Беседа о развитии ребенка

          Беседа с родителями                                                

«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»

Раннее детство- особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп предпосылок, обуславливающих всё  дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.  

Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к двум месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорные движения, малыш овладевает речью.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего, скачкообразность развития. При этом наблюдаются периоды медленного накопления, когда отличается замедление в становлении некоторых функций организма и чередующихся с ними, так называемые, критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Так, например, в возрасте от одного года до1года 3месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны,  ходьба как бы задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающим миром, помогает им устанавливать прочную связь между предметом и словом, ведет скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребенка- 1 год, 2 года, 3 года,6-7 лет, 12-13 лет. Именно в эти периоды происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей.

Ребенку второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие сверстникам, ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении с взрослыми, а также первые волевые качества (стремление к результативности действий)

В этом возрасте увеличивается период бодрствования ребенка. Увеличивающаяся выносливость организма дает возможность ребенку более длительно заниматься одним видом деятельности. Что формируется в  этом возрасте наиболее интенсивно. Понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка осуществляет дальнейшее сенсорное развитие, развитие широкой деятельности, действий с предметами и движений; формирование навыков самостоятельности. Это основные направления в развитии ребенка второго года жизни.

Для детей 2 года жизни характерна обостренность восприятия. Ни что не проходит мимо их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, украшение на платье. Все это очень важно для малыша, мозг его получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка 2 года жизни носит непроизвольный характер. Заставить малыша  в том возрасте быть внимательным нельзя, но заинтересовать его можно многим. Прежде всего, его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, звонок в дверь. Постоянное рассматривание окружающих предметов развивает наблюдательность малыша. Важно организовать жизнь малыша таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя большое разнообразие предметов , но и действовал с ними. На втором году жизни понимание речи, функция общения; он учится подражать словам и фразам взрослого, расширяется активный словарь, он овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью. Большое достижение в развитии речи детей -появление у них вопросов: «А это?», «Какая?», что говорит об уровне их познавательской активности. Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является его игровая, двигательная деятельность, общение со взрослыми, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.

Источник

Людмила Еромова
Разработка рекомендаций для родителей. Беседа «Особенности развития детей 4–6 лет»

Цель: пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3-х до 6-ти лет, вносит большой вклад в психическое становление ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность.Дошкольное детство условно разделяют на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года, средний дошкольный возраст (4-5 лет, старший дошкольный возраст (5-6 лет).Более подробно мы остановимся на интересующем нас возрасте: 4-6 лет.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Большую часть своего времени дошкольники проводят в разнообразных играх. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники (3-4 гг.) еще не умеют по настоящему общаться со сверстниками, поэтому играют, как правило, в одиночку. Однако, постепенно, к среднему возрасту (4-5 лет) игры становятся совместными, и в них включается все большее количество детей. Главным в этих играх становится не воспроизводство поведения взрослых, а имитация определенных отношений между людьми, которых дети постоянно видят в своем окружении (родные, близкие). Дети выделяют роли и правила, на которых строятся взаимоотношения и строго следят за их соблюдением. Поэтому такие игры называют сюжетно-ролевыми. К старшему дошкольному возрасту (5-6 лет) сюжетно-ролевые игры становятся гораздо более разнообразными по тематике, действиям, появляется больше используемых ролей. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, т. е. подчинение правилам, складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Однако не нужно надеется, что самоконтроль сразу же возьмет да и появится! Он начинает формироваться только к концу дошкольного возраста. Поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре, или взрослых. Дети контролируют сначала друг друга, а уж потом – каждый самого себя. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, формируется творческое воображение, происходит становление произвольной памяти, развитие речи, внимания и многое другое.

Давайте поговорим о развитии познавательных (психических) функций нашего ребенка 4-6 лет. В этом возрасте у ребенка активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, ощущениях, что проявляется в любознательности и любопытстве ребенка. Дошкольника интересует уже не просто какое-то явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Это влечет за собой резкое увеличение числа вопросов, адресованных взрослому. Ни в коем случае нельзя «отмахиваться» от таких вопросов. Постоянно спрашивая и не получая ответа, ребенок перестанет интересоваться окружающим, а следовательно развитие ребенка тормозиться. К концу дошкольного детства в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Язык становится средством общения и мышления ребенка. В это время язык для ребенка действительно становится родным. Развивается звуковая сторона речи. Дети 5-ти лет начинают осознавать особенности своего произношения и стесняться, если оно сильно не соответствует требованиям родителей и других взрослых. С 4-х лет интенсивно растет словарный состав речи. Доказано, что словарный запас больше у тех детей, с которыми больше общаются близкие взрослые. Так же развивается грамматический строй речи. Дети начинают усваивать закономерности порядка построения предложений, фраз. Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. Это и монологи, рассказы, диалоги и т. п. Следующая особенность этого возраста – бурный расцвет фантазий, т. е. воображения ребенка. Грамотная поддержка этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать поворот сюжетной линии, давать нравственные оценки воображаемым героям.Никогда нельзя в этом возрасте говорить такие слова: «Что ты врешь!», «Ну и что ты обманываешь» и т. п. Ведь ребенок обычно (за редким исключением) не врет, он создает для себя новую воображаемую ситуацию и отвечает на вопрос адекватно ей, а не заданному вопросу взрослого. /Можно привести различные примеры. / Такой процесс как восприятие теряет свое значение. Оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяется произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Вообще восприятие тесно связано с мышлением. К 4-м годам наглядно-действенное мышление переходит к наглядно-образному, а в конце дошкольного возраста и к словесному мышлению. Однако, основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. Внимание! Нужно помнить, что логика ребенка может очень сильно отличатся от взрослого. Никогда не судите ребенка по решению предложенной задачи. Очень часто решение неправильно не потому, что ребенок не прав, а потому, что вы, взрослые, неправильно сформулировали задачу. Например,детям 4-х лет показали игрушки: 3 машинки и 4 гаража. Все машины стоят в гаражах, а один остается пустым.Ребенка спрашивают: «Все ли машины в гаражах?». Обычно дети говорят, нет. Поэтому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком задачи. Он не понимает другое – поставленные перед ним условия. Маленький ребенок считает, что, если есть 4 гаража, значит, должно быть и 4 машины.Из этого делает вывод: 4-ая машина есть, только куда-то пропала. Следовательно, «взрослое» утверждение «что все машины в гаражах», для него не имеет смысла. Вообще лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Дошкольный детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности (в игре, при выполнении поручений взрослых и т. п.).

Однако нужно помнить, что наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести в основном только в процессе игры. Например, играя роль продавца, ребенок способен запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень товара. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, обычно он с ним не справляется. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

В 4-5 лет у ребенка начинает складываться индивидуально – мотивационная система. У него появляется очень много мотивов, обладающих разной силой и значимостью для него. На их фоне выделяются главенствующие мотивы, которые влияют на всю деятельность дошкольника. Например, у одних – это соперничество, у других – попытка быть всегда первым, лидером, у третьих – помочь другим, и т. п. В этом возрасте дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Однако нужно помнить, что первоначально ребенок (4-5 лет)оценивает только чужие поступки: близких взрослых, в том числе родителей, других детей, сказочных персонажей. И только к 6-ти годам ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение. К 5-6 годам у ребенка формируется механизм эмоционального предвосхищения. Т. е. еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат и его оценку со стороны взрослого. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Однако неправильные действия взрослых могут нарушить правильное формирование этого механизма.

Например, если за один и тот же хороший поступок ребенок получил разную оценку близких взрослых (равнодушную и похвалу, то в следующий раз ребенок не захочет его совершать, не зная точно, что он получит от взрослых. Или плохой поступок – оценили наказанием и простили, в следующий раз ребенок его повторит, а вдруг не накажут, вдруг простят.

Самосознание – оно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Одна из линий развития самосознания – это самооценка ребенка. Его самооценка в этом возрасте практически всегда совпадает с внешней оценкой, и, прежде всего с оценкой близких взрослых, т. е. родителей. Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких, его воспитывающих. И если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе искажаются. Это способствует возникновению у дошкольника неадекватной самооценки. При такой самооценке ребенок боится того, что он не соответствует ожиданиям родителей и близких ему взрослых. Такое напряжение держит дошкольника в состоянии постоянной тревоги и очень негативно влияет на его дальнейшее развитие. Другая линия развития самосознания – это осознание своих переживаний.Если в раннем дошкольном детстве ребенок говорит так: «мне радостно», «мне взгрустнулось»,то к 5-6 годам он говорит: «я сердит», «я рад», «я огорчен». Также у ребенка идет осознание себя во времени.Ребенок начинает представлять: «когда я был маленький», «когда я стану большим».

Итак,дошкольное детство:

– период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учиться общаться со сверстниками.

– период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение (фантазии, особая логика мышления.

– период первоначального становления личности. У ребенка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, самооценка, усложнение и осознание переживаний, усвоение первых этических норм.

Таким образом, жизнь нашего дошкольника очень насыщена, активна и сильно нагружена различными переживаниями, действиями. В это время в структуре личности нашего маленького человечка нет ничего незыблемого, устойчивого. Вся личность претерпевает изменение и постоянное развитие. Появляется «что-то новое», сглаживается «что-то старое».Очень часто взрослые не поспевают за ребенком: тот уже подрос, а для них совсем еще малыш.

В эти годы интенсивно формируются такие эмоции, как любовь. Нежность, сочувствие, сострадание.Слова взрослых: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой разговаривать», «Отстань от меня» и т. п. воспринимаются детьми крайне болезненно и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). Недопонимание очень сильно влияет на ребенка. Заставляет его постоянно переживать и тревожиться. И очень плохо, когда такая тревога становится постоянной спутницей нашего маленького человека. Такая тревожность негативно влияет на дальнейшее развитие и саморазвитие ребенка.

Поэтому главная задача окружающих его взрослых создать как можно более комфортные условия для развития ребенка, давая ему возможность развиваться без сильных стрессов и ненужной тревоги.

Совет 1. Помните, что главный путь преодоления тревоги – это теплая, доверительная атмосфера в семье, уверенность ребенка в любви и защите со стороны взрослых.

Совет 2. Старайтесь не показывать детям страшных фильмов, мультфильмов и не читать страшных историй, особенно на ночь. Перед сном посидите с ребенком, и почитайте ему сказку или просто поговорите. Поцелуйте на ночь.

Совет 3. Не рассказывайте при посторонних о тревогах и страхах детей – это только усугубит боязнь новых ситуаций и новых людей, усиливая тревожность ребенка.

Совет 4. Никогда не грозите ребенку тем, что вы его разлюбите или поменяете на другого, более хорошего.

Совет 5. Оценивайте всегда только поступки, но не самого ребенка.

Совет 6. Старайтесь быть объективными, хвалите и порицайте ребенка только за конкретные поступки, объясняя ему, за что его ругают или хвалят.

Совет 7. Больше общайтесь со своим ребенком, устраивайте совместные праздники, походы в театр, на выставки, выходы на природу.

Совет 8. Для снятия излишнего мышечного напряжения чаще используйте тактильный контакт с ребенком. Т. е., поглаживайте его, обнимайте и т. д. Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

Источник

Беседа с родителями на тему «Развитие ребенка 4-5 лет»

Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.

Психологическое развитие

На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

  1. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
  2. Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
  3. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
  4. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
  5. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
  6. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
  7. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
  8. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
  9. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

Источник