Блонский периодизация развития ребенка
Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили опорой обоснования смены возрастных периодов Д.Б. Элькониным(1904 – 1984), который сумел создать научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии. Впервые она была представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).
Схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина
| Эпохи | Периоды | Хронолог. границы | Вид ведущей деятельности | Тип деят-ности | Кризис | 
Раннее детство  | Младен-чество | 0 – 1 год | Непосредственно-эмоиональное общение | М– П* | Кризис новорож-денного | 
| Ранний возраст | 1– 3 года | Предметно-манипулятивная деятельность | О – Т* | Кризис 1 года | |
Детство  | Дошкольный возраст | 3 – 7 лет | Ролевая игра | М– П* | Кризис 3-х лет | 
| Младший школьный возраст | 7– 10 лет | Учение | О – Т* | Кризис 7 лет | |
Отрочество  | Подростковый возраст | 11–15 лет | Интимно-личное общение со сверстниками | М– П* | Кризис 11–12 лет | 
| Ранняя юность | 15–17 лет | Учебно-профессиональная | О – Т* | Кризис 15 лет | 
* Примечание: М – П – мотивационно-потребностная сфера личности;
О – Т – операционально-техническая сфера личности
Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
Социальная ситуация развития. Это определенное соотношение условий
 социальной среды и внутренних условий формирования индивида как
 личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на
 людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее
 развившиеся психологические свойства они преломляются. Это система
 отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его
 собственных переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с
 другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Социальная ситуация развития представляет собой культурно-исторический аспект жизнедеятельности субъекта в обществе.
Ведущий тип деятельности. Ведущий тип деятельности и мотивация действий обуславливают главнейшие изменения в психических процессах и психических свойствах личности в данный период развития.
Основные новообразования развития. Это продукт возрастного развития, появляющийся к концу периода и приводящий к перестройке системы его отношений к миру, другим людям и к себе. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складывания новой, что сопровождается кризисами возрастного развития. И здесь важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к кризису.
    Кризис. Это переломные моменты психического развития, отделяющие один возрастной период от другого. Раскрыть психологическую сущность
 кризиса – значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.
Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности двух систем: «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый». За деятельностью одного типа, с ориентацией в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.
Периодизация психического развития по П.П. Блонскому
Стремление изучить материальные основы развития психики привели П.П. Блонского (1884 – 1942) к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический.
Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психического развития.
Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества – упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого периода.
Кроме того, он разработал общую периодизацию психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов:
· детства;
· размножения;
· угасания;
При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов:
– беззубое детство (до 8 месяцев);
– детство молочных зубов (до 6,5 лет);
– детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости)
Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.
Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и антиэволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта.
Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».
Источник
В 20-30-е годы в советской психологии существовали два направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. Разрабатывая проблему биологического и социального, ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что же является условием, а что источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблема механизма развития – наименее изученная и наиболее важная для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.
Стремление изучить материальные основы развития психики привели Блонского к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический. Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психического развития. Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества – упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого периода. Кроме того, он разработал и общую периодизацию психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов – детства, размножения, угасания. При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов.
Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.
Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и анти-эволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта. Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Павел
 Петрович Блонский выбрал объективный,
 легко доступный наблюдению, связанный
 с существенными особенностями конституции
 растущего организма признак — появление
 и смену зубов.
 Детство делится поэтому на три эпохи:
 беззубое детство (от  рождения до 8
 месяцев), детство молочных зубов (примерно
 до 6,5 лет) и детство постоянных зубов
 (до появления зубов мудрости).
Периодизация з. Фрейда.
Зигмунд
 Фрейд считал главным двигателем
 человеческого поведения бессознательное,
 насыщенное сексуальной энергией.
 Сексуальное
 развитие,
 по Фрейду, определяет развитие всех
 сторон личности и может служить критерием
 возрастной периодизации. 
 Стадии
 развития детской  сексуальности
 определяются,  по Фрейду, смещением
 эрогенных зон — тех областей тела,
 стимуляция которых вызывает
 удовольствие.
 Оральная
 стадия. На
 оральной стадии (до 1 года) эрогенная
 зона — слизистая рта и губ. Ребенок
 получает удовольствие, когда сосет
 молоко, а в отсутствие пищи —
 собственный палец или какой-нибудь
 предмет. Поскольку абсолютно все желания
 младенца не могут быть немедленно
 удовлетворены, появляются первые
 ограничения, и кроме бессознательного,
 инстинктивного начала личности,
 названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
 вторая инстанция — «Я». Формируются
 такие черты личности, как ненасытность,
 жадность, требовательность,
 неудовлетворенность всем предлагаемым.
 Анальная
 стадия.
 На анальной стадии (1-3 года) эрогенная
 зона смещается в слизистую оболочку
 кишечника. Ребенка в это время приучают
 к опрятности, возникает много требований
 и запретов, в результате чего в личности
 ребенка начинает формироваться третья
 инстанция — «Сверх-Я» как носитель
 морально-этических  норм, внутренняя
 цензура, совесть. Развиваются аккуратность,
 пунктуальность, упрямство, агрессивность,
 скрытность, накопительство и некоторые
 другие черты.
 Фаллическая
 стадия.
 Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
 высшую ступень детской сексуальности.
 Ведущей эрогенной зоной становятся
 гениталии. Если до сих пор детская
 сексуальность была направлена на себя,
 то сейчас дети начинают испытывать
 сексуальную привязанность к взрослым
 людям, мальчики к матери (Эдипов
 комплекс), девочки к отцу (комплекс
 Электры). Это время наиболее строгих
 запретов и интенсивного формирования
 «Сверх-Я». Зарождаются новые черты
 личности — самонаблюдение, благоразумие
 и др.
 Латентная
 стадия.
 Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно
 прерывает сексуальное развитие ребенка.
 Влечения, исходящие из «Оно», хорошо
 контролируются. Детские сексуальные
 переживания вытесняются, и интересы
 ребенка направляются на общение с
 друзьями, школьное обучение и т.д.
 Генитальная
 стадия.
 Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует
 собственно половому развитию ребенка.
 Объединяются все эрогенные зоны,
 появляется стремление к нормальному
 сексуальному общению. Биологическое
 начало — «Оно» — усиливает свою
 активность, и личности подростка
 приходится бороться с его агрессивными
 импульсами, используя механизмы
 психологической защиты.
Периодизация л. Колберга. Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.
 Л.
 Колберг рассматривает развитие морального
 сознания как последовательный
 прогрессивный процесс,  выделяя в нем
 6 стадий развития, объединяющихся в
 три уровня.
 Первый
 — доморальный
 уровень.
 Нормы морали для ребенка — нечто внешнее,
 он выполняет правила, установленные
 взрослыми, из чисто эгоистических
 соображений. Первоначально он ориентируется
 на наказание и ведет себя «хорошо»,
 чтобы его избежать (1 стадия). Затем он
 начинает ориентироваться и на поощрение,
 ожидая получить за свои правильные
 действия похвалу или какую-нибудь другую
 награду (2 стадия).
 Второй
 уровень — конвенциональная
 мораль
 (конвенция
 – договоренность,  соглашение). Источник
 моральных предписаний для ребенка
 остается внешним. Но он уже стремится
 вести себя определенным образом из
 потребности в одобрении, в поддержании
 хороших отношений со значимыми для него
 людьми. Ориентация в своем поведении
 на оправдание ожиданий и одобрение
 других характерна для 3 стадии, на
 авторитет — для 4. Этим определяется
 неустойчивость поведения ребенка,
 зависимость от внешних влияний.
 Третий
 уровень — автономная
 мораль.
 Моральные нормы и принципы становятся
 собственным достоянием личности, т.е.
 внутренними.   Поступки определяются
 не внешним давлением или авторитетом,
 а своей совестью: «на том стою и не могу
 иначе». Сначала появляется ориентация
 на принципы общественного благополучия,
 демократические законы, принятые на
 себя обязательства перед обществом (5
 стадия), потом — на общечеловеческие
 этические принципы (6 стадия).
 Все
 дошкольники и большинство семилетних
 детей (примерно 70%) находятся на
 доморальном уровне развития. Этот низший
 уровень развития морального сознания
 сохраняется у части детей и позже —
 у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.
 Многие
 дети к 13 годам решают моральные проблемы
 на втором уровне, им присуща конвенциональная
 мораль. Развитие высшего уровня морального
 сознания связано с развитием интеллекта:
 осознанные моральные принципы не могут
 появиться раньше подросткового возраста,
 когда формируется логическое мышление.
 Периодизации,
 основанные на одном признаке, субъективны:
 авторами произвольно выбирается одна
 из многих сторон развития. Кроме
 того, в них не учитывается изменение
 роли выбранного признака в общем
 развитии ребенка на протяжении детства,
 а значение любого признака меняется
 при переходе от возраста к возрасту.
 Периодизации
 детского  развития 
 по
 совокупности   внутренних  критериев.
 
 В
 третьей группе периодизаций предпринята
 попытка выделить периоды психического
 развития ребенка на основе существенных
 особенностей этого
 развития.
 Это периодизации  Эрика  Эриксона,  Л.С.Выготского
 и  Д.Б.Эльконина. В них используются
 три критерия — социальная
 ситуация развития, ведущая деятельность
 и центральное возрастное новообразование.
Периодизация
 Э.Эриксона.
 Эрик
 Эриксон — последователь 3.Фрейда,
 расширивший психоаналитическую
 теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
 тому, что начал рассматривать развитие
 ребенка в более широкой системе социальных
 отношений. 
 Основные
 понятия  теории Эриксона. Одно
 из центральных понятий теории  Эриксона
 — идентичность
 личности.
 Личность развивается благодаря
 включению в различные социальные
 общности (нацию, социальный класс,
 профессиональную группу и т.д.).
 Идентичность (социальная  тождественность)
 определяет  систему ценностей личности,
 идеалы, жизненные планы, потребности,
 социальные роли с соответствующими
 формами поведения.
 Идентичность
 формируется в юношеском возрасте, это
 характеристика достаточно зрелой
 личности. До этого времени ребенок
 должен пройти через ряд идентификаций
 — отождествления себя с родителями;
 мальчиками или девочками (половая
 идентификация) и т.д. Этот процесс
 определяется воспитанием ребенка,
 поскольку с самого его рождения
 родители, а затем и более широкое
 социальное окружение приобщают его к
 своей социальной общности, группе,
 передают ребенку свойственное ей
 мировосприятие.
 Еще
 одно важное положение теории Эриксона
 —кризисность
 развития.
 Кризисы присущи всем возрастным стадиям,
 это «поворотные пункты», моменты выбора
 между прогрессом и регрессом. В каждом
 возрасте личностные  новообразования,
 приобретаемые ребенком, могут быть
 позитивными, связанным с прогрессивным
 развитием личности, и негативными,
 вызывающими отрицательные сдвиги в
 развитии, его регресс.
 Стадии
 развития  личности. 
 Эриксон выделил несколько стадий
 развития личности.
 1-я
 стадия.
 На первой стадии развития, соответствующей
 младенческому возрасту,
 возникает доверие
 или недоверие к миру.
 При прогрессивном развитии личности
 ребенок «выбирает» доверительное
 отношение. Оно проявляется в легком
 кормлении, глубоком сне, ненапряженности
 внутренних органов, нормальной работе
 кишечника. Ребенок, с доверием
 относящийся к миру, без особой тревоги
 и гнева переносит исчезновение из его
 поля зрения матери: он уверен, что она
 вернется, что все его потребности
 будут удовлетворены. Младенец получает
 от матери не только молоко и необходимый
 ему уход, с ней связано и «питание» миром
 форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
 В
 это время ребенок как бы «вбирает» в
 себя образ матери (возникает механизм
 интроекции). Это первая ступень
 формирования идентичности развивающейся
 личности.
 2-я
 стадия.
 Вторая стадия соответствует
 раннему возрасту.
 Резко возрастают возможности ребенка,
 он начинает ходить и отстаивать свою
 независимость, возрастает  чувство
 самостоятельности.
 Родители
 ограничивают появляющиеся у ребенка
 желания требовать, присваивать, разрушать,
 когда он проверяет свои силы.  Требования
 и ограничения родителей создают основу
 для негативного чувства стыда
 и сомнений.
 Ребенок  чувствует «глаза мира», следящие
 за ним с осуждением, и стремится
 заставить мир не смотреть на него или
 хочет сам стать невидимым. Но это
 невозможно, и у ребенка появляются
 «внутренние глаза мира» — стыд за
 свои ошибки. Если взрослые предъявляют
 слишком суровые требования, часто
 порицают и наказывают ребенка, у него
 возникают постоянная настороженность,
 скованность, необщительность. Если
 стремление ребенка к независимости
 не подавляется, устанавливается
 соотношение между способностью
 сотрудничать с другими людьми и настаивать
 на своем, между свободой самовыражения
 и ее разумным ограничением.
 3-я
 стадия.
 На третьей стадии, совпадающей с
 дошкольным возрастом,
 ребенок активно познает окружающий
 мир, моделирует в игре отношения
 взрослых, быстро учится всему, приобретает
 новые обязанности. К самостоятельности
 добавляется инициатива.
 Когда
 поведение ребенка становится агрессивным,
 инициатива ограничивается, появляются
 чувства вины и тревожности; таким образом
 закладываются новые внутренние инстанции
 — совесть и моральная ответственность
 за свои действия, мысли и желания.
 Взрослые не должны перегружать совесть
 ребенка. Чрезмерное неодобрение,
 наказания за незначительные проступки
 и ошибки вызывают постоянное ощущение
 своей вины,
 страх перед наказанием за тайные
 мысли, мстительность. Тормозится
 инициатива, развивается пассивность.
 На
 этом возрастном этапе происходит половая
 идентификация, и
 ребенок осваивает определенную форму
 поведения, мужскую или женскую.
 4-я
 стадия.
 Младший
 школьный возраст —
 предпубертатный, т.е. предшествующий
 половому созреванию ребенка. В это время
 развертывается четвертая стадия,
 связанная с воспитанием у детей
 трудолюбия, необходимостью овладения
 новыми знаниями и умениями.  Постижение
 основ трудового и социального опыта
 дает возможность ребенку получить
 признание окружающих и приобрести
 чувство компетентности. Если же достижения
 невелики, он остро переживает свою
 неумелость, неспособность, невыгодное
 положение среди сверстников и чувствует
 себя обреченным быть посредственностью.
 Вместо чувства компетентности образуется
 чувство неполноценности.
 Период
 начального школьного обучения — это
 также начало профессиональной
 идентификации,
 ощущения своей связи с представителями
 определенных профессий.
 5-я
 стадия.
 Старший
 подростковый возраст
 и ранняя юность составляют пятую стадию
 развития личности, период самого
 глубокого кризиса. Детство подходит
 к концу,  завершение этого этапа
 жизненного пути  приводит к формированию
 идентичности.
 Объединяются все предыдущие идентификации
 ребенка; к ним добавляются новые,
 поскольку повзрослевший  ребенок
 включается в новые социальные группы
 и приобретает другие представления о
 себе. Целостная идентичность личности,
 доверие к миру, самостоятельность,
 инициативность и компетентность
 позволяют юноше решить задачу
 самоопределения, выбора жизненного
 пути.
 Когда
 не удается осознать себя и свое место
 в мире, наблюдается диффузность
 идентичности.
 Она связана с инфантильным желанием
 как можно дольше не вступать во взрослую
 жизнь, с состоянием тревоги, чувством
 изоляции и опустошенности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
 - #
 - #
 - #
 - #
 - #
 - #
 - #
 - #
 - #
 - #
 
Источник