Цель современной образовательной политики развитие личности каждого ребенка

Цель современной образовательной политики развитие личности каждого ребенка thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Другими словами образование всегда играло, играет и, конечно, будет играть ключевую роль в развитии и даже в сохранении человечества как такового.

Отметим, что важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества, роста культуры, это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Обучение подрастающего поколения известно, как уже научно доказано, у различных видов животных, но лишь у человека такое обучение становится систематическим процессом, заботу о котором проявляет всё сообщество. Причём такое обучение в сочетании с воспитанием осуществляется специализированными усилиями, а разделение труда в этой сфере происходит на ранних стадиях развития человеческого опыта. Уже в условиях первобытнообщинного строя, как показывают этнографические и исторические исследования, практически у всех народов обучением детей занимаются назначенные для этого лица. У некоторых народов в целях обучения дети (чаще всего мальчики) с определённого возраста поселяются отдельно от родителей и занимаются исключительно учёбой. Во все эпохи та или иная часть населения (временами эта часть сокращалась, временами увеличивалась) имела и имеет доступ к образованию, но без системы образования человечество никогда не обходилось. Собственно, благодаря образованию в широком смысле и системе образования в более узком и происходило развитие цивилизации. Образование всегда сочетало обучение знаниям, умению, навыкам с воспитанием, т. е. готовило человека, прежде всего детей и молодёжь, к различным видам деятельности, способствуя при этом их социализации. В то же время в любую эпоху передовое образование создавало и создаёт наилучшие условия для поступательного развития общества.1

Термин «образовательная политика» достаточно широко применяется в различных документах и материалах, обозначая главным образом основные направления деятельности государства по решению наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования. В то же время в научных исследованиях отсутствует четкое понимание теоретико-методологических основ образовательной политики.

Образовательная политика включает три важнейших элемента. Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции. Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения. В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.

Исследователи на сегодняшний день выделяют две тенденции в осуществлении образовательной политики:

  • англо-американская ориентация, рассматривающая образование как личное дело каждого человека; система образования представляет собой индустрию образовательных услуг;

  • германско-русская ориентация, основанная на государственной ответственности за образование: доступность образования всем слоям населения.2

Управление системой образования согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» призвано обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте. В этой связи «управление системой образования можно определить как специальную деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений.

Обеспечение управления системой образования должно выстраиваться с учетом общих принципов педагогического управления, прописанных в законодательных актах Российской Федерации:

  • принцип научности, предполагающий ориентацию на достижения науки и практики, учет законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления;

  • принцип гуманизации, проявляющийся в создании благоприятных условий для развития личности педагогов и учащихся, удовлетворения их потребностей;

  • принцип демократизации, заключающийся в том, что в решении управленческих задач участвуют все заинтересованные органы и лица, существует возможность выбора решения;

  • принцип оптимальности и эффективности, выражающийся в соотношении затрат сил, ресурсов, времени и полученного результата;

  • принцип прогностичности управления, проявляющийся в ориентированности на «потребное будущее» внешней и внутренней среды образовательной системы;

  • принцип непрерывности, основанный на постоянном изучении состояния образовательного процесса, анализе факторов и условий, влияющих на его качество;

  • принцип обратной связи, заключающейся в регулярном получении системой управления информации об эффективности управленческих действий и о наличии либо отсутствии запланированного результата;

  • принцип главного звена, обусловленного выбором ведущих направлений деятельности, предполагающий выявление главных задач и эффективных способов их реализации;

  • принцип компетенции, основанный на овладении коллективом учреждения технологией управления;

  • принцип системности управления предполагает необходимость охвата процессом управления всей совокупности (объектов и субъектов) целостной системы образования.3

Согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» приоритетными направлениями в образовательной сфере были провозглашены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. На всех уровнях образования внедряются образовательные стандарты с целью обеспечения компетентностного подхода и взаимосвязи фундаментальных знаний и практических умений, что, в свою очередь, должно отразиться на системе аттестации работников образовательной сферы, а также на введении нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг и механизмов оценки качества и востребованности данных услуг потребителями.4

Одной из главных целей российского высшего профессионального образования является подготовка выпускников, конкурентоспособных на рынке профессий и труда. По мнению бывшего министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, только 15-20% отечественных высших учебных заведений способны конкурировать с лучшими зарубежными вузами.

Для достижения этой цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

  • достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

  • формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

  • повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

  • развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Российской системе образования необходимы широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственной и активной роли государства в этой сфере. Все это позволит российскому образованию достойно конкурировать с системами образования передовых стран мира.

Литература

  1. Автономов А.С., Гаврилова И.Н. Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России) // Россия формирующаяся. 2011. № 10. С. 202-220.

  2. Аллагулов А.М. Образовательная политика в России на современном этапе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2011. Том. 1. № 57. С. 68-72.

  3. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» / отв. ред. В. И. Шкатула. М., 2001.

  4. Рудакова Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 170-175.

1Автономов А.С., Гаврилова И.Н. Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России) // Россия формирующаяся. 2011. № 10. С. 202-220.

2 Аллагулов А.М. Образовательная политика в России на современном этапе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2011. Том. 1. № 57. С. 68-72.

3 Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» / отв. ред. В. И. Шкатула. М., 2001.

4Рудакова Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 170-175.

5

Источник

Задание №1. Изучение нормативного документа

КАКОВЫ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ?

В настоящее время в системе педагогического образования России обозначился ряд важных проблем, решение которых обеспечивает поступательное развитие общества. Одной из ведущих выступает проблема воспитания подрастающего поколения, которая приобретает особую актуальность в сложное время глобальных перемен, определяющих судьбы не только подрастающего поколения, но и целых народов и государств. Отсюда новый неподдельный интерес ученых, исследователей и практиков к проблемам воспитания и непосредственное участие государственной власти в их решении.

Сегодня в России данная проблема начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики.

Рассматривая феномен государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, необходимо рассмотреть сущность государственной политики в целом.

Политика в общем смысле означает сознательную деятельность в сфере отношений между государством и обществом в части распределения властных полномочий с целью достижения определенных целей и решения социально-политических задач. Основным инструментом выступает государство, хотя не меньшую роль играет гражданское общество.

По мнению Т. Дайа государственная политика заключается в том, что правительство выбирает, какие действия предпринять, а от каких отказаться. [2, с. 15]

Существуют различные подходы к определению понятия «государственная политика». Остановимся на следующем определении государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. [4, с. 10]

Государственная политика – это сфера деятельности на стыке политической и управленческой. В ней происходит выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления, а также доведение этой системы целей до субъектов, осуществляющих государственное управление.

Государственная политика осуществляет функцию целеполагания для государственного управления. Цель является идеальным представлением о желаемом результате. В согласовании с субъектами деятельности происходит конкретизация цели по ряду параметров.

Следовательно, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы:

-определение целей и приоритетов развития общества;

-разработку и планирование политической стратегии;

-анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам;

-обсуждение и консультирование;

-выбор и принятие государственных решений;

-мониторинг и оценка выполнения.

Такой поэлементный состав государственной политики определяет ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений, в т.ч. вопросов обучения и воспитания. [2, с. 25]

Государственная политика в сфере обучения и воспитания понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. [1, с. 17] Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).

Если обратится к историографии самого феномена государственной политики в области обучения и воспитания, то можно проследить различное отношение к данному вопросу на протяжении последних десятилетий.

В целом, целесообразно в контексте проведенного анализа выделить 4 периода государственной политики в области обучения и воспитания.

Так период начала 90-х годов ХХ века характеризуется дискредитацией коммунистической идеологии, сопровождавшаяся отказом от ценностей общественного воспитания, привела к отказу от воспитания в целом. Наиболее радикальные ученые и общественные деятели стали связывать с ним покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность, самобытность. На фоне жарких споров о целесообразности и нецелесообразности воспитания государство уходит из воспитания, перестав рассматривать его как приоритетное направление своей политики. Еще до распада СССР, в январе 1991 г. в решении Коллегии Министерства образования РСФСР “О демократизации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях” подчеркивалась недопустимость насильственной политизации, “обобществления” детей. [ 1, с.75] Образовательные учреждения должны быть полностью выведены из-под влияния партии. За этим требованием фактически стоял отказ от управляемой общественной организации детей. С одной стороны, деполитизация воспитания носила в чем-то позитивный характер и способствовала преодолению крайних форм авторитарного, партийного воспитания, но с другой – стала своего рода оправданием нежелания государства брать на себя ответственность за создание новой системы воспитания.

Второй период начинается после распада СССР. Показательной в контексте проблемы отношения государства к решению проблем воспитания является формулировка первых строк Закона РФ “Об образовании” 1992 г.: “Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней”. Нетрудно заметить: воспитание поставлено на второе место, что явилось прямым следствием упомянутого выше негативизма, характерного для общественного сознания начала 1990-х гг. В результате уже через год Коллегия Министерства образования России в своем решении от 14 апреля 1993 г. делает неутешительный вывод о том, что “интересы детских организаций игнорируются, в ряде территорий им отказывают в использовании помещений образовательных учреждений, необоснованно сокращаются должности старших вожатых. Свертываются научные исследования в области детского движения и методическая деятельность”. [1, с. 102]

Однако, несмотря на признание кризисной ситуации в системе воспитания, недопустимости отсутствия его государственной поддержки, органы управления продолжают настаивать на том, что “вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается” (Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 14.04.1993 года). Желанная свобода общественных организаций и корректное невмешательство государства в их проблемы при всей внешней привлекательности привели к серьезным последствиям. Половинчатость и противоречивость государственной политики создавали ситуацию неопределенности, нестабильности, усугубляя и без того непростое положение воспитания в “смутное” время. В связи с этим в Приложении к Решению Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты, развития детей в Российской Федерации “О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей” (1996 г.) настойчиво подчеркивается, что в создании условий для обновления детского движения особая роль принадлежит государству. [1, с. 162] Основные направления и формы государственной поддержки включают в себя информационное обеспечение и подготовку кадров молодежных и детских объединений, предоставление им налоговых льгот, привлечение их к выполнению государственного заказа по осуществлению приоритетных направлений молодежной политики, выделение субсидий на организационную деятельность детских и молодежных объединений, финансирование программ и проектов.

Третий период отмечен возрождением интереса к проблемам воспитания на государственном уровне и осознанием необходимости создания новой целостной концепции воспитания.

К середине 1990-х гг. становится совершенно очевидным, что состояние воспитания детей и молодежи в России угрожает национальной безопасности страны. В связи с этим предпринимаются усилия возродить интерес к воспитательным проблемам. Но основное внимание сосредоточивается на развитии системы дополнительного образования, которое должно послужить социальной базой новой системы воспитания. В решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23 ноября 1994 г. дополнительное образование характеризуется как сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие. [1, с. 185] Его преимуществами названы такие специфические признаки, как добровольность в использовании ребенком свободного времени, вариативность образовательных областей и видов деятельности, поливозрастной и полипрофессиональный характер занятий.

Невозможно не согласиться с тем, что дополнительное образование является источником гуманистического обновления педагогического процесса, потому что оно создает широкие возможности для развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Необходимо отметить, что система дополнительного образования – единственная область воспитательной деятельности, в основном сохранившаяся с советских времен. В то же время одной государственной поддержки учреждений дополнительного образования недостаточно для оздоровления воспитательной системы в целом. Дополнительное образование способствует выявлению и развитию личностных интересов, внутреннего потенциала ребенка, создает условия для саморазвития личности как субъекта деятельности, но его возможности в определении стратегии жизненного поведения ребенка ограничены. Освоение и присвоение таких стратегий может быть только результатом целенаправленной воспитательной политики, охватывающей все образовательные структуры.

Осознание ограниченности педагогических возможностей ранее развитой, разветвленной сети дополнительного образование приводит к убеждению о необходимости новой целостной концепции воспитания, конкурентоспособной по отношению к коммунистическому воспитанию, сохраняющей преемственность по отношению к ценностям российского воспитания и соответствующей современным требованиям. В “Рекомендациях парламентских слушаний о воспитании детей и молодежи в современных условиях” от 16 декабря 1997 г. Правительству РФ предлагается “формирование в 1998 г. государственной концепции воспитания, программ, ориентированных на осуществление гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения”.

Таким образом, в конце XX в., после 10-летнего перерыва, наметились первые признаки постепенного возвращения государства в систему воспитания.

Четвертый период – двухтысячные годы. В этот период появляется потребность в интеграции действий государственных и научных институтов по разработке и принятию документа, в котором были бы отражены цели и задачи воспитания подрастающего поколения на государственном уровне.

В условиях актуализации проблем воспитания на государственном уровне, определения статуса воспитания в нормативно-правовой базе интенсивно развивается наука о воспитании. Если раньше большинство новаций, возникающих в области теории и практики воспитания, носило характер педагогического поиска энтузиастов, то сегодня теоретические положения, концепции воспитания начинают получать государственную поддержку. В то же время оптимизация социальной политики в области воспитания ставит особые задачи перед наукой.

На сегодняшний день глубоко исследованы различные вопросы теории воспитательных систем: история развития, авторские гуманистические воспитательные системы, различные типы воспитательных систем, управление развитием воспитательной системы, характеристика ее субъектов, тенденции функционирования воспитательных систем образовательных учреждений.

В процессе развития педагогической мысли в области воспитания обозначилось несколько направлений такого поиска: личностно ориентированное (Е.В.Бондаревская, Н.Е.Щуркова, И.А.Зимняя) национальное (Е.П.Белозерцев, В.Н.Ганичев, В.Б.Сапунов) и религиозное воспитание (Г.В.Осипов). В основание новых воспитательных парадигм были положены идеи гуманизма, антропоцентризма, свободы, духовности, национального достоинства. [3, с.48]

Несомненные достижения в области теории воспитания не исключали ряда проблем. В частности, научные разработки не позволяли оценить государственный статус воспитания, не предлагают научно апробированные, с гарантией положительных результатов, воспитательные технологии. В связи с этим назрела необходимость интеграции действий государственных и научных институтов по разработке и принятию документа, который позволил определить сущностные, содержательные и технологические характеристики воспитания детей на среднесрочную перспективу.

В результате длительного всероссийского обсуждения такой документ был принят. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва была утверждена “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”, в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. [5]

Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.

В данном документе обозначены цели и задачи Стратегии, приоритет государственной политики в области воспитания, выделены направления развития воспитания, обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, определены механизмы реализации и ожидаемые результаты.

Таким образом, исследование феномена государственной политики в области воспитания подрастающего поколения приводит к мысли о том , что дальнейшее существенное развитие воспитательной теории и практики самым непосредственным образом связано с восстановлением в России в полном объеме государственно-общественной системы воспитания и позиционированием государством себя в социокультурном пространстве России как ведущего субъекта воспитательной системы.

Список литературы:

  1. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-педагогических, организационно-практических материалов по проблеме воспитания. – М., 2002. – 265 с.

  2. Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Policy and Administration») /Под редакцией Л.Т.Волчковой, Л.Б.Кузнецовой, В.Н.Мининой, М.Хольцера, Дж.Шафрица. – М., 2011. – 387 с.

  3. Гукаленко, О.В Воспитание в современной школе / О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк // Воспитание школьников. – №4, 2015. – 45-53с.

  4. Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Пoд рeд. В.И. Якунина; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск № 3. – М.: Научный эксперт, 2006. – 212 с.

  5. “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”. – М., 2015

Источник