Ббс развитие ребенка в утробе матери

- Лесли Эванс Огден
- BBC Earth
8 липня 2016
Каракатица учится узнавать добычу прежде чем вылупится из яйца, а птицы еще до рождения запоминают особые сигналы – “пароли” – общения с родителями. Обучение, несомненно, начинается еще до рождения, утверждает обозреватель BBC Earth.
Когда я ждала своего первого ребенка, как и большинство будущих мам, я получала кучу непрошеных советов.
“Не ешь острое, особенно чеснок, особенно, когда будешь кормить”. Но как страшная фанатка острых блюд, я не очень прислушивалась. Кухни заметно отличаются в зависимости от культуры. Поэтому дети, которые рождаются в мировых столицах специй, с молоком матери приучаются к пряному привкусу.
С моей стороны это было предположение чистой воды, но учитывая отменный аппетит моего крохотного подопытного, мне казалось, что он был совсем не против тайского карри и чесночных блюд, которые он пробовал через грудное молоко.
Автор фото, EdelmannScience Photo Library
Малыши узнают о кулинарных вкусах матери еще до рождения
Последние научные исследования подтверждают, что дети узнают о кулинарных вкусах матери еще до рождения. Но на самом деле обучение в утробе матери не ограничивается только вкусом пищи. И оно также присуще не только человеческим младенцам. Опыты показывают, что все виды животных от малых до больших начинают исследовать мир еще до своего рождения. Малыши внимательно наблюдают за вкусами, запахами, звуками и даже изображениями, доступными в утробе матери.
Разве может ребенок научиться распознавать вкус чеснока в животе матери? Питер Геппер из Университета Белфаста решил выяснить этот вопрос. Он наблюдал за 33 детьми, чьи матери во время беременности предпочитали чесночные блюда или вообще не употребляли чеснок.
Автор фото, Thinkstock
Дети чувствительны к разным вкусам грудного молока
Ученый обнаружил, что кулинарные вкусы детей сохранялись даже спустя годы, поскольку те из них, чьи матери во время беременности употребляли чеснок, с удовольствием ели картошку с чесноком даже в 8 или 9 лет.
Но как человеческие младенцы могут ощущать вкус пищи в утробе? Одна из теорий, объясняет Геппер, свидетельствует, что вкусы попадают в амниотическую жидкость, и когда плод заглатывает ее – примерно с десятой недели беременности, – “он чувствует ее на вкус”.
Вкусы также могут попадать непосредственно в кровь плода через кровь матери. Чеснок, к примеру, задерживается в системах нашего организма в течение нескольких часов после еды. Это объясняет, почему на близком расстоянии можно почувствовать его запах даже на следующий день после употребления в пищу.
Автор фото, Thinkstock
Чеснок и перец чили имеют очень сильный вкус
Исследователи доказали, что на кулинарные предпочтения плода могут влиять не только сильные вкусы, но и, например, вкус моркови.
Если вам кажутся такие выводы антинаучными, подумайте о том, что для младенцев млекопитающих вкус и запах являются важными факторами, которые запускают процесс сосания.
“Когда малыш прикладывается к груди, он чувствует в молоке матери тот же привкус, к которому он привык за 30 недель в утробе, и поэтому он его хорошо воспринимает, – объясняет ученый. – Если вкус будет другой, кормление может стать более проблематичным”.
Так что не удивительно, что пренатальное восприятие вкусов широко распространено у млекопитающих, например, у кроликов, крыс, собак и кошек.
Этот механизм развился как защита новорожденных от опасной пищи, а также для того, чтобы они могли узнать свою мать. “Это имеет смысл, так как очень важно уметь узнавать того, кто природой запрограммирован заботиться о нас”, – отмечает Геппер.
Это особенно важно для животных, которых могут эксплуатировать другие виды, подбрасывая им свое потомство для вскармливания.
Наблюдая за поведением птицы Malurus cyaneus (семейства крапивных), австралийские ученые случайно заметили, что самки, высиживая яйца, издают особые звуки, которые очень похожи на крики их голодных птенцов после того, как они вылупятся из яиц.
Вполне возможно, что таким образом мать учит своих еще нерожденных детей особым сигналам, которыми они будут звать ее после вылупления. Ученые проверили эту гипотезу и выяснили, что птенцов, которые зовут родителей иначе, кормят меньше. Причем даже очень незначительные различия в сигналах влияют на поведение взрослых птиц.
Автор фото, David Tiplingnaturepl.com
Malurus cyaneus
Другие исследования показали, что пению учат своих птенцов и утки.
Ученые Кристофер Гарш и Роберт Ликлитер из штата Индиана провели эксперимент, который напоминает сказку о гадком утенке. Опыты показали, что птенцы северной куропатки отдают предпочтение зову японского перепела, а не представителям своего вида, если до рождения в инкубаторе им проигрывали записи его пения.
А как насчет человеческих эмбрионов? Способны ли они учиться звукам в утробе матери? Эксперименты психолога Афины Вулуманос из Нью-Йоркского университета показали, что младенцы отдают большее преимущество человеческой речи, чем другим звукам, а также языку своих родителей по сравнению с другими языками.
Интересно, что они узнают свой родной язык не только когда говорят их матери, но и из уст других ораторов. А дети двуязычных матерей, как выяснил коллега Вулуманос из Университета Британской Колумбии, одинаково активно реагировали на оба родных языка своих мам.
Автор фото, David Wellingnaturepl.com
Северная куропатка (Colinus virginianus)
Могут ли дети в утробе матери также научиться узнавать музыкальные мелодии?
В одном эксперименте финских ученых группа беременных женщин на поздних сроках почти ежедневно слушала детскую колыбельную песенку “Мерцает маленькая звезда”. После рождения младенцев с помощью энцефалограммы ученые проверили реакцию детей на небольшие изменения в мелодии песни.
На оба варианта мелодии (правильный и неправильный) мозг младенцев, которые слушали ее в утробе матери, реагировал гораздо активнее, чем мозг тех, кому не проигрывали колыбельную. Это позволяет предположить, что дети узнали и вспомнили мелодию.
Одним важным следствием этого открытия является необходимость уделять особое внимание звуковому окружению младенцев, рожденных раньше положенного срока. Если в неонатальном отделении много механического шума, дети могут запоминать эти звуки за счет звуков речи и впоследствии испытывать трудности при изучении языка.
Автор фото, Thinkstock
Проигрывание музыки животу, вероятно, не даст результатов
Впрочем, ученые скептически относятся к искусственному моделированию звуков, которые может услышать плод. И считают коммерческим ходом популярность устройств, проигрывающих музыку непосредственно младенцам в утробе и крепящихся к животу или даже имеющих вагинальные громкоговорители.
Оказывается, однако, что младенцы разных животных в утробе матери способны воспринимать не только вкусы, запахи и звуки.
Неожиданное открытие сделали исследователи, наблюдавшие за морскими каракатицами – животными, которые, по мнению зоологов, имеют один из самых богатых поведенческих репертуаров в мире. Исследователь Людовик Дикель из Каннского университета в Нижней Нормандии во Франции обнаружил, что как только зрительная система каракатицы начинает функционировать, примерно за три недели до вылупления из яйца, животное начинает учиться с помощью зрения.
В одном эксперименте Дикель и его коллеги демонстрировали эмбрионам каракатицы изображение крабов, которые обычно не могли повлиять на чувство вкуса или запаха эмбрионов, поскольку не выделяли химических веществ. После вылупления каракатицы, которым показывали крабов, отдавали заметно большее предпочтение добыче семейства ракообразных, чем их сверстники, которые не получили визуальных подсказок до рождения.
Автор фото, David Fleethamnaturepl.com
Яйца каракатицы-фараона (Sepia pharaonis)
Как выяснила команда Людовика Дикеля, каракатицы начинали учиться еще раньше, за четыре недели до вылупления. Они чувствовали такие прикосновения и химические подсказки, как, например, запах хищника – европейского морского окуня.
Способность как можно быстрее научиться рампознавать запах опасности присуща также саламандрам и лягушкам.
Знания об опасностях окружения, в котором животное появится на свет, – важный способ выживания для земноводных. Многие из них развиваются в среде, наполненной хищниками, и 90-99% молодняка может погибнуть, прежде чем они превратятся из головастика во взрослую особь.
Иногда водоемы становятся безопасными, что позволяет активно передвигаться и искать пищу, однако, в иные периоды количество хищников заметно увеличивается, и чтобы выжить, животные вынуждены быть очень осторожными. Они узнают об этом из многих химических веществ, которые их окружают в воде и содержат много информации об окружающей среде.
Алисия Матис из штата Миссури пытается использовать эти ранние уроки химии для сохранения редкого вида саламандры, находящегося под угрозой исчезновения, – скрытожаберника аллегамского.
Автор фото, Visuals Unlimitednaturepl.com
Кольчатая саламандра (Ambystoma annulatum)
Чтобы увеличить популяцию этого вида, саламандру разводят в неволе. И ученый пытается “ознакомить” молодняк с опасностями реального мира, с которыми они могут столкнуться, когда их выпустят в дикую природу.
Такой вид разведения в неволе называют “дать старт”. Исследования показали, что то, о чем мы узнаем до рождения, может дать нам значительно большие преимущества, чем считалось ранее.
Источник
Кто-то из великих сравнил утробу матери с внутренним космосом. А зародыш – с астронавтом, плавающим в амниотической жидкости. В мифах древних народов существует образ Богини Матери с «космическим чревом».
Так всегда люди подчеркивали таинственную и священную суть зарождения новой жизни. Да и для биологов развитие эмбриона является одной из самых удивительных загадок. Ведь зародыш-астронавт – уже полноценный живой организм, который имеет все органы. Он все чувствует и понимает.
Многие вещи о жизни неродившегося человека ученые узнали сравнительно недавно. Медики, вооружившись электронными микроскопами, ультразвуковой аппаратурой и эндоскопией (непосредственное наблюдение ребенка в утробе через специальную трубочку), сделали ошеломляющие открытия.
И когда в 1990-х впервые на наших экранах появился фильм, где было показано развитие человеческого зародыша в утробе, это произвело настоящий фурор. Вся страна, не отрываясь смотрела за процессом развития человека – от оплодотворения яйцеклетки до рождения. Казалось невероятным, что когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм, уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол.
Кстати, в этом же первом фильме был наглядно опровергнут один из самых распространенных мифов. Так всегда полагалось, что человеческий зародыш, развиваясь, повторяет стадии развития низших животных.
Ученый Эрнст Гекель аж в 1866 году провозгласил так называемый биоэнергетический закон, который утверждал, будто индивидуальное развитие человека в упрощенной форме повторяет все стадии развития эволюции человечества.
По его словам выходило, что человеческий зародыш проходит стадии зародышей рыб, земноводных и других животных. Современная эмбриология признала такое понимание ошибочным. И новейшие научные наблюдения, проиллюстрированные в фильме, доказали, что даже на самых ранних стадиях развития человеческий зародыш не тождественен зародышу рыбы, пресмыкающегося или птицы.
Позже, в 2006 году появился американский фильм, в котором показывалось развитие двоих, троих и четверых близнецов в утробе матери. Такие фильмы стали возможны благодаря уникальным компьютерным технологиям.
И вот сегодня на суд зрителей предлагается новая картина, где в утробе матери – животные. Производство National Geographic, название – In The Womb. Extreme Animals (Жизнь до рождения: Экстремальные животные). Режиссер Питер Чин, применив самые современные технологии – 4D ультразвуковое сканирование, миниатюрные камеры и компьютерную графику, сумел показать как происходит развитие зародышей.
– Наблюдая за тем, как у зародышей начинают действовать врожденные инстинкты, необходимые им, чтобы выжить после рождения, мы с помощью новейших технологий открываем для себя тайны эволюции, – с гордостью о проделанной работе сообщил Чин журналистам. – И эти тайны свидетельствуют о том, что у многих млекопитающих, возможно, было совсем другое прошлое, нежели принято считать.
В этом фильме рассказывается о самых разных животных, обладающих по-настоящему экстраординарными методами воспроизводства потомства и его вынашивания, начиная с периода ухаживания и заканчивая появлением детенышей на свет. Самые потрясающие кадры – о развитии плода у кенгуру, ос, пингвинов и акул. Они скорее напоминают сюжеты фантастических фильмов, нежели чудо появления новой жизни.
Самая суровая жизнь до рождения – у эмбрионов Императорского пингвина. Ведь им приходится бороться за выживание в лютый холод, при сильнейших ветрах. А антарктическая зима длится долгих восемь месяцев. Температура – около минус пятидесяти. К слову (в назидание человеческим папашам), у императорских пингвинов важным делом – высиживания яиц – занимаются самцы. Самка же после «родов» отправляется почти на «курорт»: в океан нагуливать жир.
Самая опасная жизнь до рождения у эмбрионов акул. Дело в том, что у некоторых видов акул сформировавшиеся, но еще не появившиеся на свет эмбрионы могут пожирать своих собратьев. Этот жуткий процесс называют «эмбриональным каинизмом» – по имени библейского персонажа Каина, убившего своего брата Авеля.
А самый садистский метод сохранения эмбрионов в целости и сохранности у ос. Представляете: они умудряются откладывать личинки под кожу гусениц. Итак, смотрите – ужасайтесь и восхищайтесь мудрой изощренностью Природы!
Кстати, а вы знаете, что для зачатия человеческого детеныша нужно 104 половых акта?
Читайте об этом в нашем блоге «Толкователи сновидений». И пишите о том, что вам приснилось – мы растолкуем!
Смотрите фотогалерею.
Источник
Подпишись на Telegram-канал о материнстве → Счастье быть мамой
У женщин часто возникает много страхов из-за того, что их постоянно пугают разными мифами о беременности. Профессор в области гинекологии и акушерства Мэри Джейн Минкин решила развеять все сомнения о том, где правда, а где вымысел и поделилась с нами интересными фактами. Итак, 13 фактов о беременности и жизни малыша в утробе матери!
1. Беременность может длиться больше года!
Считается, что любая беременность должна длиться исключительно 9 месяцев. Однако, в медицинской практике встречаются случаи, когда женщины вынашивали плод гораздо дольше. Самые рекордные сроки вынашивания ребенка – 375 дней.
2. Не каждый доктор назначает УЗИ!
УЗИ назначает только гинеколог, который наблюдает за ходом беременности пациентки. Все остальные врачи этого не делают. Проводят УЗИ при нормальном течение беременности не более 3 раз за все 9 месяцев.
3. Пенис в процессе секса не достанет ребенка!
Это просто не реально, так как шейка матки раскрывается только перед родами. Да и сам ребенок в течение всей беременности находится в околоплодных водах. Это напоминает прочный воздушный шар, который наполнили водой.
4. У мальчиков в утробе происходит эрекция!
Пока мать вынашивает плод мужского пола, в ее утробе мальчики иногда испытывают эрекцию. В этом нет абсолютно ничего страшного, так как организм малыша просто не в состоянии вырабатывать семенную жидкость.
5. У девочек яйцеклетки зарождаются внутриутробно!
Каждая яйцеклетка образуется в фолликулах, которые начинают формироваться пока девочка находится в материнской утробе. Уже на 20-й неделе беременности у малышек насчитывается около 6-7 млн. яйцеклеток. К моменту родов количество яйцеклеток резко снижается и остается примерно 1-1,5 млн.
6. Беременным нельзя есть «за двоих»!
Если будущая мама ест много, то плод начнет еще больше подпирать желудок, что будет вызывать изжогу. Так же большое количество пищи грозит беременным женщинам лишним весом и уплотнением жировой прослойки. В результате ребенку будет сложнее получать достаточное количество кислорода.
7. Амниотическая жидкость – частично моча!
Пока малыш находится в утробе матери он в самом деле частично живет в моче и даже вдыхает ее. Однако, это приносит только пользу. За счет амниотической жидкости малыш не только может нормально развиваться, но и разрабатывать свои легкие.
8. Малыш писает в материнской утробе!
Никакого вреда это не приносит ни маме, ни малышу. Моча ребенка попадает в околоплодные воды, и он ее поглощает. Незначительное количество мочи обеспечивает улучшение развития желудочно-кишечного тракта.
9. Возбуждение у беременных женщин – норма!
Такое явление у беременной женщины считается вполне нормальным, так как происходит это из-за гормонального сбоя. Обычно возбуждение длится не долго, но встречаются случаи, когда оно затягивается. Чаще это происходит по причине психологического состояния.
10. «Беременность мозга» – реальный факт!
Поскольку будущая мама испытывает много физических и моральных потрясений, ее память может стать гораздо хуже. Само же состояние забывчивости беременных женщин принято называть «Беременностью мозга».
11. Младенцы обретают слух в утробе матери!
Могут ли малыши распознавать именно голос матери или отца, наукой не доказано. Однако, тот факт, что они слышат все, что творится снаружи – правда. Чистый звук они не улавливают за счет околоплодных вод, но замечательно слышат приглушенные звуки.
12. Беременные часто писают из-за увеличенной матки!
Действительно, к середине второго триместра малыш становится больше, и матка начинает давить на мочевой пузырь. Чем больше срок беременности, тем крупнее плод, а значит и мочиться беременные женщины ходят чаще.
13. Изжога у беременной и обильный волосяной покров малыша не связаны!
Изжога у беременных появляется ближе ко второй половине беременности. Связано это не с волосяным покровом, а с увеличением малыша в размерах. Чем больше ребенок, тем сильнее он давит на клапан между пищеводом и желудком. Это приводит в повышенной выработке желудочного сока, который и вызывает изжогу.
Данная статься поможет избавиться не только от ошибочных мнений, но и от страхов перед беременностью. А самое главное – вы сможете получше узнать о том, как протекает жизнь вашего малыша до его рождения. Больше читайте и меньше слушайте нерадивых советчиков, тогда проблем в вашей жизни будет гораздо меньше!
Понравился материал?
Подпишись на Telegram-канал о материнстве → Счастье быть мамой
Здесь мы говорим о беременности, детках и суровых родительских буднях. Добро пожаловать!
Источник
Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.
К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.
Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.
Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.
Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?
Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.
Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?
Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.
Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.
Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!
А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?
В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.
Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.
Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.
В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.
Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.
Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.
Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?
Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.
Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.
Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.
Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.
Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?
Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.
На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?
Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.
Давай поговорим?
Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.
За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).
Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.
Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.
Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.
Маленькие слушатели
В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.
Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!
Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.
Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».
Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.
Источник