Цель бассейна для развития ребенка

Розалия Гатиятуллина Рифовна
Детские занятия в бассейне — радость и польза

Детские занятия в бассейне: радость и польза!

Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. И детсадовский возраст – самое подходящее время ненавязчиво направить эти игры в полезное русло и обучить ребенка плаванию. Огромная радость и неоценимая польза для физического развития – вот что подразумевают под собой регулярные детские занятия в бассейне. Разносторонне развитый человек должен уметь плавать. Лучше всего полезные навыки закладываются в детстве. Плавание хорошо именно тем, что польза от него достигается через детскую радость и веселый досуг на воде, занятия в бассейне приносят малышам целый шквал положительных эмоций!

Зачем малышу бассейн? Плавание – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.

Плавание дает детям:

· Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

· Формирование правильной осанки;

· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

· Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

·Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;

· Положительные эмоции вашего малыша.

Самое главное – это здоровье. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток. Когда мы вылечили ребенка от простуды, и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет и заниматься спортом!

Частые вопросы, которые возникают у родителей по поводу занятий в бассейне:

Что нужно для посещения бассейна в детском саду?

Приобрести купальные принадлежности,а именно:

· Плавки для мальчиков и для девочек;

· Небольшое махровое полотенце;

· Резиновая шапочка (девочкам и мальчикам);

. Сланцы или тапочки;

· По желанию ребёнка, очки для плавания.

Все купальные принадлежности промаркировать и принести в детский сад в тряпочной сумке.

Основные правила посещения бассейна в детском саду

Как в любом бассейне, в бассейне детского сада также действуют свои правила посещения. Единственное только отличие заключается в том, что правила должны выполняться с особой щепетильностью, ведь речь идет о здоровье детей.

Перед началом занятий осуществляется медицинский осмотр детей (волосы, кожные покровы, ногти).

Проводится гимнастика на суше.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем тщательно моются под душем. После этого заходят в помещение с чашей бассейна.

Выйдя из бассейна после занятия, дети принимают душ, тщательно вытираются полотенцем, сушат волосы.

А вдруг малыш простынет в бассейне?

Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то ходить туда мы больше не будем. Но это же значит, что ребенок так и будет простывать чуть что. Конечно, организм укрепится не сразу, и не исключено, что ребенок после первых занятий заболеет. Нужно вылечиться и приходить на занятия снова, детский организм быстро адаптируется и начинает закаливаться.

Как малыш закаляется в бассейне?

Рекомендуемая температура воды в детском бассейне ниже температуры тела ребенка +32С, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается,происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка?

Занятияплаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятияспособствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.

Как проходят занятия по плаванию в бассейне детского сада?

Занятия плаванием в детском саду проводит инструктор по физической культуре Абдрахманова Р. А.

Продолжительность занятий в бассейнечетко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:

· Младшая группа – 15-20 минут;

· В средней группе – 20-25 минут;

· В старшей группе – 25-30 минут;

· В подготовительной группе – 25-30 минут.

Занятия в бассейне проводятся подгруппами. Число детей не превышает 8 человек. Группа формируется по возрасту и физической подготовленности. Задачей минимум является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, задача максимум – овладение основными видами плавания.

Занятия по плаванию в детскомсаду решают задачи по формированию у воспитанников:

· Навыков плавания;

· Бережного отношения к своему здоровью;

· Навыков личной гигиены;

· Умение владеть своим телом в непривычной среде.

Обучение плаванию состоит из трех этапов:

· Привыкание к воде;

· Освоение воды;

· Овладение плавательными движениями.

Занятиепо плаванию состоит из трех частей:

1. Подготовительная часть проходит на суше и представляет собой физкультминутку;

2. Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные упражнения, играют в водные игры;

3. Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Все занятия с детьми проходят в игровой форме. На занятии ваш ребенок вместе с инструктором по физической культуре отправляется в увлекательное путешествие в мир игры, фантазии, здоровья.

Источник

Плавание для детей в бассейне является, чаще всего, одним из самых увлекательных занятий. Вне зависимости от возраста, ребёнок найдёт чем себя занять в воде. 

Многие родители с первых недель приучают ребёнка к водной среде.  

Польза плавания для детей в бассейне

Плавание имеет множество плюсов.  Рассмотрим основные. 

  • Общее закаливание.  При систематических тренировках, организм улучшает свою терморегуляция.  А так же, увеличивается скорость адаптации к изменению внешней среды.  Этот факт относится не только к детям, но и ко взрослым.  
  • Физическая нагрузка.  В плавании участвуют все группы мышц.  Нагрузка на суставы сводится к минимуму.  При правильных тренировках формируется осанка и укрепляемся мышечный корсет.  Помимо этого, стоит отметить, что улучшается выносливость.  
  • Профилактика забеливаний. Тренировки в воде предотвращают искривление осанки. Это очень актуально для детей, которые учатся в школе.  Вместе с тем, уменьшает возможность развиты плоскостопия. 
  • Улучшение ЖКТ.  За счёт давления воды, у ребёнка улучшается пищеварение.
  • Улучшение внутренних органов. Сердце, легкие и кровеносная система улучшаются за счёт плавания.  В совокупности, это даёт общее укрепления здоровья. 
  • Снятие стресса. Как взрослые, так и дети чувствуют себя гораздо лучше после водных процедур. Если ребенок непоседлив, агрессивен или наоборот его что-то тревожит – плавание поможет решить этот вопрос. 
  • Улучшения координации.  Вода – стихия, в которой человек, вне зависимости от возраста, чувствует себя невесомым.  Но чтобы ровно держаться на воде, нужно улучшить свою координацию.  Как раз плавание для детей в бассейне позволяет это сделать. 
  • Улучшение сна.  После тренировки организм чувствует себя гораздо лучше.  Это позволяет улучшить сон ребёнка. 

Виды плавания

Стоит отметить, что плавание делится на два вида:

  • Спортивное 
  • Оздоровительное
Читайте также:  Ребенок в 8 развитие питание

Спортивное плавание отличается от оздоровительного своей целью и построением тренировочного процесса.  Также, спортивным плаванием, по мнению опытных тренеров, стоит начинать заниматься не раньше 6 лет. До этого возраста достаточно заниматься оздоровительным. 

Возраст для занятия плаванием 

Если у ребёнка нет противопоказаний, то оздоровительным плаванием можно начинать заниматься в бассейне с 8 месяцев.  До этого, рекомендуется проводить занятия в ванной или личном бассейне. В силу того, что у ребёнка не достаточно сильный иммунитет для общественных мест такого плана. 

Плавание для детей в бассейне в возрасте до 3 лет

Специальные упражнения в бассейне, под чутким руководством тренера, улучшит физическую развитость малыша.  

В подновляющем большинстве случаев, плавание позволит минимизировать проблемы со здоровьем у ребёнка в будущем.

Не стоит забывать о врожденном рефлексе – задержка дыхания.  С самого рождения любой малыш умеет задерживать дыхание при необходимости.  Это заложено в нашем подсознании.  Но если не вспоминать об этом рефлексе, то он благополучно забывается. В следствии чего, прийдя в бассейн в более позднем возрасте, предстоит заново учиться задерживать дыхание.  

Поэтому не нужно бояться и отбирать ребёнка у тренера, когда тот окунает малыша под воду. Даже если ребёнок закашлял, в этом нет ничего страшного.  Его организм быстро вспомнит рефлексы и начнёт задерживать дыхание.  А задержка дыхания позволит увеличить объём легких и сделать их сильнее. 

Как строится тренировка?

Вся тренировка для ребёнка до 3 лет не должна занимать более 30-40 минут. 

Ребёнок не должен быть переутомлен перед тренировкой. Это плохо скажется на ней и желание прийти снова может пропасть.  

Также, малыша не нужно перекармливать.  Вода благотворно влияет на пищеварение и расслабляет кишечник.  

Тренировка должна быть построена в игровом стиле.  Не нужно все 30-40 минут делать упражнения. А если и хочется, то сконструировать их так, чтобы это было похоже на игру. 

И она должна быть плавной и размеренной.  Без резких движений, особенно если малыш ещё не привык в целом к бассейну.  

Сама тренировка делится на 3 этапа:

  • Разминка
  • Основная часть 
  • Завершающая часть

Разминка

В эту часть тренировки входит разогрев малыша, его адаптация в воде и привыкание к тренеру (если он ещё не привык к нему). 

Для того, чтобы ребёнок привык к воде, не следует сразу окунать его под воду. Можно постепенно ополаскивать его, начиная с ног и заканчивая головой.  Также применим покачивание и проводка.  

Не стоит забывать о зрительном и тактильном контакте.  Ребёнок должен чувствовать взрослого.  Все действия следует проговаривать. 

Основная часть 

Занимает большую часть времени всей тренировки. В неё входят различные упражнения для улучшения координации и физического развития ребёнка. 

Все упражнения проводятся исключительно в игровой форме.  Сначала с помощью рук тренера, а после того, как ребёнок усвоит их, он сможет выполнять самостоятельно, без посторонней помощи. 

Завершающая часть

В эту часть тренировки входит успокаивание ребёнка и различные спокойные игры и упражнения, которые малыш любит больше всего.  

Стоит отметить, что если ребёнок испытывает нежелание тренироваться, капризничает или устал, а прошла только половина тренировки, то в таком случае тренировку лучше закончить.  Иначе, есть шанс, что у малыша останется негативное воспоминание о бассейне. 

Итог

В заключении, хотелось бы отметить, что занятие плавание благотворно влияет на человека вне зависимости от возраста.  Плавание для детей в бассейне отлично укрепляет здоровье малыша.  Поэтому не стоит с опаской смотреть на бассейн, особенно в грудничковом возрасте. 

О том, как строится тренировка для детей от 3 лет мы поговорим в следующих статьях. 

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими

 заболеваниями № 69» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Паспорт

дидактического пособия

«Сухой бассейн»

                            Подготовил: воспитатель

                                        Выполнил воспитатель

                                            первой младшей группы

                           Шадрина Н.В.

Нижнекамск-2017

Дидактическое пособие

«Сухой бассейн»

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус.

Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

– является основой интеллектуального развития;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– развивает наблюдательность, внимание;

– влияет на развитие зрительной, слуховой,  моторной, образной и др. видов памяти;

– является основой для развития воображения;

– позитивно влияет на эстетическое чувство.

Занятия по сенсорике, направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Как известно игра – это ведущий вид деятельности в детском саду. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Через игру ребенок учится и познает жизнь. Хочу поделиться своим опытом работы по изготовлению дидактического пособия «Сухой бассейн»  по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет, в которое мы играем в детском саду.

Сухой бассейн используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.        

Цель: развитие мелкой моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга, познавательное развитие, а так же развитие слухового восприятия.

 Задачи: 

 -развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

– укрепление мышц пальцев и кистей рук;

– развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения;

-развитие творческих способностей;

– развитие слухового восприятия.

Тип игры: познавательный.

Участники игры: дети, воспитатель.

Возраст детей: 2-3 года.

Оборудование: капсулы от киндр – сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем  термопленкой  для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндр – сюрприза.

Ход игры. 1 ход игры:  попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные  мелкие предметы или игрушки, погружаясь как можно глубже в наполнитель, ребенок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и  психически отдыхает.

2 ход игры: Игра   «Сухой бассейн» можно  сочетать с речью. Спрятав несколько разных игрушек,  попросите малыша найти нужную вам игрушку и назвать ее, при этом, если ребенок достанет не ту игрушку, спросите его кто или, что это? Таким образом, ребенок проговаривает и запоминает слова, обогащает свой словарный запас.

«Повар». Ребенок выполняет круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки «Варим, варим, варим щи! Щи у Вани хороши»

«Солим щи» Ребенок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами: «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши»

Читайте также:  Центр развития ребенка электросталь

«Где наши ручки?» Педагог предлагает спрятать обе ручки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:

«Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек…

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки!»

3 ход игры. В процессе игр для развития моторики с «пальчиковым бассейном» можно решать задачи по развитию слухового внимания. Сыпучие вещества «звучат» по – разному. В ходе упражнений целесообразно привлекать внимание ребенка к этим звукам.

4 ход игры. Игра «Кто быстрее соберет». Рассыпать по ковру капсулы от киндр сюрпризов и по сигналу воспитателя дети собирают киндры в корзину. Целью этой игры является развитие движений у малышей.

Результат: Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «Сухом бассейне» способствует:

– нормализации мышечного тонуса;

– стимуляции тактильных ощущений;

– увеличению объема и амплитуде движений пальцев рук;

– формированию произвольных координированных движений пальцев рук;

– созданию положительного эмоционального фона;

– развитию мелкой моторики рук, развитию речи, творческих способностей.

Источник

Оздоровительные задачи

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление
мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так
как оно может существенно ограничить двигательную активность
ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп
необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела,
упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются
в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием:

  • к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову;

  • к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками;

  • к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы;

  • к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить;

  • к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание;

  • к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде;

  • к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

Организация и санитарно-гигиенические условия проведения по плаванию

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно – гигиенические правила.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом малоразмерном бассейне и спортивном зале , расположенных в здании ДОУ №184 детский сад «Жигуленок» г. Тольятти.

Для дополнительного оздоровления дошкольников проводятся оздоровительно-профилактические комплексы с использованием сауны, расположенной в бассейне дошкольного учреждения.

Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно – оздоровительной работы, так как только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.

Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды.

Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.

Таблица 2

Длительность НОД по плаванию в разных возрастных группах в течении года

Количество

подгрупп

Число детей

в подгруппе

Длительность занятий, мин.

в одной подгруппе

во всей группе

Первая младшая

3(4)

5-6

от 5-10 до 15

от 15-20 до 45-60

Вторая младшая

2(3)

8-10

от 10-15 до 20

от 20-30 до 40-60

Средняя

2

10-12

от 15-20 до 25-30

от 30-40 до 50-60

Старшая

2

10-12

от20-25 до 30

от 40 до 60

Подготовительная

к школе

2

10-12

От 25 до 30

От 50 до 60

Таблица 3

Распределение количества НОД по плаванию в разных возрастных группах

 на учебный год

Подготовительная

к школе

2

72

1

4

36

Таблица 4

Продолжительность и распределение количества

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка в семье

развлечений, праздников на воде в разных возрастных группах

Возрастная

группа

Количество

проведения

Продолжительность

проведения

развлечение

праздник

развлечение

праздник

Первая младшая

1 раз в месяц

15 мин

Вторая младшая

1 раз в месяц

15-20 мин

Средняя

1 раз в месяц

2 раза в год

20 мин

45 мин

Старшая

1 раз в месяц

2 раза в год

25-30 мин

до 1 часа

Подготовительная

к школе

1 раз в месяц

2 раза в год

40 мин

до 1 часа

Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается.

Отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.

Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование.

Большая роль в подготовке и проведении  непосредственно образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателям  групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательную деятельность и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Воспитатель  перед образовательной деятельностью по плаванию проверяет  наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют,  а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя

Роль воспитателя очень важна при организации плавания в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.

При проведении непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию включают следующее:

  • освещенные и проветриваемые помещения;

  • ежедневная смена воды;

  • текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;

  • дезинфекция ванны при каждом спуске воды;

  • анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.

Таблица 5

Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе

Температура

 воды (0С)

Температура воздуха (0С)

Глубина

бассейна (м)

Первая младшая

+ 30… +320С

+26… +280С

0,4 -0,5

Вторая младшая

+ 30… +320С

+26… +280С

0,4-0,5

Средняя

+ 28… +290С

+24… +280С

0,7-0,8

Старшая

+ 27… +280С

+24… +280С

0,8

Подготовительная

к школе

+ 27… +280С

+24… +280С

0,8

1.5.Обеспечение безопасности НОД по плаванию

До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.

Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила.

  • Непосредственно образовательную деятельность по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.

  • Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.

  • Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.

  • Не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек.

  • Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача.

  • Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.

  • Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.

  • Научить детей пользоваться спасательными средствами.

  • Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.

  • Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию.

  • Не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут после еды.

  • При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.

  • Соблюдать методическую последовательность обучения.

  • Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.

  • Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды.

  • Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции.

  • Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию.

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

  • внимательно слушать задание и выполнять его;

  • входить в воду только по разрешению преподавателя;

  • спускаться по лестнице спиной к воде;

  • не стоять без движений в воде;

  • не мешать друг другу, окунаться;

  • не наталкиваться друг на друга;

  • не кричать;

  • не звать нарочно на помощь;

  • не топить друг друга;

  • не бегать в помещении бассейна;

  • проситься выйти по необходимости;

  • выходить быстро по команде инструктора.

При обучении прыжкам каждый воспитанник должен знать и соблюдать правила прыжков в воду.

  • Во время проведения прыжков в воду  необходимо соблюдать строгую дисциплину: не толкать и не торопить друг друга, внимательно слушать объяснения преподавателя.

  • Выполняются прыжки строго под наблюдением преподавателя и по его команде.

  • Очередная команда подается после того, как выполнившие прыжок дети, отплыли на безопасное расстояние или вышли из воды.

  • При прыжках в воду с твердой опоры  необходимо обхватывать пальцами ног передний край этой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.

  • При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги в коленях.

  • Внимательно слушать объяснение техники прыжка инструктором.

Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении непосредственно образовательной деятельности.

Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет  высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

Цели начального обучения плаванию дошкольников.

  • Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.

  • Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию.

  • Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию, привить интерес, любовь к воде.

Задачи обучения.

  • Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.

  • Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.

  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под водой.

  • Учить выдоху в воде.

  • Учить ле?