Большой ребенок в 5 лет

Большой ребенок в 5 лет thumbnail
  • Главная
  • Библиотека мамы

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет – это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость – характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста – неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Читайте также:  Самокат ребенку 5 лет

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел – переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

27 июня 2019 | Отредактировано: 18 декабря 2019

Комментарии

Моему сыну 2,4 , единственное,что меня напрягает,это то,как мы гуляем на улице,он выбегает из подъезда,за руку не хочет идти,я боюсь,чтобы под машину не попал,детей толкает,подбегает и рычыт на них,не слушает совсем

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации

Представительства Бэби.ру

Вход через соцсети

Источник

5 лет считается возрастом активного развития познавательных интересов, формирования характера и выявления предпочтений.

1. Физическое развитие

Физическое развитие в 5 лет

Рост и вес детей 5 лет

МальчикиДевочки
Рост (см)
110,0109,4
Вес (кг)
18,318,2

Данные показатели являются усредненными, зависят от многих причин и могут отличаться у разных детей.

1.1 Моторное развитие

Движение – это естественная потребность детей. Пятилетки активно и с удовольствием осваивают физические упражнения. Они выносливы, способны совершать длительные прогулки. Движения их координированы, они любят бегать. Этот возраст наиболее благоприятен для начала занятий в спортивных секциях, балетных и танцевальных студиях.

Перестраиваются сердечно – сосудистая и дыхательная системы. Они начинают функционировать более экономно, что позволяет повышать мышечные нагрузки. Способность выполнять физические упражнения возрастает до 25 минут.

1.2 Навыки самообслуживания

К пяти годам основные навыки самообслуживания (гигиена, одевание и др.) сформированы. Малыш должен выполнять их по собственной инициативе. Он может помочь другим ребятам застегнуть пуговку сзади, липучки на обуви.

2. Физическое развитие

Большой ребенок в 5 лет

Уже к 3-м годам малыш осознает, кто он – мальчик или девочка. А в возрасте от 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость.

Развитие мальчиков и развитие девочек значительно отличаются. Психолого-педагогические наблюдения показывают различия в особенностях мышления, речи, поведения. У девочек интенсивнее развивается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. У мальчиков – правое, координирующее пространственно-образные представления.

В мышлении:

ДевочкиМальчики
– мыслят более точно и целостно;

– больше конкретизируют;

– внушаемы;

– тщательны в мелочах;

– подробно излагают;

– субъективны в оценках произошедшего;

– все неизвестное вызывает настороженность;

– при выполнении задания требуют четко поставленной цели и конкретизации.

– видят суть;

– производят обобщения;

– любят поисковую деятельность и все новое, неизведанное;

– почти не обращают внимания на качество выполнения;

– незнакомые ситуации воспринимают позитивно;

– любят разнообразие;

слабо организованы.

Речь:

ДевочкиМальчики
– имеет предметно-оценочный характер;

– наполнена существительными, прилагательными, отрицаниями и утверждениями.

– наполнена глаголами и междометиями;

– используются обобщения.

В применении норм поведения:

.

ДевочкиМальчики
– с удовольствием подчиняются общепринятым правилам;

– любят подражать авторитетным для них взрослым;

– любят брать на себя роль наставников;

– быстро адаптируются к новой обстановке.

– не придерживаются авторитетов;

– преобразовывают все вокруг себя;

– неохотно соблюдают правила и нормы поведения, поскольку они мешают преобразующей деятельности.

3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

3.1 В области «Окружающий мир»

Знает:

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
  • название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
  • о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
  • виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.

Умеет:

  • определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
  • делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).

3.2 В области элементарной математики:

К пяти годам ребенок научился:

  • сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
  • различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
  • группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
  • называть времена года, их признаки, последовательность.

Чему следует научиться.

Сформировать понятия:

  • о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
  • о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
  • о еще одной геометрической фигуре – овал.

Научиться:

  • уравнивать две группы предметов (+1 и -1);
  • отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
  • познакомиться с цифрами от 1 до 9;
  • понимать, как составить число 5 из единиц;
  • соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
  • выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к высокому), по ширине (от узкого к широкому);
  • сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
  • проверять сравнение путем наложения и приложения;
  • ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «потом»;
  • называть времена года, части суток, дни недели.

В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, простые головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических форм, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.

ВНИМАНИЕ! До достижения ребенком 7 лет игровая деятельность является ведущей. Поэтому не надо говорить ребенку: «Пойдем заниматься». Надо призывать его пойти поиграть. Излишний дидактизм может убить в ребенке желание и стремление к школьному обучению.

3.3 В области развития речи

К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Звуковая сторона речи – важный показатель для дальнейшего школьного обучения. Если ребенок в 5 лет пропускает или заменяет звуки, «проглатывает» слова, не может построить грамматически правильное предложение, следует срочно обращаться к логопеду. Тянуть нельзя!

Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, которые закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостатки будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.

Пятилетка может:

  • называть любимые литературные произведения и фамилии некоторых авторов;
  • рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
  • заучивать наизусть и выразительно декламировать короткое стихотворение в 8 строчек и более;
  • исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
  • составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз подарки потерял»);
  • подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
  • определять место звука в слове;
  • сравнивать слова по длительности;
  • на слух определять слово с заданным звуком;
  • принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
  • высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
  • в разговоре использует все части речи;
  • подбирает к заданному существительному прилагательные;
  • находит синонимы к заданному слову (красивый – прекрасный).

Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:

  • «Подбери вопрос – кто? или что?» на определение живого и неживого;
  • «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
  • «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
  • «Письмо бабушке» – составление связного рассказа;
  • «Огород» – классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
  • «Подбери красивые слова» – подобрать прилагательные к существительному «яблоко» – красное, круглое, вкусное, полезное;
  • «Путешествие в азбуку» – знакомство с буквами.

Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.

Рекомендуются к прочтению произведения Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.

Можно ежедневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, “Приключения Чиполлино” Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.

Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.

4. Социализация

Социализация ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте малыш с удовольствием принимает участие в общих играх, способен взять на себя роль. Дети – лидеры сами организовывают игры со сверстниками.

Дети знакомы с нормами поведения в социуме и в природе. Они могут давать нравственную оценку своим поступкам и действиям других людей. Пятилетки используют слова, обозначающие эмоциональные состояния (человек веселый, печальный, радостный, злой, сердитый). Ребята способны определить, что считается красивым, а что уродливым.

Дети эмоционально откликаются на происходящее в книгах и мультфильмах, они способны понимать и оценивать скрытые мотивы поступков действующих лиц.

Пятилетки стремятся осуществлять посильную помощь по дому, от которой взрослым отказываться нельзя, чтобы не отбить это желание.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Домашние дела, которые можно поручить пятилетнему хозяину:

  • собрать постель;
  • посильная уборка в квартире (разложить свои вещи и игрушки по местам);
  • оплата мелких покупок;
  • уход за питомцами (кормление и уборка);
  • помощь в сервировке стола;
  • помощь в уборке чистого белья в шкаф;
  • полив домашних растений;
  • умение приготовить себе простой завтрак из хлопьев или творога.

5. Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность в 5 лет

Рисование, лепка, аппликация – это любимые занятия дошкольников.

В этом возрасте дети способны воспринимать произведения высокого искусства. Следует посещать реальные или виртуальные музеи и выставки, обсуждая с ребенком увиденное. Малышей следует знакомить с видами искусства. Это изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура), декоративная и конструктивная (архитектура и дизайн).

Сюжеты творений маленького живописца разнообразны. Это любимый город, природа в разное время года, иллюстрации к любимым произведениям, портреты, натюрморты, космос и другое.

Юный художник может:

  • задумывать сюжет и название своему рисунку;
  • пользоваться красками, мелками, фломастерами, карандашами;
  • использовать цвет для передачи настроения;
  • передавать форму и цвет предметов в рисунке;
  • композиционно располагать главное в центре изображения, второстепенное – по краям;
  • смешивать цвета;
  • ваять при помощи пластилина, соленого теста, глины, мокрого песка;
  • конструировать из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
  • соблюдать правила безопасности при использовании ножниц.

6. Музыкальное творчество

Музыкальное творчество ребенка в 5 лет

Музыка вызывает эмоциональный отклик у каждого ребенка. Любимые классические произведения пятилеток для прослушивания – пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П.И. Чайковского, народные песни.

Дети с удовольствием поют доступные песни, танцуют под музыкальное сопровождение, могут сочетать танцевальные движения с пением, умеют передавать голосом и движением характер музыкального звучания. Им знакомы понятия: «громко – тихо», «быстро – медленно», «грустно – весело».

Пятилетки играют на детских музыкальных инструментах – трещотках, ксилофонах, металлофонах, барабанах. Можно познакомить малыша с понятием «оркестр» и его звучанием. Яркой иллюстрацией к беседе об оркестре послужит произведение «Петя и волк» С. Прокофьева.

7. Режим дня

Режим дня детей в 5 лет

Детям 5 лет рекомендуется дневной сон продолжительностью 2 часа. Развивающим занятиям следует уделить 1,5 часа (3 занятия по 25 минут с перерывами).

8:00-8:15пробуждение, гигиенические процедуры
8:15-8:45утренняя зарядка
8:45-9:15завтрак
9:15-10:30развивающие занятия
10:30-12:00прогулка
12:00-12:30подготовка к обеду
12:30-13:00обед
13:00-15:00сон
15:00-15:30подъем, одевание, гигиенические процедуры
15:30-16:00игры, общение с взрослыми
16:00-16:30полдник
16:30-18:30прогулка
18:30-19:00игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме, просмотр мультфильмов
19:00-19:30ужин
19:30-20:30общение с взрослыми, чтение книг, игры
20:30-21:30водные процедуры, подготовка ко сну
21:30-8:00ночной сон

8. Питание

Питание ребенка в 5 лет

Режим питания пятилеток – четырехразовый. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные блюда, натуральный кофе.

Примерное меню на 3 дня

Понедельник

Завтрак: каша геркулесовая молочная, чай, хлеб пшеничный с маслом и сыром.

Обед: салат из свежих огурцов, суп гороховый, курица отварная, картофельное пюре,кисель клюквенный, хлеб ржаной.

Полдник: запеканка творожная с вареньем, молоко.

Ужин: рыба отварная с рисом; чай, хлеб, фрукты.

Вторник

Завтрак: омлет, чай, булка с маслом, сыр.

Обед: морковный салат, борщ, котлета рыбная с отварным картофелем, морс, хлеб.

Полдник: пирожок с повидлом, молоко.

Ужин: кабачок фаршированный, чай, булка с маслом.

Среда

Завтрак: каша манная, какао, булка с маслом, сыр.

Обед: суп овощной, тефтели с рисом и зеленым горошком, компот, хлеб.

Полдник: ватрушка, молоко.

Ужин: зразы картофельные с подливой, чай, хлеб, фрукты.

Что почитать

На нашем сайте есть много других полезных статей, которые могут вас заинтересовать:

  • Как научить ребенка аккуратности, но не перестараться
  • Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы
  • Размеры детской одежды по возрасту

Загрузка…

Источник

Читайте также:  Цианоз у ребенка 5 лет