12 лет) – 144 часа, третий год обучения (учащихся 12 -13 лет) – 144 часа, четвертый год обучения (учащихся 13 – 14 лет) – 144 часа, пятый год обучения (учащиеся 14 – 15 лет) – 144 часа.

Образовательная программа «Биология и здоровье человека»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа «Биология и здоровье человека» имеет социально-педагогическую направленность и состоит из двух направлений, связанных с приобретением знаний, навыков и умений в профессии учителя биологии, медицинского работника. Данная программа позволит слушателям разобраться в мире профессий, наиболее востребованных в регионе, освоить азы предпрофессиональной подготовки.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя следующие модули:

  • 1 модуль (11-12 лет): «Лабиринт познания»;

  • 2 модуль (13-15 лет): «Биологическая экспертиза».

Объем и срок освоения программы – программа углубленного уровня рассчитана на два года обучения с общим количеством учебных часов –288 часов. Первый год обучения (учащиеся 11-12 лет) включает учебных 144 часа, второй год обучения (учащиеся 12-15 лет) – 144 часа.


Образовательная программа «Коммуникативный английский Линия 1»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа «Английский язык» имеет социально-педагогическую направленность и состоит из двух направлений, связанных с приобретением знаний, навыков и умений в профессии педагога английского языка, переводчика, специалиста в сфере международных отношений, дипломата. Данная программа позволит слушателям разобраться в мире профессий, наиболее востребованных в современном мире, освоить азы предпрофессиональной подготовки.

Цель – обучение основам речевого этикета в устной и письменной формах на базе наиболее употребительных фраз, идиоматических выражений; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения речевого этикета; формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию. Объем программы – 144 часа.


Образовательная программа «Биология 21 века»

Программа «Биология 21 века» имеет естественнонаучную направленность. Достижения последних лет в области биологии, биотехнологии, микробиологии, био- и генной инженерии недостаточно освещены в современных учебниках биологии, в связи с чем, обучающиеся не в полной мере владеют знаниями и умениями в этой области науки. Данная программа позволит слушателям разобраться в мире высокотехнологичных и востребованных профессий, связанных с микробиологией, биотехнологией, био- и генной инженерии, освоить инновационные методики в работе по данному направлению.

Программа направлена на:

  • изучение вопросов, связанных с микробиологией, биотехнологией, био- и генной инженерией;

  • умение работать с современным оборудованием;

  • развитие и поддержку детей, проявивших интерес к социально-педагогическим и экономическим профессиям;

  • изучение инновационных методик, применяемых в био- и генной инженерии для создания организмов с заданными качествами;

  • формирование умения и навыков в работе с питательными средами и выращиванием безвирусных организмов; 

  • развитие креативного мышления, умение работать в команде, выполнять и презентовать научные проекты.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 месяца жизни

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя следующие модули:

  • 1 модуль (15-16 лет): «Микробиология, биотехнология и основы генной инженерии»;

  • 2 модуль (16-17 лет): «Био- и генная инженерия».

Программа углубленного уровня рассчитана на два года обучения с общим количеством учебных часов – 288 часов. Первый год обучения (учащиеся 15-16 лет) включает учебных 144 часов, второй год обучения (учащиеся 16-17 лет) – 144 часа.

Образовательная программа «Основы банковского дела и налогового законодательства»

Программа «Основы банковского дела и налогового законодательства» дает возможность не только получить основы финансовых знаний, но и понимать, как те или иные финансовые процессы влияют на жизнь.

Программа «Основы банковского дела и налогового законодательства» рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 144 часов.

Режим занятий: 16 часов в месяц, 144 часов в год.


Образовательная программа «Юный педагог»

Дополнительная общеразвивающая экспериментальная программа «Юный педагог» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа «Юный педагог» призвана ввести школьников, имеющих данные к деятельности «человек-человек» и желающих посвятить себя педагогической профессии и подготовить их к социальной роли учителя, воспитателя, психолога. Труд людей этих профессий направлен на формирование Человека, как основной духовной ценности.

Программа «Юный педагог» рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 144.

Образовательная программа «Робототехника»

Образовательная робототехника – сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная со среднего школьного возраста. Она позволяет обнаруживать и развивать навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и других.

Дополнительная общеразвивающая экспериментальная программа «Робототехника» имеет техническую направленность.

Программа реализует технологический профиль.

Программа предназначена для детей 14-17 лет и рассчитана на 1 год обучения (144 часа, 4 часа в неделю).

Образовательная программа «Промышленный дизайн»

В программу учебного курса заложена работа над проектами, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли концептуалиста, стилиста, конструктора, дизайн-менеджера. В процессе разработки проекта обучающиеся коллективно обсуждают идеи решения поставленной задачи, далее осуществляют концептуальную проработку, эскизирование, макетирование, трехмерное моделирование, визуализацию, конструирование, прототипирование, испытание полученной модели, оценку работоспособности созданной модели. В процессе обучения производится акцент на составление технических навыков, а также на навыки устной и письменной коммуникации и командной работы.

Программа предназначена для детей 14 – 17 лет и рассчитана на 1 год обучения (144 часа).

Образовательная программа «Цифровая революция»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цифровая революция» имеет информационно-техническую направленность и состоит из двух направлений, связанных с приобретением знаний навыков и умений в профессиях инженера, схемотехника, программиста микроконтроллеров.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как применение робототехники на базе микропроцессоров Ардуино, различных электронных компонентов (датчиков и модулей расширения) и 3D моделирования в учебном процессе формирует инженерный подход к решению задач, дает возможность развития творческого мышления у детей, привлекает школьников к исследованиям в межпредметных областях.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя следующие модули:

  • 1 модуль (15-16 лет): «Основы 3D моделирования»;

  • 2 модуль (16-17 лет): «Arduino – программирование».

Программа углубленного уровня рассчитана на два года обучения с общим количеством учебных часов – 288 часов. Первый год обучения (учащиеся 15-16 лет) включает учебных 144 часов, второй год обучения (учащиеся 16-17 лет) – 144 часа.

Образовательная программа «Коммуникативный английский Линия 2»

Цель программы – повышение уровня гуманитарного образования школьников, способствование формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Английский язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание средствами учебного предмета.

Программа углубленного уровня рассчитана на один год обучения. Продолжительность программы – 144 часа.

Источник