Базарный здоровье и развитие ребенка

Методика В.Ф. Базарного в практике школьного обучения
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов, академик, хирург
Проблема здоровья школьников как нельзя остро стоит в современном мире. Данные, полученные в ходе валеологических исследований, позволяют констатировать ухудшение его состояния. Как отмечают исследователи, к ухудшению здоровья причастна школа. К числу неблагоприятных факторов валеологи относят шум, освещенность, дизайн помещений, видеоэкранные средства. Особое влияние оказывают организационные факторы, которые непосредственно связаны с учебной деятельностью детей. Ряд их них (расписание уроков, медицинское и психологическое обеспечение школы) зависит в большей степени от администрации школы. Среди факторов, снижающих уровень здоровья, названы также плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках, степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя; профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Становится очевидной необходимость изменения организации учебного процесса, оптимальной с точки зрения обучения и оздоровления. Наиболее эффективной из существующих в настоящее время здоровьесберегающих технологии признана методика В.Ф. Базарного. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
Режим динамической смены поз. Учебные занятия по данной технологии проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник. Поскольку, не все наши школы оснащены конторками, мы предлагаем плотность урока продумать так, чтобы несколько видов работ учение выполняли стоя. В своей практике мы используем хоровое проговаривание стоя правил, определений. Там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.
Упражнения на зрительную координацию. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.
Все вместе картины составляют единый сюжет.
Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
Учащиеся становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
крест коричнево-золотистый,
восьмерка – ярко-голубого цвета.
Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
Упражнения на мышечно-телесную координацию. Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты». «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
Благодаря данной технологии достигается:
Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
Психологический комфорт в образовательном учреждении.
Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии
Литература:
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176 с.
Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде .- Сергиев Посад, 1995.
Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России.- Сергиев Посад,2004.- 96 с.
Сайт В.Ф. Базарного https://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php
Источник
Особенности здоровьесберегающей технологии
по методике В. Ф. Базарного
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.
Благодаря данной технологии достигается:
- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
- Психологический комфорт в образовательном учреждении.
- Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
- Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
- Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
- Режим динамической смены поз.
- Упражнения на зрительную координацию.
- Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
- Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Режим динамической смены поз:
- Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.
- «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
- «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» – писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
- Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:
- использование настольной конторки
- а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
- снижается степень низкой склоняемости головы.
Упражнения на зрительную координацию
- «Никакой преграды глазу!» – еще один принцип В. Ф. Базарного.
- В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
- Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.
- Все вместе картины составляют единый сюжет.
- Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
- Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
- Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
Влияние таких упражнений:
- данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
- скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
- у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
- учащиеся становятся зоркими, внимательными.
- очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
- на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
- наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
- крест коричнево-золотистый,
- восьмерка – ярко-голубым цветом.
Методика работы с офтальмотренажёром
- Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
- Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
- Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
- Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
Упражнения на мышечно-телесную координацию
- Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.
- Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
- Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.
Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»
«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
Литература:
- Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
- Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
- Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».- 2006, № 8. С. 98.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. – № 11. С. 75.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.
Материалы подготовила:
к.п.н., доцент, методист ЦРНО
издательства «Просвещение»
Стефаненко Н.А.
Источник
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по методике доктора В.Ф. Базарного
Опыт работы учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Новомосковска Тульской области Щербинининой Н.В.
Вот уже несколько лет я использую в своей педагогической практике методику доктора В. Ф. Базарного. Здоровье – самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни. Но ни для кого не секрет, что в последние годы состояние здоровья детей катастрофически ухудшается. Обучение и здоровье находятся в тесной связи, поэтому наша школа поставила перед собой задачу ориентации школьной образовательной программы на сохранение здоровья детей, их полноценного и всестороннего развития. Для этого нужно строить весь учебный процесс так, чтобы дети, приобретая знания, не теряли здоровья. В этом помогает программа «Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности» доктора медицинских наук Владимира Базарного. Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы.
Базарный Владимир Филиппович -ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог – новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
Методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:
Увеличение двигательной активности ребенка на уроке.
Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения.
Развитие творческого воображения.
Целью модели подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.
Задачи модели подвижного урока:
Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;
Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учащихся на уроке;
Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.
Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного. С чего начинается обучение по системе доктора Базарного? Прежде всего, учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока учащийся сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма. Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток. Стояние облегчает работу сердца и лёгких, снимает «синдром склонённой головы» при позе «сидя», улучшает кровоток головного мозга, снижая тем самым скорость утомления зрительного анализатора, сохраняя его оптимальную работоспособность и нормальное функционирование.
Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно – телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», которые представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий в максимально возможную величину, которые могут быть размещены на одной из боковых стен или на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Базируются на зрительно – поисковых стимулах, которые несут в себе активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие общей и зрительной координации, развитие зрительно-моторной реакции. Занимают все эти упражнения не более 3-4 -х минут урока.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Учащиеся ищут карточки, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
В процессе овладения письмом применяются специальные художественно – образные каллиграфические прописи и уникальные ручки – самоучки с держателями и с ограничителями для пальцев (есть ручки как для правшей, так и для левшей), формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука». Только освоив предварительно эти прописи, дети переходят к освоению собственно буквенного письма. В 1 классе дети пишут перьевыми ручками. По методике Базарного, ребенок должен писать под ритм своего сердца. Так формируется каллиграфический почерк, нет нажима при письме. К 3 классу каллиграфия учащихся становится более устойчивой, хотя их почерк ещё далеко не сформировался, но можно наблюдать стойкие орфографические навыки.
Обязательным и важнейшим учебно – воспитательным предметом В.Ф. Базарного является хоровое пение. Все дети моего класса посещают школьный хор « Радуга». Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Оно несет в себе не только художественно- эстетические начала. В хоре голоса детей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Хоровое пение снимает стресс, дает учащемуся расслабиться.
У каждого учащегося моего класса рядом с его рабочим местом находится коврик для массажа подошвенной поверхности стопы.
Ноги учащихся находятся на коврике, что уменьшает вероятность развития комбинированного плоскостопия. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.
Обязательным моментом на уроках должна являться пальчиковая гимнастика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, “Рука – это инструмент всех инструментов”, заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Учащиеся учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Ну, и в конце – концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем при письме!
Один из важнейших моментов в данной методике – применение динамических пауз в течение дня. Динамическая пауза – активный отдых учащихся, в том числе на свежем воздухе. Динамические паузы создают благоприятную атмосферу, снимают напряжение, способствуют сотрудничеству детей.
Наличие комнатных растений в классной комнате. Они не только украшают кабинет, делают его уютным, но и положительно влияют на здоровье детей. В кабинетах много мебели, многие меняют деревянные окна на пластиковые. Всё это выделяет вредные вещества, соединения которых приносят вред здоровью. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызвать легкое недомогание, головокружение, может появиться утомляемость и раздражительность. Человеку нужно восстановить прерванную связь с природой, а это значит окружить себя растениями. Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в комнате, поэтому в моем кабинете растений много. Все растения в классе не случайны. Есть растения, которые являются фильтрами для очищения воздуха, есть растения, которые убивают болезнетворные бактерии.
Применение методики В.Ф.Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний учащихся уже после первого года её использования. В 3 раза сократилось заболеваемость детей, а во время эпидемии ОРВИ мои дети не болели, здоровье детей значительно улучшилось. Они активны, работоспособны, лучше усваивают учебный материал и значительно опережают своих ровесников в росте.
Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе – это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения.
Хочется подвести итоговую черту словами В.А.Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.
Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективнее управлять познавательной деятельностью учащихся, сохраняя и укрепляя здоровье детей. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, я считаю, что не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровые дети – это залог успешного обучения. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога.
Источник