Цели и задачи воспитании и развитии ребенка в школе

Цели и задачи воспитании и развитии ребенка в школе thumbnail

Юлия Школьная
Цель, задачи воспитания и социализации в начальной школе

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное представление о человеке, на воспитание,обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

При разработке образовательным учреждением программы воспитания и социализации учащихся начальной школы рекомендуется отразить в ней национальный воспитательный идеал. Целесообразность такого шага диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. В этом процессе активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа, но и различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.

Педагогическое сообщество, общеобразовательная школа способны взять инициативу в определении национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодежи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяет Закон «Об образовании»

(ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2). Образовательное учреждение может корректировать содержание воспитательного идеала и цели, основываясь на иных законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с учетом этнических, культурных, социальных и иных региональных условий организации воспитания и социализации обучающихся.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

• укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

• осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

• формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как к основе российского общества;

• формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации младших школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.

Источник

                                                                                         Тауберт М.В.

Читайте также:  Влияние субкультуры на развитие ребенка

                                                  Муниципальное образовательное учреждение

                                        Солнцевская средняя общеобразовательная школа

           Воспитание и развитие  школьников в современной школе

 Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование.

                                                                              В.Г. Белинский

Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействия социальных общностей школы (педагогический коллектив, ученические классы, родительская общественность).

Воспитательная система – это объединение разнообразия воспитательной работы и воспитывающей деятельности в условно – органическую целостность, принятую всеми и облегчающую взаимоотношения субъектов образовательного и дообразовательного (внеурочного) совместного гуманистического сотрудничества, сотворчества.

                            С.А. Шмаков, профессор, доктор педагогических наук.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, управляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Вопросами воспитательной работы я занимаюсь более 20 лет. И я бы хотела поделиться опытом своей работы.

Моя воспитательная работа сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления. Процесс развития природных сил и способностей человека проходит в совместной деятельности детей и взрослых, она осуществляется в двух средах – природе и обществе. Воспитание личности служит общественному прогрессу в такой мере, в какой опирается на прогрессивные тенденции общественного развития. Оно обращено в будущее и поэтому опирается на всё лучшее, что есть в обществе, обязано готовить человека к преодолению трудностей.

Воспитательная структура, основанная на системе самоуправления, служит естественной лабораторией для воспитания гражданина, способствует развитию личности, особенно к способности к познанию.

У ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру) в конечном счёте перерастает в культуру самосовершенствования, включающую в себя самоорганизацию, самоотношение, самодеятельность, самосознание.

Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений.

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.

Среди направлений воспитательной работы:

1)Учение. Цель: развитие познавательной активности.

Задачи: формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков в учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности мышления.

Формы реализации: олимпиады по предметам; тематические КВНы; брейн – ринги; викторины; мозговые штурмы.

2) Творчество. Цель: развитие творческой активности.

Задачи: выявление и развитие индивидуальных способностей; развитие умений и навыков в творческой деятельности; развитие творческого воображения.

Формы реализации: конкурсы; выставки; концерты; уроки творчества; проекты.

3) Здоровье. Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, с табакокурением.

Формы реализации: лекции и беседы; конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни; спортивные соревнования; ролевые игры.

4) Общение. Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.

Задачи: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам.

Формы реализации: тренинги общения; ролевые игры; встречи с интересными людьми; экскурсии, походы, совместный отдых на природе; КТД.

Развитие школьного самоуправления – дело сложное, которое требует времени, но давать учащимся власть, конечно, нужно. Создание самоуправления – процесс закономерный и эволюционный, он, как показывает диагностика исследования, поможет создать интегрированную систему воспитания и обучения, которая будет способствовать развитию личности учащегося, повышению уровня воспитанности и готовности выпускников к жизни и труду в условиях развивающегося общества.

Переосмысливая задачи воспитательного процесса, на первое место ставлю развитие личности ученика как индивидуальности. В связи с этим определяются по–новому цели и задачи воспитательной работы:

  1. создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;
  2. воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
  3. воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Читайте также:  Варианты развития ребенка в младшем школьном возрасте

Идеал выпускника школы – это:

-человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;

-творческая личность, с развитой эмоциональной сферой, с развитым музыкально – эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию;

-гуманная личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, готовности самопожертвования, любви ко всему живому и забота о нём, с коммуникативными особенностями;

-это духовная личность, то есть личность, владеющая базовым образованием, имеющая углубленную эстетическую подготовку и способности к дальнейшему самообразованию;

-физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.

На совете министров во главе с президентом класса утверждены были заповеди нашего класса:

  1. Школа – твой родной дом, береги его.
  2. Говори только то, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.
  3. Помни, что ты – пример для всех остальных, твои поступки и дела – зеркало для других.
  4. Радоваться успехам, ценить и уважать своих школьных товарищей, учителей и всех людей, не падать духом при неудачах.
  5. Быть всегда честным, принципиальным, искренним, уважительным и справедливым.

Воспитывать – значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети.

Взаимоотношения учитель – ученик как двух субъектов воспитания и обучения, психологический характер отношений и современные требования к ним я сформировала в форме памятки – рекомендации для каждого учителя:

  1. Требование позитивное, прямое и конструктивное – основа построения целесообразных отношений учителя с учащимися.
  2. Помни! Класс – это не только объект воздействия, но и объект взаимодействия.
  3. Следует всемерно соблюдать такт, не допускать антипедагогических воздействий на ученика.
  4. Не следует строить отношения в общении «сверху вниз».
  5. Общайтесь с ребёнком, как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
  6. Наблюдайте за учеником, умейте «видеть» его.
  7. Постарайтесь найти свой естественный стиль отношений с учащимися.
  8. Помните: ваше главное дело – общение с детьми. Умейте радоваться. Унылых  дети тихо ненавидят.
  9. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая.
  10. Не конфликтуйте с детьми. Помни мудрость – в ссоре двоих больше виноват умнейший из двоих.
  11. «Учитель – будь человеком!» П.П. Блонский

Чтобы процесс воспитания и развития проходил успешно для ребёнка, вокруг него должна быть создана атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

Моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность; которые достигли самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и самореализации.

Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

                                                                        Ш.А. Амонашвили

Литература:

1.Научно – методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2001

2. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», Министерство образования Российской Федерации ООО «Школьная Пресса», 2004-2005гг.

3.Научно-методический журнал «Начальная школа», 2010, Учредитель Министерство образования российской Федерации

Источник

Актуальные цели и задачи воспитания

младших школьников

Руководитель МО

классных руководителей

Гайворонская.С.В

Караганда

АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

При определении целей воспитания необходимо руководствоваться следующими общими положениями:

– цели воспитания должны соответствовать потребностям обще­ства и государства;

– цели воспитания должны соответствовать психологическим, возрастным, социальным потребностям учащихся;

– цели должны быть конкретными.

На сегодняшний день следующие цели обучения и воспитания яв­ляются наиболее актуальными:

1. Обучение учащихся чтению, счету, письму, речи в рамках школь­ных программ и совершенствование этих умений.

2. Развитие умения общаться и сотрудничать.

3. Развитие общеучебных умений учащихся.

4. Формирование и развитие предметных знаний и умений.

5. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.

6. Развитие эмоциональной и волевой сферы.

7. Формирование положительной «Я-концепции».

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду по речевому развитию

8. Развитие мотивационно-потребностной сферы.

9. Сохранение здоровья ребенка.

Классный руководитель должен формировать у учащихся такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

1. Интерес к самому себе.

Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребенка интерес к себе самому. Он должен научить­ся задавать себе вопросы (Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?) и отвечать на них, он должен научиться любить себя.

2. Самопризнание себя как личности.

Классный руководитель должен помочь ученику в формировании адекватной самооценки, са­моуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

3. Управление самим собой.

Умение ученика управлять собой осоз­нанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя. Сегодняшняя школа заставляет ученика подчиняться школьным правилам, послушные дети не вызывают у педагогов беспокойства, однако это не формирует у ребенка ответственности за свои поступки.

Каждая воспитательная ситуация должна предоставлять ребенку право выбора правильного решения и формировать ответственность. Управление самим собой – это еще и умение самостоятельно, без пос­торонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать ре­бенку помощь со стороны взрослых и сверстников в решении трудной ситуации, необходимо дать ему возможность решить проблему само­стоятельно. Ни для кого не секрет: если ребенок попытается решать проблему сам и убедится в том, что решить ее не в состоянии – об­ращение его за поддержкой и помощью будет осознанным. Помощь взрослых становится эффективной, ибо ребенок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришел к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.

4. Уважение чужого мнения.

Воспитательные мероприятия долж­ны формировать у учащихся культуру общения, развивать у учащих­ся коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Классный руководитель должен научить ребенка не бояться ошибок.

Нужно также научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам. Именно в начальной школе мы стал­киваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное учителем слово, незнание учащимися элементарных этических норм, неловкость в манерах и поведении могут провоцировать детские конфликты.

Классный руководитель должен сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной и захваты­вающей жизнью.

5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.

Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятель­ности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им все интересно, они желают участвовать активно во всех делах, которые предлагает педагог: учащиеся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Надо отметить, что такая жажда деятель­ности, которая присуща ученикам начальной школы, формирует еще одно жизненно важное качество личности – трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это ли не достой­ная цель обучения и воспитания учащихся? Педагог должен создавать условия для проявления трудолюбия, подчеркивать успешность дея­тельности ученика и стимулировать участие учащихся в школьных и классных делах.

6. Эмоциональная устойчивость.

Школа наряду с семьей должна развивать эмоциональную сферу учащихся, научить управлять отри­цательными эмоциями. Нужно научить младших школьников про­щать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать. Учащийся также должен научиться управлять своими страхами: потерпеть неудачу, по­лучить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т. д.

7. Желание действовать и совершать поступки.

Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мо­тивации этой деятельности. Каждый ребенок, который идет в школу, хочет учиться хорошо, однако уже первые замечания педагога приво­дят к нежеланию заниматься. Особенно действуют на ученика и на формирование его учебной мотивации замечания, которые подчер­кивают неумение ученика выполнять то или иное задание. Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, по­ложительные эмоции.

Итак, определение целей обучения и воспитания, а также качеств, которые необходимо развивать у учащихся, приводят к пониманию задач, которые необходимо решить классному руководителю совместно с учащимися и их родителями.

Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфор­тных условий развития личности.

Диагностические задачи – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

Воспитательные задачи связаны с воспитанием и развитием уча­щихся.

Профессиональные задачи – планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.

Источник