Целостная система воспитания и развития ребенка

Целостная система воспитания и развития ребенка thumbnail

ГЛАВА 2. ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Практически до начала XVII в. педагогика (в том числе и дошкольная) существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский естествоиспытатель и философ Френсис Бэкон. Он и ввел собственно термин «педагогика». Вслед за ним педагогику как самостоятельную науку признал выдающийся чешский ученый и философ Я. А. Коменский, изложив ее основные постулаты в трудах «Всеобщий совет», «Великая дидактика», а целостная система дошкольного образования и воспитания представлена в его книге «Материнская школа». В своих научных трудах он отразил цели и задачи, формы и методы воспитания и обучения. Среди них особенно важны следующие: цель воспитания – познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств.

Составные части воспитания:

– религиозное;

– нравственное;

– научное образование;

– осознание значимости единства общего и индивидуального, целого и частного в воспитании и развитии, а также социального воспитания;

– всестороннее развитие личности;

– изучение законов духовной жизни и соответствие им педагогических воздействий;

– единство обучения и воспитания;

– соблюдение принципа последовательности и постепенности, соответствия источников обучения возрасту ребенка;

– осознание единства трех источников познания: веры, чувства и разума.

По мере развития педагогической науки ее постулаты дополнялись идеями ученых и философов (Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, Песталоцци). Последователем идей Я. А. Коменского стал основоположник российской педагогики К. Д. Ушинский. Он отмечал важность трудового воспитания как ведущего фактора развития индивидуума, целью воспитания видел формирование творческой и активной личности, подготовку ребенка к умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. С его идеями перекликаются утверждения более поздних педагогов (Е. И. Ильина, В. Ф. Шаталова, С. И. Лысенкова), которые утверждают, что важнейшая задача педагогики состоит в том, чтобы привить ребенку позитивное отношение к труду, людям, творчеству.

Существенный вклад в развитие педагогической науки внесли такие видные российские ученые, как А. Н. Джуринский, И. П. Подласный, Ф. А. Фрадкин, В. В. Краевский. Современные педагоги определяют дошкольную педагогику как науку о взаимосвязи обучения, образования и воспитания, направленных на всестороннее развитие личности.

Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Предмет дошкольной педагогики – изучение процессов развития и формирования личности дошкольника. Объектом дошкольной педагогики является человек (ребенок-дошкольник), чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы, которые можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся исследовательские методы, позволяющие получить необходимые знания для постановки цели и решения намеченных задач. Ко второй группе относятся методы обучения и воспитания, дающие возможность управлять педагогическими процессами.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ помогают изучить и обобщить данные педагогической практики. К этим методам можно отнести беседы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, анализ специальной литературы, работ дошкольников.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ – наиболее общие способы достижения воспитательных задач. Их можно разбить на более простые подсистемы методов педагогического воздействия и воспитания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что важнейшими функциями дошкольной педагогики являются воспитание, обучение и образование. Каждая из них заслуживает детального рассмотрения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ

Каждая наука имеет свой предмет, т. е. изучает определенную область действительности. Для педагогики такой областью является воспитание. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Поэтому самое основное понятие педагогики – воспитание, все остальные понятия конкретизируют и расширяют его. Тем не менее однозначного общепринятого определения для понятия «воспитание» нет – оно многозначно.

Рассмотрим понятие «воспитание» в основных значениях: социальном и педагогическом.

Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены все усилия социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Подготовка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком смысле отождествляется с социализацией.

Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Оно может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т. д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.

Специфика воспитания как социального явления заключается в том, что оно возникло с момента становления человеческого общества. Воспитание – категория вечная и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.

Содержание и характер воспитания в разные исторические времена не остаются неизменными. Изменения происходят под влиянием экономических условий жизни общества, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, перед нами – явление историческое.

Воспитание – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Однако не все внешние воздействия оказывают положительное влияние на ребенка. Дело в том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, т. е. через особенности формирующейся психики личности. Одни воздействия ребенок воспринимает активно, другие – пассивно. Даже простое напоминание педагога о необходимости вымыть руки после прогулки вызывает у воспитанников свои чувства, действия, формы поведения (одни побегут с радостью, потому что любят воду или хотят заслужить похвалу педагога; другие сделают это по привычке; кто-то постарается уклониться от этой процедуры). Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение.

Читайте также:  Периоды эмбрионального развития ребенка

Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. В. А. Сухомлинский писал, что истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание» (Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. С. 49).

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т. д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто-то упал, испачкался и т. д.).

В работе с маленькими детьми важно стимулировать у них желание стать лучше, внушать, что это им по силам, радоваться малейшим успехам. Поступление в школу как бы высвечивает недостатки в поведении, и ребенок начинает их осознавать. Дети могут заниматься эпизодическим самовоспитанием: делать утром зарядку, чтобы быть сильными; тренироваться в штриховке для совершенствования навыков письма. Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.

Воспитание и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой стороны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействиям взрослых. В связи с этим стоит вспомнить слова Ш. А. Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя» (Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1988. С. 43).

Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пластичностью, изменчивостью свойств личности, способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать, передавать опыт других людей, т. е. способностью к развитию.

При определении содержания воспитательного процесса руководители и педагоги всех образовательных учреждений ориентируются на общечеловеческие ценности. Они ставят перед собой задачу пробудить у ребенка интерес как к глобальным проблемам человечества, так и к истории и культуре своего края, к своей школе и семье. В большинстве образовательных учреждений в качестве принципов выступают основополагающие идеи, или главные правила построения воспитательного взаимодействия. Взаимодействие учащихся с преподавателями должно строиться на основе принципов:

Конец ознакомительного фрагмента.

Источник

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский).

1. Стимулирующе-мотивационный – формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2. Целевой – цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. В Концепции дошкольного воспитания указана цель воспитания дошкольников – всестороннее гармоничное развитие ребенка, охрана и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности.

3. Содержательный – объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации. Содержание дошкольного воспитания составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание. Содержание дошкольного воспитания регламентировано федеральными государственными требованиями.

4. Операционально-деятельностный – комплекс форм, методов, организационно-педагогических условий и средств воспитания.

5. Контрольно-регулировочный – контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.

6. Оценочно-результативный – диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Форма воспитания – внешнее выражение воспитательного процесса. Формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые. Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов воспитания, которые осуществляются с помощью различных средств.

Методы в оспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Классификация м етодов воспитания дошкольников в ДОУ (по Ю. К. Бабанскому).

Методы формирования сознания личности1.Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы; анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях. 2.Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций; пример поведения; рассматривание слайдов, иллюстраций с воспитательным содержанием; театрализация.

53

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения1.Приучение. 2.Упражнение. 3.Воспитывающие с итуации, в основе которых лежит борьба нормы и внутренних побуждений ребенка. 4.Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций.
Методы стимулирования деятельности и поведения1.Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие, вручение наград, медалек). 2.Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий). 3.Создание для ребенкаситуации успеха. 4.Соревновательныеметоды.
Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса1. Н аблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка. 2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. 3. Беседы с детьми и родителями. 4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей. 5. Обыгрываниепроблемных жизненных с итуаций. 6. Социометрия. 7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, способностей, умений.

Средства воспитания – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания (Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова):

1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь.

3. Явления и объекты окружающего мира – явления природы, растительный и животный мир.

Ведущие принципы воспитания: ориентация на развитую личность ребенка; воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня; единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов; опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями; гуманизация воспитательного процесса; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка; соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей; принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.

54

ТЕМА 9.



Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОО

2 слайд

Описание слайда:

Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста Воспитание – одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса. Цель воспитания в гуманистической педагогике – наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Результат воспитания – личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.

3 слайд

Описание слайда:

Как общественное явление воспитание направлено на передачу накопленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. Воспитательный процесс – это целенаправленное взаимодействие педагогов и детей, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Структура воспитательного процесса – взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов. Центр воспитательного процесса – развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их сотрудничестве и взаимном уважении. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства. Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста

4 слайд

Описание слайда:

Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи: – самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности; – развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.; – амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей (максимальное обогащение личностного развития на основе развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми); – определяющая роль деятельности в воспитании (воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры); – развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции; – обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов; – непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста.

5 слайд

Описание слайда:

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Цель воспитания – ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентации, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре. Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (это касается как ценностных ориентаций, так и средств познания, деятельности, общения.) Обеспечить базис личностной культуры – значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении. Воспитание дошкольников имеет свои особенности: -определяющая роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; -необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; -неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; -необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

7 слайд

Описание слайда:

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Педагогическая позиция воспитателя постоянно меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка: – позиция прямой передачи опыта «Делай, как я», – позиция партнерства «Давай сделаем это вместе», – позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается», – позиция выбора творческого решения «Кто придумает интереснее?»

8 слайд

Описание слайда:

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий: – личностно – ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; – предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; – создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности: – коммуникативная, – трудовая, – познавательно-исследовательская, – продуктивная, – музыкально-художественная, – конструктивная; – двигательная. при ведущей роли игры.

9 слайд

Описание слайда:

В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Совместная деятельность взрослых и детей – деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных форм контактов со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества.

10 слайд

Описание слайда:

Субъектная позиция – личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Особую роль в воспитании дошкольников играет общение. Эмоциональное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с воспитателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми. Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя.

11 слайд

Описание слайда:

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом: – он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и интерес к воспитателю; -охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем; -проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем; -охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем. Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач осуществляется правильно.

12 слайд

Описание слайда:

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья. Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения. Содержание воспитания связано с образовательными областями современного дошкольного образования: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое социально-коммуникативное развитие детей.

13 слайд

Описание слайда:

Детский коллектив – это очень важная для личностного развития дошкольников социокультурная среда. Общество сверстников, в котором ребенок общается «на равных», побуждает дошкольников проявлять инициативу, самостоятельность, саморегуляцию своих действий и поступков, добиваться взаимопонимания, регулировать взаимоотношения на основе общих правил.

14 слайд

Описание слайда:

Принципы воспитания Принципы воспитания – это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства. Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя (Н. Ф. Голованова). Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесс. Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе Принцип создания перспектив движения к новым целям. Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников. Принцип гуманизации воспитания. Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников.

15 слайд

Описание слайда:

Методы воспитания Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.

16 слайд

Описание слайда:

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников. Приучение Упражнение в положительном поведении и поступках Воспитывающие (воспитательные) ситуации Игровые методы воспитания Выделяют несколько групп методов воспитания:

17 слайд

Описание слайда:

2. Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности. рассказ воспитателя на моральную тему этические беседы обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций(в детском саду, семье, городе, стране). разъяснение нравственных норм и требований чтение художественной литературы

18 слайд

Описание слайда:

3.Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей ( побуждение детей к социально – одобряемому поведению). Наказание метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Поощрение -выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников Цель – вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально- ценностным действиям и поступкам. Методика поощрения рекомендует одобрять НЕ только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Формы наказания дошкольников : замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определенных прав или развлечений. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребенка и открывает ему путь исправления и улучшения поведения. Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но НЕ о его личности.

19 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-306552

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник