Боязливый ребенок 2 года

Боязливый ребенок 2 года thumbnail

В 5 лет чувствительный Никита всего боится: людей, собак, драконов из сказки, от любого шума вздрагивает, трясется. Он теперь старший брат, а совладать с собой не может. Что с этим делать?

У трехлетней Лены много страхов. Она боится карусели – не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.

Современный мир с его ежедневными вызовами, стрессом, ритмом жизни и перегруженностью информацией влияет не только на взрослых, но и на малышей. Исследователи отмечают, что с каждым годом растет число детей, страдающих от страхов, тревоги, робости, беспокойства и неуверенности.

Их родители тоже волнуются! Ведь для определенного возраста вполне нормально пугаться окружающего мира. Но по мере знакомства с ним страхи должны уходить. Однако, есть категория деток, которые не могут справиться с тревожными мыслями. Они бояться маминого ухода, паука над кроватью, веток за окном, что странно шевелятся… Такая детская тревожность может сохраниться во взрослом периоде и даже перерасти в фобии.

Давайте рассмотрим причины, почему это происходит и как помочь малышу побороть страх.

РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ – ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Все они несут определенную функцию и помогают малышу адаптироваться по мере взросления к меняющимся условиям жизни.

От 6 месяцев до 2 лет

Первые страхи появляются уже в периоде младенчества. Примерно в 6 месяцев ребенок может заплакать, увидев перед собой незнакомца. Этот страх связан с различением своих и чужих, которые и вызывают резкую реакцию у малыша.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает двигаться, ползать и, по мере обучения, сталкивается с различными опасностями: несъедобными предметами, животными и насекомыми, знакомиться с категориями горячее/холодное. Так появляется страх пугающих ситуаций, громких звуков, незнакомых объектов.

В 2-3 года

В этот период формируются предметные страхи. Они вызваны инстинктом самосохранения: такие эмоциональные реакции помогают избежать чего-то потенциально вредного. Например, громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций неизменно пугают малыша. Психологи наблюдают зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством предметных страхов в этот период. Чем умней малыш, тем больше пугающих ситуаций он осознает.

Именно в этом возрасте появляется страх темноты и ночные кошмары, как следствие боязни потерять маму. Это частное проявление страха одиночества, связанное с потребностью в безопасности и заботе.

Также могут появиться боязнь огня, пожара, природного катаклизма (урагана, грома, землетрясения), животных. Считается, что эти страхи необходимы для выживания ребенка.

Такие сюжеты могут стать основой для страшных снов у малыша. Если вы столкнулись с проблемой ночных кошмаров у детей, читайте об этом подробнее в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

В 4-7 лет

Страхи этого возраста можно разделить на 2 основные категории: воображаемые и внушенные. И те, и другие не связаны с реальными опасностями, а являются проявлением бурной фантазии ребенка. Так малыш может начать бояться буквально всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн.

Если страх воображаемый, то его источником является сам ребенок. Это неизбежный этап при развитии абстрактного мышления и способности к фантазированию в дошкольном возрасте.

Если страх внушенный, то причиной его появления стали рассказы сверстников, родственников, книжки и сказки. Дети этого возраста обожают рассказывать друг другу “страшилки”, испытывая при этом смешанные чувства тревоги и удовольствия от производимого эффекта. А старшие родственники, особенно бабушки и дедушки, любят припугнуть ребенка последствиями тех или иных действий: “не подходи – упадешь”, “не гладь – укусит”, “бабайка заберет”, “волчок унесет”.

Для впечатлительный малышей лучше ограничить пугающий контент. Не стоит обсуждать при нем пожары, убийства, несчастные случаи – все эти истории мгновенно найдут отражение в фантазиях ребенка.

Отдельной категорией выделяют, так называемый, экзистенциальный страх – глубинный страх смерти – своей и родителей. Малыш потихоньку осознает, что жизнь конечна, и это открытие его пугает. Некоторые дети бояться засыпать, поскольку могут умереть во сне. Эти фантазии подкрепляются рассказами родственников, не способных объяснить феномен смерти: “бабушка уснула и больше не проснется”.

Что усугубляет детские страхи

Родителям стоит понимать, что на появление боязни того или иного предмета влияют множество факторов. Это такое влияние среды как:

  • конфликтная семейная ситуация, ссоры, споры;

  • смерть или болезнь кого-то из родственников;

  • напряженная ситуация в коллективе ребенка (обиды со стороны сверстников, шантаж, конфликты);

  • высокая тревожность самих родителей;

  • слишком авторитарный, жесткий тип воспитания;

  • гиперопека со стороны родителей;

  • изоляция малыша от общения со сверстниками;

И особенности психики самого ребенка.

Больше всего от страхов страдают детки с впечатлительным характером. Они более чувствительны по своей природе и хуже переносят ситуации неопределенности. Подробнее о таких малышах я написала в статье “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Впечатлительные дети легче поддаются внушаемым страхам. Они более склонны к тревоге: любой толчок извне, особенно слова авторитетного взрослого, могут стать “спусковым механизмом” для появления навязчивых мыслей и образов, пугающих малыша.

К чему приводят детские страхи

Так ли это опасно? Может, стоит просто дать ребенку “перерасти” этот период или подождать, пока он сам научится справляться с трудностями?

К сожалению, обилие боязней и тревог в жизни малыша сильно снижает ее качество. На их фоне могут появиться:

  • заниженная самооценка, неуверенность в себе;

  • безволие, чувство обреченности, ведь ребенок не умеет справляться с “монстрами”, которые его преследуют;

  • вспышки немотивированного гнева (из-за истощенной нервной системы и подавляемой агрессии);

  • нарушение отношений в коллективе, социальная изоляция (ребенок уходит в свои переживания и страхи, все меньше времени уделяет общению);

Чтобы не допустить появления этих неприятных последствий, давайте научимся помогать ребенку в его работе над страхом.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха – это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться – это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света – обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект – порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга – “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Источник

Малыш в семье – любимый ребенок, которого холят и лелеют родители. Они с радостью и удовольствием наблюдают за его развитием и взрослением, не забывая при этом воспитывать и создавать для него условия. Однако детская психология такова, что страхи у детей могут появиться независимо от того, в каких условиях растет ребенок – благополучным ли является эмоциональный фон в семье или нет. В таком случае родители, которые являются очень ответственными и понимают, что воспитание в семье и отношение к малышу влияет на его психическое развитие, задаются вопросами: «Какие ошибки мы совершаем? Ребенок растет в любви и понимании, у него не было психологических травм, почему он боится?». Куда уходят корни подобных страхов? Как правильно относиться родителям к тревогам маленького ребенка? Ответы и практические рекомендации можно узнать из данной статьи.

Психология развития малыша 2-3 лет

Страхи у детей в 2-3 года имеют свою специфику. Чаще всего ребенок в этом возрасте испытывает тревогу в отношении нескольких ситуаций:

  • общение с незнакомыми людьми и другими детьми;
  • знакомство с родственниками;
  • необходимость привыкать к новой среде – детский сад, группа развивающих занятий;
  • темнота, одиночество;
  • врачи;
  • животные.

Ребенок в этом возрасте вступает в жизненный период, когда он активно познает мир. Он интересуется всем, что находится вокруг него. Так, малыш уже все реже пытается попробовать на вкус окружающие предметы и все чаще стремится взаимодействовать с ними. Дети в этом возрасте очень любят прогулки, обладают большим количеством жизненной энергии, иногда родителям очень трудно уложить их спать или заставить делать то, что нужно – ребенок активно сопротивляется правилам, требованиям и установкам. Причиной тому – кризис трех лет, когда дети активно осваивают свою самостоятельность, в первый раз пытаются почувствовать себя отдельно от матери и отца. Какое место в системе взросления в раннем возрасте занимает страх? Его наличие имеет причину:

У ребенка был отрицательный опыт. Так бывает, если малыш попал в ситуацию, в которой сильно испугался – оказался в опасной близости рядом с собакой, первый раз искупался в озере, и ему это не понравилось, кто-то взрослый – воспитатель или родственник – отругал его, наказал, накричал. Так ребенок первый раз жизни получает опыт, который с одной стороны является для него травмирующим, потому что он может испытывать много непонятных чувств, таких, как тревога, боль, страх, а с другой стороны необходимым и полезным, потому что в детской психике вырабатываются реакции и стратегии поведения.

Если мать и отец понимают, что страх у ребенка вызван травмирующей ситуацией, они должны оказать малышу поддержку. Как это сделать? Спокойно поговорить с ребенком, ласково, заботливо отнестись к нему, объяснить, что бояться нечего – собака просто была большая, она не хотела напугать малыша, вода в озере не опасна, если рядом находится близкий человек, а строгая воспитательница испугалась за ребенка или была недовольна его поведением, поэтому отругала его. Родитель должен обязательно проговорить все это вслух, даже если у него нет уверенности в том, что малыш поймет. Такая информация обязательно останется в памяти у ребенка, кроме того, он будет знать, что страх не обязательно держать в себе, о нем можно говорить. Наряду с беседой будет хорошо, если родители предложат ребенку порисовать – пусть каждый нарисует свой страх, поговорит о нем, познакомится с ним, представит, как шутку. Подобные действия снимают тревогу и напряжение и позволяют посмотреть на ситуацию с другой стороны. Если страх становится патологическим – малыш не хочет спать один, просыпается по ночам, кричит, отказывается выходить из дома – необходимо показать ребенка детскому психологу.

Привычка «цепляться» за мать

Иногда родители считают, что ребенок боится оставаться один, когда он постоянно цепляется за мать – ни на шаг не отпускает от себя. По этой причине родители не могут записать малыша в детский сад, мама оказывается 24 часа «привязанной» к нему. Причиной такого поведения ребенка не всегда выступает страх оставаться в одиночестве или потерять мать. В раннем возрасте быть привязанным к родителям – это нормально. Возможно, для того, чтобы малыш стал более самостоятельным и не боялся окружающего мира и людей, взрослым стоит усилить эмоциональный контакт с ним – больше общаться и играть. Тогда он, «напитанный» родительским вниманием, перестанет слишком тревожиться, если окажется в новой ситуации.

Ошибки родителей

Страхи у детей в раннем возрасте могут проявляться как следствие психологической травмы или же быть поведенческими реакциями, которые не требуют вмешательства специалиста, а говорят лишь о том, что ребенку не хватает внимания матери и отца со стороны. Что нельзя делать родителям, когда они видят что ребенок чего-то боится?

  • Ругать и смеяться.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Специально создавать условия стрессовой ситуации, чтобы малыш перестал бояться.

Страх ребенка – одно из первых чувств, которое нуждается в рассмотрении, принятии и уважении. В большинстве случаев заботливое отношение родителей приводит к тому, что дети успокаиваются и перестают тревожиться.

Рекомендации матери и отцу

Мать и отец могут, сами того не желая, провоцировать развитие страха у ребенка в раннем возрасте. Когда малыш только знакомится с окружающим миром, ему для того, чтобы понять назначение предметов, процессы, с которыми он сталкивается, необходимо объяснение и поддержка взрослых. Когда родители чрезмерно эмоционально реагируют на все, с чем знакомится ребенок, он, наблюдая за их реакциями, составляет собственное мнение о жизни, отношениях, вещах. Замечено, что у тревожных родителей растут тревожные, боязливые дети. Когда мать и отец сами переполнены страхами, ребенок начинает чувствовать то же самое, ведь у него кроме родителей нет другого примера перед глазами, как вести себя в этом мире.

Также взрослые вызывают в ребенке чувство страха, когда у них есть привычка давать оценку и предостережение всему, с чем он сталкивается. «Не подходи», «Не трогай», «Не бегай», «Упадешь», «Поранишься» – если ребенок постоянно получает такой прогноз, то, в скором времени он начнет бояться всего, с чем соприкасается. Ведь посыл родителей звучит так: все, что ты видишь, опасно, может навредить тебе.

Поэтому взрослым, прежде чем анализировать детский страх, вести ребенка к психологу, необходимо оценить свое отношение к взрослению ребенка, окружающему миру и понять, какие страхи имеют они сами. В большинстве случаев эмоциональное состояние детей налаживается, когда родители чувствуют себя спокойными, счастливыми и удовлетворенными.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.

Большинство страхов связаны с возрастом ребёнка и со временем проходят. Однако если страх сохраняется долгое время и приносит беспокойство не только ребенку, но и родителям, – это повод серьезно задуматься.

В этой статье вы узнаете, какие бывают дневные и ночные страхи у детей, с чем они связаны и как помочь ребенку одержать победу в борьбе с собственным страхом.

Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».

Содержание:

Виды страхов

Боязливый ребенок 2 года

Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.

Дневные страхи

Дневные страхи у детей бывают:

  1. Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.
  2. Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.
  3. Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).
  4. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
  5. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
  6. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

Ночные страхи

Боязливый ребенок 2 года

Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.

Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.

Причины ночных страхов у детей:

  • чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
  • перенесенный стресс;
  • смена привычной обстановки;
  • болезненное состояние, лихорадка;
  • несчастные случаи, испуг;
  • неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
  • эмоциональная отчужденность родителей;
  • повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.

Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.

Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.

Чтобы ситуация не стала критической, а ночные страхи ребенка не переросли в патологию, необходима помощь невропатолога или психотерапевта. Родителям же следует выполнять рекомендации, о которых будет сказано позднее.

Чего боятся дети в разном возрасте?

Боязливый ребенок 2 года

Во время беременности мамы

Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.

В первые месяцы жизни

Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.

С 1 года до 3 лет

Боязливый ребенок 2 года

Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.

Если взрослые соблюдают баланс между тем, что можно и тем, что нельзя, ребенок растет спокойным и уверенным в себе. Он получает первый опыт знакомства с опасностями окружающего мира (огонь жжется, лед холодный, если прищемишь палец дверью – будет больно) и учится их избегать.

Если же в жизни ребенка существуют только одни ограничения и запреты, в семье царит гиперопека, тогда ребенок растет тревожным и несамостоятельным, боящимся собственной тени.

Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.

С 4 до 5 лет

Боязливый ребенок 2 года

К 4 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины. Кощей Бессмертный – грубый, скупой, бессердечный. Волк – агрессивный, несущий в себе опасность.

Также дети боятся темноты, боятся засыпать и оставаться дома одни. Это связано с тем, что ребенок, оставшись без родителей, чувствует, что не может самостоятельно защититься от окружающих его опасностей.

С 6 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.

Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.

С 8 до 11 лет

Боязливый ребенок 2 года

К тому времени, как ребенок идет в школу, количество его страхов уменьшается.

Но появляются так называемые «школьные» страхи: опоздать в школу, неправильно ответить у доски, боязнь строгого учителя и одноклассников.

Существует даже термин «школьная фобия» – навязчивый страх перед посещением школы. Зачастую этот страх связан с тем, что чрезмерно опекаемый ребенок переживает разлуку с родителями, находясь в школе, и сомневается в своей возможности справиться со всеми школьными задачами.

Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя выполнение домашних заданий ребенком и ругая его за плохие оценки.

Также младшие школьники боятся не соответствовать социальным требованиям: быть плохим учеником, ненадежным товарищем, нелюбимым сыном или дочкой.

Кроме «школьных» страхов дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: урагана, смерча, землетрясения, а также мертвых и призраков.

Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».

С 11 до 16 лет

Боязливый ребенок 2 года

В подростковом возрасте у детей идет активное половое созревание, меняется фигура, голос, увеличивается или уменьшается масса тела. Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.

Страх смерти достигает своего пика именно в этом возрасте. Дети боятся войны, тяжелой болезни, террористического акта.

Также достигают своего пика «социальные» страхи: боязнь насмешек, осуждения, неприятия коллективом сверстников и даже травли.

Девочки оказываются больше подвержены страхам, чем мальчики, в силу своей впечатлительности и эмоциональной ранимости.

В подростковом возрасте, как и в дошкольном: чем строже и нетерпимее относятся родители к своему ребенку, тем большее количество страхов у него бывает.

Страхи способствуют появлению у подростка неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и депрессивных мыслей.

Причины страхов у ребенка

Боязливый ребенок 2 года

1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.

Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».

Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.

Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.

2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.

Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.

3. Эмоциональная «холодность» родителей.

У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.

4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.

Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.

5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.

Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.

6. Психические расстройства.

Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.

Как распознать детский страх?

Боязливый ребенок 2 года

У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.

Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.

В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.

Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами. Установите приложение родительского контроля «Где мои дети», чтобы знать, где он находится, что делает и с кем проводит время.

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

Боязливый ребенок 2 года

Психотерапевтические техники

В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

Рисование

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

Игра

Боязливый ребенок 2 года

В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

В детских учреждениях популярна игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Дети «превращаются» в страшного персонажа (Кощей Бессмертный, дракон и т.д.), которого называет водящий, и замирают. Водящий выбирает ребенка, у которого лучше всех получился данный персонаж, и тот становится водящим.

Сказкотерапия

Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

Как победить ночные страхи?

Боязливый ребенок 2 года

Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.

  1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он капризничает и не хочет спать один. Посидите с ним рядом, успокойте, погладьте по голове, дождитесь, пока он уснет.
  2. Днем ребенку необходима двигательная активность на свежем воздухе, подвижные игры.
  3. За 2-3 часа до сна у ребенка не должно быть:
    • компьютерных игр;
    • мультфильмов и сказок с пугающими персонажами;
    • ссор и выяснения отношений в семье;
    • тяжелой пищи;
    • духоты в комнате;
    • тесной, неудобной одежды для сна.
  4. Время засыпания должно быть одним и тем же, независимо будний это или выходной день.
  5. Пробуждение ребенка не должно быть резким. Лучше использовать не будильник, а мамины прикосновения и поглаживания.
  6. Укрепляйте организм ребенка. Занятия спортом и здоровый образ жизни станут лучшей профилактикой ночных страхов.

Рекомендации родителям

Боязливый ребенок 2 года

Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

  • Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
  • Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
  • Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
  • Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
  • Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
  • Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
  • Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
  • Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
  • Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
  • Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

Боязливый ребенок 2 года

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!

Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

Загрузить приложение

Источник