Бег ребенка в 3 года

В России набирают популярность детские забеги: практически на любом старте, помимо стандартных взрослых дистанций, организаторы устраивают и детские соревнования. Как правило, это бег от 300 до 2000 метров. Подобный формат создан для любителей бега, которые могут участвовать в соревнованиях всей семьёй. Массовые старты дают возможность детям и их родителям понять – могут ли  занятия лёгкой атлетикой стать их желанным выбором.

О том, с какого возраста можно начинать бегать, как должна проводиться подготовка юных бегунов и как действовать тем, кто хочет отдать своего ребёнка в спортивную школу по лёгкой атлетике, мы пообщались с главным тренером сборной России по лёгкой атлетике Юрием Борзаковским.

С какого возраста дети могут начинать бегать

По федеральным стандартам ребёнок может начинать занятия легкой атлетикой с 9 лет – именно с этого возраста зачисляют в спортивную школу. Но жизнь круто изменилась, и сейчас дети проявляют интерес к бегу намного раньше. Этому способствуют и сами родители, которые активно принимают участие в массовых любительских забегах, и пропаганда здорового образа жизни.

Поэтому сейчас не редкость встретить в парке бегущего малыша вместе с папой или мамой. А организаторы марафонов готовы регистрировать на забеги детей с 6-ти лет.

Дистанции на детских забегах варьируются от 300 м до 2 км. В подготовке юного атлета не требуется специальная программа. Дети обычно активны в этом возрасте и много времени проводят на улице и на детских площадках, где тратят энергию и силы. Сами пробежки могут занимать от 200 метров до 1 км, лучше, чтобы это были игры в «догонялки» или различные эстафеты. И грамотный тренер или родитель так и делает.

Иногда можно использовать 5-минутный бег для разминки. Но! Не нужно заставлять ребёнка бегать несоизмеримые для его возраста длинные дистанции. Это не приведёт ни к чему хорошему, а попросту отобьёт желание к бегу. Поэтому делаем нагрузки интересными и увлекательными! Тогда ребёнок с желанием будет проводить время и с радостью идти на любую тренировку.

Подпишитесь на “Марафонец” в Telegram.
Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.

Не нужно ни в коем случае ставить ребёнку темповые задачи. Ребёнок должен сам ощущать, как ему бежать и с какой скоростью. Перед забегом ребёнку необходимо показать всю дистанцию, которую предстоит бежать, сравнив её с чем-то знакомым. Например: «Помнишь, как мы бежали от зоопарка до озера? Тут бежать столько же! Ты пробегал эту дистанцию неоднократно». Естественно визуальный контроль за состоянием цвета кожного покрова и утомляемостью ребёнка никто не отменял.

Какое количество тренировок будет безопасным для ребёнка

Ребёнку до 10 лет оптимально бегать три-четыре раза в неделю, не забывая, что он ещё резвится во дворе на детской площадке и посещает уроки физкультуры в школе. Километраж – по желанию, но не больше 3 км. Не стоит заставлять ребёнка бегать, если он сам этого не хочет.

Про длинные дистанции и тем более про полумарафоны и марафоны можно думать после 18 лет. Ведь это не просто испытание для мышц и беговой подготовки, но и огромная нагрузка на весь организм! Только подготовленному атлету стоит выходить на данную дистанцию.

Нельзя ни в коем случае грузить маленького ребёнка длительными тренировками. Для одного кросс в 5 км – обычная дистанция, так как он посещает спортивную школу по фигурному катанию или лыжам, а для другого это расстояние будет мучением.

Конечно, примером в беге могут стать и родители. Начните бегать по выходным небольшие расстояния в парке или по интересным местам в вашем городе. Найдите единомышленников. После регулярных совместных пробежек появятся силы и желание участвовать в массовых забегах. Тем более, что сейчас это не просто пробеги, а радостные спортивные события с заслуженной медалью на финише, независимо от занятого места. А все дети любят поощрение и похвалу.

Как питаться и правильно выбирать экипировку

Взрослые хорошо знают, что от качества питания зависят спортивные успехи. А вот детям пока ещё сложно ориентироваться самостоятельно в большом количестве продуктовых соблазнов. Поэтому родители должны регулировать употребление неполезных продуктов питания. Конечно, речь идёт о газировках, чипсах, промышленных сладостях и другом фаст-фуде. Чем меньше ребёнок употребляет подобного питания, тем лучше.

Несомненно, родители должны быть примером для своих детей. В юном возрасте вся информация поступает из семьи, затем из школы.

Чем больше в рационе ребёнка будет зелени и овощей, тем здоровее он будет. Не забываем о сезонных фруктах, достаточном количестве белка, которое необходимо получать из нежирных сортов мяса и рыбы. Молочные продукты, если они хорошо усваиваются у ребёнка и не являются аллергенами, также полезно включать в питание детей. Только обращайте внимание на количество сахара в различных йогуртах и творожных продуктах. Лучше выбирать натуральные продукты.  

Помните и о питьевом режиме: ребёнку полезнее пить негазированную воду, и она должна быть всегда в доступе, можно пить домашние компоты и морсы.

Допускается в питании ребёнка использовать и добавки в виде витаминов. Детям, проживающим в северных районах нашей страны, особенно необходим витамин D и омега-3. Проконсультируйтесь с вашим врачом о дозировке препаратов, прежде чем давать их ребёнку.

Поговорим об экипировке для занятия бегом. Если ребёнок занимается в закрытом манеже стадиона, то для помещения будет достаточным надеть шорты и футболку из ткани, которая хорошо отводит влагу и охлаждает.

На улицу, особенно в зимнее время года, так же, как и взрослому, ребёнку нужно надевать два слоя: термобельё и такую экипировку, которая бы обеспечила не только отведение влаги, но и терморегуляцию. Шапку нужно надевать не шерстяную, а на флисе. Обязательно флисовые перчатки. Кроссовки могут быть летними, а носки просто тёплыми и высокими, не шерстяными.

Читайте также:  Рецепт котлет из индейки ребенку 3 года

Бегать детям в сильный мороз (ниже 10 градусов) или метель и гололёд – не нужно. И после пробежки сразу уходить в тёплое место и переодеваться в сухую одежду.

Не стоит сразу покупать много дорогой и брендированной одежды. Для ребёнка главное – комфорт при занятиях и безопасность материала, из которого сшит спортивный костюм.

Индустрия моды тоже заинтересована в новых молодых бегунах. Ведь это возможность продать больше кроссовок и спортивных костюмов. И конечно, мировые бренды обещают каждому ребёнку стать чемпионом именно в их экипировке.

Что касается кроссовок, то в случае с детьми важно смотреть не на различные навороты типа встроенного геля, амортизатора или датчика блютус с автоматической записью бегового трека, а именно на удобство и безопасность. Если позволяют финансы, то беговую обувь нужно покупать у проверенных производителей.

Обязательно нужно приходить в магазин с ребёнком и опытным путём подбирать подходящую колодку. 

Как определить предрасположенность ребёнка к бегу

Профессиональные спортсмены и опытные тренеры уверены, что предрасположенность к бегу есть у каждого ребёнка.

Если желание ребёнка бегать стало больше, чем просто принимать участие в массовых забегах, и его возраст подходящий (9 лет), то есть смысл задуматься о поступлении в спортивную школу по лёгкой атлетике.

В любой секции или в любой спортивной школе перед зачислением или первой просмотровой тренировкой вас попросят принести справку от врача с формулировкой «допущен к занятиям физической культурой». В некоторых секциях, где требуется значительная выносливость для ребёнка, просят справки с конкретной формулировкой. Подобные справки просят и организаторы массовых детских забегов.

Справки о пригодности к занятиям в спортшколе выдают только после сдачи ряда анализов, а также ЭКГ с нагрузкой.

Справка на забег и марафон: как сделать, зачем нужна, образец

Выбрать направление в лёгкой атлетике можно только с 13 лет. Ваш тренер увидит ваши способности и порекомендует нужный путь. Также с этого возраста есть смысл определяться: стайер ваш ребёнок или спринтер. В этом тоже поможет разобраться опытный тренер. Считается, что выносливость можно развить и накопить, а спринтерскую скорость преобразить. Спринт либо есть, либо его нет. Но каждый стайер в любом случае должен поддерживать свои скоростные качества.

Однако существуют и медицинские противопоказания к занятиям в спортшколе по лёгкой атлетике, например, плохое зрение и прогрессирующее его ухудшение. Также отказать в зачислении в спортивную школу могут в случае невыполнения спортивных нормативов, соответствующих возрасту и выбранной направленности.

Как подготовить ребёнка к бегу

  • быть ему примером;
  • приобрести удобную обувь и экипировку;
  • проводить весёлые занятия и эстафеты;
  • поощрять любые успехи.

Сколько стоит отдать ребёнка в лёгкую атлетику

Как правило, спортивные школы по лёгкой атлетике бесплатны для детей. Да и в целом, лёгкая атлетика считается одним из самых недорогих видов спорта: экипировку для ребёнка можно подобрать в ценовом диапазоне от 3 тысяч рублей, включая кроссовки.

В крупных городах можно ходить в частные беговые школы или клубы. В среднем, индивидуальное занятие с тренером может стоить от 800 до 1500 рублей. Разовое посещение групповых занятий ребёнку обойдётся от 250 до 500 рублей.

Как попасть в спортивную школу по лёгкой атлетике

  • ребёнку должно быть не менее 9 лет;
  • он должен любить бег;
  • нужно прийти на просмотр;
  • нужно посетить врача и убедиться, что нет противопоказаний;
  • должен быть настрой на тренировочный режим.

Где можно бегать с ребёнком, если вы не планируете идти в большой спорт

Разумеется, начать бегать можно в ближайшем парке или стадионе в вашем городе. Если вам нужна компания и вдохновение на пробежку, то, возможно, в вашем городе есть parkrun – бесплатные утренние парковые пробежки по субботам. Посмотреть, есть ли ваш город в списке этих пробежек, можно на сайте parkrun.ru.

Что такое parkrun: история, правила, клубы, система штрихкодов

Зарегистрировать ребёнка для участия в забегах parkrun можно с 4 лет. Но важно, что ребёнок до 14 лет на протяжении всей дистанции должен бежать в сопровождении взрослого. Если в вашем городе нет таких забегов – вы можете сами стать его создателем.

Каждый год во всех городах нашей страны проводится Кросс нации, в котором также любой ребёнок можно бесплатно принять участие и пробежать дистанцию, подходящую ему по возрасту. На Кросс нации регистрируют с 6 лет.

Если вы живёте в небольшом городе и у вас нет беговой школы или парковых пробежек, вы можете организовать всё сами. Нет ничего лучше, чем собственным примером показывать пользу и прелесть бега.

Источник

Бег, как и ходьба, относится к циклическим движениям, где цикл движения включает двойной шаг. Но в беге, вместо периода двойной опоры в ходьбе, имеется период полета. Цикл движения в беге выглядит следующим образом: период переноса маховой ноги (левой) и период опоры толчковой ноги (правой) совпадают по времени, затем наступает период полета, далее период переноса маховой ноги (правой) и период опоры толчковой ноги (левой), затем опять период полета.

В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног (согласованные перекрестные движения), так как встречные перекрестные движения осей таза и плеч позволяют сохранить равновесие и противодействуют боковому развороту тела бегуна. Для бега весьма важны правильная осанка и целесообразная, в зависимости от вида бега, постановка ноги на опору. При беге повышаются требования к ритмичности движений, динамическому равновесию. Чем выше скорость бега, тем выше значение мышечных усилий, быстроты, амплитуды движений.

Особенности бега у детей 2–3 лет

Бег как вид движения появляется у детей на втором году жизни. Сначала это просто ускоренная ходьба, затем образуется фаза полета, которая на третьем году жизни (первая младшая группа) появляется почти у всех дошкольников.

Читайте также:  Ребенка 3 года не уложить днем спать ребенка

Для 2,5–3–летнего ребенка бег более привычное движение, чем ходьба: дети охотнее бегают, чем ходят. Мышцы опорно–двигательного аппарата слабы, это влияет на особенность их бега.

Для ребенка этого возраста характерны во время бега:

  • небольшой полёт;

  • мелкие, семенящие, неравномерные шаги;

  • незначительная скорость;

  • плохая координация движения;

  • согнутые в коленях ноги;

  • тяжелая постановка ноги всей стопой на землю;

  • отсутствие ритмичности в движениях,

  • значительное разведение рук в стороны, или прижатие рук к туловищу, или опущение рук внизу.

Трудным для детей является коллективный бег

Положительные тенденции в навыках бегапо сравнению с ходьбой согласованность движений рук и ног при беге выражена значительно лучше.

Упражнения для формирования навыка бега

Чтобы дети данного возраста лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Используют следующие виды бега:

  • произвольный по залу;

  • с ленточками;

  • стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику и т.д.;

  • возить за собой машины, каталки, коляски;

Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге.

Многие упражнения основаны на имитациях:

  • «Самолеты»;

  • «Лошадки» и т.д.

Можно предлагать интересные игровые задания типа:

  • «Добежать до дерева»;

  • «Обежать пенек» и др.

Методические рекомендации по обучению технике бега

При обучении бегу большое значение имеет пример педагога, поэтому он должен участвовать в играх и выполнять бег вместе с детьми. При необходимости бежит впереди детей, увлекая их за собой.

Широко используется игровой образ. В играх малыши могут бегать непрерывно в течение 30–40 с. Не рекомендуется давать детям задание бегать поочередно. Когда движение выполняют одновременно все, в него включается каждый ребенок.

Педагогу необходимо помнить, что в данном возрасте бег одного ребенка мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе. Такая ситуация требует от педагога большого внимания и контроля, чтобы дети, сохраняя направление бега не наталкивались друг на друга.

На данном этапе важно научить детей:

  • бегать в определенном направлении, не наталкиваясь друг на друга;

  • использовать все пространство зала или площадки;

  • реагировать на сигнал и указания педагога.

Особенности бега у детей 3–4 лет

В возрасте 3–4 лет дети еще сохраняют особенности бега детей первой младшей группы.  Под влиянием упражнений у детей 3–4 лет в беге:

  • улучшается координация движений рук и ног;

  • совершенствуются полетность и ритмичность;

  • появляются навыки коллективного бега;

  • появляется осознанность: не терять направление и не наталкиваться друг на друга.

Упражнения для формирования навыка бега

К упражнениям добавляется бег:

  • в колоне по одному;

  • друг за другом по кругу;

  • змейкой между предметами;

  • между двумя линиями;

  • меняя направление;

  • широким шагом;

  • семенящим шагом;

  • по диагонали;

  • чередовать бег с ходьбой;

  • бег врассыпную с ловлей и т.п.

Широко используется игры, такие как:

  • «Кошка и мышки»;

  • «Догони – догони»;

  • «Воробушки и автомобиль»;

  • «Птички» и т.д.

Методические рекомендации по обучению технике бега

В этом возрасте детей еще не обучают определенным способам бега. Главным остается формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями других, не сталкиваться во время встречного бега, не наталкиваться на предметы, обегать их.

Так же необходимо научить детей координировать движения рук и ног в разных видах бега, энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе, оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д.).

Как и в первой младшей группе при обучении бегу значение имеет пример педагога. Поэтому педагог продолжает выполнять задание вместе с детьми, при этом обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. 

Широко применяются игровые упражнения, имитация, зрительные ориентиры, музыкальное сопровождение. Ведущим является метод показа сопровождающийся словесным методом.

Особенности бега у детей 4–5 лет

Бег в средней группе у подавляющего большинства детей устанавливается. Количество недостатков, фиксируемых в беге, у детей 4–5 лет значительно уменьшается. Наблюдаются:

  • боковые колебания туловища;

  • дополнительные движения головой;

  • чрезмерный наклон корпуса и головы вперед.

  • у некоторых детей, по–прежнему, постановка ноги на всю стопу и далеко от средней линии;

  • в результате недостаточной гибкости стопы и малой силы мускулатуры ног отталкивание в беге несильное, ноги слабо выносятся вперед, полет небольшой, скорость невысокая;

  • движения рук малоактивны и не помогают стремительности бега;

  • трудности в коллективном беге.

Положительные тенденции в навыках бега состоят в том, что у детей развивается хорошая координация движений, появляется ритмичность, становится возможным сочетание и чередование бега с другими видами движения, значительно улучшается пространственная ориентировка.

Упражнения для формирования навыка бега

В возрасте 4-5 лет детей начинают обучать определенным способам бега. Специальные упражнения, используемые при обучении бегу, направлены на решение двух задач: развитие прямолинейности бега и навыка поднимания бедра. Для обучения прямолинейности бега используется бег «по коридору» (ширина 50 см). Подъему бедра способствует бег с преодолением препятствий (начерченные линии, положенные на пол веревки, невысокие предметы, барьерчики). Постепенно дети учатся выполнять быстрый бег, 2–3 раза пробегая 10 м с небольшими перерывами. В этой группе каждый ребенок может быть ведущим в колонне и выполнять непрерывный бег в течение 1,5 мин.

Детям 4–5 лет доступны такие виды бега, как:

  • бег в спокойном темпе;

  • скоростной бег;

  • бег с препятствиями;

  • бег со сменой темпа;

  • бег с изменениями направлений (челночный бег);

  • бег парами.

При обучении элементам техники бега применяются:

  • бег с высоким подниманием бедра;

  • с «захлестыванием голени назад»;

  • семенящий бег;

  • бег прыжками;

  • бег широким шагом и др.

Читайте также:  Методы воспитания ребенка от 1 года до 3 лет

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Широко используется бег в подвижных играх.

Методические рекомендации по обучению технике бега

В средней группе по мере освоения бега повышаются требования к его технике. Особое внимание педагог должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

Педагог следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. Следует напомнить о том, что у детей при беге в колонне должны быть несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия. При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары. Из методов используются как наглядный, так и словесный. Вводится специальная терминология.

Особенности бега у детей 5–6 лет

В 5 лет дети овладевают техникой бега, хотя в деталях им не удается достичь достаточной четкости, многие элементы техники бега еще не отработаны и ограничивают его экономичность и эффективность.

В беге частично наблюдаются те же особенности, что и у детей 4–5 лет, при этом навыки бега более совершенны, а именно:

  • сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения;

  • наблюдается прямолинейность;

  • отмечается возрастающая равномерность и стремительность, что связано с увеличением силы отталкивания и длины шага;

  • значительно изменяется скорость бега;

  • при беге используют все пространство зала или площадки;

  • неплохо ориентируются в коллективном беге и т.д.

Ближе к 6–ти годам дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.

Упражнения для формирования навыка бега

Упражнения в беге для детей старшей группы усложняются. К уже разученным видам бега добавляется бег:

  • на носках короткими и частыми беговыми шагами;

  • широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями руками;

  • в сочетании с подлезанием, перепрыгиванием, прыжком вверх;

  • вверх и вниз по доске, положенной наклонно;

  • наперегонки (вдвоем – втроем);

  • бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони;

  • бег со скакалкой, вращая ее вперед и т. д.

Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников имеют подвижные игры с ловлей и убеганием, бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.

Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20–30 м или повторяют 3–4 раза быстрый бег на10 м.

Методические рекомендации по обучению технике бега

При обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.

Особое внимание обращается на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стоп. Последовательность игровых упражнений включает также отработку активного подъема бедра вперед–вверх, прямолинейности передвижения. Важная роль отводится темпу выполнения бега. Дети соревнуется в беге на скорость на дистанции 20–30 м. В подвижных играх непрерывность бега доводится до 2 мин.

В старшем дошкольном возрасте бег служит основным средством развития выносливости и скоростно–силовых качеств ребенка.

Особенности бега у детей 6–7 лет

Бег у детей данной возрастной группы достаточно правилен и красив. Поза при беге непринужденная, голова приподнята, плечи почти не разворачиваются, движения рук и ног хорошо согласованны. Движения в процессе бега становятся легкими, ритмичными, хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику.

Упражнения в беге для детей старшей группы усложняются. Используются все виды бега и беговых упражнений. Дистанция бега на скорость увеличивается до 30–35 метров. Педагог добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно.

Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Педагогу следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.

Список литературы:

  1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А. В. Кенеман, Д.В.Хухлаева – изд. 2–е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
  2. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду 3–е изд., перераб/ Т. И. Осокина Т.И. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
  3. Осокина, Т.И. Физические упражнения для дошкольников / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – Издание 2–е, дополненное. – Москва: Просвещение, 1971. – 159 с.
  4. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
  5. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для пед. уч–щ по спец. 2010 “Воспитание в дошк. учреждениях” и 2002 “Дошк. воспитание” / Д. В. Хухлаева. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с
  6. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 288 .

Источник