Базовые теории воспитания и развития личности ребенка

Базовые теории воспитания и развития личности ребенка thumbnail

Теория авторитарного воспитания.

Авторитарное воспитание – педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле.

  • Подавляя инициативу и самостоятельность детей
  • препятствует развитию их активности, индивидуальности. В результате пассивность, безответственность
  • слепое подчинение старшему

Теория гуманистического воспитания.

Примерами концепций гуманистической теории подхода к ребенку и воспитанию можно считать Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили.

На основе прогрессивных идей в современных условиях активно разрабатывается в теории и реализуется в практике воспитания гуманистическая теория, которая рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации). Сторонники гуманистической теории выдвинули следующие положения:

  1. Люди – свободно действующие субъекты, способные предопределять свое личностное становление и развитие.
  2. Люди – мыслящие существа и активно «планируют» свое личностное становление и развитие.
  3. Никакого «среднего типа» (усредненной модели) среди людей не существует – каждая личность уникальна.
  4. Главным предметом изучения развития человека (наряду с депрессиями, аномалиями развития, болезнями) должны стать такие положительные качества, как здоровье, доброта, нормальное развитие, совершенство.
  5. Сторонников гуманистической теории интересуют прежде всего следующие вопросы: кем способен стать человек? Как могут люди полностью реализовать свой потенциал? Они подходят к человеку как к целостной системе и делают акцент на развитии положительного в человеке, на уникальности каждой личности.

Педоцентрическая теория воспитания.

В начале XX века выделяется новая система «педоцентрическая дидактика». Ее называют также «прогрессивистской», «реформаторской», «обучением через делание». У ее истоков стоял американский педагог Д. Дьюи. «Педоцентрическая» она потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

основные положения:

  • активизация ученика в процессе учения
  • учеба носит самостоятельный, естественный характер
  • обучение не как преподавание, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности = обучение через делание

Теория свободного воспитания.

У ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо (свобода как благо) свобода от общественных предрассудков и учреждений. Ж.-Ж. Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов».

Л.Н. Толстой истинно свободным считает только образование, поскольку потребность в нем, по его мнению, есть врожденное, природное качество человека. Что касается воспитания, то оно рассматривается как «принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим». Он видит в религии единственное разумное основание для воспитания; стремление родителей считает не справедливыми, но естественными, так же как и потребности правительства.

Теория прагматического воспитания

Джон Дьюи (1859-1952) – американский педагог, один из представителей и основоположников прагматизма («прагма» – дело, действие). Прагматизм стремится выработать мировоззрение, дающее человеку возможность жить в неустойчивом и полном опасностей мире. Дьюи считал, что человек должен стремиться лишь к ближайшим целям, притом лишь практическим.

Подобную позицию занимал и Георг Кершенштейнер (1854-1932), лишь усиливавший элемент трудовой, производственной подготовки «Школа будущего – школа работы – нужно, чтобы в школе дети не просто слушали, но и активно работали. Кершенштейнер считал, что в школе не следует давать значительное общее образование, так как сущность трудовой школы заключается в том, чтобы вооружить минимумом знаний и максимумом умений, навыков и трудолюбия, а также дать соответствующие гражданские убеждения.

Личностно и социально ориентированные теории воспитания

Прагматизм (от греч «прагма» – дело) – философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910) претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж.Дьюи (1859-1952). Он привел их в систему, которую назвал инструментализмом. Основные положения этой системы следующие:

  • школа не должна быть оторвана от жизни, обучение от воспитания;
  • в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать;
  • воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни;
  • в основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

В 60-е годы философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усилили индивидуалистическую направленность воспитания, отстаивали полный произвол в поступках и оценках личности.

Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Зародившись в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма, И. Канта, новое направление постепенно окрепло и получило широкое распространение на Западе. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Виднейшие представители нового гуманизма и сциенцизма – П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс и др.

Главные положения неопозитивизма следующие:

  • воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается не в идеологии, а в «рациональном мышлении»;
  • сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию в системе воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми.
  • человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт, а поэтому в воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».

Экзистенциализм (от лат – существование) – влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. По утверждениям экзистенциалистов, каждая личность неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности.

Теория воспитания, не знает объективных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность. Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания.

Читайте также:  Экологическая модель развития ребенка

Неотомизм – религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология – высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой.

Бихевиоризм (от латинского – поведение) – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула).

Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс.

Л.С. Выготский

Концепция разрабатывалась Л.С. Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как “фактора”, а как “источника” развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, и др.).

К. Роджерс

создатель психотерапии, «центрированной на клиенте», видит в ученике личность, способную развивать свои природные ресурсы. Главный принцип “свободы в обучении” – не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Согласно К. Роджерсу, задача учителя не диктовать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность.

Я.А.Коменский (1592-1670)

В мировоззрении великого славянского педагога Яна Амоса Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, на опыт, с одной стороны, и религиозность – с другой. По его мнению, мир – это «создание божье», познание – это «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал подготовкой к вечной, загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Эта двойственность его мировоззрения сказалась и на его педагогике.

Теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики посильности обучения для учащихся (ясность преподавания, доступность по возрасту).

Жан-Жак Руссо

Теория «свободного естественного воспитания» он изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762).

Отвергая традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида.

Для Руссо воспитание – это искусство развития подлинной свободы человека. Ребенок ставится в центр педагогического процесса. Однако воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его переживаниях, направлять его формирование, но никогда не навязывать ему своей воли.

К.Д. Ушинский (1824-1870). В 1860-е гг.

Признавая единство процессов обучения и воспитания, К.Д. Ушинский приоритет отдавал последнему, поскольку считал его главной силой формирования и развития совершенного человека.

  • предложил концепцию народности в воспитании как основу построения всей педагогической системы. (Понимая православную духовность как неотъемлемую часть русской народной культуры, педагог выделял три константы, специфичные для русского национального воспитания, – народность, христианскую духовность и науку).
  • значение формированию у ребенка склонности и любви к труду, поскольку он является высшей формой человеческой деятельности.
  • Особое место в теории К.Д. Ушинского занимает дидактика, которую он делил на общую (для всех предметов) и частную (методику конкретного предмета). Обучение он трактовал как движение ученика от незнания к знанию.

К.Д. Ушинский требовал от учителей творчества в повседневной деятельности, напоминая, что «педагогика – это не наука, а искусство».

Макаренко Антон Семенович (1888-1935)

Автор теории воспитания личности в коллективе, которая была доминирующей в советской педагогике до 1980-х гг. В 1930-е гг., он руководил образцовыми воспитательными учреждениями «Трудовая колония имени А.М. Горького» и «Детская трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского», позднее вел активную просветительскую деятельность.

Постулируя идею воспитания в коллективе и через коллектив, педагог сформулировал основные принципы воспитания.

  • «через коллектив каждый его член входит в общество».
  • самоуправления воспитанников как фактора решающего воспитательного воздействия на детей,
  • акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе.
  • коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели.

Теория воспитания личности в коллективе оказала большое влияние на организацию воспитательного процесса в советской школе и до сегодняшнего времени является одной из базовых теорий воспитания.

Источник

Процесс воспитания человека – задача сложная. Разумеется, в ее решении могут помочь различные теории, разработанные как в наше время, так и в глубокой древности. Воспитанием личности интересовались не только психологи прошлого столетия, но и философы античности, врачи, педагоги и мыслители далекого прошлого. К примеру, об этом размышляли Сократ, Аристотель, Демокрит, Платон.

Изучению вопросов, связанных с воспитанием личности человека, посвящали свои труды Руссо и Гербарт. Разумеется, большинство педагогических теорий оформилось в течение прошедшего столетия. Наиболее значимыми из них принято считать работы таких авторов, как Антон Макаренко, Джон Дьюи, Лоуренс Кольберг. Однако педагоги и психологи прошедшего столетия в своих работах основывались на более ранних теориях, в том числе и на трудах Руссо и Гербарта, в которых высказывались совершенно противоположные идеи.

Что такое «личность»? Понятие

Абсолютно все существующие базовые теории воспитания и развития личности исходят из особенностей этого понятия. Что же такое «личность»? Согласно обобщенному определению, под данным термином понимается социальная сущность человека, сочетание определенных индивидуальных качеств характера и черт, соответствующих нормам и традициям общества.

То есть личность – это не физиологическая природа индивидуума, а то, что проявляется в рамках социальных взаимоотношений с другими людьми. К примеру, реакция на голод или холод – это не свойства личности, а индивидуальные особенности человека, такие как и манера разговаривать, походка и многое другое. А вот его умение договариваться с другими, учитывать специфику ситуации, проявлять героизм или же, наоборот, трусость при чрезвычайных обстоятельствах – это черты, характеризующие личность.

Читайте также:  Развитие ребенка больше года

Индивидуальность и общество

Таким образом, понятие личности сочетает в себе психологическую, социальную и философскую основу и является предметом изучения в этих дисциплинах.

Как можно классифицировать теории развития личности?

Различных теорий о том, как именно следует воспитывать личность, а не просто растить и обучать ребенка, достаточно много. Но среди этого обилия исторически выделяются три базовые теории воспитания и развития личности. Кратко их суть можно выразить так:

  • гуманизм;
  • авторитаризм;
  • свобода становления.

Эти тезисы не являются названиями каких-либо конкретных педагогических или психологических методик. Скорее это обозначения направлений, в рамках которых развились существующие базовые теории воспитания и развития личности.

Чем характеризуются основные типы теорий?

Основные характеризующие моменты ясны из направления, к которому относится та или иная теория воспитания. Иными словами, краткая характеристика базовых теорий воспитания и развития личности заложена в их названиях.

Книги и силуэт человека

К примеру, методики, в основе которых лежат принципы гуманизма, характеризуются тем, что в приоритете стоит развитие таких свойств:

  • гармония;
  • способность к сопереживанию;
  • защита обществом интересов и нужд каждого его члена;
  • доброта и прочее.

Идеи гуманизма также подразумевают и особую заботу государства о воспитательных и образовательных структурах. В целом же в чистом виде принципы гуманизма в практической педагогике не применяются ввиду их оторванности от реальности и некоей утопичности.

Авторитаризм – это теория развития социализации и воспитания личности, способной адекватно воспринимать жизненные обстоятельства и уметь принимать во внимание интересы, культурные особенности и нужды окружающих. К этому направлению многие специалисты относят теорию прагматизма в воспитании. Также к этому направлению относят и методики Макаренко.

Свобода становления – это понятие о теориях воспитания и развития личности без применения специальных педагогических приемов. То есть речь в них идет о так называемом естественном воспитании и обучении ребенка. Во многом эти теории родственны принципам гуманизма, поэтому, как правило, рассматриваются во взаимосвязи. За естественное воспитание ратовал Лев Толстой и многие другие выдающиеся мыслители прошлого.

Принципы воспитания

Воспитание личностных качеств начинается с раннего детства. В этом сходятся все существующие педагогические и психологические теории. Каждая из них выдвигает собственные принципиальные идеи в отношении воспитания человека. Но если рассмотреть существующие методики не по отдельности, а как единое целое, то можно выделить главные принципы, присущие каждой из теорий в той или иной степени.

Основополагающими принципами воспитательного процесса можно считать следующие тезисы:

  • четкое понимание того, что требуется «вложить» в детскую голову, то есть, цели процесса;
  • правильно определить допустимые и эффективные способы донесения информации и методы воздействия;
  • соответствовать тому, что пропагандируется, быть авторитетом в детских глазах;
  • понимать последствия своих действий;
  • не допускать физических наказаний и панибратства;
  • уважать и любить личность ребенка, направлять ее, а не подавлять.

Под последствием своих действий следует понимать абсолютно все. К примеру, если человек разъясняет ребенку необходимость проявления уважения к пожилым людям, но при этом не считает нужным выслушать бабушку или дедушку с вниманием, хотя и не забывает уступать место в транспорте пенсионерам, то последствием станет осознание ребенком относительности догматов. Малыш усвоит, что в определенных ситуациях нравственными нормами вполне можно и пренебречь.

Другим примером последствий может стать прерывание занятий с малышом ради ответа по телефону. Ребенок усвоит, что общение через гаджет более важно, чем непосредственный контакт. Именно этот тип поведения можно наблюдать практически всюду в наши дни.

Учитель и детский коллектив

При воспитании личности ребенка и ее развитии не столь важно, какой именно из базовых теорий станет придерживаться педагог или же родитель. Гораздо важнее не забывать о следовании главным педагогическим принципам воспитательного процесса. Если их не принимать во внимание, то ни одна воспитательная методика или же теория не принесут желаемого результата, какими бы они ни были.

К примеру, желая воспитывать ребенка в соответствии с идеями свободного становления, которые впервые сформулировал Руссо, нельзя забывать о том, что и самому придется им соответствовать. Нельзя говорить детям одно, а делать ежедневно другое. Это приведет к развитию двуличности, лицемерия. К примеру, развивая личность ребенка в соответствии с теорией свободного воспитания, не следует заставлять малыша учить алфавит в три года или же идти в пять лет в балетную школу, если только ребенок сам этого не захочет.

Кем был Руссо?

Жан Жак Руссо – выдающийся мыслитель, философ, писатель, живший во времена эпохи Просвещения. Его считают французским деятелем, хотя родился этот человек в Женеве. На свет он появился в 1712 году. Умер же Руссо близ Парижа, в одном из столичных предместий в 1778 году.

Помимо философии, педагогики и социальных вопросов, его интересовали музыковедение и ботаника. Современники считали Руссо неплохим композитором, хотя мыслитель к собственным музыкальным опытам относился с долей иронии.

Жан-Жак Руссо

Среди его наследия для педагогики наибольшую ценность представляют такие труды:

  • «Элоиза».
  • «Эмиль или о воспитании».
  • «Исповедь».

Идеи Руссо о свободном воспитании личности нашли отклик во многих выдающихся умах, к примеру, Лев Толстой считал себя последователем французского мыслителя.

Суть теории свободного воспитания Руссо

Без сомнения, труд Руссо возглавляет все базовые теории воспитания и развития личности. Его идеи в последующих поколениях как поддерживались педагогами, мыслителями и психологами, так и отвергались, но они неизменно становились своего рода фундаментом, краеугольным камнем для развития других теорий и методик.

Суть теории Руссо заключается в том, что нужно следовать естественной природе вещей при воспитании личности. Это в психологии нередко пренебрежительно называют «натурализмом». Французский мыслитель говорил: «Природа желает, чтобы люди были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Иными словами, Руссо выступал против искусственного целенаправленного развития детей, он считал, что процесс становления личности и обретения ею каких-либо качеств должен протекать естественно.

Разумеется, это вовсе не означает того, что детей не следует ничему обучать или заниматься с ними. Однако эти занятия должны полностью соответствовать желаниям детей, их внутренним потребностям и, разумеется, возрасту. То есть, если адаптировать основную мысль теории Руссо к современному миру, то она будет звучать так: он выступал против раннего развития и составления различных универсальных или же тематических педагогических программ и методик.

Читайте также:  Развитие ребенка с нарушениями речи

Согласно теории Руссо, человек воспитывается тремя источниками:

  • природой;
  • социумом;
  • предметами и вещами.

То есть на становление личности влияют условия окружающей среды, взаимоотношения с людьми и использование изготовленных предметов, орудий труда, мебели, игрушек и прочего. При наличии этих трех составляющих воспитание становится естественным процессом, не требующим какой-либо искусственной фортификации.

Кто такой Гербарт?

Иоганн Фридрих Гербарт – основоположник педагогики как научной дисциплины. Родился Гербарт в 1776 году, на территории немецкого Ольденбурга. Умер ученый в 1841 году в Геттингене.

Занимался он не только педагогикой. Большую часть своей жизни Гербарт отдал психологии. Он считается одним из основателей эмпирического направления в этой науке. Сам же ученый считал себя сторонником идей ассоциативной психологии и немало сделал для развития этого направления.

Для педагогики же имеет значение теория авторитарного воспитания. И. Ф. Гербарт изложил в ней идеи необходимости нравственного сознательного воспитания личности, недопущения пускания этого процесса на самотек. Эти идеи, на первый взгляд, противоречат теории Руссо, но, с другой стороны, они могут рассматриваться как ее дополнение.

Иоганн Фридрих Гербарт

Из наследия ученого представляют наибольшую ценность такие труды:

  • «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания».
  • «Письма о приложении психологии к педагогике».
  • «Очерк лекций по педагогике».

Суть теории Гербарта

В подавляющем большинстве современные базовые теории воспитания и развития личности основываются на идеях немецкого педагога и психолога.

Теория немецкого ученого является педагогической системой нравственного воспитания личности. Его психолого-педагогическая теория воспитания построена на пяти главных идейных тезисах:

  • внутренняя свобода, необходимая для целостности личности;
  • представление о совершенстве, позволяющее достичь ощущения гармонии;
  • благорасположение, выражающееся в согласовании своих желаний, потребностей и поступков с надобностями и волей других людей;
  • правовое разрешение конфликтных ситуаций;
  • понимание принципа справедливости.

Адаптируя идеи немецкого педагога к современным реалиям, можно утверждать, что суть его теории воспитания в том, что личность развивается под влиянием социума и непосредственно в его рамках. Традициями, нуждами и нравственными нормами социума определяется то, как именно будет воспитываться и обучаться человек.

Дьюи: кем был он?

Джон Дьюи – один из наиболее известных американских философов и педагогов. Родился он в середине XIX столетия, в 1859 году. Умер в середине прошлого столетия, в 1952 году. Образование Дьюи получил в университете Вермонта.

Занимался он в основном философией, однако подходил к этой дисциплине не столько как теоретик, сколько как практик. Особое внимание ученый уделял социальным вопросам и проблемам становления личности, воспитанию.

Джон Дьюи

Основная заслуга этого американского ученого в том, что он разработал методологию применения прагматистских принципов в областях логики и познания. Прагматическая теория воспитания также является его детищем. Дьюи является одним из величайших философов и социологов ушедшего столетия не только для США, но и для всего остального мира.

Суть его теории

Вероятно, идеи Дьюи на сегодняшний день являются наиболее востребованными в практической педагогической деятельности. Особенности развития личности и ее воспитания американский философ видел в необходимости взращивания навыков приспособления к жизненным ситуациям и обстоятельствам.

Согласно идеям американского ученого, цель любого педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать личность, способную адаптироваться ко всем жизненным обстоятельствам, приспособиться к ним и не сломаться психологически, суметь найти собственную нишу.

В рамках этой теории Дьюи сформулировал тезисы так называемой инструментальной педагогики. Главный принцип же заключается в том, что становление личности зависит не столько от воспитания, сколько от накопления собственного жизненного опыта. Иными словами, педагог может бесконечно объяснять ребенку, что обман – это плохо, но если малыш хоть раз так поступил и извлек из данного действия для себя только выгоду, он все равно продолжит хитрить.

Согласно теории прагматизма, воспитание должно учитывать непосредственный жизненный опыт личности. Это в психологии нередко называют превращением минусов в плюсы. То есть, если ребенок склонен к обману, не нужно пытаться искоренить это качество, следует найти нишу, в которой оно превратиться в достоинство и будет необходимо.

Каковы современные взгляды педагогов и психологов?

Современные теории воспитания и развития личности отличаются от учений прошлого гибкостью тезисов и понятий. То есть современные педагоги и психологи сегодня стараются брать из работ своих предшественников лучшее, синтезировать, совмещать их, а не следовать лишь одному учению.

Эта тенденция возникла еще в конце 80-х годов прошлого столетия. В то время особой популярностью пользовалась теория воспитания личности в коллективе, возникшая на базе трудов:

  • А. С. Макаренко.
  • С. Т. Шацкого.
  • В. М. Коротова.
  • И. П. Иванова.

Продолжает свое развитие эта теория и сегодня. Влияние общества, воздействие коллектива на воспитание и развитие отдельной личности – вот основа этого педагогического направления. Но наряду с ролью общества, современными специалистами уделяется внимание и раскрытию индивидуальных талантов, качеств, заложенных в каждом человеке от рождения.

А.С. Макаренко

Воспитательный процесс, согласно взглядам современных специалистов, складывается из получения ребенком навыков, опыта и знаний как в семье, так и в образовательных учреждениях. То есть коллективное и индивидуальное влияние на развитие личности человека взаимно дополняется.

Таким образом, в настоящее время на практике воспитателями и педагогами совмещается два подхода – коллективный и индивидуальный. Их сочетание позволяет добиться максимально полного раскрытия качеств личности человека и сформировать ориентированность на интересы всего социума в целом. То есть, если обобщить: подобный подход к воспитанию позволяет личности человека развиваться всесторонне, находясь в полной гармонии с собой, окружающим миром, социумом. А это, в свою очередь, является гарантом того, что человек всегда сможет найти собственную нишу в обществе и занятие по душе, приносящее пользу людям и позволяющее самореализоваться.

Источник