Божественный ребенок и развитие детей

Божественный ребенок и развитие детей thumbnail

Человеческий детеныш и Божественный младенец

Если мы не учитываем символическую реальность мифа и теряем веру в чудесное, то становимся чрезмерно естественно-научны и перестаем учитывать собственно человеческое в нас – символическую природу языка, мышления и психики в целом. Если потерять  связь с Самостью (Божественный младенец как ее презентация) – с божественным ядром личности, то развитие человека сведется к физическому росту и социальной адаптации, к патогенезу, болезням и умиранию. Скукочища! Жизнь теряет смысл, теоретическая психология становится бездушной, а психологическая практика набором инструментов в руках мозгоправов. К счастью есть альтернатива и возможности говорить о полноте бытия в связи с мифологией.

Младенчество человека и богов

Мы не знаем, откуда приходит в мир душа новорожденного. Момент зачатия и рождения младенца наряду с известными биологическими аспектами является также темой сказочных и мифологических повествований. Есть рассуждения о том, что младенец приходит в мир с памятью об опыте прошлых жизней, но чтобы настоящая жизнь началась с чистого лица воспоминания о прежних жизнях и странствии души стирается. В новой жизни мы должны погрузиться в миф и будучи в мифологическом пространстве воссоединиться с тем, что было до нашего рождения. Не только умершие древние, но и вполне современные космогонические и антропогонические мифы на свойственном им поэтически-символическом языке рассказывают о том, как произошел Мир, с чего начинается история человечества и твоя персональная жизнь. В последнем особенно преуспели психологи и психоаналитики, занимающиеся теориями раннего развития ребенка.

Нам близка юнгианская трактовка происхождения и трансформаций психики.

Младенец рождается не только мальчиком или девочкой с определенной физической конституцией, но и с психической конституцией, которая разовьется в личность с определенными чертами характера в зависимости от того, какие архетипы будут активированы. Эта «не научная» на первый взгляд теория К.Г. Юнга на самом деле ничем не отличается в своей научности от теории наследственности и передачи генетического материала от родителей к детям.

Если мы могли бы как тот человек, глядящий на фотографию младенца угадывать в нем черты родителей и предполагать, как он будет выглядеть взрослым, видеть еще и его психические задатки. Не могу сказать, что это можно сделать со всей определенностью, но попробовать можно. В каждом новорожденном уже есть векторы архетипического развития и, зная жизнь его предков, можно предположить какие архетипы активируются в его жизни и кем он сможет стать.

Божественный ребенок и развитие детей

На консультации девушка психолог рассказала, что общаясь на приеме с детьми она видит их сущность. Кто-то видится ей маленьким мудрецом, кто-то воином, кто-то одаренным особой способностью любить и пр. Она не делится своими видениями с родителями и коллегами, опасаясь, что этот ее дар будет расценен как ненормальность и она лишится работы. Между тем она рассказывала о том, что давно известно из мифологии – каждый рождается со своим предназначением, просто она может видеть это воочию.

Едва образ ребенка появляется в мифологии, как он тут же замещается образом бога. Маленький Гермес сразу же становится Гермесом, маленький Геракл овладевает своей физической мощью и доблестью. Но богатства жизни и значения в творящем чудо ребенке ничуть не меньше, чем в бородатом боге (Кереньи К. в книге Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов).

Подробности про место, время и действие, связанные с божественным младенцем.

О месте и времени.

Сакральное место, где призраки и ангелы не отбрасывают Теней. Оно не определимо географически, так как находится во внутреннем мире. Это место мертвых и перехода мертвых в мир живых. Говорят, что портал открывается в дни летнего и зимнего солнцестояния, но в самом этом месте нет времени, прошлое настоящее и будущее соединяются здесь в текущем моменте. В самой глубокой части этого места открывается  первозданный хаос, где нет ничего, что может быть названо и темнота темнее темного. Все на что хватало человеческого воображения это поместить в основание этого места черепаху – животное, известное в индусской, китайской и древнегреческой мифологии.

Это сакральное место материализуется в градостроении. Центр городов, начиная с древнеримских представлен т.н. mundus (этрусское – мир) – зданием, нижняя часть которого была посвящена духам предков с подземным хранилищем всего, что когда-либо рождалось. Если древнеримский пример обозначения центра покажется слишком далеким от нас, можно вспомнить мумифицированный труп вождя революции в центре столицы, символизирующий незыблемость рухнувшей советской империи. Или посмотреть на схему московского метро с кольцевыми и радиальными линиями, отходящими от центра. 

Отсюда выходили все боги, полубоги, герои и мы (наша психика) вместе с ними. В мифологии это место связывают с пещерой в горе (материнская стихия Земли), с водоемами (женская стихия Воды) или в соединении обоих стихий как в мифе про Диониса-младенца, выброшенного на берег в сундуке вместе с мертвой матерью.

Отсюда трансгенерационная передача и наследственность родителей выходит в мир через рождение ребенка. 

Действие

Интерес ребенка к первосцене – «что там делали мама с папой, чтобы я родился» выходит за рамки взаимоотношений конкретной женщины и конкретного мужчины. Ребенка, подростка, да и взрослого человека интересует не секс родителей, а вопросы более масштабного порядка – что это за мир и как он сотворен, что было до меня и почему я теперь такой? История и антропология изучают этот вопрос по костным останкам и следам хозяйственной деятельности человека, мифология придает смысл историческому процессу, а человек, ищущий ответы создает умпостигаемую картину своего рождения в психическом пространстве.

Читайте также:  Педагогическая диагностика развития ребенка в доу

Мифы и история религий несут в себе информацию о том, что младенец близок к богам, а К.Г. Юнг с последователями говорят об архетипе Божественного (Предвечного) младенца как предзаданности, с которой нам приходиться иметь дело даже если мы не осознаем ее объективную реальность.  Как писал К.Г. Юнг:

Во всей человеческой деятельности есть априорный факт, так называемая врожденная, досознательная и бессознательная индивидуальная структура души. Досознательная душа – например новорожденного младенца – отнюдь не пустой сосуд, который при благоприятных обстоятельствах может быть наполнен практически всем. Напротив, это чрезвычайно сложное и определенное индивидуальное бытие, которое кажется нам неопределенным только потому, что мы не можем наблюдать его непосредственно.

Наследственность родителей и всего рода уже отпечаталась в генах новорожденного и сформировала проект не только его будущей внешности, но и особенностей психики. С наследственностью мы получаем не только темперамент и грубый портрет будущей психики, но и архетипическую предзаданность личности – то, какие архетипы и когда будут активированы в жизни данного человека.

Самым первым активируется или не активируется архетип Божественного младенца (в момент зачатия, на каком-то месяце беременности?) Определенно, что само рождение связано с активацией этого архетипа, который сильнее всех рациональных доводов сознательного Я и планирования беременности. Кто-то рождается, чтобы жить несмотря ни на что, а кто-то умирает в младенчестве просто от того, что жизнь оставляет его.

Синдром внезапной детской смерти, СВДС (лат. mors subita infantum, англ. sudden infant death syndrome, SIDS) — внезапная смерть от остановки дыхания внешне здорового младенца или ребёнка до 1 года, при которой вскрытие не позволяет установить причину летального исхода.

В самое начало мы периодически возвращаемся в течение всей жизни в 15, 33, 51, 69 и кому повезет в 87 лет, чтобы произошел кардинальный апгрейд и начался новый виток жизни по спирали развития.  С указанными годами связана возможность смерти (реальной или символической), в результате которой происходит кардинальная трансформация личности с выходом на новый уровень.

Тогда я оставил все что имел, и взял с собой лишь мудрость. Я достиг крайнего предела себя, ожидая божественного каприза, универсальной энергии, таинственного ветра, который дует в сторону немыслимого. Я ждал то, что заставит меня вращаться так, что первый взрыв нового цикла зацветет в моем сердце. 
Я очень хорошо понял, что все, что начинается закончится, и все, что заканчивается, имеет начало. Я узнал также, что все, что идет вверх, должно спуститься вниз, и что все, что идет вниз, потом пойдет вверх. Я узнал очень хорошо, что все, что циркулирует, будет застаиваться, и все, что застаивается, начнет циркулировать. Бедность становится богатством, и богатство бедностью. И я приглашаю вас спокойно переходить от одного одного изменения к другому, я приглашаю вас объединиться с колесом жизни, принимая изменения с терпением,покорностью и смирением до момента пробуждения Сознания. Тогда все, что есть человек, трансформируется как куколка, в некую ангельскую стадию, когда реальность перестает вращался вокруг своей оси, и когда она взлетает куда-то сознанию Творца (А. Ходоровский).

Вернемся к Божественному младенцу и древним мифам, в которых мы узнаем о связи человека и богов или иначе, о связи личности (Эго-комплекса) и Самости. А также о том, какие архетипы могут быть потенциально заложены и активированы в процессе развития. Об этом нам сообщают античные и другие мифы о богах-младенцах.

Конечно, мы не повторяем их биографии тем более, что у богов и нет никакой биографии в нашем линейном понимании – родился, вырос, женился, состарился. Мы идем предначертанными путями, заданными архетипами с именами богов из разных пантеонов.

Мы вынашиваемы не только матерью, но и тем или иным архетипом – находимся в сфере его влияния.

Кто-то как младенец Дионис будет плыть по жизни как на дельфине с арфой в руках, кто-то уже с первых лет будет лучезарен, умен и  точен, как будто наделен золотыми стрелами Аполлона,  кто-то как крылатый Эрос будет игрив и легок, что бы ни происходило в его жизни.

Какая-то девочка уже в три года ничего не зная про фаллос Урана и рождение Афродиты захочет во что бы то ни стало быть красивой, нравиться, а достигнув нужно возраста вдохновлять героев на продолжение рода.

Другая девочка воплотит в себе черты богинь дочерей: независимой Артемиды, лидером команды женского баскетбола, блистательной Афиной – эффектной и эффективной на любом мужском поприще, украденной Аидом Персефоны – царицей мира мертвых в центральной городской библиотеке или женой криминального авторитета, собирающей антиквариат.

Или родится девочка Гера, чей талант в полной мере раскроется лишь в роли жены всеми почитаемого мужа, рядом с которым она будет тренировать осмотрительность, ревность и жестокость к соперницам.  Или родится та, чье призвание как у Деметры рожать, объединять вокруг себя и любить детей, мужей, дальних и близких родственников, пациентов, клиентов и пр. незнакомцев.

Читайте также:  Мне кажется что мой ребенок отстает в развитии

Какой-нибудь трехлетний малыш как тот Геракл задушит если не Немейского льва, то хомячка и это будет первый в его жизни подвиг.

А другой ребенок родится, чтобы взять на себя ответственность за иерархию и порядок в родительской семье. Как Зевс – «самый большой мальчик» среди богов младенцев, рожденный на горе Дикт, он будет обладать хорошей дикцией, станет большим человеком, превратится в диктатора и с высоты Олимпа будет диктовать правила своему окружению.

А может условия рождения и жизненные коллизии активируют архетип отцовства нижнего мира и ребенок вступит  на путь богов подземного мира – Аида, Гадеса, Ведиовиса (негативный аспект Юпитера). Таких же отцов как и Зевс, но представляющих темную безответственную сторону силы.

И да, все эти предпосылки и дарования при внимательном взгляде на ребенка будут заметны еще до того, как ребенок пойдет в детский сад.

_______________________________________

Что еще интересного нам могут рассказать мифы о Божественном ребенке читайте в последующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. 

Божественный ребенок и развитие детей

Источник

Учеб­ная дея­тель­ность для ребенка есть пер­вая соци­ально нор­ми­ро­ван­ная дея­тель­ность, в кото­рую ребе­нок вклю­ча­ется в орга­ни­зо­ван­ном порядке. Изме­ня­ется его соци­аль­ная позиция.

Отно­ше­ние к учебе зна­чи­тельно изме­ня­ется от вто­рого к пятому классу, при­чем эти изме­не­ния ярко выра­жены при пере­ходе из началь­ной в непол­ную сред­нюю школу. Так, если во 2–3 клас­сах, отве­чая на вопрос: «Любишь ли ты учиться?», прак­ти­че­ски все дети дают поло­жи­тель­ные ответы, то в 4 и 5 клас­сах их число заметно умень­ша­ется, мно­гие отве­чают неопре­де­ленно или как-то ого­ва­ри­вают поло­жи­тель­ные ответы. Такое изме­не­ние отно­ше­ния к учебе харак­те­ри­зу­ется, судя по ана­лизу моти­ви­ро­вок детей, неудо­вле­тво­рен­но­стью и сни­же­нием инте­реса к ряду пред­ме­тов, субъ­ек­тив­ным ощу­ще­нием утом­ле­ния, пере­гру­жен­но­сти, уве­ли­че­ния труд­но­стей (2. 65).

Испы­ты­вают изме­не­ния и пред­став­ле­ния детей о себе. Если для млад­ших школь­ни­ков в целом харак­терно рав­но­ве­сие пози­тив­ных и нега­тив­ных суж­де­ний о себе, то у пяти­класс­ни­ков общая кар­тина суж­де­ний о себе резко изме­ня­ется. Про­ис­хо­дит бур­ный рост нега­тив­ных само­оце­нок. Треть опро­шен­ных пяти­класс­ни­ков дали себе пол­но­стью отри­ца­тель­ные харак­те­ри­стики. В отве­тах – недо­уме­ние, рас­те­рян­ность, они как бы не узнают самих себя. Даже если школь­ники этого воз­раста и отме­чают в себе поло­жи­тель­ные черты, отри­ца­тель­ное в оцен­ках явно пре­об­ла­дает (5. 74).

Изме­не­ние пове­де­ния и само­оценки под­рост­ков свя­зано с изме­не­нием дви­жу­щих сил. Под­рост­ко­вый воз­раст – это эпоха поло­вого созре­ва­ния, эпоха созре­ва­ния био­ло­ги­че­ских и куль­тур­ных потреб­но­стей. Созре­ва­ю­щий в био­ло­ги­че­ском отно­ше­нии под­ро­сток теряет связь со сре­дой. Изме­ня­ется вся система отно­ше­ний. Те вещи, явле­ния, кото­рые еще вчера не играли ника­кой суще­ствен­ной роли в жизни ребенка, высту­пают на пер­вый план. Мир напол­ня­ется новым смыс­лом. Насту­пает новый кри­зис в развитии.

В период кри­зиса три­на­дцати лет наблю­да­ется паде­ние школь­ной успе­ва­е­мо­сти, ухуд­ше­ние прежде уста­нов­лен­ных навы­ков, осо­бенно когда перед ребен­ком раз­вер­ты­ва­ется про­дук­тив­ная работа твор­че­ского харак­тера. Рас­ши­ря­ется круг вещей, име­ю­щих побу­ди­тель­ную силу. Сферы дея­тель­но­сти, прежде ней­траль­ные, теперь опре­де­ляют пове­де­ние. Вме­сте с новым внут­рен­ним миром для под­ростка воз­ни­кает, по суще­ству, и совер­шенно новый внеш­ний мир (2. 20–21). Этот период в целом харак­те­ри­зу­ется двумя основ­ными чер­тами: во-пер­вых, это есть период ломки и отми­ра­ния ста­рых инте­ре­сов и, во-вто­рых, период вызре­ва­ния новой био­ло­ги­че­ской основы, на кото­рой раз­ви­ва­ются новые интересы.

Кри­зис три­на­дцати лет – это фаза, в тече­ние кото­рой под­ро­сток изжи­вает свое дет­ство, фаза кру­ше­ния преж­них инте­ре­сов, фаза общей неопре­де­лен­но­сти и раз­дра­жи­мо­сти, повы­шен­ной воз­бу­ди­мо­сти, быст­рой утом­ля­е­мо­сти, ост­рых и рез­ких коле­ба­ний настро­е­ния, про­те­ста, кру­ше­ния авторитетов.

Кри­зис три­на­дцати лет можно назвать фазой вто­рого нега­ти­визма или фазой отри­ца­ния. Под­ро­сток как бы оттал­ки­ва­ется от среды, у него про­яв­ля­ется нега­тив­ная уста­новка по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щему, к тому, что еще недавно состав­ляло пред­мет его инте­реса. Ино­гда нега­ти­визм про­те­кает более мягко, ино­гда про­яв­ля­ется в форме раз­дра­жи­тель­ной актив­но­сти. Наряду с субъ­ек­тив­ными пере­жи­ва­ни­ями (угне­тен­ным состо­я­нием, тос­кой, подав­лен­но­стью, кото­рые про­яв­ля­ются в запи­сях, сде­лан­ных в днев­ни­ках, обна­ру­жи­ва­ю­щих внут­рен­нюю, интим­ную жизнь под­ростка) эту фазу харак­те­ри­зуют враж­деб­ность, склон­ность к ссо­рам, нару­ше­ние дис­ци­плины (2. 27). Нега­ти­визм в этом воз­расте может и не наблю­даться совсем, но изме­не­ние инте­ре­сов про­ис­хо­дит все­гда. Ста­но­вится иным круг чте­ния, меня­ется отно­ше­ние к дру­гому полу, к раз­лич­ным видам дея­тель­но­сти и др. Наряду с кри­зис­ными изме­не­ни­ями про­ис­хо­дят ста­би­ли­за­ция преж­них при­об­ре­те­ний и оформ­ле­ние зарож­да­ю­щихся эле­мен­тов взрос­лого человека.

Основ­ным ново­об­ра­зо­ва­нием этого пери­ода, по мне­нию Л.С. Выгот­ского, явля­ется овла­де­ние под­рост­ком про­цес­сом обра­зо­ва­ния поня­тий, пере­ход к выс­шей форме интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти – к мыш­ле­нию в поня­тиях (2. 52). Мыш­ле­ние в поня­тиях при­во­дит к пони­ма­нию дей­стви­тель­но­сти, с помо­щью слов чело­век начи­нает пони­мать себя. Про­ис­хо­дит пере­ход от созна­ния к само­со­зна­нию, кото­рое про­яв­ля­ется в виде раз­мыш­ле­ний над соб­ствен­ными пере­жи­ва­ни­ями, ощу­ще­ни­ями, мыслями.

Вера и дела бла­го­че­стия – глав­ная цель хри­сти­ан­ского воспитания

Рас­смат­ри­вая школь­ные годы жизни ребенка, свя­ти­тель Фео­фан обра­щает осо­бое вни­ма­ние на сохра­не­ние бла­го­при­об­ре­тен­ного и на то, чтобы поря­док обу­че­ния не был про­ти­во­по­ло­жен име­ю­ще­муся настро­е­нию, иначе все, что созда­ва­лось ранее, будет разо­рено. Детей-уче­ни­ков, как и мла­ден­цев, необ­хо­димо огра­дить бла­го­че­стием окру­жа­ю­щих, цер­ков­но­стью, таин­ствами и про­дол­жать бла­го­творно воз­дей­ство­вать на их тело, душу и дух. Обу­че­ние надо стро­ить так, чтобы было видно, что глав­ное, а что под­чи­нен­ное. Глав­ным должно быть изу­че­ние веры, луч­шее время сле­дует назна­чать на дела бла­го­че­стия, и в слу­чае выбора им должно отда­вать пре­иму­ще­ство над науч­но­стью. Пусть одоб­ре­ние заслу­жи­вает не одна успеш­ность в нау­ках, а также вера и доб­ро­нра­вие. Надо так рас­по­ло­жить дух уче­ни­ков, чтобы у них не погасло убеж­де­ние, что глав­ное у нас дело есть Бого­уго­жде­ние, а науч­ность – при­да­точ­ное каче­ство, слу­чай­ность, год­ная лишь на время насто­я­щей жизни. И потому не сле­дует ее ста­вить так высоко и в таком бле­стя­щем виде, чтобы она зани­мала все вни­ма­ние и погло­щала всю заботу. Нет ничего ядо­ви­тее и гибель­нее для духа хри­сти­ан­ской жизни, как эта науч­ность и исклю­чи­тель­ная о ней забота. Она прямо ввер­гает в охла­жде­ние и потом навсе­гда может удер­жать в нем, а ино­гда еще и при­со­во­ку­пить раз­врат, если встре­тятся бла­го­при­ят­ные тому обстоятельства.

Читайте также:  Последовательность этапов развития ребенка

Обра­тим вни­ма­ние на дух пре­по­да­ва­ния и на то, каковы воз­зре­ния на пред­меты обу­че­ния. Дол­жен быть непре­лож­ный закон, чтобы вся­кая пре­по­да­ва­е­мая хри­сти­а­нину наука была про­пи­тана хри­сти­ан­скими нача­лами, и при­том пра­во­слав­ными. Вся­кая наука тогда только и будет истин­ною нау­кою, если испол­нит это условие.

Если в таком порядке вести обу­че­ние, чтобы вера и жизнь в духе веры выси­лись над всем и по образу заня­тий, и по духу пре­по­да­ва­ния, то нет сомне­ния, что поло­жен­ные в дет­стве начала не только будут сохра­нены, но и воз­рас­тут, укре­пятся и при­дут в сораз­мер­ную зрелость.

Если в таком порядке вести вос­пи­та­ние чело­века с пер­вых лет, он будет при­вы­кать к мысли о том, что на нем лежит обя­зан­ность пред лицом Бога и Спа­си­теля нашего жить и дей­ство­вать по Его запо­ве­дям. Он будет пони­мать, что все дру­гие дела и заня­тия уместны только в про­дол­же­ние насто­я­щей жизни и что есть дру­гое место житель­ства, дру­гое Оте­че­ство, к кото­рому и надо устрем­лять все свои мысли и все свои жела­ния. С воз­рас­та­нием каж­дый есте­ственно дохо­дит до созна­ния, что он чело­век. Но если к его есте­ству при­вито новое, бла­го­дат­ное, хри­сти­ан­ское начало в самый пер­вый момент про­буж­де­ния сил и их дви­же­ния (в кре­ще­нии), если потом во всех точ­ках раз­ви­тия этих сил новое начало не только не усту­пало пер­вен­ства, а напро­тив, все­гда пре­об­ла­дало, давало как бы всему форму, то, при­ходя к созна­нию, чело­век вме­сте с тем най­дет себя дей­ству­ю­щим по хри­сти­ан­ским нача­лам, най­дет себя хри­сти­а­ни­ном. А это и есть глав­ная цель хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния, чтобы чело­век вслед­ствие его ска­зал себе, что он хри­сти­а­нин. Если, придя в пол­ное само­со­зна­ние, он ска­жет: «Я – хри­сти­а­нин, обя­зан­ный от Спа­си­теля и Бога жить так, чтобы удо­сто­иться бла­жен­ного обще­ния с Ним и избран­ными Его в жизни буду­щей», – то уже само­сто­я­тельно будет хра­нить и воз­гре­вать дух бла­го­че­стия, в кото­ром ходил и прежде, по чужому руководству.

Осо­знан­ный выбор хри­сти­ан­ской жизни как резуль­тат разум­ной самостоятельности

Дол­жен быть осо­бый момент в жизни, когда необ­хо­димо воз­об­но­вить в созна­нии все обя­за­тель­ства хри­сти­ан­ства и нало­жить на себя их как непре­лож­ный закон. В кре­ще­нии они были при­няты несо­зна­тельно, потом были хра­нимы более чужим умом, по чужому настро­е­нию и в про­стоте. Теперь созна­тельно должно поло­жить на себя бла­гое иго Хри­стово, избрать хри­сти­ан­ское житие, посвя­тить себя Богу, чтобы потом все дни жизни слу­жить ему с вооду­шев­ле­нием. Здесь чело­век соб­ствен­ной волей начи­нает жизнь хри­сти­ан­скую. Она была в нем и прежде, но исхо­дила не от его лица. Теперь он сам начи­нает дей­ство­вать в духе хри­сти­а­нина. Чело­век ста­но­вится вполне чело­ве­ком, когда при­хо­дит к само­по­зна­нию и разум­ной само­сто­я­тель­но­сти, когда ста­но­вится пол­ным вла­ды­кой и рас­по­ря­ди­те­лем своих мыс­лей и дел, дер­жится каких-либо мыс­лей не потому, что дру­гие ему пере­дали их, а потому, что он сам нахо­дит их вер­ными. Потому ему и здесь необ­хо­димо быть разум­ным, только свою разум­ность он дол­жен обра­тить в пользу свя­той веры. Пусть разумно убе­дится, что испо­ве­ду­е­мая им свя­тая вера есть един­ствен­ный вер­ный путь спа­се­ния и что все дру­гие пути, не соглас­ные с ним, ведут к поги­бели. Не сле­пым испо­вед­ни­ком быть нужно чело­веку, а созна­ю­щим, что, посту­пая так, он дей­ствует как должно. Все это он и сде­лает, когда созна­тельно нало­жит на себя бла­гое иго Христово.

Сознав­ший себя хри­сти­а­ни­ном, созна­тельно решив­ший жить по-хри­сти­ан­ски пусть теперь сам хра­нит со всем тща­нием при­ня­тые от преж­него воз­раста совер­шен­ство и чистоту жизни, как прежде хра­нили ее дру­гие. Как хорошо и спа­си­тельно не только вос­пи­та­нием быть настро­ен­ным по-хри­сти­ан­ски, но и с воз­рас­том, прежде вступ­ле­ния в юно­ше­ские годы осо­знать себя и решиться быть хри­сти­а­ни­ном. (1. 44–48)

Лите­ра­тура

1. Фео­фан Затвор­ник, свя­ти­тель. Путь ко спа­се­нию. – М., 1899.

2. Выгот­ский Л.С. Собра­ние сочи­не­ний в 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

3. Зво­ры­гина Е.В. Пер­вые сюжет­ные игры малы­шей. – М., 1988.

4. Коле­сов Д.В., Мяг­ков И.П. Учи­телю о пси­хо­ло­гии и физио­ло­гии под­ростка. – М., 1986.

5. Пси­хо­ло­гия совре­мен­ного под­ростка. – М., 1987.

Автор: архи­манд­рит Геор­гий (Шестун)

Источ­ник: сайт “Рус­ская народ­ная линия”

Источник