Бюллетень для развития ребенка

Информационный бюллетень «Наши общие задачи»

«Как воспитать ребёнка отзывчивым, умеющим сопереживать?»

Уважаемые родители!

Одной из лучших черт человека является отзывчивость, умение понимать людей, сопереживать им. И это качество нужно воспитывать и развивать с раннего возраста.  Каким образом? Вот несколько рекомендаций от педагогов и детских психологов.

Когда вы знакомите ребёнка с окружающим миром, читаете ему, рассказываете ему что-нибудь, старайтесь подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Смотри, вот дядя бабушку через улицу переводит. Какой молодец!», «Вот видишь — мальчик собачку ударил. Это плохо, так делать нельзя». Любовь и привязанность к близким уже в начале раннего детства могут принимать действенный характер: малыш жалеет маму, которая обожгла палец; он не играет в шумные игры, когда кто-то спит. Разумеется, это не получается само собой. Главное условие — малыш должен видеть проявления сочувствия членов семьи друг к другу, и старшие его самого должны наталкивать на такое поведение. Старайтесь при каждом удобном случае напоминать детям о необходимости считаться с другими.

Очень важно, чтобы ребенок рос в атмосфере доброжелательности, доброты, сопереживания к окружающим и окружающей его действительности.

Чтобы сформировать у дошкольника эмоциональную отзывчивость, необходимо следовать простым правилам:

– создайте благоприятную эмоциональную обстановку в семье – это ключевой момент в формировании адекватного эмоционального восприятия событий ребенком: если в семье принято сочувствовать, поддерживать друг друга, то малыш сможет перенять такую модель поведения;

– будьте хорошим примером, проявляйте себя в присутствии ребенка как достойный член общества — помогайте людям, попавшим в неприятные ситуации, уделяйте внимание окружающим при необходимости: чтобы изменить мир, действительно, иногда лучше начать с себя;

– благодарите ребенка, когда он вас поддерживает; хвалите его, когда он сочувствует окружающим; даже если малыш переживает за птичку на улице — это уже проявление сочувствия, которое достойно уважения;

– не ругайте ребенка, если он нарушает нормы поведения, лучше доступно объясните ему, почему так делать нельзя: наказания и слишком жесткая критика могут накалить ситуацию и вызвать у малыша протест;

– будьте более эмоциональны и открыты с ребенком, рассказывайте о своих переживаниях, но не жалуйтесь: так ребенок поймет, что вы доверяете ему, будет и сам делиться с вами своими эмоциями;

-важно правильно реагировать на проблемы ребенка — поддерживайте его словом, обнимайте – это послужит отличным примером для вашего ребенка;

– чтобы научить ребенка сочувствию, необходимо окружить его заботой.

Помните, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами.

Информационный бюллетень «Наши общие задачи»

Понимание дошкольником самоценности природы.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание), формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее), участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Уважаемые родители, эта важнейшая задача в воспитании дошкольника намного эффективней решается, если  этим будет заниматься не только детский сад, но и семья, которая понимает, что в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Помните, что одних знаний о природе не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой: посадка и уход за цветами, животными (уход за домашним питомцем, подкормка птиц зимой и т.д.). Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Учите детей видеть красоту природы!

                Мамы и папы, не упускайте возможности как можно больше приобщать ребенка к природе, объяснять им, что человек – разумная часть природы.

Информационный бюллетень «Наши общие задачи»

Правила семейного воспитания.

Уважаемые родители, в большинстве своём вы знаете и умеете правильно воспитывать своих детей. Но, как известно, «повторение – мать учения», и поэтому время от времени неплохо сверять некоторые правила  со своими действиями.

Ваш ребенок – это ваше будущее. И Вы, конечно, хотите, чтобы ваше продолжение было достойным, чтобы Ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, творчески активной и социально значимой личностью. Для этого необходимо придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил:

1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье.

2. Ребенок должен быть членом семьи, а не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное, отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку!

3. Главные средства воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность; это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях; это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Не страшно, если он сделает что-то не так: ему полезен опыт ошибок и неудач.. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куренья, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями воспитателей, учителей. Если вы не согласны с требованиями педагогов или они вам непонятны, обсудите вместе возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своем здоровье, о физическом развитии.

10. Сила собственного негативного опыта очень велика. Может быть, разрешить ребенку раз дотронуться до горячего утюга, разбить нос и расцарапать коленки, чтобы навсегда избавиться от поучений на эту тему.

11. Если у вас не ладится с воспитанием в том ключе, в каком вы действуете, резко измените стратегию своего поведения, обратитесь за помощью к педагогам, психолога.

Желаем Вам успехов в трудном деле семейного воспитания!

Информационный бюллетень «Наши общие задачи»

Книга в жизни вашего ребёнка

Уважаемые родители!

Сегодня, в век компьютеров, телевидения, смартфонов, задача формирования у детей дошкольного возраста  интереса  к детской литературе и не только художественной, но  и научно-познавательной, очень актуальна.

Безусловно, эта работа ведется в ДОУ с более раннего дошкольного возраста, но  для будущих учеников эта задача особенно важна: скоро книга станет их постоянным спутником, и от того, насколько ребёнок с ней дружен, зависит его успешное обучение.

Хорошо, если  ваш ребёнок уже читает и имеет свои предпочтения в выборе литературы. А если не умеет, то не стоит форсировать процесс обучения чтению в семье, лучше как можно больше вместе с ребёнком читать интересные для него книги, беседовать по содержанию прочитанного, помогая им понять, насколько важна книга в жизни человека: она рассказывает о людях, о мире живой и неживой природы; она учит нас мечтать и на примерах героев книг учиться достигать своей мечты; она уносит нас в далёкое прошлое и фантастическое будущее. Таким образом, книга не только расширяет круг знаний детей, но и воспитывает в них лучшие качества личности человека.

Ваша главная задача, уважаемые родители, воспитывать у ребёнка интерес к книге, формируя тем самым любознательность; приучить ребёнка к постоянному общению с книгой, то есть воспитывать любовь к книге.

Возьмём хотя бы любимый детьми жанр детской литературы – сказку, которая и в школе будет сопровождать вашего ребёнка, например, сказки А.С. Пушкина, о творчестве которого один литературовед сказал так: «Встречая детей на пороге жизни, Пушкин даёт им ощущение познания и веру в себя. Он учит их правде и доброте, благородной доверчивости и мудрому вниманию к внутреннему миру другого человека. Он позволяет им бескорыстно наслаждаться художественной правдой. Он расширяет их эмоциональный опыт. Он воспитывает в них человечность». Лучше о значении детской литературы сказать нельзя. Мы, взрослые, понимаем, конечно, как важна книга для ребёнка особенно сегодня, когда с родным словом дети знакомятся через компьютер. Но, к сожаленью, не прилагаем больших усилий для изменения ситуации – вернуть книгу в семью,  вернуть книгу нашим детям. Никогда не поздно заняться решением этой задачей: у наших детей впереди целая жизнь, и книга должна занять в ней достойное место не только как источник знаний, но и как средство формирования личности вашего ребёнка.

Информационный бюллетень «Наши общие задачи»

Источник

Мерзлякова Арина
Информационный бюллетень «Значение игры в развитии ребенка»

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как само- регуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является

Информационный бюллетень

приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут поддержать инициативу ребенка или инициировать игры сами, развивая игру ребенка в соответствии с его зоной ближайшего развития. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. Очень важно давать возможность ребенку самому проявлять инициативу и придумывать новые виды игрового взаимодействия с предметами. Взрослый здесь выступает скорее в роли посредника между ребенком и игрушкой, поддерживая интерес малыша к игре и изредка предлагая разнообразить деятельность. Родитель выступает в качестве проводника в мир игры, но никак не назидатель или учитель у которого стоит цель научить ребенка к примеру собирать пирамидку именно сейчас, когда ребенку этот вид деятельности может быть совершенно не интересен. Важно уметь наблюдать и следовать за интересом ребенка в игре, не забирать всю инициативу себе, уметь давать возможность ребенку прочувствовать весь спектр чувств, возможных в игре.

Следует избегать чрезмерной помощи малышу. Если у него упала игрушка, или он не может одеть кольцо на штырь пирамидки, достаточно просто находится рядом и комментировать происходящее и только если ребенок сам обратился к взрослому за помощью, помогать справится с задачей.

Цель взрослого дать возможность ребенку набраться игрового опыта и тех знаний, которые получают в игре, а не сделать за ребенка.

Умственное воспитание детей в игре.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.

Во – первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность – воображаемая ситуация.

Во – вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре. Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

Эмоциональное развитие детей в игре.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными,ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно.

Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные, эстетическое, музыкальные, умственное, дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного – эстетического воспитания дошкольников.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д/с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

Воспитатель

Мерзлякова А. Е.

2018 год

Источник