Цели задачи развития ребенка раннего возраста
Ирина Полянская
Основные задачи в работе с детьми раннего возраста
В эзотерике считается, что существует несколько миров. Один из них – наш трехмерный мир, в котором живем мы с вами. Наш мир устроен совершенно как самая важная школа. И существует очередь из душ, которые хотят воплотиться в этом мире и осуществить человеческую миссию. Души, желающие обрести плоть, выбирают себе родителей, место, где родиться и в каком виде родиться. Душа знает, для чего она хочет воплотиться в этом мире. Бывают души, которые хотят появиться на короткий срок или родиться инвалидом, чтобы повлиять на своих родителей или испытать процесс рождения, улучшить других, осознать смысл жизни и так далее. И поэтому, полезно иметь в виду, что душа никогда не появляется на свет, если сама того не хочет и не умирает, если сама того не хочет.
А теперь уйдем из эзотерики в научные данные.В европейской и восточной культуре существуют различия в понимании начала психической жизни: в европейской культуре считается, что психическая жизнь появилась с момента рождения человека, в восточной культуре с момента зачатия. В действительности психическая жизнь начинается с 4 месяца беременности. В 4 месяца ребенок начинает шевелиться. Сеченов говорил, что конечным звеном всякого психического акта является движение. Отголоском всякого психического переживания является движение. На 4 месяце последовательно включаются все анализаторы. Первым включается слуховой анализатор и активно работает, кстати, он последним выключается. Когда у человека отключается сердце, останавливается дыхание, еще несколько секунд, он способен слышать. Поскольку ребенок рождается с хорошо развитым слухом, он очень чувствителен к резким, негармоничным звукам. Такой звук действует не только на слуховой анализатор, а на мозг, который включает биохимические процессы организма, которые в свою очередь действуют на вегето-сосудистую систему. Включаются защитные механизмы, и ребенок сначала проявляет раздражение, возбуждение, утомление и засыпает. Подобная перестимуляция разрушает сосудистую систему человека, что в зрелом возрасти грозит ранними инсультами. Поэтому среда, в которой живет младенец и ребенок раннего возраста должна быть чистой. Но психика человека питается ощущениями, как организм питается пищей. Психике нужно чтобы было на что смотреть, слушать, чувствовать и это менялось. Иначе возникают сложные психические нарушения, которые могут стать необратимыми. Исследования показывают, что дети очень любят музыку и музыкальные предпочтения младенцев похожи на предпочтения животных. Животные, слушающие классическую музыку,лучше себя ведут: коровы дают больше молоко, свиньи не едят своих поросят. Любимая музыка животных – классика, из классики предпочитают Баха и Моцарта.
Хотя слух ребенка к моменту рождения хорошо развит, он точно чувствует ритм, но не понимает значения слов. В советское время огромное значение имело радио и телевещание. Выбирался медленный ритм и очень четкая, правильно поставленная речь. Правительство делало ставку на рабочих и крестьян, то есть на неграмотных людей. Так как известно, что чем менее психически развит человек, тем хуже воспринимается быстрая речь. Темп говорения должен соответствовать темпу перевода на язык психических образов. У ребенка способность мыслить и воспринимать информацию в виде образов находится на стадии формирования. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, мы должны всегда помнить, что наша речь должна быть медленной и четкой.
Также с 4 месяца беременности глазки ребенка уже видят. Рождаясь, он уже предпочитает смотреть на мамино лицо и вообще на лицо человека. Поэтому младенцу полезно показывать изображения лица человека. Все, что с младенцем происходит на 1 году жизни обобщается им, и записывается на двигательном уровне. К 1 году формируется базовая коммуникативная программа, которая и проявляется всю жизнь. На формирование общения существенную роль оказывает процесс кормления. В 40 – 50 годах в Америке активно пропагандировалось искусственное вскармливание. Вследствие такой пропаганды появилось поколение эмоционально тупых людей, испытывающих сложности в налаживании и поддержании социальных контактов. Изучив ситуацию, психологи пришли к выводу, что кормление – тончайшая форма общения.Во время сосания младенец проявляет невербальные формы общения: делает паузы, смотрит в глаза матери, издает звуки, трогает мать или себя рукой.
Начало любых диалогов формируется в первые месяцы жизни. Таким образом, 1 году у ребенка вырабатывается базовая коммуникативная программа.В психологии такие программы условно разделили на типы: А, В, С.
• Ребенок с программой А не знает, что такое хороший контакт с близким взрослым. Ему трудно общаться с близкими людьми на коротком расстоянии. Он надеется только на себя. Ему сложно строить отношения. Он предпочитает одиночество. Матери не терпеливы по отношению к своим детям и нечувствительны к их потребностям. Такие матери часто не могут сдерживать своих отрицательных эмоций по отношению к детям, что приводит к отдалению матери и ребенка. В конечном счете, матери просто перестают брать детей на руки, а дети в свою очередь, не стремятся к тесному телесному контакту с ними. Такие матери чаще бывают эгоцентричными. Они придерживаются авторитарного стиля воспитания, стараясь навязать ребенку свою систему требований. Эти матери не столько воспитывают, сколько перевоспитывают, часто пользуясь книжными рекомендациями. Родители отличаются чрезмерно внимательным и щепетильным отношением к детям. Дети оказываются не в состоянии воспринять подобную «избыточную» заботу. Данный тип привязанности формируется в условиях низкой активности матери в режимные моменты.
• Дети с программой С очень привязаны к близкому человеку, не могут отделить свои чувства от него. Они боятся быть отвергнутыми и не способны быть в одиночестве. Часто бывают мстительным. Не самостоятельны. В школьном возрасте некоторые дети уже откровенно используют обман, манипулируют родителями и сверстниками. Первые отличаются завышенной самооценкой, недостаточной самокритичностью.Они достаточно противоречивы в своем отношении к ребенку: повышенное внимание к нему сочетается с полным игнорированием его интересов. Люди с такой программой часто совершают криминальные действия.
• Дети с программой В знают, что такое хороший контакт с близким человеком. Могут и любят быть вместе с ним, но способны находиться в одиночестве, если это необходимо. Подобная привязанность формируется на высоком уровне активности младенца в ситуациях кормления и бодрствования, при умении матери поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать действия и вести диалог.
Из этого следует, что мама или близкий взрослый является основным проводником ребенка и помогает ему в формировании базового доверия к жизни. Она должна дать ему понять, что «Жизнь хороша, и жить хорошо. Плохо бывает, но мама всегда помогает и всегда все заканчивается хорошо».
Для формирования общения очень важно ребенка до 1 года много носить на руках. Таким образом, он быстрее развивается,так как получает огромный психотелесный опыт: он узнает как бьется сердце матери, когда она радуется, гневается, грустит, торопится, боится, как меняется ее голос, запах тела, движения. Находясь на руках матери, младенец считывает информацию всем телом. Тактильные ощущения помогают ребенку познать собственные границы. Такое познание очень важно, так как ребенок может легко слиться с другим человеком, но отделиться не может. Такой процесс можно наблюдать и у взрослого человека.Выделяют три типа:
• инфантильный
• взрослый
• эмоционально тупой – вообще не присоединяется к другому человеку.
Итак, какие задачи мы ставим при работе с детьми раннего возраста.
1. Организация среды, таким образом,чтобы были задействованы все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный, двигательный. Соблюдая при этом охранительный режим
2. Организация процесса кормления, как важной формы общения.
3. Выработка базового доверия к жизни.
4. Формирование привязанности.
Все о чем мы говорили раньше, характерно и для детей с умственной отсталостью. Эти дети развиваются по тем же законам, что и нормально развивающиеся дети. У них такие же потребности, но ограниченные возможности. И наша задача развитие тех индивидуальных возможностей, пусть даже и необычных, которые помогут им жить в обществе. Понятие умственной отсталости – органическое поражение головного мозга, стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности. Самое сильное нарушение наблюдается в мышлении. Умственная отсталость может быть без распада личности и в этом случае прогноз развития удовлетворительный, и с распадом, с текущими заболеваниями головного мозга, здесь прогноз неудовлетворительный.
Особенности
1. Наблюдается общее психическое недоразвитие.
2. Мышление тугоподвижно.
3. Резко страдают внимание и память.
4. По общему мнению, эмоциональная область нарушена меньше всего, дети хорошо различают отношение к себе окружающих. Им свойственно чувство стыда, обиды, смущения, сопереживания. Развитые у большинства детей страхи, как проявление инстинкта самосохранения. Следствие этих страхов – несамостоятельность, безынициативность, негативное отношение ко всему новому, немотивированное упрямство. Неустойчивое настроение.
Источник
Раннее развитие – это воспитание гения или общее развитие ребенка?
Сегодня дети развиваются гораздо быстрее, чем более старшие поколения. Малыши уже в 4 года разбираются с управлением телефона, умеют пользоваться компьютером. Школьные программы стали гораздо шире и сложнее, даже в конце 3-го класса дети пишут длинные рефераты.
Все это привело к тому, что современные родители пытаются научить своего ребенка как можно раньше писать, читать, рисовать, разговаривать на иностранном языке. Они боятся, что если вовремя не успеют обучить всему своего малыша, то тот будет отставать по сравнению со своими сверстниками. Таким образом, стало популярно такое понятие, как «раннее развитие».
Что такое раннее развитие?
Раннее развитие – это в первую очередь деятельность взрослых, которая направлена на обучение детей математике, чтению, игре на музыкальных инструментах и иностранным языкам в возрасте до трех лет.
Популярность раннего развития объясняется тем, что именно в таком возрасте малыш лучше всего «впитывает» информацию. Кроме того, на данном этапе у него формируются речевые навыки. Именно поэтому, чем человек моложе, тем легче ему выучить иностранный язык.
Цели и задачи раннего развития.
Прежде чем заняться ранним развитием своего малыша, родители задумываются о том, для чего им это нужно.
Самое ошибочная цель, которую и преследуют многие мамы и папы, – это желание сделать из своего ребенка гения. Они могут поступать по-разному, отдать ребенка исключительно на занятия по музыке, мечтая сделать из него известного музыканта, или же наоборот записать на всевозможные занятия, расписав все его свободное время, чтобы ребенок был специалистом во всех сферах. И тот, и другой вариант не принесут никакой пользы.
Дети не готовы к сложным урокам, лекциям и терпеливым занятиям. Они еще не умеют концентрироваться и быстро устают от монотонных занятий. В результате родители заставляют своего ребенка учиться, у него пропадает желание к занятиям, которые раньше приносили удовольствие. Обычно такие дети не достигают успехов и медленно учатся новому. Кроме того, они не ждут с нетерпением, когда наконец-то пойдут в школу, поскольку родители постоянно напоминают, что необходимо учиться, в противном случае ребенок ничего не добьется.
Кроме того, раннее развитие не гарантирует, что ребенок станет гением.
Так какова же на самом деле цель раннего развития?
Оно дает ребенку такое образование, чтобы он имел здоровое тело, развивал свой ум и моральные принципы. Малыша готовят к тому, чтобы он стал личностью, умел находить общий язык с коллективом и нашел цель в жизни.
Ребенок в возрасте 3-х лет, безусловно, не может знать о своем потенциале и уж тем более решить, кем станет в будущем. Раннее развитие детей многогранно, оно не ограничено изучением иностранного языка или математики, здесь есть место и танцам, и занятиям творчеством (рисованию, лепке из пластилина, созданию аппликаций и т.д.). Ребенок в игровой форме изучает окружающий мир, он узнает о своих способностях и постепенно выбирает занятия по душе.
Малыша учат логически мыслить, находить взаимосвязи между предметами. Кроме того, у детей, которые ходят на занятия по раннему развитию, быстрее развивается речь, умение концентрироваться и абстрактное мышление.
Чтобы занятия были максимально эффективны, нельзя перегружать ребенка. Все должно проходить строго в игровой форме, это позволит сохранить интерес у ребенка, поддержать хорошее настроение, и он дольше не будет уставать.
Нельзя торопить малыша, каждый ребенок уникален и развивается с разной скоростью, кому-то легче дается математика, кому-то иностранный язык, а кому-то рисование.
Не стоит перегружать ребенка широким выбором занятий, лучше выбрать пару-тройку увлечений, которые ему по душе, и на них делать акцент.
Огромную роль в раннем развитии ребенка играют именно родители, важно, чтобы они понимали, что такие занятия не сделают из малыша гения и профессионала, он всего лишь ребенок, поэтому не забывайте, что ему хочется веселиться и играть.
Вас интересуют группы раннего развития детей?
Напишите нам в WhatsApp!
Источник
Надежда Гусельникова
Консультация «Развитие детей раннего возраста»
Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И конечно, каждый хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, чему способствует получение образования. Но часто родители педагоги недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж опыта, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит впервые 3 года жизни. Период раннего детства определяют как особый, стартовый этап в жизни человека.
Для детей раннего возрастахарактерен быстрый темп: интенсивно увеличивается рост и вес ребенка усиленно развиваются все функции организма. Однако развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне как низкая сопротивляемость организма заболеваниям, что отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому укрепление здоровья маленького ребенка – важная задача воспитания в раннем детстве.
В раннем возрасте особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически. Поэтому необходимо создавать все условия для уравновешенного поведения детей, охранять их нервную систему.
Маленькие дети не переносят ожидания пищи, ограничения в движениях ;поэтому в детских дошкольных учреждениях введен принцип последовательного,постепенного проведения всех режимных процессов, который позволяет обслуживать каждого ребенка индивидуально.
В раннем возрасте важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей.
Наблюдая за детьми раннего возрастаможно сделать следующий вывод: первые два года жизни ребёнка по насыщенности овладения навыками и умениями, быстрым темпом развития не имеют себе подобных в последующие периоды детства. Сложность общения с детьми этого возраста заключается в том, что дети не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребёнка. Личные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым, закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В раннем возрасте именно эмоциональная составляющая — доминантная и определяющая. В период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества. То, что закладывается взрослыми в этот период, во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды.
Еще один важный момент. В стремлении развить своего ребенка, не нужно превращать его комнату в игрушечный магазин. Даже если все и разложено аккуратно по полочкам, не стоит надеяться на то, что малыш будет помнить, где что лежит, и выбирать игрушку по настроению, не трогая другие.Ничего подобного: чем больше игрушек в поле зрения ребенка, тем больше вероятность того, что он не будет их использовать по назначению.Он попросту перестанет их ценить: начнет кидать, разбрасывать везде, ломать и требовать новые. Для того чтобы этого не произошло, помните простые правила.
1. Учитывайте возрастные особенности детского внимания! Например, трехлетнему ребенку для игры нужно не более 5-7 игрушек, остальное необходимо убрать подальше, чтобы они не были у него «на глазах» (в шкаф, кладовку и т. д.).
2. Периодически меняйте игрушки! Причем нет необходимости постоянно покупать новые. Например, 4 игрушки убрали, а 4 игрушки, которыми ваш ребенок давно не играл, достали.
3. Игрушки должны быть разными по смысловой нагрузке. Маленькая неваляшка и большая неваляшка – это один тип игрушки, даже если они разного размера и цвета. Их можно использовать только для занятий мамы с ребенком, когда она объясняет понятия размера, цвета, формы и т. п. Но как только позанимались, одну неваляшку следует убрать.
Важную роль в развитии ребенка играет сенсорное развитие ребенка – это его восприятие и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том: что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.
Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть – взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется конечно же не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые способы игровых действий, но и “заражает” их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и конечно же (если ребёнок по-настоящему включён в неё) приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2-3 лет является важнейшей задачей.
Таким образом, развитие детей раннего возраста – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых.
Именно в это время опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи, детьми и взрослыми влияет на развитие ребенка.
Ребёнок — это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям — всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.
Источник