Цель педагогической деятельности развитие личности ребенка

Современная педагогическая литература отвечает на вопрос, что такое педагогическая деятельность в качестве особого вида общественно-полезной деятельности людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, накапливает многовековой опыт поколений. Учитель является связующим звеном между поколениями, носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, проходя изменения, охватывали сферу образования, воспитания, обучения. Сама педагогическая деятельность всегда обладала высокой социальной значимостью, по словам передовых мыслителей.

Она характеризовалась важной особенностью: использование методик допускалось всеми людьми в качестве выполнения различных ролей (родителей, родственников, руководителей). В данном случае подразумевалась непрофессиональная педагогическая деятельность.

Профессиональная же осуществляется учителями, имеющими специальное профессионально-педагогическое образование. Такая деятельность может быть реализована в специальных педагогических системах и являться основным источником существования, за который предоставляется заработная плата.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи:

  • получение знаний (проведение исследований, экспертиз и так далее);
  • передача имеющихся знаний в течение образовательно-воспитательного процесса;
  • распространение знаний (издание учебников, написание научных статей);
  • воспитание учащихся;
  • формирование и развитие личности детей.

Профессия педагога заключается в том, что учителю надлежит использовать специальные предметные знания вместе с разнонаправленными взаимоотношениями с людьми. Существуют требования двойной подготовки такого специалиста – наличие предметных знаний, необходимость в психолого-педагогической подготовке.

Особенность профессии представляется в ее гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Наличие трех характеров педагогической деятельности обусловлено ее специфичностью.

  1. Гуманистический характер ориентирован на воспитание человека, формирующийся и развивающийся как личность, происходит осваивание достижений человечества, что способствует продолжению человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер подразумевает воздействие на обучаемого не только педагогом, но и всем педагогическим коллективом, с помощью других источников, включающих обеспечение группового, коллективного воздействия.
  3. Творческий характер – это важная особенность, отражающаяся в степени использования педагогом своих возможностей для достижения поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности педагога определено накопленным социальным опытом, психолого-педагогическими знаниями, идеями, умениями и навыками, которые позволяют найти и использовать наиболее приемлемое решение, метод.

Деятельность учителя трудная, уникальная, неповторимая, представленная системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение определенных задач в обусловленный срок с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. Считается, что именно с ее помощью педагог и учащиеся должны суметь предвидеть свои итоги в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение задачи педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, которое предопределяется в:

  • Четкой постановке целей, влияющих на разработку педагогических теорий. Ее наличие влияет на понимание определения предпочтения формирования человеческих качеств, отражается на сущности педагогического процесса.
  • Формулировке целей таким образом, чтобы это влияло на осуществление практической деятельности учителя. Проектирование личности – основное профессиональное качество, требующее знаний и определенного характера для ее формирования.

Цели педагогической деятельности основываются на идейных и ценностных установках общества, что способно породить традиционные подходы к образованию и воспитания, ориентированные на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

Современное общество постоянно совершенствует производство, повышает технический уровень, что в дальнейшем влияет на предъявление высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни приводит общество к формулированию цели деятельности, главным аспектом которой является разносторонняя и гармонично развитая личность.

В понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вносится необходимость обеспечения умственного, физического, духовно-нравственного развития, выявления склонностей, задатков, развития способностей, приобщения к современным научным достижениям, воспитания гуманизма, патриотизма, коллективизма.

Вывод 1

Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.

Современная педагогическая наука считает основными видами своей деятельности преподавание и воспитание.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Преподавание направлено на обеспечение познавательного интереса и взаимодействия детей. Педагогические деятельность разделяется условно на виды, так как в процессе решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи. Это позволяет досконально раскрыть понятие «обучения и воспитания».

Чтобы глубже понять и осознать сущность обучения и воспитания, процессы рассматриваются отдельно. Реальная практика включает в себя полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».

Педагогическая деятельность изучает предмет, называемый организацией учебной деятельности, направленной на освоение предметного социокультурного опыта в качестве основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

Основными средствами педагогической деятельности являются:

  • научные знания, способствующие формированию терминологического аппарата учащихся;
  • носители информации – учебная литература или воспроизводимые знания;
  • вспомогательные – технические компьютерные и другие.

Передача опыта осуществляется посредством объяснения, демонстрации, практической деятельности учащихся и так далее.

Определение 1

Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса.

Была рассмотрена специфика педагогической деятельности. Она основывается на наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, творческого подхода. Основная цель – формирование личности, развитой разностороннее и гармонично. Во время своей деятельности педагог применяет преподавание, воспитание, связанные между собой. Научные знания, носители информации, вспомогательные средства рассматриваются как средства педагогической деятельности.

Источник

Цель и средства педагогической деятельности

Определение 1

Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, содержание которой включает в себя процессы воспитания, обучения, образования и развития учащихся.

Под учащимися в определении понимаются дети разных возрастных категорий, от дошкольников до студентов высших учебных заведений и заведений дополнительного образования. Кроме того, в качестве учащихся могут выступать взрослые люди, которые получают образование, повышают квалификацию и т.д., то есть принимают участие в образовательном процессе.

Предмет педагогической деятельности – процесс взаимодействия педагога с учащимися, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельность.

В качестве субъектов педагогической деятельности выступают все его участники – педагоги, родители, учащиеся и т.п.

Объект педагогической деятельности – тот, на кого оказывается педагогическое воздействие (воспитание, обучение, развитие и т.п.).

Важным условием эффективной организации педагогической деятельности является потребность субъекта в развитии и устранении возможных причин, мешающих ему. Именно потребность подталкивает субъекта к получению новых знаний, расширению кругозора, овладению умениями и навыками и т.д.

Основной целью педагогической деятельности является организация эффективного процесса приобщения человека к культурным ценностям и формирование разностороннее развитой и полноценной личности.

Достижение цели педагогической деятельности достигается посредством решения ряда задач:

  1. Создание эффективной воспитательно-образовательной среды.
  2. Организация воспитательно-образовательной деятельности учащихся.
  3. Формирование сплоченного коллектива учащихся, с благоприятной психологической атмосферой.
  4. Развитие личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.

Большое значение в педагогической деятельности имеют внешние и внутренние мотивы.

Внешние мотивы – желание личностного и профессионального роста.

Внутренние мотивы – формирование качеств, необходимых для социализации в современном обществе.

Средства педагогической деятельности:

  1. Теоретические знания и практический опыт педагогической работы, на основании которых строится процесс воспитания, обучения и развития детей.
  2. Техническое, учебное и методическое оснащение образовательной организации, в рамках которых осуществляется педагогическая деятельность.
  3. Знания педагога о том, какие потребности у современного общества к подготовке его будущих членов.
  4. Педагогическое мастерство, знания, компетенции, интуиция и опыт педагога.
  5. Нравственная и эстетическая культура педагога.

Замечание 1

Все средства педагогической деятельности обязательно должны быть в арсенале педагога, только в этом случае можно будет достичь ее основной цели.

Виды педагогической деятельности

Традиционно выделяют два вида педагогической деятельности:

  1. Воспитание – целенаправленный процесс по формированию личности ребенка и развитию его духовной сферы. Задача педагога заключается в создании эффективной воспитательной среды, сплочении коллектива учащихся, управлении данным коллективом и каждым его членом для гармоничного и полноценного развития личности учеников (воспитанников).
  2. Преподавание – организация педагогом учебного процесса. Основой преподавания является организация познавательной деятельности учащихся.

Отличие между воспитанием и преподаванием заключается в различных целях, стоящих перед ними.

Замечание 2

Целью воспитания является изменение сознания учащихся в лучшую для общества сторону, усвоение ими норм морали и правил поведения в социуме.

Цель преподавания – изменение в интеллектуальной сфере учащихся, получение ими основных знаний, необходимых для формирования общей картины мира, получение умений и навыков их применения, а также опыта практической деятельности в повседневной жизни.

Кроме разности в целях, воспитание и преподавание имеют ряд характерных отличительных черт.

Преподавание реализуется в строго ограниченных временных рамках (урок, учебный год, полугодие и т.д.) и на основании государственных стандартов образования (четкие нормативы контроля достижения целей образования).

Воспитание осуществляется не только в рамках специально организованного воспитательного процесса, но и в рамках различных форм обучения (во время занятий, экскурсий, разнообразной деятельности и т.д.). Результаты воспитания оценить и измерить намного сложнее, так как не всегда его можно выразить в конкретных показателях.

Замечание 3

Процесс воспитания и преподавания находятся в тесной взаимосвязи и направлены на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.

Специфика педагогической деятельности

Специфика педагогической деятельности отражена в ее цели, задачах, функциях, результатах, особенностях труда педагогических работников и процессе взаимодействия ее участников.

Кратко специфику педагогической деятельности можно представить следующим образом:

  1. Цель педагогической деятельность – формирование личности человека.

  2. Результат педагогической деятельности – личность, способная продуктивно и успешно реализовать себя в современном обществе.

  3. Функции педагогической деятельности:

    • адаптивная – направлена на организацию процесса адаптации ребенка в рамках социума;
    • гуманистическая – развитие индивидуальной и творческой личности.
  4. Характер педагогической деятельности:

    • коллективный характер – обусловлен тем, что процесс формирования личности предусматривает труд нескольких субъектов воспитательно-образовательного процесса;
    • творческий характер – предусматривает наличие нескольких компонентов, из которых состоит деятельность педагога
  5. Взаимодействие педагога с учащимися – включает в себя управление процессом образования, удовлетворение учащихся в новых знаниях и умениях, организацию эффективного педагогического общения с учащимися.

Источник

Личностное развитие ученика как цель и результат

педагогического процесса

Учитель математики высшей категории МБОУ «Лицей №177»,

кандидат педагогических наук, Хабибуллина А.Я.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Образование есть единство двух основных составляющих: обучения и учения.

Методом проб и ошибок учитель пытается нащупать ту единственную ниточку, которая связывает желание ребенка учиться с его реальными возможностями. Успешно реализовать задачу развития ребенка помогает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Задача личностно-ориентированного обучения: помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Учебный процесс в школе, как целостная дидактическая система, направлен на организацию и передачу знаний, создание определенных условий для их усвоения.

Образовательный процесс в школе – это система взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающая развитие личности как индивидуальности.

К сожалению, традиционная школа в основном направлена на передачу знаний, что не полностью решает учебно-воспитательные задачи. Работая в лицее №177 с углубленным изучением отдельных предметов, наблюдая за работой коллег, следует отметить, что многие преподаватели используют личностно-ориентированное обучение и воспитание. Школа более склонна к проведению именно образовательного, а не учебного процесса. В учебном процессе наряду с обучением формируются навыки учения, когда учащиеся стремятся не только получать знания, но и постигать все своими силами. То есть, планомерно формируется потребность в саморазвитии и самообразовании.

В школе активно применяется последовательность методов, позволяющих организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая основную цель личностно-ориентированного обучения – определить личностную траекторию развития каждого ребенка, координируя и корректируя, поддерживая продвижение личности по лестнице развития: диагностика, организационные методы, мобилизационно-побудительные методы, методы совершенствования, коммуникативные методы.

Так, диагностика предполагает изучение, наблюдение, беседы, составление характеристик, замеры тех или иных количественных показателей. В нашей школе наблюдения ведутся не только психологами и педагогом по здоровью, но и классными руководителями и учителями-предметниками.

Организационные методы включают в себя целый спектр путей и приемов организации деятельности педагогического коллектива. Так, после систематизации данных по учащимся, проводятся психолого-педагогические консилиумы с целью выработки тактики поведения и коррекции проявившихся проблем. Мобилизационно побудительные методы – внушение, убеждение, использование элементов актуализации, показ практического применения предполагаемых результатов. Коммуникативные методы – непосредственное сотрудничество с каждым ребенком, создание атмосферы доверительных отношений, подготовка и реализация ситуации успеха. Методы совершенствования включают в себя обобщение результатов опытов и экспериментов с последующей корректировкой, расстановкой новых акцентов, постановкой новых задач, а также изучение и применение новых достижений науки и передового опыта.

Как конкретно организовать процесс личностно-ориентированного обучения?

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса; но в личностно-ориентированном обучении он является не информационно-вещательным, а информационно-побудительным. Прежде, чем изучать новый материал, надо выяснить знания учащихся по предполагаемым новым терминам и корректировать их, используя их субъектный опыт. Обязательно согласовывать понимание терминов с различных точек зрения. Например, слово «движение» в математике означает элемент преобразования фигур на плоскости или в пространстве, при котором расстояние между любыми двумя точками сохраняется; в физике – несколько иная точка зрения на это понятие; в быту – движение есть любое перемещение по какому-то пути, а гипотетически это понятие может иметь иной смысл, и др.

Независимо от форм деятельности на уроке в личностно-ориентированном обучении должен работать гуманистический принцип урока:

  1. В процессе деятельности отношения «учитель-ученик» равносильны отношениям «субъект-субъект», в которых ученик выступает как равноправный партнер.
  2. При решении той или иной задачи учитель не ведет ученика за собой, а идет рядом или чуть впереди, допустимо, когда учитель пропускает ученика вперед, подстраховывая его деятельность.
  3. В процессе любого общения учитель воздерживается от нравственных оценок, дает возможность ребенку самому пройти свой путь и сравнивает его успешность только с ним самим.

Учитель стремится очеловечить обучающее пространство, используя человекосберегающие технологии (обстановка доброжелательности и поддержки, сочувствия и соучастия, сотрудничества и сотворчества)

Наряду с индивидуально центрированными качествами самого педагога, есть некоторые рекомендации, как организовать деятельность учащихся, учитывая особенности каждого.

1.Рекомендуется обратить внимание на большую роль семантических кодов. Каждый ребенок имеет разное физиологическое развитие: у кого-то в большей степени развито зрительное восприятие образов, кому-то проще запомнить, проговаривая некоторые понятия, а кто-то испытывает постоянную потребность в двигательных манипуляциях (ребенок постоянно рисует или черкает на бумаге в силу этой потребности, а не потому, что непослушен)

Например, рассмотрим предложения по изучению формулы по математике для нахождения расстояния, зависящего от скорости движения и времени V*t=S. Задачи с применением этой формулы изучаются в начальной школе. Чтобы учесть индивидуальные особенности большинства учеников, эта формула дается с разных ракурсов:

  • Запоминание на слух – учитель повторяет сам и неоднократно просит повторить нескольких ребят эту формулу
  • Запись формулы – весь класс подключает моторную память, выполнив запись в тетради, а лучше – если еще и обведет эту формулу в рамочку.
  • Зрительный ряд – эмоционально-восприимчивые дети со слабым логическим мышлением проще запоминают действия нахождения расстояния, как произведения скорости и времени, а действия нахождения скорости или времени – как частного. Если эту же самую формулу записать , из которой достаточно очевидны эти действия. Так, чтобы найти расстояние нужно скорость и время перемножить. А чтобы найти скорость, нужно путь разделить на время.
  • Объединение слов по грамматическим признакам – слуховое сочетание слов в формулировке правила с учетом падежа, времени, рода, склонения и т.д.

2.Очень эффективно на развитие личности влияет умение применять информационные технологии. Так, работа с первоисточниками, текстом, энциклопедическим материалом, справочниками, таблицами формирует у учащихся умения добывать знания самостоятельно, анализировать и систематизировать их. Особую роль следует отвести навыкам конспектирования.

3.Предпочтения разных учащихся в видах деятельности можно учесть на уроке, давая индивидуальные задания в виде тестов и карточек для детей, имеющих проблемы с устной речью. Учащихся, которые лучше высказывают свои мысли устно, чем письменно, желательно опрашивать с места или приглашая к доске. Детям гуманитарного склада ума, испытывающим затруднения в технических дисциплинах, давать творческие задания по истории науки и отрабатывать практические навыки, используя образно-чувственные методы обучения.

Результат личностно-ориентированного обучения – развитие личности.

Источник