Богатейшим источником развития фантазии ребенка является

Ваш малыш видит облака и через несколько секунд придумывает историю об облачных жителях? А может, наоборот, не способен придумать сюжет игры с куклами? Как много фантазии в жизни и играх ваших детей? Как не перейти грань между воображением и реальностью? Давайте поговорим об этом.

Значение фантазии для ребенка

Взрослые часто воспринимают детские фантазии как пустое занятие. Гораздо лучше, если ребенок практичный. Это не так. Детские фантазии – это результат работы воображения, а этот психический процесс очень важен для человека. Не случайно еще Альберт Эйнштейн говорил, что «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир».

Без фантазии не было бы развития, потому что воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит.

В жизни ребенка фантазия играет ключевую роль. Достаточно сказать, что на воображении полностью построена детская игра, а это — ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок учится, через игру получает основы взаимодействия, познает окружающий мир.

Для игры детям нужно много всего, но на помощь приходит воображение. И вот листочки с деревьев превратились в деньги, стулья – в машину, пенек – в стол, палочки – в расчески, ложки и много чего еще. Дети разыгрывают балы, оставаясь в прогулочных шортах, при этом аккуратно приподнимая шлейф воображаемого платья.

А какие игры они порой придумывают: сказочные приключения, военные битвы, семейные истории. И все это при минимальной затрате сил и средств.

Воображение помогает детям играть, рисовать и конструировать. У одних из кубиков получаются сказочные замки и города, а у других – банальные простые домики. У одних на листе бумаги необыкновенные узоры и целые сказки, а других – простейшие изображения. И дело не в художественных навыках, а в полете фантазии.

Хорошо развитое воображение помогает изучать школьные науки, создавать цельный образ о предметах и явлениях, представлять действие при решении задач, при выполнении творческих заданий, таких как сочинения и проекты.

Как развивается воображение

Детское воображение развивается и изменяется. Младенец ощущает единство с мамой, а уже с 5-6 месяцев он начинает воспринимать внешнюю реальность. При этом до 3 лет дети осознают себя центром вселенной, искренне удивляясь, что какие-то желания не выполняются мгновенно. После 4 лет дети начинают осознавать границы реальности и фантазии. Каждый ребенок точно знает, где «понарошку», а где «взаправду». Играют они «взаправду», а кашу из песка едят «понарошку». И никто из детей с нормальной психикой не путает эти ситуации.

Развитие воображения зависит от многих факторов. Конечно, большую роль играют наследственные факторы, но важное место занимает среда и воспитание. К сожалению, обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать. Пистолет уже мигает разными цветами и воспроизводит определенный звук, а когда-то наши «палки-стрелялки» работали совершенно по-разному. Дети не используют предметы-заместители для игры в больницу или парикмахерскую, все уже есть в готовых наборах. А в компьютерных играх уже есть готовый сюжет. Фантазировать просто не имеет смысла.

Творческая деятельность перестает быть творческой. Домики из кубиков дети строят по образцу, вместо рисунков – раскраски, а аппликации и поделки у всех, как у педагога. В результате мы получаем детей, не способных моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий. Они не способны самостоятельно мыслить, теряются в сложных ситуациях.
Функции фантазии

Фантазия – это не только проявление творчества. Детские фантазии выполняют реальные функции:

  • Ребенок осознает свои чувства. Во время игр или в рисунках он может наказать своего обидчика, понимая реальную ситуацию. Так он избавляется от своих негативных эмоций.
  • Фантазии выводят на поверхность страхи ребенка. Придуманные персонажи или истории могут быть плодом детских страхов, помноженных на воображение. Например, «ночью приходит бабайка» – это просто страх темноты.
  • Фантазии помогают пережить стресс. Например, в трудных ситуациях ребенок начинает о чем-то мечтать, и это помогает ему справиться с проблемой.
  • Фантазии учат правильному поведению. В определенных ситуациях ребенок может представить себя в роли мамы, воспитателя, другого человека. А как бы поступила мама? Что скажет воспитательница? Это помогает усваивать нормы и понимать чувства других людей.
  • Фантазии – источник творчества. Творческий процесс основан на нестандартном мышлении, самостоятельной деятельности, умении слушать себя.

С помощью фантазии ребенок раскрывает себя. Поэтому важно развивать детское воображение.

Грань фантазии и реальности. Защитное фантазирование

Иногда у детей наблюдается защитное фантазирование. Оно, как правило, указывает на проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности.

Воображаемый друг. Иногда ребенок придумывает друга, которого у него на самом деле нет. Ему можно рассказать все, поделиться секретами. Он поможет и подскажет, и ребенку невдомек, что это он сам себе помогает. Одно осознание того, что кто-то еще в такой же ситуации, помогает ребенку пережить свою.

Жизнь в мечтах. Не все желания ребенка выполняются, но где-то появляется жизнь, где все мечты становятся реальностью. Фантазирование может возникать как реакция ребёнка на ситуацию, на чувства и переживания, и он может придумать себе другого папу или маму, другую семью. Сначала это просто мечты, и в них нет ничего плохого. Но потом ребенок начинает увлекаться придуманной жизнью: он там ходит в школу, его там все любят, он лучший ученик и дружит с самой красивой девочкой. Опасно то, что реальная жизнь уходит на второй план. Ребенок замыкается в себе и теряет интерес к реальности.

Придуманные страхи. Детская фантазия может быть небезобидной. Можно придумывать сказочные дворцы, а можно страшных колдунов и монстров. При этом дети настолько реалистично все это придумывают, что начинают бояться. Это усугубляет и психологический интерес детей к страшным историям.

Чрезмерные фантазии ребенка опасны для его дальнейшего психического развития. Этому подвержены робкие, неуверенные люди, а вот общительные и активные детишки редко уходят с головой в мир фантазий.

Причины излишнего воображения:

  • появляются потребности, удовлетворение которых крайне важно для ребенка, но они остаются незамеченными;
  • ребенок не чувствует себя защищенным в собственной семье, испытывает эмоциональный голод, насилие, частые наказания, неприятие;
  • ребенок переживает сильный стресс, и психика сама защищает себя;
  • ребенку одиноко, не хватает общения;
  • нет контроля над получаемой ребенком информацией: он смотрит взрослые передачи, сайты, слушает страшные истории,
  • в семье не поддерживаются и запрещаются фантазии, и ребенок особенно бережно относиться к своим выдумкам, тщательно пряча их от других и глубоко в них погружаясь.

Родителям следует наблюдать за играми малыша, чтобы вовремя понять, не много ли фантазирует ребёнок, и разнообразить его общение. Какие-то моменты надо обсудить, чтобы понять, почему дети прячутся в вымышленном мире от реальности. Пусть сын или дочка объяснят свои фантазии.

Читайте также:  Развитие ребенка с пониженным тонусом

Творчество, как и детство, невозможно без фантазии, но и её по возможности надо контролировать.

Светлана Садовникова

Фото с сайта srazu.pro

Источник

Фатимет Такахо
Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников

Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка является сказка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать как воспитатели, так и родители для развития воображения детей.Среди них: “перевирание” сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Начните рассказывать ребенку сказку и остановитесь на интересном месте.Например: «Жил-был в Тихом лесу маленький непослушный ежик. Мама с папой запрещали ежику одному ходить в лес. Но однажды, когда они заснули, ежик тихонько выбрался из норки и побежал в лес. Там было темно и страшно, но он не останавливался. И тут он увидел такое, что тут же пожалел, что не послушал родителей…». Что же случилось с ежиком? Придумайте несколько вариантов концовки.

Можно использовать хорошо известные малышу сказки и придумывать разные варианты их окончания. Чем могла кончиться сказка “Курочка Ряба”, если бы мышка аккуратно пробежала мимо и не смахнула бы золотое яичко? Что бы дед с бабой с ним сделали? Или оттуда вылупился бы золотой цыпленок?

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент его развития.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько речевых игр на основе детских сказок, способствующих развитию творческого воображения ребенка.

1. Игра «Сказочные карты»

Описание: приготовьте карты с изображением сюжетов со сказочными персонажами из разных сказок – 10-15 карт.

Правила игры: играть может от 2 и более детей. Дети садятся за стол и по очереди берут из колоды по 1 карте. Ребенок описывает сюжет, который изображен на карте и придумывает продолжение (1-2 предложения). Следующий ребенок берет карту и описывает сюжет, который изображен на его карте и придумывает продолжение (1-2 предложения). Так продолжают, пока не закончатся все карты в колоде. Каждая новая игра получается у детей интереснее предыдущей, речь становится увереннее, а воображение богаче.

Несколько раз поиграйте вместе с детьми. И вам больше не придется думать, чем занять ребенка.

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему… Баба Яга.И говорит Баба Яга Колобку: «Садись ко мне в ступу, уж я тебя прокачу!». Не захотел Колобок и покатился дальше. Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему… Красная Шапочка. «Куда катишься, Колобок? Пойдем со мною к бабушке». И покатился Колобок за Красной Шапочкой.Вдруг навстречу им идет Снежная Королева и плачет от злости: потерялась она, не может найти Северный полюс. Хочет заморозить Колобка с Красной Шапочкой, но… Откуда ни возьмись, идет Емеля, а в руках у него щука. «По щучьему велению, по моему хотению превратись Снежная королева в…» Русалочку. Не успел Емеля вымолвить эти слова, как Русалочка вильнула своим хвостом и уплыла себе в синее море…

На основе этой игры можно изготовить еще несколько подобных игр, только подобрать сюжеты из других сказок или другие персонажи. Сказкиможно объединить по темам: «Русские народные сказки», «Сказки Пушкина», «Сказки дедушки Корнея», «Сказки о животных» и другие.

2. «Поле чудес»

Круг делится на 8-12 долей. В каждой доле сюжет из сказки. Посередине прикреплена стрелка («волчок»). Где остановится стрелка, о том сюжете и фантазируем. Один сюжет может повториться несколько раз, но связь с предыдущим будет другая.

3. «Сочинение групповой сказки»

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую.Это могут быть:

4. «Сказки «наизнанку»

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т. п.

5. «Сказки «задом наперед»

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

6. «Сказки «из собственного опыта»

Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.

7. «Сказка со «сменой места действия»

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.

8. «Перевирание сказки»

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т. п. Например, сказка «Красная шапочка».

Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.

Ребенок: Не желтая, а Красная.

Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.

Ребенок: Не папа, а мама… и т. д.

9. «Салат» из сказок

Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.

10. «Сказочная путаница»

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце…» и т. д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5- 7 лет

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Игра. Творческие игры».

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст. Рассмотрим варианты упражнений и игр которые могут использоваться для развития воображения у детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Нормы развития ребенка в раннем возрасте

3. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

4. Игра – упражнение «Три краски»

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка»

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок»

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка»

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу»

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

Источник

Существуют люди, которые под фантазией и воображением (которые всегда идут рядом друг с другом, хоть и являются немного разными вещами) представляют что-то ненужное, несерьезное, легкомысленное. На самом же деле, развитие этих двух весьма важных качеств является движущей силой нестандартного мышления, умением справляться с задачами нетривиальным путем, искать смелые и интересные решения, обозначить свое место в жизни.

Зачем ребенку развивать фантазию

Дети не умеют думать в рамках каких-то законов, поэтому им свойственно фантазировать и придумывать исходы тех или иных событий. Тут наступает черед мамы и папы, которые должны помочь малышу развить чувство фантазии.

Если процесс развития будет выстроен надлежащим образом, ребенок вырастет разносторонним человеком, будет обладать творческим мышлением, гораздо лучше приспособится к окружающей среде и адаптируется в ней.

Ему необходимо дать как можно больше новой информации, ведь на основании уже полученных знаний он учится воображать, добавляя к старому что-то новое, получая необыкновенный, порой очень неожиданный результат. Детям свойственно быть любопытными, задавать кучу вопросов, впитывать в себя разнообразие мира, в котором оказались, поэтому так важно с самого раннего детства помогать своим детям окунуться в окружающую среду, поощрять любопытство, не упуская возможности самим узнавать что-то новое, ведь, отвечая на бесконечные вопросы маленьких почемучек, родители порой понимают, что сами не знают всего, о чем их спрашивают.

Итак, что же дает нам своевременное развитие в малышах их фантазии?

  1. Помогает находить нетривиальные, нестандартные способы решать проблемы.
  2. Ускоряет процесс познания окружающего их мира, позволяет чувствовать себя более свободными.
  3. Облегчают период социальной адаптации, развивает внимание, улучшает память.
  4. Улучшает психическое состояние.

С чего начинать занятия

Как уже писалось выше, начинать развивать в детишках фантазию и воображение необходимо с самых первых дней их жизни. Что же родители могут предложить своим крохам, дабы начать зарождать в них эти необходимые качества?

  1. Для начала можно развесить над ними карточки с разнообразными изображениями, которые малыши смогут изучать, лежа на спине. Периодически карточки необходимо менять, вешая на их место новые. Даже такая вещь, как рассматривание простейших картинок, уже является хорошим подспорьем детям для полета их фантазии в дальнейшем.
  2. Малышам обязательно нужно петь песенки, колыбельные, ставить им музыку, читать им сказки, стихи, потешки. Выстраивать интонацию необходимо таким образом, чтобы было понятно, где грусть, где радость, возмущение, облегчение. Сказки-кладезь ценнейшей информации для маленьких слушателей, они способствуют формированию новых образов в голове, знакомят с окружающим миром, учат сопереживать и анализировать действия персонажей. Родителям необходимо быть полностью вовлеченными в процесс познавания мира через сказки и песенки.
  3. Необходимо давать ребенку как можно больше возможностей тренировать тактильные ощущения. Пусть перетрогает все-от гладких поверхностей до шероховатых. Крупа, песок, камушки, орешки, вода-пусть все пройдет сквозь его маленькие пальчики. Мягкие, твердые, теплые и холодные-нужно обеспечить достаточное количество материалов для троганья и изучения.

Начиная с того времени, как крохе исполнится четыре года, взрослые должны обеспечить ему полноценную почву для развития фантазии. Советы для родителей, как развить воображение у детей постарше:

  1. Предлагайте малышу придумывать пользу разных предметов. Дайте ему любую вещь и попросите назвать все возможные способы применения.
  2. Посмотрите вместе с чадом мультфильм, почитайте книгу. Можно, не дочитывая, не досматривая до конца, вместе с ним придумать свою собственную концовку, одушевить неодушевленные предметы, придумать персонажам новые черты характера, наделить их волшебными способностями.
  3. Подкиньте малышу несколько сюжетов и попросите сочинить коротенькую историю, или сказку по этим сюжетам. Если он затрудняется, начинайте фантазировать вместе с ним, задавайте наводящие вопросы, на которые он будет отвечать, ставьте его в затруднительные положения, из которых он будет находить выход.
  4. Мастерите из конструктора предметы, которых нет в инструкции, вырезайте из бумаги аппликации, вклеивайте их в альбом, лепите из глины, собирайте паззлы, рисуйте красками, фломастерами, карандашами. Вот в таких делах и живет настоящий полет фантазии.
  5. Выходите на улицу, садитесь на скамейку, рассматривайте прохожих, спрашивайте у чада про разных людей, чем бы они могли заниматься, куда именно они спешат, о чем думают.
  6. Почаще играйте с детьми в ролевые игры. Так легко представить себя пациентом, которого осматривает заботливый врач, или прилежным учеником, сидящем на уроке под пристальным вниманием строгого, но справедливого маленького педагога. Тут, кроме развития фантазии и воображения, тренируются еще и навыки общения с людьми.
  7. Делайте семейные вылазки в музеи, галереи, активно обсуждайте увиденное, предполагайте, что художники хотели изобразить на своих картинах. Ходите в кино и театры, дайте малышу возможность приобщиться к прекрасному миру искусства.
Читайте также:  Ребенку полтора года игры для развития

Советы психологов

Педагог-психолог Вихрова Татьяна Владимировна призывает всех родителей не преуменьшать значение воображения и не пытаться с пеленок приучать малышей ко взрослой и ответственной жизни. Взрослые порой чересчур много времени проводят за мыслями о том, как бы скорее подготовить детей к обучению в школе. Но самое сильное действие в период от рождения и до семилетнего возраста-это игра. Если дети не дофантазируют, не доиграют, им будет сложно обучаться в школе.

Психологи выделяют три вида воображения:

  1. Воссоздающий вид. За основу берется прочтенная книга, или просмотренный фильм и новые образы создаются уже на основании изученного материала.
  2. Творческий вид. Развитием именно этого воображения у детей и надо заниматься. Фантазии берутся прямо из головы, не опираясь на уже полученные знания.
  3. Неуправляемый вид. Нафантазировав, ребенка полностью поглощает им же созданный мир, он готов доказывать всем, что он реальный и существует на самом деле.

Вот, по мнению психологов, самые эффективные способы поддерживать и развивать в ребенке жажду к фантазиям:

  1. Пополнять его жизненный опыт. Яркие эмоции и впечатления дают почву для таких же ярких фантазий. Для этого важно пробовать что-то новое-нюхать новые запахи, пробовать новые вкусы, путешествовать (необязательно на далекие расстояния, можно поехать к ближайшей реке, устроить пикник в лесу), посещать выставки, театры, концерты, использовать подручные средства в качестве музыкальных инструментов-играть ложками, палками, бить по кастрюлям, доскам, по любым подходящим поверхностям.
  2. Читать или слушать книги. Каждый слышимый образ наполняет голову собственными фантазиями и представлениями о нем.
  3. Сочинять свои собственные истории, главными героями которых могут быть самые разные персонажи-даже сам автор, что, к тому же, развивает в нем чувство собственной значимости.
  4. Рисовать. Рисуя, придумываются миры, герои, их взаимоотношения. Важно проговаривать с ребенком, что именно он хотел изобразить, как он видит это, что случится с его персонажем.
  5. Использовать подручные средства для игр. Тарелка может стать рулем для автомобиля, который расположился на детской кровати, игрушки-пассажирами, папин ремень-ремнем безопасности, ночник-светофором. Самые богатые фантазии проявляются именно тогда, когда предмет используется не по его прямому назначению.
  6. Всегда одобрять игры, в которых участвуют вымышленные персонажи. Изображая смелого рыцаря, или волшебника, ребенок чувствует себя сильным и могущественным. Играя с воображаемым котенком, учится понимать свою ответственность.
  7. Затруднительные положения. Пусть ребенок сам попробует выпутаться из сложной ситуации. Предложите ему сценарий: “Впереди тебя яма, сзади забор. Как дойти до дома?”.

Итальянский детский писатель и журналист Джанни Родари в 1973 году создал целую книгу под названием “Грамматика фантазии”, в которой мастерски описал способы развития детской фантазии, творческого мышления и сочинения сказок. В своем произведении он предлагает много фантазировать, заниматься смешной ерундой, меняя обстановку дома и в школе, ведь при обучении так много усилий прилагается к тому, чтобы быть внимательным и все запоминать, а не воображать.
Вот некоторые примеры занятий с детьми, которые предлагает нам известный писатель:

Сказка из одного слова

Смысл игры в том, что ребенок говорит одно слово, потом придумывает слова на ту же букву, что и первоначальное, затем, дабы усложнить задачу, придумать новые слова на каждую из букв исходного.
Для сочинения рассказа, или сказки нужно придумать хотя бы два слова и чем они будут противоположнее по смыслу, тем веселее будет сказка.

Если бы…

Многие авторы в своих книгах использовали фантастические гипотезы. Что было бы, если бы… Тут главное чтобы взять первые попавшиеся в голову существительное и глагол. Что было бы, если бы Красная Шапочка отправилась на вертолете в страну чудес? Самые нелепые и необычные примеры вызывают у детей наибольший восторг. “Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, — полезнее”-говорит нам сам автор.

Все наоборот

Любой вещи можно задать противоположные функции, например, представить, что зонтик не укрывает от дождя, а сам создает дождь и поливает им всех вокруг, нафантазировать о кинотеатре, куда ты приходишь не для того, чтобы посмотреть кино, а чтобы в нем сняться.

Фантазировать на ошибках

Ошибки в дошкольной (да и в школьной) жизни могут принести массу положительных эмоций, если использовать их со смехом. Например, Джанни Родари предлагает детям переписывать стихотворения, нарочно совершая ошибки в них. Получаются забавные нелепицы, которые отвлекают от накатанной колеи обучения чему-то серьезному.

Переписывание сказок

Дети любят читать одну и ту же сказку по сто раз. Но когда-то и она надоедает. Меняя факты, мы вновь пробуждаем к ней интерес и порой избавляемся от страхов. Например, три поросенка могут строить не дома, а сажать овощи на огороде, а волка можно превратить в смешного зайца, который уже совсем не пугает.
Можно смешивать героев из разных сказок, тогда медвежонок Умка встретится с котом Матроскиным и они будут вместе жить в вымышленном месте под названием Тилимилитрямдия.

Взрослый Альберт Эйнштейн сказал: “Без воображения нет соображения”. Очень важно уделять много времени для развития в своих детях таких важных качеств, которые помогут ему найти место в этой жизни, стать успешными, творческими и интересными личностями.

Статью проверил и отредактировал эксперт Papa Vlada.

Первоисточник статьи опубликован на сайте для Мамочек.

Источник