Близнецовый метод дневники развития ребенка

Близнецовый метод дневники развития ребенка thumbnail

Близнецовый метод изучения детской психики

МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ (от греч. psyche – душа, genos – происхождение) – методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) – неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания. Тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.

В детской психологии подробно описано исследование В.С. Мухиной, в котором автор изучала собственных детей – близнецов, вела дневниковые записи и анализировала данные. Данный метод хорошо отражает влияние среды на развитие личности, а также показывает влияние собственной активности на психическое развитие.

В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет “близнецовый метод” Как известно, однояйцевые близнецы имеют одну и ту же наследственность. Они представляют собой как бы два экземпляра одного и того же организма В случаях, когда нужно проверить некоторые условия и возможности развития, проводят исследования на близнецах.

Близнецовый метод – это сравнительное изучение условий развития и обучения близнецов Суть его заключается в сопоставлении особенностей их развития и успешности в усвоении ими знаний Учитывая, что монозиготные (одно яйцевые) близнецы имеют одинаковый генетический код, разница в их развитии и поведении дает основание для вывода о роли влияния определенных факторов среды, в частности учебно-воспитательных, на развитие психических функций.

Этот метод был использован, например, в работе О.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович. Исследователи долгое время наблюдали двух близнецов, у которых были замечены значительное отставание в развитии речи. Результаты исследования показали, что одним из факторов, что мешает развитию полноценной речи, является то, что общение этих близнецов друг с другом не создавало объективной необходимости в развитии правильной, целостной речи. Другим фактором была склонность к задержке речи.

Тогда исследователи провели специальный формирующий эксперимент. Они поместили близнецов в разные группы детского сада, создав этим объективную необходимость в общении с другими детьми, а также ввели в эксперимент дополнительное условие: с одним из близнецов (более слабым) начали специальные языковые занятия с целью развить у ребенка лучше различения звуков, выработать лучшую произношение и т.д.

В результате были получены данные о развитии языка и всего психического развития близнецов под влиянием необходимости в общении, обнаружена разница в их языке и мышлении в связи с тем, что один из них систематично учился.

Источник

Что такое близнецовый метод

Определение

Близнецовый метод – это метод, с помощью которого генетика (в частности, психогенетика) исследует различные генетические закономерности по отношению к развитию качеств личности на близнецах. Изучаемые признаки или реакции сравниваются в разных близнецовых группах, учитывая их генотипы и среду, в которой они развивались.

Изначально классический метод не учитывал разницы между гомозиготными и дизиготными близнецами и не принимал во внимание влияние внешней среды.

Основателем считается Френсис Гальтон, он первым ввел этот термин в научный обиход в 1875 году. А основы метода опубликовал Г.Сименс в 1924 году. Участвовало и множество других ученых.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что позволяет исследовать

Есть несколько разновидностей метода, в которых изучаются разные грани:

  1. Классический: исследуются сходства внутри пары.
  2. Метод контрольного близнеца: как разные внешние факторы отражаются на одном и том же человеке.
  3. Длительное наблюдение (лонгитюдное): исследуют одних и тех же людей долгое время, следя, как у них меняются значимые признаки.
  4. Близнецовые семьи: исследуют материнский эффект (когда фенотип ребенка определяется генами матери, а не обычным сочетанием материнских и отцовских); изучают наследственные факторы передачи заболеваний.
  5. Одиночные близнецы: когда одиночнорожденные дети изучаются в сравнении с близнецами, чей второй близнец умер при рождении.
  6. Сравнение близнецов с обычными людьми.
  7. Разлученные близнецы: изучаются разлученные в раннем возрасте пары близнецов, которые больше никогда не встречались, их сходства.
  8. Частично разлученные близнецы: близнецы живут врозь какое-то время (гомо- и дизиготные пары), сравнивают их сходства внутри пары.

Целью исследователей может быть все: от выявления влияния и эффективности лекарственных препаратов до степени обучаемости (что на нее влияет) и результативности каких-либо учебно-педагогических приемов т.п. Например, фармакология не имеет более эффективного способа, чтобы оценивать действие новых лекарств, как исследования на однояйцовых близнецах.

Также изучается многоплодие с разных точек зрения: генетики, медицины, демографии и других.

Основная проблема метода

Самой важной проблемой считается подборка испытуемых по показателям фенотипа, то есть распределение по группам: монозиготных или дизиготных.

Монозиготные

Определение

Монозиготные близнецы (или идентичныегомозиготныеоднояйцовые) – рождены от одной яйцеклетки и сперматозоида, когда зигота поделилась пополам на две идентичные дочерние части.

Такие близнецы являются естественными клонами. Имеют идентичную генетику: 100% генов у них совпадает. Они всегда одного пола, отличаются портретным сходством внешности (почти идентично выглядят), у них одинаковая группа крови. Развиваются в утробе в одной плаценте.

Около 25% из них имеют особую отличительную черту идентичности – «зеркальность». То есть какие-то детали внешности или внутренние органы у них расположены на противоположных сторонах (родинки на разных щеках, сердце у одного справа, у другого слева, один из них может быть правшой, а другой левшой).

Примечание

Именно однояйцовые близнецы иногда рождаются каспофагами или «сиамскими» (самая известная пара родилась в Сиаме), то есть сросшимися какими-то частями тела.

Дизиготные

Определение

Дизиготные близнецы – результат многоплодной беременности, возникшей вследствие оплодотворения двух и более яйцеклеток и развития двух или более плодов.

Набор их генов находится в таком же соотношении, как у обычных братьев и сестер: 50% общих генов. Они могут быть разного пола иили непохожи друг на друга. Но развивались изначально они вместе и в одно время и пренатально, и постнатально, чем и отличаются от обычных одиночнорожденных братьев и сестер.

Распределение по группам

Есть специальные методы распределения двух видов близнецовых пар.

  1. Полисимптомный. Был предложен г.Сименсом в 1924 году. Заключается в сравнении по внешним показателям: форме носа, ушей, бровей, разрезу глаз и т.д. Этот метод считается удобным, но не достаточно надежным.
  2. Иммуногенетический. Сравниваются группы крови, белки сыворотки крови и другое. Считается, что если все показатели из этого метода совпадают, то пара близнецов точно монозиготная.
  3. По приживляемости кусочков кожи. У дизиготных близнецов пересаженная кожа всегда отторгается.
  4. Дерматоглифика. Сравниваются папиллярные узоры пальцев, ладоней и стоп. Хотя это и индивидуальная характеристика, но у монозиготных близнецов процент схожести более высокий.
  5. Совпадение изучаемого признака: если проявляется у обоих – близнецы однояйцовые, или только у одного – дизиготные.

Сложность в том, что, несмотря на большое количество методов, ни один из них не дает 100% гарантии по типу зиготности пары.

Особенности

Фактор среды развития

Исследование в традиционном случае основано на утверждении, что среда влияет на оба вида близнецовых пар одинаково. Поэтому их качества определяются преимущественно генетикой.

Позднее появились работы другого характера, в которых такая точка зрения (об одинаковом влиянии среды на моно- и дизиготных близнецов) ставилась под сомнение. В них утверждается, что у монозиготных пар близнецов влияние среды более схоже, чем у дизиготных.

Исследования продолжаются в двух направлениях:

  1. Одни ученые учитывают индивидуальные факторы влияния внешней среды и внутрипарной на каждого из близнецов.
  2. Другие не учитывают своеобразие среды у разных видов близнецовых пар и исследуют их только с точки зрения генетики (ее преобладающего влияния). То есть в случае, когда их тесты или опросники показывают, что какой-то признак больше свойствен монозиготной паре, они делают вывод, что пара его унаследовала генетически.

Сторонники своеобразия сред основываются на различиях в пренатальном и постнатальном периодах развития моно- и дизиготных близнецов.

В пренатальном периоде развития

Определение

Пренатальное развитие – это внутриутробное развитие плода с момента зачатия до рождения.

На этом этапе уже выявляются некоторые различия в развитии представителей пары близнецов. Но одни ученые считают этот факт оказывающим влияние на последующее развития разных качеств личности этих близнецов: эти различия не генетические, но влияют. А другие считают, что влияние это незначительное, и вовсе его не учитывают. Считают, что незначительные различия в пренатальном периоде не искажают картины наследуемых психологических признаков.

В постнатальном периоде развития

Определение

Постнатальное развитие – период от момента рождения до смерти.

О том, как сильно влияет на становление черт личности испытуемых разница в их постнатальном развитии, ученые спорят намного сильнее. Можно сказать, что они учитывают только постнатальный период. Потому что в это время сильно влияние родителей и общества, а также взаимоотношений между самими близнецами в паре. Все эти факторы либо явно усиливают сходство между партнерами-близнецами, либо их различия в развитии.

В целом, монозиготных близнецов окружающие в большей степени воспринимают как одно целое, отмечая больше их сходства. Родители тонко подмечают различия и настраивают каждого на ту или иную роль в паре, которую ребенок и привыкает исполнять.

У дизиготных другая ситуация – постоянно подчеркиваются их различия и родными, и посторонними людьми. Вплоть до духа соперничества. К тому же исследования показали, что родители обращаются с монозиготными детьми более схоже, чем с дизиготными. Это доказывает, что среда влияет по-разному на разные типы пары близнецов.

Фактор отсутствия различий у испытуемых

Близнецовый метод предполагает рассмотрение пары близнецов на предмет наличия изучаемого признака. Он будет либо выявлен у обоих представителей пары, либо только у одного.

  1. В первом случае (признак выявлен у обоих близнецов) эта пара называется конкордантная. То есть полное сходство.
  2. Если признак выявляется только у одного из близнецов пары, то она дискордантная (присутствуют различия).

Когда в сопоставлении участвуют и дизиготные пары, и монозиготные, выявляется степень их конкордантности, то есть схожести. На основании этого выявляется коэффициент схожести, который дает возможность сделать вывод, насколько на изучаемый признак влияет наследственность. При этом учитывается, что схожесть монозиготных близнецов заведомо выше именно по причине их большей генетической схожести.

Если различий в проявлении признака между моно- и дизиготными близнецами не обнаруживается, то считается, что этот признак определяется в основном факторами внешней среды, а не наследственными.

К чему приведет несоблюдение условий

Несоблюдение условий схожести близнецов приведет к ошибочным результатам исследования.

Если неверно будет выявлена зиготность близнецовых пар или неверно учтено влияние среды, тогда результаты изучения не смогут отразить, насколько по-настоящему тот или иной признак определяется генетикой. А значит, не будет помогать в решении важнейших вопросов, касающихся человеческого организма и психики.

Преимущества близнецового метода

  1. Отвечает на большой спектр вопросов.
  2. Используется для исследования в разных областях психологии.
  3. Используется во многих отраслях, отличных от психологии (в биологии, физиологии, генетике, медицине, педагогике и других).
  4. Выявляет индивидуально-психологические отличия и основные детерминирующие факторы психологического развития личности.

Недостатки метода

  1. Многие считают этот метод невалидным (ничего не доказывающим).
  2. Существует большой процент ошибочности при неправильном учете фактора влияния среды на моно- и дизиготных близнецов.
  3. Метод хоть и широко применим, но не универсален: его применение может быть ограничено из-за систематических различий между близнецами и не близнецами по нескольким признакам (масса, процент врожденных аномалий, психологические и социальные постнатальные особенности развития).

Примеры исследований

Пример №1

Психогенетическое исследование: изучали индивидуальные различия в проявлении способностей к различным предметам школьной программы. Выявили, что 40%-60% этой способности наследуется. Приблизительно такой же расклад относительно способностей к математике.

Пример №2

Исследование Юлии Ковас. Участвовали 13 тысяч близнецов 9-16 лет из нескольких стран. Темой исследования была мотивация к обучению в школе: почему дети хотят или не хотят учиться, и почему одни предметы вызывают интерес, а другие нет.

Было выявлено, что у монозиготных близнецов, выросших в одной семье и учащихся в одном классе школы, степень мотивации к учебе может быть разной. Из этого исследовательница сделала вывод, что не только семья и школа влияют на желание детей учиться, но и множество субъективных факторов самой личности. Также было выявлено, что генетика тоже влияет на мотивацию.

Пример №3

На основе близнецового метода выявили, что корью и коклюшем заболевают по большей части из-за внешних факторов (инфекций), а на заболеваемость туберкулезом во многом влияет генотип.

Источник

Близнецóвый мéтод – один из методов исследования в генетике, который заключается в сопоставлении особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование качеств человека. Термин впервые был предложен Фрэнсисом Гальтоном[1].

Биология близнецовости[править | править код]

В природе у большинства млекопитающих обычно появляется более одного детеныша в помете, так как оплодотворяется сразу несколько яйцеклеток. У человека обычно рождается только один детеныш[2]. Если же оплодотворяется не одна, а две или более яйцеклеток, то на свет появляются гетерозиготные близнецы. По своей генетической конституции гетерозиготные близнецы не отличаются от обычных братьев и сестер, они имеют около 50% общих генов и могут быть разного пола. В некоторых случаях многоплодная беременность происходит при оплодотворении только одной яйцеклетки и приводит к появлению гомозиготных близнецов. Гомозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления делится на два (или более) самостоятельных организма. Гомозиготные близнецы всегда одного пола и имеют 100% общих генов, вследствие чего организмы приобретают практически идентичную внешность. Общее количество близнецов во всем мире на 2008 год составило примерно 80 миллионов[источник не указан 895 дней].

Концепция близнецового метода[править | править код]

Основы полисимптомного метода сходства были опубликованы Г. Сименсом в 1924 году[3]. Он разработал метод диагностики зиготности и предложил исследовать не только гомозиготные пары, но и гетерозиготные – как контрольные. В классическом варианте близнецовый метод предполагает равенство сред для обеих пар гомозиготных и гетерозиготных близнецов[прояснить] и пренебрегает разницей гомозиготных и гетерозиготных близнецов.

Разновидности близнецового метода[править | править код]

  1. Классический близнецовый метод – оценивается уровень внутрипарного сходства близнецов.
  2. Метод контрольного близнеца – сравнивается влияние воздействия различных факторов среды на одного и того же человека.
  3. Лонгитюдное близнецовое исследование.
  4. Метод близнецовых семей – изучается влияние материнского эффекта, а также наследственные причины ряда заболеваний.
  5. Исследование одиночных близнецов – сопоставляются особенности развития одиночнорожденных детей и близнеца, чей партнер умер при рождении (пленительное развитие).
  6. Сопоставление близнецов с неблизнецами.
  7. Метод разлучённых близнецов – сравнивается внутрипарное сходство близнецов, разлучённых в раннем возрасте и никогда не встречавшихся после.
  8. Метод частично разлучённых близнецов – сравнивается внутрипарное сходство гомозиготных и гетерозиготных близнецов, живущих врозь какое-то время.

См. также[править | править код]

  • Близнецы
  • Генетика
  • Наследуемость (генетика)
  • Изменчивость
  • Генотип

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Психологический словарь – определение

Литература[править | править код]

  • Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. Генотип. Среда. Развитие: монография. – М.:ОГИ, 2004.
  • Ф.Фогель, А.Мотульски. Генетика человека. Проблемы и подходы. – М: МИР, 1989. – Т. 1. – С. 288.

Источник

Близнецовый метод изучения и сравнения психологических особенностей братьев и сестер, родившихся от одной беременности, предложил еще в 1875 Френсис Гальтон. Цель исследований – выявить, насколько влияет генетика и среда, в которой живет человек на становление его психики, формирование привычек и стиля поведения.

Виды исследований с участием близнецов – в чем отличие

Близнецовый метод относится к числу приоритетных, когда необходимо провести исследования поведенческих особенностей, основанных на генетике. Логика, которой руководствуются ученые при выборе близнецового метода, выглядит так:

  1. у монозиготных близнецов генетический набор одинаковый, у дизиготных генотип отличается (как у детей, рожденных от разных беременностей);
  2. предполагается приблизительно одинаковое влияние внешних факторов (социальной ситуации в семье, отношения со стороны родителей, уровня образования, семейных традиций и других)на близнецов;
  3. сравнение схожих характеристик и отличий внутри близнецовой пары позволяет установить степень влияния средовых факторов и генетически обусловдленных на выраженность изучаемого признака. Если он обусловлен особенностями генотипа, то у монозиготных близнецов должен быть намного более ярким, чем у дизиготных.

Такая логика положила начало применению близнецового метода в психологии. Сегодня применяются и другие разновидности наблюдения за близнецами.

Как применялся близнецовый метод российскими учеными

Первопроходцем в применении близнецового метода стал С.А. Суханов в 1900 году. Его целью было выяснить, как влияет генетика и особенности среды, в которой живут участники пары, на возникновение психозов.

Продолжили его дело ученые Медико-биологического института в 30-х годах прошлого века. Близнецовый метод активно применялся ими для изучения вопросов наследования склонности к соматическим патологиям (дыхательной, эндокринной и пищеварительной системы).

Исследования ученых института позволили узнать о механизмах, способствующих возникновению психологических особенностей в детском возрасте и влиянию наследственных факторов на способность к обучению. Ученые особое влияние уделяли исследованию:

  • кратковременной и долговременной памяти;
  • внимания;
  • интеллектуальных способностей;
  • мотивационной сферы;
  • стратегий достижения поставленных результатов.

Основное внимание исследователей было направлено на изучение того, как активное научение сказывается на формировании интереса к знаниям, развитии интеллекта и формировании гармоничной личности. С помощью методики контрольного близнеца ученые проверяли результативность обучения на другом участнике пары. По завершении исследований ученые пришли к выводу, что частое повторение простых или более сложных мануальных действий с предметами у детей дошкольного возраста не увеличивает скорость усвоения знаний. Манипуляции нельзя считать основных стимулятором развития ребенка.

Что позволяет исследовать близнецовый метод

Сопоставление схожести в паре близнецов, рожденных от одно- и двухплодной беременности, позволяет сделать вывод о влиянии генотипа на проявление конкретных признаков. Так, в психологии близнецовый метод дает возможность определить степень влияния биологических или средовых факторов на такие признаки:

  • интеллект;
  • память;
  • творческие способности;
  • поведенческие особенности;
  • склонность к аддикциям;
  • стереотипы поведения;
  • психические отклонения.

У ученых, занимающихся исследованием психологических особенностей близнецов в Британии, США, есть понятие “большой пятерки”. Под ним подразумеваются 5 приоритетных характеристик, которые исследуются особенно тщательно. Среди них такие:

  • Нейротизм – характерологическая особенность, предрасположенность к фиксации на негативных эмоциях – гневе, тревоге, раздражительности, эмоциональной нестабильности, депрессии. Люди с высоким уровнем нейротизма с трудом справляются со стрессовыми ситуациями, обыденные события интерпретируют, как опасные, непреодолимые и безнадежные. Нейротизм относится к числу самых хорошо изученных и подтвержденных экспериментами личностных черт. Множество исследований подтверждает большую роль наследственности и появлении первых симптомов в детстве.
  • Экстраверсия – характеристика личностной направленности на внешний мир, полярная интроверсии (направленность на внутренний мир). Генетическая обусловленность экстраверсии подтверждается большинством исследований близнецов.
  • Открытость новому опыту – личностная характеристика, противоположная сопротивлению и замкнутости. Характеризуется способностью к восприятию новых идей, комфортным ощущениям в новой обстановке, при общении с новыми людьми. Большинство исследователей считают открытость генетически обусловленной характеристикой.
  • Доброжелательность – часть ученых отмечают высокую взаимосвязь формирования доброжелательности, как черты характера и родительской любви, дисциплины, другие же указывают, что доброжелательность – показатель, который наследуется в 30% случаев.
  • Осознанность – способность сфокусироваться на происходящем в настоящий момент, отслеживать текущие переживания, не отвлекаясь на мысли о прошлом и будущем. Исследования с использованием близнецового метода указывают на наследуемость осознанности у неразделенных пар.

Известно, что высокая схожесть у однояйцевых близнецов позволяет сделать вывод о ведущей роли генетики в возникновении определенных признаков. При высокой схожести у однояйцевых, но низкой – у разнояйцевых близнецов ученые говорят о том, что генетический фактор играет определенную, но не ведущую роль.

В случае, когда показатели сходства у близнецовых пар разного типа относительно одинаковые, делают вывод о том, что генетика не играет основную роль при формировании конкретных признаков, на первый план тут выступают средовые факторы.

Определение соотношения наследственных и факторов среды на возникновение патологических тенденций дает возможность прогнозировать возникновение серьезных проблем и вовремя проводить профилактику.

Близнецовый метод: варианты наблюдения за близнецами

Исследователи используют различные вариации близнецовых исследований. Выбор конкретного способа специалисты делают, ориентируясь на особенности, которые планируют изучить.

Методики наблюдения за близнецами отличаются по степени достоверности, условиям проведения, поэтому степень точности результатов тоже бывает разной. Но, даже при том, что результаты исследований не всегда можно сравнивать, использование близнецового метода остается приоритетом, когда идет речь об изучении влияния средовых факторов.

Классический

Применение классической методики предполагает сравнение результатов наблюдения за одно- и разнояйцевыми близнецами. В основе классической методики – сопоставление внутрипарных различий в поведении, которые отслеживаются в течение многих лет (лонгитюдное исследование).

Такой тип эксперимента дает возможность выявить значимые факторы среды и наследственности в развитии исследуемых.

Контрольный близнец

Эту методику используют с целью выявить ведущие факторы среды, которые влияют на формирование конкретного психологического признака. Целесообразно применение методики только в случае, когда доказано абсолютное генетическое сходство двух монозиготных близнецов. Пару разделяют, одного из участников помещают в экспериментальную группу, а другого – в контрольную. По завершении эксперимента, выявляют отличия (только достоверные), полученные при воздействии участников экспериментальной группы, сравнивают их с такими же параметрами, полученными в контрольной группе.

Если одинаковые параметры найдены в обеих группах, результат исследования достоверный.

Разлучение близнецов

Эта методика – самая жестокая. Для исследования близнецов (одно – и двуяйцевых) разлучают вскоре после рождения. Они часто не догадываются, что имеют брата или сестру. У детей имеется генетическая схожесть, но условия, в которых они развиваются, могут быть диаметрально разными.

Случаи разлучения близнецов ради исследования очень малочисленны, у ученых недостаточно возможностей, чтобы контролировать побочное влияние. Из-за этого считается, что такой метод не является достаточно достоверным. Сегодня его практически не используют из-за этических соображений.

Близнецовые семьи

Эта методика – комбинация семейного и близнецового исследования. Применяют ее, когда необходимо изучить, как влияют наследственные факторы на возникновение психических расстройств.

Объектом близнецового семейного исследования становятся дети, внуки взрослых близнецов. Метод дает возможность также определить степень влияния материнской и отцовской генетики на психологическое развитие детей, не являющихся близнецами.

Одиночный

Методика предполагает наблюдение за одним выжившим близнецом из пары. Применяется такой вид исследования с целью определить роль внутриутробного развития на последующую жизнь, особенности личностного развития человека.

Исследование проводится через наблюдение и дает возможность оценить влияние других факторов. Обычно метод одиночного близнеца применяют вместе с исследованием классического типа.

Близнецовый метод: основные проблемы

Исследования с участием близнецов часто сопряжены с проблемами, касающимися влиянием внешних факторов, но основной трудностью является подбор участников экспериментов – моно- или дизиготных. Проблема обусловлена, в основном, недостаточной урегулированностью правовых вопросов относительно доступа к реестрам близнецов. В США, странах Западной Европы при рождении детей в парах их вносят в специальные списки, а у родителей сразу же запрашивают разрешение на участие в исследованиях.

В странах бывшего Союза такой практики нет. У ученых нет доступа к официальным данным о близнецах, поэтому пригласить их к участию в исследовании бывает очень непросто.

Монозиготные

Монозиготными или однояйцевыми близнецами называют тех, кто родился в результате оплодотворения одной яйцеклетки и одного сперматозоида и последующего разделения зиготы на две полностью одинаковые части.

Однояйцевые близнецы – естественные клоны. Их пол и генетический набор, группа крови совпадает. Внешность у монозиготных близнецов тоже практически одинаковая – различия заметить очень трудно. Внутриутробное развитие происходит в пределах одной плаценты.

Приблизительно у четверти монозиготных близнецов имеется такая особенность, как зеркальность. Это можно заметить по тому, что у них родинки расположены на противоположных частях тела. При обследовании часто обнаруживается противоположное расположение внутренних органов.

Сиамские близнецы, родившиеся сросшимися – всегда однояйцевые.

Дизиготные

Близнецы, которых называют дизиготными (двойняшками) рождаются в результате оплодотворения нескольких яйцеклеток разными сперматозоидами. Внутриутробное развитие происходит в пределах разных плацент.

Генетический набор дизиготных близнецов не идентичный. Он, так же как и у детей, родившихся от разных беременностей, совпадает только на 50%. Рожденные в дизиготной паре не похожи внешне, могут быть разнополыми.

При этом двойняшки проходят одновременное развитие до рождения и после появления на свет. Поэтому они отличаются от детей, рожденных в одной семье от разных беременностей.

Распределение по группам

В экспериментальной психологии применяются методики распределения пар близнецов в зависимости от того, какой именно параметр планируется изучать и в каком объеме.

Например, для исследования уровня вербального интеллекта могут быть задействованы близнецы из разных групп:

  • те, у которых партнеры погибли в период внутриутробного развития;
  • чьи партнеры умерли в детстве;
  • те, которые воспитывались вместе.

Формирование таких групп дает возможность подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что ситуация, в который развиваются близнецы, отражается на их речевом развитии.

При формировании групп ученые всегда акцентируют внимание на том, что чем более точно поставлена цель эксперимента и правильно подобраны участники, тем более точные данные удастся получить.

Преимущества метода близнецов

Исследования с привлечением близнецовых пар дают возможность получить ответы на вопросы, касающиеся разных аспектов формирования психики, интеллекта, межличностного взаимодействия.

Близнецовый метод применяется в разных отраслях психологической науки – онтопсихологии, криминальной и медицинской психологии, других. Применим метод также в близких к психологии науках:

  • медицине;
  • генетике;
  • педагогике;
  • физиологии;
  • биологии.

Близнецовый метод дает возможность выявить основные отличия между участниками пары, а также определить основные факторы, способствующие их личностному развитию.

Близнецовый метод: недостатки

Многие ученые считают близнецовый метод недостаточно точным и информативным. Во время исследований возникают ошибки, связанные с неправильным учетом внешних факторов и их влиянием на участников эксперимента.

Близнецовые исследования широко применяются, но они не универсальны. Возможности использовать их ограниченны из-за различий между участниками пары.

Диагностика зиготности

При отборе участников исследований проводится обязательная диагностика зиготности. Она требует знания о числе плацент, необходимо сравнение близнецов по признаку внешнего сходства и внутренних маркеров – группы крови, генетического набора, который определяет анализ ДНК.

Когда дети рождаются в отдельных плацентах, которые связывают их с матерью, речь идет о дизиготном родстве. В период внутриутробного развития плоды обернуты двумя оболочками – амнионом (внутренней) и хорионом (внешней).

Ситуация с монозиготными близнецами может отличаться. У них развиваются отдельные плаценты и хорионы либо общий хорион. Если оба плода развиваются в общем хорионе, то у них полное генетическое сходство.

Диагностика зиготности определяет степень различий. Если генетические анализы показывают различие между участниками пары, то речь идет о зиготности.

Гомозиготность – это вероятностный диагноз. Он определяется по результатам нескольких анализов – чем больше совпадений они выявляют, тем вероятнее факт гомозиготности.

Источник