Цели и задачи по развитию ребенка в коллективе

Формирование детского коллектива, как одно из направлений работы воспитателя

В современных условиях детский коллектив школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами, осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов:

Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать

наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

Важным условием успешной деятельности коллектива является такая организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всего коллектив своей группы имеет решающее значение для развития личности. Общая ученическая деятельность и та ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы.

Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе.

Коллектив школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:

общественно-значимая цель;

общественно-значимая деятельность;

коллективные отношения;

демократическое управление.

Педагогу очень важно знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье. Одной из важнейших задач воспитателя является единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребѐнка в семье и школе. Успешное еѐ решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.

Чтобы помочь родителям стать для их детей помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, в своей работе педагог ставит такие цели:

  • воспитание у детей миролюбия, понятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым еѐ принимать;
  • формирование традиций классного коллектива.
Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в саратове

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даѐт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда только начал формироваться родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

Роль воспитателя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное -включение ученика в систему коллективных отношений. На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов – это эмоциональный психолого-педагогический климат в том классном коллективе, в котором ребенок находится большее количество времени. Эмоциональное состояние учеников, взаимоотношения с одноклассниками и педагогом формируют мотивационную сферу школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера.

Формирование и развитие сплоченного детского коллектива через создание благоприятного эмоционального психолого-педагогического микроклимата в группе – главная цель воспитательной работы школы-интерната.

В работе с детьми воспитатель создает условия для реализации и развития потенциальных возможностей и способностей каждого учащегося. Целенаправленно формирует классный коллектив. Для этого использует работу в парах, группах. Такая работа учит ребят взаимодействию друг с другом. Научив детей сотрудничеству внутри коллектива своего класса, необходимо научить детей сотрудничать с коллективами других классов.

В дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением членов коллектива сознательно подчинять личное общественному. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, кроме прочего, позволяет ребенку не только проявлять, но и должным образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности.

Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: образовательную, воспитательную, защитную, компенсирующую, интегрирующую и корректирующую.

Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности воспитателя.

В настоящее время выделяют несколько ведущих функций воспитателя: «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс; «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться; «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами; «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс; «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся; «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации. Для достижения положительных результатов создания коллектива можно использовать различные формы и методы. Работу можно вести по нескольким направлениям: развитие коммуникативных отношений; гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание;познавательный потенциал; спортивно-оздоровительный потенциал; художественно-эстетический потенциал; трудовой потенциал; экологический потенциал. Также для успешного формирования коллектива необходимо смоделировать воспитательную систему класса, определить, какие компоненты являются составляющими системы, продумать этапы развития этой воспитательной системы. В процессе работы педагог уделяет внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива, выбору целевых ориентиров.

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка средствами музыки

Средствами реализации выше обозначенных пунктов могут стать:

-коллективные творческие дела класса;

-цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;

-участие в соревнованиях, конкурсах;

-участие в школьных коллективных творческих делах;

-творческий отчет класса;

-походы, экскурсии

Источник

Цель и задачи воспитательной работы

на 2014-2015 учебный год

Цель спортивно-массовой работы: способствовать достижению уровня физической подготовленности и спортивных результатов в соответствии с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.

Задачи:

– продуктивное сочетание учебного процесса с каждодневными тренировками;

– укрепление здоровья у обучающихся через всестороннее физическое развитие;

– создание условий для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.

Цель воспитательной работы: достижение положительных результатов в формировании гармонично развитой личности, духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

– создавать условия для успешного развития и совершенствования умственных, физических и психических качеств каждого воспитанника;

– влиять на формирование патриотических чувств, морально – этических и волевых качеств;

– создавать предпосылки для утверждения здорового образа жизни;

– предупреждать возникновение вредных привычек , предупреждать возникновение правонарушений;

– создавать условия для формирования и проявления положительных эмоций.

Принципы развития воспитательной системы

Целостность педагогического процесса- единство, взаимосвязь и интеграция урочной и внеурочной форм работы

Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы, общества (социума)

Приоритетность исторического, культурного наследия России и родного края через духовные ценности и традиции

Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учётом их особенностей

Принцип деятельного подхода в воспитании. Воспитательный процесс идёт через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную, творческую.

Многообразие форм, методов, средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.

Содержание деятельности:

Нравственно- патриотическое воспитание

Экологическое воспитание

Правовое воспитание

Спортивно- оздоровительное воспитание

Трудовое воспитание

Основные идеи воспитания:

1 – личностный подход в воспитании. Признание личности развивающего человека в качестве высшей социальной ценности, учет уникальности и своеобразия каждого ребенка.

2 – единство воспитания, общения и развития – важнейшее условие формирования целостной личности.

3 – организация идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса.

4 – гуманизация межличностных отношений: “ученик – ученик”, “ученик – воспитатель”, «воспитатель – тренер» “воспитатель – родители”, в целях создания комфортных отношений, в которых растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.

5 – эстетическая организация среды – важнейшее условие повышения эффективности воспитания.

6 – средовый подход в воспитании. Создание таких альтернативных условий жизни обучающихся, которые давали бы им возможность адекватно оценивать среду, выработать у них правильное отношение к ней.

Конкретные цели:

  • создание в отделении содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью гуманными отношениями к окружающему миру;
  • формирование культуры общения;
  • выявление и развитие творческого потенциала и природных задатков каждого ребенка;
  • приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей народа;
  • воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черты личности;
  • закрепление у воспитанников бытовых навыков и формирование высокого уровня социализации;
  • развитие мотивации к знаниям, чтению и другим источником интеллектуального развития;
  • не допускать бесцельного времяпровождения ребят, сформировать у них привычку к труду, к смене занятий, как форме отдыха;
  • довести до автоматизма (к выпуску) следование правилам безопасности (пожарной, на дороге и т.д.)
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином;
  • организация работы с родителями, с тренерами, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, тренировочного процесса, организация постоянной и широкой информации родителей и тренеров о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности школьников тренеров, родителей.
Читайте также:  Роль отца в раннем развитии ребенка

ЗАДАЧИ:

– формирование готовности и способности личности выполнять систему

социальных ролей;

– приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;

– воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального

государства, уважающих права и свободы личности;

– формирование у детей культуры межличностных отношений

– развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

– воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского

спорта;

– профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской

беспризорности, правонарушений и других негативных явлений.

– укрепление взаимодействия с семьями учащихся;

– поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей,

попавших в трудную жизненную ситуацию;

Основные направления воспитательной деятельности:

1. ЗДОРОВЬЕ – организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.

2. СЕМЬЯ – организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.

3. ИНТЕЛЛЕКТ – формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.

4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ – формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

5.ОТЕЧЕСТВО – гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций.

6.ПРИРОДА – организация деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной деятельности.

7.ТРУД – организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся

воспитание трудолюбия, культуры труда , экономическое просвещение подростков.

Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.

Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.

Принципы учебно-воспитательной деятельности в школе

Воспитание РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ, имеющей устойчивый интерес к знаниям, умеющий ставить задачи и выполнять их, осуществлять самоанализ и самокоррекцию.

Воспитание СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимости суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни.

Воспитание ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ, понимающей высокую ценность человеческой жизни, способной оказать помощь людям, стремящейся к миру, добрососедству, взаимопониманию.

Воспитание ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ, имеющие развитые потребности в познании, самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, идеала в общении с искусством.

Воспитание ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей развитым интеллектом, творческими способностями, способной к жизнетворчеству.

Воспитание КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей высоким уровнем культуры, толерантности, знающей и выполняющей правила поведения в обществе, уважающей традиции и обычаи других наций и народностей.

Воспитание ПРАКТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ, владеющей практическими умениями, необходимыми для жизни в новых социокультурных условиях.

Прогнозируемый результат: ценностно-ориентированное поле воспитательной системы – успех, доброта, образование, красота, культура, спорт, активность, профессионализм, талант и здоровье.

Источник