Беседа с ребенок по развитие внимания

Типичная родительская жалоба на школьные трудности ребенка – это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. У детей пяти – семи лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть умело организовывается взрослыми.
В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяются, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты. Отсюда становится очевидной
первая подсказка для родителей будущих первоклассников:
– Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!
Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих малышей, заключается в следующем:
– Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что
наглядно, эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания – это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной
третья подсказка:
– Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
В основе сохранения внимания ребенка лежит возможность сопротивления отвлекающим факторам. Отвлекать малыша могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм “борьбы с помехами”. Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций, направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру соответствующего возможностям малыша.
Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: “Не отвлекайся!”, “Не смотри по сторонам!”, “Не трогай машинки!”, вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: “Давай закончим строчку”, “Сейчас закрасим шапочку и поиграем”, “Посмотри, тебе осталось написать две буквы!”.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется
произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно отличается активным характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Уровень развития произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик (в том числе объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. Наличие устойчивого внимания, направленного на внутреннюю психическую деятельность и сосредоточенного на собственных образах, мыслях и их связях, является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков и т. п.
Задание для взрослых
Проверьте, как развита у ребенка способность к внутреннему плану действий. Сначала покажите, как при повороте квадрата (рис. 1a) по часовой стрелке на 90 градусов – для ребенка говорим: “при повороте один раз” – меняется рисунок внутри квадрата (рис. 1b). Когда малыш разберется, что происходит, предложите ему аналогичные задания: как изменится рисунок при повороте квадрата два, три раза (рис. 1c и 1d)
Рисунок 1.
Варианты различных рисунков в квадратах представлены на рис. 2. Попросите ребенка в уме совершить вращение каждого квадрата заранее заданное количество раз и нарисовать на бумаге конечный результат.
Рисунок 2.
Способность к внутреннему плану действий можно потренировать с помощью букв. Задания могут быть такими:
– если поменять в слове “ПИЛА” букву “П” на букву “С”, какое слово получится?
– если в слове “СПОРТ” отбросить первую букву, какое слово получится?
– если в слове “КОШКА” поменять букву “К” на букву “М”, а букву “О” на букву “Ы”, какое слово получится?
У старших дошкольников степень устойчивости внимания значительно возрастает. Дети пяти – семи лет способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении до 20 секунд.
Для родителей важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:
– типа нервной деятельности ребенка;
– общего состояния организма;
– эмоционального состояния малыша;
– наличия интереса к деятельности;
– условий, в которых занимается ребенок.
Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. А потому
четвертая подсказка для родителей:
– Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном детстве будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.
Объем внимания определяется количеством информации, на которую ребенок может обратить внимание. Средний объем внимания старшего дошкольника – 4-6 единиц информации. Так, если ребенку пяти – семи лет медленно продиктовать 10 одно- или двусложных слов, то, скорее всего, он запомнит от 4 до 6 слов. Если поочередно показать 10 картинок, то он расскажет об изображении на 4-6 картинках. Можно предложить ребенку не рассказывать о картинках, а найти их в большом количестве других. Проделав предложенные упражнения с ребенком, родители узнают о развитии объема внимания своего малыша.
Задание для взрослых
Поиграйте с вашим малышом в игру “Три пункта”, которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: “Раз, два, три – беги!” – и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1. Самое простое задание:
– Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
– Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
– Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
2. Усложненное задание:
– Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
– Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
– Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву “С”.
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя – пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.
Переключаемостъ внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания существенно востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если родители расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Очень полезными могут быть придуманные родителями вместе с детьми значки -“переключатели”, которые укажут ребенку, что надо сменить вид деятельности. Так, занимаясь дома и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. В подобной ситуации уместно воспользоваться картинкой с изображением светофора с зеленым цветом или звоном колокольчика. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком.
Распределение внимания заключается в параллельном выполнении нескольких видов деятельности. Осуществляется за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Родителям важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.
Процесс овладения навыком письма существенно зависит от распределения внимания ребенка. Малышу необходимо параллельно выполнять несколько видов деятельности: чтение текста, который надо списать, или прослушивание его, запоминание этого текста, проговаривание вслух или про себя нужных слов, вспоминание необходимых букв и их написания и, наконец, написание, совмещенное с постоянным стремлением вписаться в строку и соответствовать правилам каллиграфии.
Задание для взрослых
Для развития внимания поиграйте с ребенком в игру по типу теста “корректурная проба”. Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.
Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: “По сигналу зачеркни все буквы “о” одной чертой”. Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева – направо, сверху – вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.
Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если малыш с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: “Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся”. Если поиск опять неудачен, то: “Наверно, ошибка в этой строке”, далее: “Посмотри в начале строки”, “Посмотри в этом слове”. От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:
– попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать “о” и подчеркивать “а”;
– дайте задание отмечать три буквы;
– сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;
– поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.
Взрослые, подарите ребенку радость победы, пусть он попробует ее вкус, он будет знать, к чему стремиться.
Чем чревато прерывание деятельности
Развивая внимание детей, родителям важно помнить о последствиях такого психологического явления, как прерывание деятельности. Это явление можно наблюдать в трех ситуациях.
Во-первых, содержание и смысл деятельности могут резко измениться из-за того, что ребенок вынужден в неотложном порядке реагировать на мощные и, возможно, жизненно важные раздражители. Так, собирающий конструктор малыш резко бросает игрушку, услышав крик сестры из кухни.
Во-вторых, ребенок, осознанно управляя своим вниманием, прерывает одну деятельность ради выполнения другой, как, например, в ситуации, когда он прекращает рисование и включает телевизор, чтобы посмотреть мультики.
В-третьих, деятельность может быть прервана в силу того, что ее невозможно продолжить по каким-либо причинам. Так происходит, когда ребенок перестает читать перед сном книжку, если мама выключает свет.
Явление прерывания деятельности небезразлично для психики, так как истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний наиболее сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.
Настя П, ученица второго класса, развитая и старательная девочка, часто не полностью выполняет домашнее задание. В разговоре с родителями девочки выясняется, что в семье еще есть трехмесячная Аленка, и мама часто отрывает Настю от занятий, прося подать пеленку, подогреть воду в бутылочке и т п.Пятая подсказка для родителей:
– Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
Источник
Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе. Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада. Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.
Содержание понятия и виды внимания
Внимание – это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:
- непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
- произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
- послепроизвольное – интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.
Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции
У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4-5-летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.
Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.
Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:
- сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
- моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
- интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).
Это интересно. Из всех видов внимания, воздействующих на органы чувств, наиболее полноценно исследовано зрительное внимание, так как его можно обнаружить и фиксировать (например, проверить зрение у окулиста). А интеллектуальное внимание, наоборот, из-за внутреннего характера течения изучено недостаточно.
Свойства внимания
Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:
- концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
- интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
- переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
- устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.
Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания
Миссия развития внимания у детей
Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей – в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.
Задачи, способствующие реализации этой цели, формулируются в связи с возрастными характеристиками аттенционных способностей малышей.
Таблица: задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошколят разного возраста
Это интересно. Разработка той или иной задачи не заканчивается с переходом малыша на следующий возрастной этап. Каждый последующий блок наращивается на уже имеющийся. При этом дети расширяют область развития того или иного аспекта внимания. К примеру, работа с упражнением «Найди отличия», задача которого учить концентрировать и удерживать внимание, в сравнении с работой с детьми 3-4 лет, на следующем этапе усложняется до поиска 5-8 отличий.
Развитие внимания зависит от качества владения речью, что, в свою очередь, определяется уровнем развития мелкой моторики
Методы и приёмы развития внимания
Осуществление миссии по созданию условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых в педпрактике методов. Единицей их воплощения является приём – элемент практической деятельности, требующий использования оборудования предметно-развивающей среды – средств, а также упражнений и игр. Остановимся на каждом методе более детально.
Речевой метод
Как уже отмечалось выше, без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.
Таблица: словесные приёмы для развития внимания
Речь является важным средством реализации задач образовательного процесса, связанного с развитием внимания
Наглядный метод
Наглядно-образный тип мышления дошколят определяет наглядность в перечень обязательных (!) методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.
Таблица: наглядные приёмы для развития внимания
Это интересно. Материалы наглядных приёмов составляют наполнение зоны для занятий на развитие внимательности в предметно-развивающей среде группы.
Фотогалерея: картинки с заданиями для лабиринтов и поиска отличий
Видео: упражнения на развитие внимания – подборка от нейропсихолога
Видео: упражнения на развитие внимания у младших дошкольников
Практический метод
Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи. Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на занятии дети помогли пройти лабиринт.
К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:
- аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
- поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).
Практические приёмы могут использоваться в качестве рефлексии на занятии по развитию внимания
Игровой метод
Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:
- дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
- подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
- театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.
Таблица: виды игр на внимание
Психогимнастика
Одной из разновидностей игр театрализованного характера, активно используемых для развития внимания у дошкольников, начиная со средней группы, является упомянутая выше психогимнастика.
Это интересно. В некоторых методических источниках психогимнастика называется этюдами.
Со своими воспитанниками в старшей группе я практикую психогимнастику «В магазине зеркал». «Как-то в магазин, где продают зеркала, пришёл старый пират с обезьянкой на плече. Малышка увидела своё отражение в зеркале и стала кривляться, думая, что это другие обезьянки, строящие ей рожицы. Однако кривляки повторяли за ней. Я буду исполнять роль той самой обезьяны, а вы представите себя зеркалами, отражающими мои движения. То «зеркало», которое допускает ошибку, выбывает.
С ребятами младшей группы мы практикуем задание «Командир для рук», в котором малыши повторяют манипуляции руками, выполняемые водящим. Сначала роль водящего выполняет педагог, а затем – дети по очереди.
Игра является основной формой работы с малышами любого возраста
Картотеки игр на внимание
Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности.
Игры на внимание с детьми младшей группы
При подготовке заданий для малышей этой возрастной группы следует уделять внимание играм, способствующим развитию речи. Например, «Я или ты»: педагог становится рядом с детьми, описывает предмет, находящийся в некотором отдалении от участников игры. Дети по очереди шагают, сопровождая каждый шаг словом из той или иной категории предметов, обозначенной взрослым (всё круглое или всё мягкое). Ознакомиться с картотекой игр на развитие внимания у воспитанников младшей группы можно здесь.
Игры на внимание с детьми средней группы
Для игр с ребятами среднего дошкольного возраста важно подбирать задания, требующие поисковых усилий со стороны малышей. Например, найти короткую дорогу к цели в игре «Кто-то оставил следы». Суть игры в том, чтобы по разбросанным по комнате вырезанным из бумаги следам пройти кратчайшей дорогой к цели (например, конфете или яблоку), делая шаги двумя ногами поочерёдно и попадая при этом в след. Ознакомиться с примерами игр на внимание можно в картотеке воспитателя из Москвы Прилепской Е.А.
В средней группе приоритет за играми поискового характера
Игры на внимание в старшей группе
Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. К примеру, в игре «Художник» малыши работают в парах: один – художник, другой – модель. Первый смотрит на второго, а потом отворачивается и детально описывает его позу, характерные черты.
В старшей группе, кроме того, подводится итог всем аспектам развития внимания, разрабатываемым ранее, а также малыши знакомятся с заданиями на переключение концентрации аттракционных способностей, предваряя тем самым работу по развитию аттенционных способностей в подготовительной группе. Все эти особенности работы с детьми 5-6 лет можно увидеть в картотеке игр для старшей группы.
Игры на внимание в подготовительной группе
Основным направлением выбора игрового материала для развития внимания детей 6-7 лет является отработка способности переключать внимание с предмета (явления) на предмет (явление)в рамках одного задания. Так, например, в игре «Нарисуй быстрее» дети дорисовывают недостающий элемент к каждому изображению в строке: листик для груши или дверь для домика. Интересные игры разных видов представлены в картотеке педагога-психолога из Челябинской области Зыковой С.П.
Видео: игровые задания на тренировку внимания у старших дошкольников
Методика организации занятий на развитие внимания
Несмотря на то что развитие аттенционных способностей – это обязательная цель любого занятия, в детских садах на усмотрение педагога при согласовании с методическим советом детского сада 1-2 раза в неделю во второй половине дня проводятся также и отдельные уроки на тренировку внимания. Структура таких занятий идентична организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) любой другой направленности.
Это интересно. Занятия на развитие внимания отдельной единицей образовательной деятельности, как правило, организуются, начиная со старшей группы (реже со средней), когда у детей уже полностью сформирована речь, а аттенционные способности становятся основополагающим фактором дальнейшего развития ребёнка.
Структурно занятия по развитию внимания ничем не отличаются от других видов уроков в детском саду
Таблица: варианты формулировки целей и задач занятий на развитие аттенционных способностей
Таблица: временной план занятий на развитие внимания
Таблица: Молочкова А.В., конспект занятия на развитие внимания в средней группе
Таблица: Новикова Т.А., конспект занятия на тему «Учимся быть внимательными» в подготовительной группе (фрагменты)
Диагностика развития аттенционных способностей
Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае).
Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости. Ознакомиться с диагностической картой для мониторинга детей 2-4 лет можно здесь, алгоритм анализа показателей внимания у ребят 5-7 лет представлен здесь. Обе схемы мониторинга включают таблицу для оценивания результатов.
Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе
Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду. Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна. В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
(9 голосов, среднее: 3.2 из 5)
Источник