Целостное развитие ребенка как личности

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Наша профессия – «воспитатель», мне кажется, это самая интересная, увлекательная, хотя и иногда неблагодарная работа в мире. Потому что, приходя каждый день на работу, мы вместе с детьми окунаемся в забытый мир детства, сами превращаемся в детей и начинаем познавать мир заново, глазами наших воспитанников. Принимая в группу детей, мы знакомимся с маленькой личностью,  в ней уже есть и свое мнение, свои взгляды, убеждения и свои интересы.

Личность это-человек, и в ней воплощается все то, что заложено природой и все то, что мы приобретаем в процессе жизни. В каждом ребенке уже заложены познавательные интересы, эмоциональные интересы, потребности, какие то переживания, суждения, поступки и действия. Сразу возникает от сюда вопрос, а можем ли мы , воспитатели, как то воздействовать на процесс формирования личности, который осуществляется во многом независимо от нас? Формирование личности – это сложный процесс, в него входит и анатомо-физиологические, психические, социальные условия, фактор наследственности. Это отношение к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. На формирование личности влияют  – воспитание, социальная среда и наследственные задатки, и они начинают  играть существенную роль в жизни. Дети наследуют от родителей анатомическое строение, обмен веществ, тип нервной системы и т.д.

Читайте также:  Воспитание ребенка с отклонениями в развитии носит

 У каждого ребенка есть приспособленность к определенному виду деятельности, чем к другой. Например, у меня в группе был мальчик, который очень любил рисовать. Когда с детьми мы рисовали, то он прорисовывал такие детали, которые многие дети не видели. Если мы рисовали какой то предмет, то он обязательно добавлял к нему еще ряд предметов, которые относились бы к этому предмету. Рисовал все очень аккуратно, прорисовывал все до мельчайших подробностей. Об этих способностях мы говорили маме, и она по его согласию отдала его в художественную школу, где в дальнейшем его работы на выставках занимали высокие места. Этих способностей в роду ни у кого не было, мама с трудом рисовала в школе. Зато он не любил математику, развитие речи. На этих занятиях ему было совсем не интересно. Но нашей задачей в детском саду является – всестороннее развитие личности по всем образовательным областям – познавательное развитие, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и т.д.

Развитие личности ребенка идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, познавательной, предметной, учебно-воспитательной, трудовой, спортивной, художественной и других видов деятельности, на основе общения со сверстниками, с взрослыми людьми ребенок постепенно переходит к самостоятельной деятельности, к творческой активности, самовоспитанию. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, и на этой основе у детей начинают формироваться разнообразные способности и свойства личности. На каждом уровне своего развития ребенок занимает определенное место в системе доступных ему общественных отношений, начинает выполнять определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, нормами поведения ребенок формируется как личность. Через отношения со сверстниками, со взрослыми ребенок начинает становиться личностью.

Я хочу привести пример, как я представляю себе целостный подход к формированию личности ребенка на примере рисования. Например, мы с детьми учимся рисовать дерево. Мы перед этим проводим с детьми ряд бесед – о деревьях ( какие бывают деревья, о разнообразии стволов, цвета, размера и формы листьев и т.д.). Где могут расти деревья, кто за ними ухаживает, какие плоды дают деревья, что надо для их роста. Мы уже в этот момент развиваем в детях познавательную активность, любознательность, дети получают определенные знания о природе, развиваем речь, память. Если мы рассказываем об уходе за ними, как ухаживают люди за ними весной (белим деревья), зимой на прогулке обсыпаем корни деревьев и т.д. Во время прогулок говорим, что нельзя ломать веточки, рвать листочки. В этот момент мы стараемся рассказать детям  о бережном отношении ко всему живому, к чувству прекрасному (когда рассматриваем иллюстрации художников, как они изображают красоту деревьев), привлекаем детей к охране деревьев, растений, т.е. создаем широкие возможности для активного общения с природой, которое оказывает всестороннее воздействие на развитие детей. Во время рисования мы учим детей сидеть правильно, держать карандаш, правильному нажиму и т.д. Отводится определенное время для занятия , что мало того является хорошей подготовкой к школе, и к тому же к ответственности, усидчивости, к правилам поведения, установленным нормам.

Рисуем березу и ель – дети сравнивают, обобщают,  систематизируют, мы можем посчитать сколько деревьев уместилось на листе альбомном – математические способности. мышление. Во время рисования дети помогают друг другу, могут посоветовать, предложить краску, если у соседа по парте она закончилась, поделиться цветными карандашами – все это развивает в детях сопереживание, чувство доброты, оказание помощи. Так же мы читаем детям ряд произведений художественных о природе, деревьях, стихотворения о деревьях зимой, например С.Есенина, обсуждаем с детьми , как автор описывает красоту природы, «образы березок, что сначала стояли они голые, с черными ветками, а потом снег, мороз соткали для них волшебный зимний наряд». Этим самым мы воспитываем в детях художественный вкус, виденье прекрасного, любовь к художественной литературе, к искусству. В подготовительной группе мы подводим итог работы. Рассматриваем работы друг друга, обсуждаем. Что получилось, у кого лучше, кому надо еще потренироваться – это тоже в будущем  детям пригодится, потому что не всегда в жизни получается все то что мы задумываем. Если мы начали рисовать, то обязательно должны закончить начатое дело, подождать остальных, убираем свое рабочее место. Это воспитывает в детях чувство ответственности, усидчивости, умение сосредотачиваться, а так же воспитывает в детях желание трудиться, помогать друг другу. Может я не права, но мне кажется, что все, что перечислено, в целом помогает в детях формировать личность .А целостный подход и заключается в том, что мы в детях воспитываем не одно какое то качество , мы воспитываем или начинаем воспитывать в детях все то из чего формируется личность – это отношение к близким, родным, к окружающему миру, адаптируем к условиям жизни, жизни в социуме, в обществе, в потребностях в общении, принятии норм  и правилам жизни, к образу поведения, даем им определенные умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни, отношение к труду, выражении своих мыслей и т.д. Потому что личность соединяет в себе познавательные интересы, эмоциональные, волевые процессы, потребности и т.д., и зависит она от сложившихся условий жизни и воспитания в семье , а так же от того как мы , воспитатели построим свой процесс воспитания и обучения. Но так же большую роль в формировании личности играет семья. И, мне кажется, она должна играть самую важную роль. Именно в семье у детей формируется основные черты характера, его привычки. И каким будет ребенок, зависит от отношений в семье между ее членами. Не бывает семей без проблем, без трудностей, сейчас практически все семьи неполные, бывают родители «выходного дня». И поэтому, чтобы вырастить полноценную личность в ребенке мы должны действовать как союзники (воспитатели и родители).В семье дети начинают уважать старших, заботится о больных, оказывать посильную помощь близким. В общении с родителями у детей формируются чувство долга, взаимопомощи.

Читайте также:  Развитие 7ми месячного ребенка

Участниками воспитательного процесса являются – дети, воспитатели и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Мы постоянно проводим родительские собрания. На этих собраниях мы затрагиваем самые интересные темы для родителей. Часто собрания проходят в виде круглых столов. Важно представлять коллектив как единое целое, как большое целое, как большую семью. Собрания помогают узнать  больше детей, общаясь с родителями, увидеть детей в разных ситуациях, то есть вся информация поможет нам воспитателям понять больше индивидуальные особенности детей, развивать способности детей. Все эти встречи, консультации очень важны, взаимное доверие, воспитатель советует, размышляем вместе с родителем, как поступить в той или иной ситуации, договариваемся о совместных действиях.

Поэтому, я считаю, что в формировании личности детей важную роль играет и  семья. И если мы вместе с родителями будем работать рука об руку, то вместе мы вырастим детей, которыми мы будем гордиться в будущем.

Автор: 
Сидорко В.Ю.

Источник

Формирование личности у детей — это длительный и сложный процесс, направленный на саморазвитие, социализацию в обществе, становление и укрепление характера, воспитание волевых качеств и морально-этических норм поведения. Ведущую роль в развитии маленького человека играет его семья, которая является образцом поведения и служит индикатором оценки собственных действий.

Формирование аспектов личности не является процессом врожденным и самопроизвольным, а происходит вследствие социального воздействия. При этом малыш начинает постепенно осознавать свое место в окружающем мире, развивать мышление, обдумывать мотивацию своих поступков.

Основные критерии того, что ребенок воспринимает себя личностью:

– Малыш приобретает навыки самоконтроля.

– Полноценно и осознанно употребляет личные местоимения.

– Может охарактеризовать вещи с позиции «плохой — хороший», способен сделать осмысленный выбор в пользу «хорошего».

– Способен рассказать о своих ощущениях, переживаниях, страхах, оценить свое физическое состояние и внешний вид.

Первое представление о собственном «Я» появляется у ребенка по достижении им двухлетнего возраста, когда возникает потребность в самостоятельности, стремлении отстаивать свои интересы. Уже к пяти годам дети полностью воспринимают себя как личность — с индивидуальными особенностями и спецификой взаимоотношений с окружающим миром.

Семья является основополагающим фактором формирования полноценной личности. Так как ребенок не имеет собственного понятия о нормах поведения и социального взаимодействия, то эталоном для него служат родители и ближайшие родственники. Чем взрослее становится ребенок, тем более явно проявляются у него поведенческие мотивы и черты характера, схожие с родительскими. Семья выступает в роли посредника между малышом и окружающим социумом, передавая ему жизненный опыт, понятие о нравственных и духовных ценностях. Дети формируют собственное мировосприятие через призму наблюдаемых у родителей стереотипов мышления и поступков, проявлений их темперамента.

Читайте также:  Центр развития ребенка запорожье шевченковский район

На втором месте после семьи выступает влияние детских дошкольных учреждений и товарищеской среды малыша. Посредством общения ребенок перенимает уникальный индивидуальный опыт от воспитателей, педагогов, тренеров, сверстников, обогащая и развивая тем самым свои личные знания, умения, интеллектуальные способности. По мере взросления малыш развивает навыки взаимопонимания, то есть, он не только выражает свои желания, но и учитывает потребности окружающих. На данном этапе у ребенка формируются образы социального поведения (дружба, уважение, взаимовыручка).

Активность детей, любознательность, стремление к общению, реализуемые в различных видах деятельности (совместные творческие, спортивные и культурные мероприятия), являются базисом для наработки и развития социально-психологических качеств. При взаимодействии и сравнении себя с другими, малыши приобретают индивидуальные личностные особенности. В более старшем возрасте школьники уже формируют и прорабатывают ситуации, схожие со «взрослым» миром либо противопоставляют себя этим условиям.

Итак, важнейшими факторами, обеспечивающими гармоничное воспитание полноценной личности являются: искренняя любовь к ребенку, уважение и внимание к его интересам и проблемам, последовательность в воспитательном процессе, адекватные требования, положительный пример родителей и близкого окружения.

Гармоничное общение со сверстниками и педагогами дает отличный потенциал для становления нравственности ребенка, чему способствует авторитет воспитателя и стремление к подражанию.

Источник

Овсенев Р.Р.

Формирование целостной личности ребёнка

        В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.

        Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.

        Конечно, в рамках одного класса и за счёт работы одного педагога сделать это невозможно, необходима единая воспитательная система учебного заведения, где учитель, классный руководитель являются неотъемлемыми её элементами. В гимназии такая система есть. Так средняя школа является правопреемницей начальной, развивая и совершенствуя в личности всё то положительное, что было заложено в первые годы обучения.

        В своей работе я стараюсь сочетать воспитательные методы классного руководителя и учителя-предметника. Говоря о познавательной сфере личности, мною ведётся работа по вовлечению ребят участвовать в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах. Зачастую приходится убеждать, опираясь на значимость данного участия для самого учащегося. Результат даёт о себе знать. Успешность ученика толкает его продолжение подобной деятельности, мотивирует. Походы в театры, экскурсии так же формируют потребности в расширении собственных знаний, поэтому обсуждение увиденного должно, на мой взгляд, стать традицией на классных часах. То есть, проявляется система урок – внеурочная деятельность – классный час.

        Бесспорно, очень остро сегодня стоит проблема нравственности. И здесь необходимо стремиться следовать принципам государственной политики: формирование правового сознания (начиная со знания Устава гимназии, до собственных прав и законов государства) и воспитания толерантности. Значительную роль в этом оказывают уроки обществознания и тематические классные часы, например по правам ребёнка, проведённый социальным педагогом Кожевниковой А.А. (воспринят детьми очень позитивно)

        Толерантность – понятие, которое не сходит с экранов телевизоров, звучит по радио, прописано в печатных изданиях. Уважительное отношение к представителям других национальностей, умение слышать и слушать мнение других людей формируется в совместных беседах, диспутах, круглых столах. И здесь огромную роль играет патриотическое воспитание: понятия чести, преданности, мужества.

        Злободневно стоят вопросы межличностного отношения и ответственности человека перед самим собой и окружающими. И здесь так же необходимо вырабатывать определённые подходы к учащимся. В рамках новых ФГОСов, учащемуся необходимо больше предоставлять свободы деятельности. Учитель выступает как координатор, который направляет и корректирует деятельность ребят. При этом, необходимо подчёркивать важность совершаемых дел и поступков и ответственности за них. На мой взгляд, интересные, с практической точки зрения, советы по общению предлагает Ю.Б. Гиппенрейтер. Дружеское общение на позициях старшего товарища способствует развитию гармонично развитой личности.

        Подводя итог, необходимо отметить следующее: для формирования личности гимназиста среднего звена обучения необходимы единая система воспитания в учебном заведении, преемственность с начальной школой, поощрения на активную познавательную деятельность и грамотно построенная форма диалога с учащимися.

Источник