Блонский педология развития ребенка
Доклад по психологии
На тему «Психология развития ребёнка
П. П. Блонского»
Психология развития ребенка П. П. Блонского
Павел Петрович Блонский – выдающийся советский ученый, педагог и психолог, написавший более 200 работ по различным проблемам философии, педагогики и психологии. Большая часть из них посвящена проблемам детской и педагогической психологии; многие работы в этой области издавались под рубрикой педагогической литературы.
П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография “Трудовая школа” (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы.
Блонский рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Ему принадлежит ряд исследований возрастной психологии. Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Блонский анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения («Память и мышление»; «Развитие мышления школьников», 1935). Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти – моторная, аффективная, образная и вербальная – описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.
Весьма перспективным представлялось Блонскому направление исследований, связанное с комплексным подходом к развитию, который был характерен для педологии. «Как к живому источнику», он обращается к педологии, став одним из ведущих ее теоретиков. (Педологический период его творчества, согласно автобиографии, приходится на 1924—1928 годы.)
В педологическом творчестве Блонского значительное место отводится характеристике детских возрастов. В 20-е годы возрастная периодизация связывалась им в основном с биологическими признаками (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). Все разнообразные особенности поведения ребенка, образующие «возрастной симптомокомплекс», объяснялись процессами увеличения количества материи (ростом массы организма).
Блонский скоро осознал, что это малопродуктивный путь. Впоследствии он заявлял, что «характеристика каждой возрастной стадии должна быть комплексной: не какой-нибудь один признак, а своеобразная связь признаков характеризует тот или иной признак». Блонскому сопутствовала свойственная педологии идея целостного изучения ребенка.
Тем не менее, издержки широкомасштабной педологической практики были для него очевидны. Безуспешные попытки построить единые теоретические основания педологии привели его к разочарованию в этом научно-практическом направлении, причем задолго до того, как на него был наложен официальный запрет. Уже в 1928 году начался отход Блонского от педологии. «Занятия педологией, — писал он в это время, — все больше и больше убеждают меня в поверхностности обычных педологических исследований. Стремясь углубить их, я все больше углубляюсь в психологию».
Педагогические взгляды Блонского
Труды П.П. Блонского не всегда получали одинаковую оценку со стороны научной общественности. Вследствие огульного отрицания ценности педологических работ сочинения П. П. Блонского на долгие годы были изъяты из научного обращения. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии исследований по проблемам детской и педагогической психологии. Сейчас пришло время объективного подхода к педологии как науке о ребенке и к творческому наследию выдающихся ученых 30-х гг. Различные аспекты творческого наследия П.П. Блонского анализировались неоднократно. Но, ни одна из работ не была целиком посвящена рассмотрению проблемы усвоения знаний школьниками в трудах П.П. Блонского. Эта проблема является весьма актуальной для современной педагогической психологии. Подход П.П. Блонского к ее разрешению, методологические принципы его исследований, выводы, рекомендации сохраняют до сих пор научную и практическую ценность.
В результате многочисленных экспериментов, направленных на выяснение соотношения восприятия и мышления в усвоении знаний школьниками различных возрастов, П.П. Блонский пришел к выводам:
1) чем старше школьник, тем мышление у него становится значительно шире и детализированное, а под влиянием мышления расширяется восприятие и совершенствуется усвоение;
2) чем старше и чем более развит испытуемый, тем целенаправленнее он обдумывает, прежде чем приступить к работе. Мышление планомерно организует восприятие, благодаря чему происходит лучшее усвоение воспринимаемого.
Бытующему в теории и жизни равенству усвоения с памятью П.П. Блонский противопоставил мнение о том, что усвоение и память — различные понятия. Он считал неверным объяснение плохой успеваемости ребенка его плохой памятью. С возрастом память при усвоении используется все меньше. И если младший школьник нередко запоминает наизусть понравившееся ему, то взрослые, как указывает П.П. Блонский, не расположены к заучиванию на память.
Имеющее место в подростковом возрасте ухудшение памяти не влияет, по мнению П.П. Блонского, на усвоение учебного материала, так как в этом возрасте интенсивно развивается мышление, которое начинает играть в усвоении все большую и большую роль.
Велика заслуга П.П. Блонского и в том, что он показал, как изменяющееся с возрастом отношение между мышлением и памятью влияет на особенности процесса запоминания. Опыты П.П. Блонского, проведенные над детьми различных возрастов, свидетельствуют о том, что младший по возрасту и неразвитый ученик в связи с тем, что его память развита лучше, чем мышление, больше склонен запоминать решительно все, охотно пользуется повторениями. Более же взрослый и развитый школьник запоминает выборочно и без напряжения усилий. Его мышление уже достаточно развито, чтобы энергично участвовать в запоминании, всячески осмысливать заучиваемый материал, открывать и устанавливать в нем связи, контролировать правильность заученного. Запоминание в данном случае основывается в первую очередь на логической памяти, а воспроизводится только основное, главное, т.е. воспроизведение, становится смысловым воспроизведением.
П.П. Блонским показана огромная роль развития речи в ходе усвоения знаний школьниками. Его опыты на второклассниках свидетельствовали о том, что иногда дети не усваивают предлагаемого им задания просто потому, что плохо владеют связной речью. У старшего школьника в отличие от младшего между точным запоминанием, воспроизведением и полным забвением есть промежуточная стадия – приблизительное запоминание и воспроизведение, которая дает возможность, не помня точно необходимого, приблизительно представлять, указывать на его определенные признаки. Этому способствует богатство словаря, которое позволяет в тех случаях, когда нет полного запоминания, помнить приблизительно. Оно также способствует более полному запоминанию и воспроизведению большего числа деталей. Учащиеся младших классов еще не владеют необходимыми обобщенными терминами, их лексикон и запас высших родовых понятий еще беден. Поэтому воспроизведение ими учебного материала характеризуется порой излишней буквальностью. В результате развития ведущего мышления и накопления запаса специальных и общих терминов появляется способность заменять частные представления и понятия более общими.
В последних произведениях Блонского память и мышление не выступают в качестве самодовлеющих функций. Их развитие он теснейшим образом связывал с общим развитием человека. Анализируя в книге «Развитие мышления школьника» формирование мышления в младшем школьном возрасте, он связывает этот процесс с играми ребенка, а в подростковом возрасте — с процессом учения.
Блонский намеревался осуществить обширную программу исследовательских работ по изучению комплекса психических процессов — восприятия, памяти, мышления, речи, воли и чувств — в их единстве и развитии. Труды Блонского последних лет навсегда вошли в фонд работ, заложивших основы современной научной психологии.
Однако это были беседы один на один, и сотрудники плохо знали, чем занимаются другие, так как непосредственных контактов у них почти не было. Тем более, что никогда не происходило общих обсуждений проделанной работы, возникающих затруднений или открытий. Сотрудники Блонского фактически никогда не собирались вместе не только у него дома, но и в лаборатории, которую он возглавлял. При таком отсутствии живого общения, совместной творческой деятельности не формировалась и школа, которая продолжила бы дело учителя.
Вывод
П.П. Блонский внес большой вклад в развитие педагогики. Психолого-педагогическое наследие П. П. Блонского содержит много ценных мыслей. Изучение им зависимости хода усвоения знаний школьниками от организации самоконтроля, выявление роли внутренних психических состояний в процессе воспроизведения усвоенного открыли новое направление исследований процесса учения и процесса усвоения как сложного вида деятельности, в котором находят отражение особенности личностных качеств и содержание прежнего опыта человека.
П.П. Блонским были проведены интересные научные исследования особенностей усвоения на различных этапах школьного обучения, сделаны не утратившие ценности и по сей день выводы. Особо следует выделить его мысль о том, что процесс усвоения не сводится к какой-то определенной психической функции, а зависит от изменяющейся роли восприятия, памяти, мышления и речи на различных этапах возрастного развития школьников, что взаимосвязь и взаимозависимость психических процессов в ходе усвоения знаний носит диалектический характер.
Блонский полагал, что педагогика как наука требует философского обоснования, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке.
Источник
Павел Петрович Блонский(1884-1941) оказал заметное воздействие на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография “Трудовая школа” (1919) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 1920-х гг.
П. П. Блонский – автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ. В предреволюционные годы были изданы его труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории педагогики, психологии. В 1920-х гг. ученый не ограничивался созданием теоретических работ и активно участвовал в разработке новых школьных программ. Он организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в школе. С середины 1920-х гг. теоретические интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии. После постановления ЦК РКП (б) “О педологических извращениях…” началась политическая травля Блонского, и его имя надолго было предано забвению.
П. П. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они существуют). Важнейший инструментарий научной педагогики и гарантия достоверного педагогического знания – объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью различных тестов. При этом Блонский предостерегал от недостаточной репрезентативности диагностических методов.
Извечную гуманистическую идею превращения ребенка в центр педагогического процесса Блонский стремился облечь в строго научные формы, позволяющие перейти от прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию. Так, рассуждая о типологии учащихся, Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать с ребенком сильного типа, он нуждается в дополнительных занятиях (“неуспевающих детей надо развивать”).
По убеждению Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей социального окружения, в частности, норм и ценностей школьного класса. Школьный класс – сложная система, выполняющая интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и членов группы.
Согласно концепции трудовой школыП. П. Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего природного мира. Обучение следовало строить в соответствии с различными фазами детского развития (генетический метод).
Особое внимание Блонский уделил проблеме развития интеллекта детей в процессе образования. Он считал архаическими вопросно-ответную систему и экзамены. Блонский считал целесообразным упражнять ребенка посредством решения различных учебных и нравственных проблем (помощь товарищу, взрослому, родителю).
Блонский очень не любил учителей, которые приходят на урок, спрашивают, ставят оценки, задают на дом и покидают класс. Он хочет дать учителю истинное, серьезное знание о ребенке. Поэтому не случайно его увлечение педалогией. Он пишет большой труд “Педология”, где пытается дать основы изучения ребенка и на этой основе методы его обучения. Когда педалогия была запрещена, нетрудно представить себе, что пережил ученый, оказавшийся не у дел, а его труды перечеркнуты.
Источник
Доклад
по теме
« Роль
педологии в развитии образования. П.П.
Блонский.»
Выполнил
Юдаев И.А. (ФЕН, 1БХ).
Прежде,
чем говорить о роли педологии
в развитии образования, стоит дать
определение это науке.
Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке,
ставившее своей целью объединить подходы
различных наук (медицины, биологии, психологии,
педагогики) к развитию ребёнка.
Предмет П., несмотря на многочисленные
дискуссии и теоретические разработки
ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский,
М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый
и др.), четко определен не был, и попытки
найти специфику П., не сводимую к содержанию
смежных с ней наук, успеха не имели.
П. стремилась изучать ребенка,
при этом изучать комплексно, во
всех его проявлениях и с учетом
всех влияющих факторов. Блонский, кстати,
определял П. как науку о возрастном развитии
ребенка в условиях определенной социально-исторической
среды. То, что П. была еще далека от идеала,
объясняется не ошибочностью подхода,
а огромной сложностью создания междисциплинарной
науки. Безусловно, среди педологов не
было абсолютного единства взглядов. Но
все же можно выделить 4 основных принципа.
1. Ребенок – целостная
система. Он не должен изучаться
только “по частям” (что-то физиологией,
что-то психологией, что-то неврологией).
2. Ребенка можно понять,
лишь учитывая, что он находится
в постоянном развитии. Генетический
принцип означал принятие во
внимание динамики и тенденции
развития. Примером может служить
понимание Выготским эгоцентрической
речи ребенка как подготовительной фазы
внутренней речи взрослого.
3. Ребенка можно изучать
лишь с учетом его социальной
среды, которая оказывает влияние
не только на психику, но
часто и на морфофизиологические
параметры развития. Педологи много
и достаточно успешно работали
с трудными подростками, что
в те годы длительных социальных
потрясений было особенно актуально.
4. Наука о ребенке должна
быть не только теоретической,
но и практической.
Педологи работали в школах,
детских садах, различных подростковых
объединениях. Активно осуществлялось
психолого-педологическое консультирование;
проводилась работа с родителями;
разрабатывалась теория и практика
психодиагностики. Действовали институтыты
П., где представители разных наук пытались
проследить развитие ребенка от рождения
до юности. Педологов готовили весьма
основательно: они получали знания по
педагогике, психологии, физиологии, детской
психиатрии, невропатологии, антропологии,
социологии, причем теоретические занятия
сочетались с повседневной практической
работой.
В 1930-е гг. началась критика
многих положений П. (проблем предмета
П., био- и социоге-неза, тестов и др.), приняты
2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была
разгромлена, многие ученые репрессированы,
судьбы других искалечены. Закрылись все
педологические ин-ты и лаборатории; П.
вымарали из учебных программ всех вузов.
Щедро наклеивались ярлыки: Выготский
объявлен “эклектиком”, Басов и Блонский
– “пропагандистами фашистских идей”.
Постановления и последовавшая
обвальная “критика” варварски, но
мастерски извратили саму суть П.,
вменив ей в вину приверженность биогенетическому
закону, теории 2 факторов (см. Конвергенции
теория), фатально предопределяющей судьбу
ребенка застывшей социальной средой
и наследственностью (это слово должно
было звучать ругательно). На самом деле,
считает В. П. Зин-ченко, педологов погубила
их система ценностей: “Интеллект занимал
в ней одно из ведущих мест. Они ценили
прежде всего труд, совесть, ум, инициативу,
благородство”.
К слову
о роли и вкладе педологии в
науку.
Ряд работ Блонского (напр.:
Развитие мышления школьника. – М., 1935),
работы Выготского и его сотрудников по
детской психологии заложили фундамент
современных научных знаний о психическом
развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова,
М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс
оживления), создававшиеся в педологических
по названию учреждениях, содержали ценный
фактический материал, вошедший в фонд
современных знаний о ребенке и его развитии.
Эти труды были положены в основу и ныне
действующей системы воспитания в младенческом
и раннем возрасте, а психологические
исследования Блонского и Выготского
обеспечили возможности разработки теоретических
и прикладных проблем возрастной и педагогической
психологии в нашей стране. При этом реальный
психологический смысл исследований и
их педологическое оформление долгое
время не позволяли отделить одно от другого
и по достоинству оценить их вклад в психологическую
науку.
Блонский: краткая биография.
Па́вел Петро́вич Бло́нский (14 мая (26 мая) 1884, Киев — 15 февраля 1941, Москва) — русский и советский философ, педагог
и психолог. Родился в Киеве. В 1902 поступил на историко-филологический
факультет Киевского университета, который
окончил в 1907 г., получив золотую медаль.
Интересовался античной философией, опубликовал
ряд работ по гносеологии и этике. С 1913 — приват-доцент. После революции
испытывал нужду, занялся преподавательской
деятельностью. Познакомился с Г. И. Челпановым, при содействии которого окончательно
переехал из Киева в Москву и занялся психологическими исследованиями,
став аспирантом Челпанова[1].
С 1919 г. руководит Московской академией
народного образования.
В 1920-е гг. исключительно плодотворен,
выпустил ряд учебников, в том
числе школьных, статьи его публикуются
за рубежом.
В 1924—1928 заинтересовался педологией, позднее разочаровался в ней. Тем не
менее, спорил со сторонниками «социогенетизма», то есть формирования характера средой:
считал, что заложенные природой стадии
развития человека (которые он понимал
сугубо материально) нельзя ускорить.
Круг исследуемых им проблем
был чрезвычайно широк. В частности,
разрабатывал проблемы, смежные для
психологии и педагогики. Сформулировал
генетическую (стадиальную) теорию памяти,
согласно которой различные виды
памяти — моторная, аффективная, образная
и вербальная — описываются как этапы
развития человека, его речи и мышления,
изменения им окружающей действительности.
В конце жизни работал в Институте
психологии в Москве, болел туберкулёзом. После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических
извращениях…» (1936) подвергся травле, были арестованы
два его сына.
После смерти его имя около
20 лет не упоминалось в психологической
литературе, тем более, что в советской
психологии в то время одержали верх сторонники
«социогенетизма», а Блонский всегда был противником
этой теории.
Своей научной школы не
создал, хотя многие его идеи развивает
ряд современных психологов, в
частности,
Блонский: вклад в педологию.
Вопрос о психическом
развитии был в педологии центральным.
На нем и сосредоточилась энергия
П. П. Блонского как психолога. Блонский
считал предметом психологии историю поведения, включая различные стадии (уровни)
изменения субъективных состояний ребенка,
эволюцию его эмоциональной жизни, памяти,
произвольных актов и других психических
проявлений. Во всех случаях он выделял
ступени, отличающие один уровень развития
от другого.
В процессе памяти, например, Блонский
видел генетический ряд из четырех ступеней
(прежде они считались видами памяти): моторная память (к ней он относил условные рефлексы
и навыки), аффективная память (когда запоминаются эмоциональные состояния), образная память (запечатление и воспроизведение
объектов, воспринятых органами чувств), вербальная память (знание о прошлом, излагаемое
в речевой форме).
Свои выводы Блонский делал не на основе
умозрительных соображений, а опираясь
на экспериментально установленные, главным
образом в опытах со школьниками, данные.
Так, например, давая школьникам задание
выучить из учебника рассказ и ответить
тогда, когда они будут его хорошо знать,
Блонский выявил следующие стадии усвоения:
сначала ребенок сразу же говорит, что
готов отвечать; затем проверяет себя,
рассказывая текст полностью; наконец,
проверяет себя “по вопросам”, выделяя
главное. Такой самоконтроль, в свою очередь,
изменяется, становится поэтапно более
совершенным, что можно опять-таки выяснить
путем психологических опытов. Принцип
развития выступил у Блонского применительно
к человеку как принцип историзма.
Все советские психологи под воздействием
философии марксизма признали приоритет
социальной регуляции психики над биологической.
Блонский же этим не ограничился. В своих
трудах (основные из них-“Развитие мышления
школьника”, “Память и мышление”)
он выделил в качестве детерминант (причинных
факторов) психических форм человеческого
поведения факторы истории культуры. Это
сближает Блонского с его выдающимся современником,
Л. С. Выготским, который, не ограничившись
общими формулами марксистской философии,
предпринял попытку почерпнуть в ней положения,
позволившие психологии выйти на новые
рубежи в ее собственном проблемном поле.
Источник