Баранов физиология развития ребенка

Баранов физиология развития ребенка thumbnail

Баранов физиология развития ребенка

  • Главная
  • Книги
  • Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы)

Описание книги

В первом томе руководства представлены общие закономерности роста и развития детей, а также ряд новых данных о физическом развитии детей в районах экологического неблагополучия, описаны закономерности становления познавательных функций. Впервые подробно и многопланово описаны критические периоды развития детей и основы рационального питания в детском и подростковом возрасте. Для педиатров, врачей других специальностей, оказывающих медицинскую помощь детям, специалистов по гигиене детей и подр…

В первом томе руководства представлены общие закономерности роста и развития детей, а также ряд новых данных о физическом развитии детей в районах экологического неблагополучия, описаны закономерности становления познавательных функций. Впервые подробно и многопланово описаны критические периоды развития детей и основы рационального питания в детском и подростковом возрасте.
Для педиатров, врачей других специальностей, оказывающих медицинскую помощь детям, специалистов по гигиене детей и подростков, клинических физиологов. Книга «Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы)» авторов Баранов А.А., Щеплягина Л.А. оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

  • Просмотров: 63
  • Язык: Русский
  • ISBN: 5-9704-0178-1

Информация об издании

  • Переводчики: не указаны
  • Серия: не указана
  • ISBN (EAN): 5-9704-0178-1
  • Количество страниц: не указано
  • Языки: Русский
  • Возрастное ограничение: не указано
  • Год издания: 2006
  • Дата написания: не указана

К этой книге не добавлены цитаты

Эта книга еще не добавлена в подборки

К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи

К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ ТЕСТЫ

КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ

Рецензии на книгу

Написано 0 рецензий

Баранов физиология развития ребенка

реклама

Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами

Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами

    Многие стесняются говорить о кишечнике вслух. Может быть, именно поэтому мы так мало знаем о самом могущественном органе, который управляет нашим организмом. Кого-то, возможно, шокирует столь откровенное обращение исследователя к “запретным” темам; кому-то, может быть, покажутся слишком экстремальными опыты на мышах и на пациентах-добровольцах, описанные в книге. Кто-то усомнится во …

Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии

Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии

  Совершая ошибки или сталкиваясь с чужими, мы успокаиваем себя фразами “Человеку свойственно ошибаться”. Но утешают ли они того, кто стал жертвой чужой некомпетентности? И утешают ли они врача, который не смог помочь? Нам хочется верить, что врач непогрешим на своем рабочем месте. В операционной всемогущ, никогда не устает и не чувствует себя плохо, не раздражается и не отвлекается на постор…

Viva la vagina. Хватит замалчивать скрытые возможности органа, который не принято называть

Viva la vagina. Хватит замалчивать скрытые возможности органа, который не принято называть

Авторы этой книги Нина Брокманн и Эллен Стёкен Даль, по их собственному признанию, не волшебницы — они только учатся. И это, наверное, к лучшему. Во-первых, им самим хочется узнать побольше, они с огромным энтузиазмом разыскивают и анализируют новейшую информацию, а потом охотно делятся ею с читателями. Во-вторых, они еще окончательно не переключились на медицинский жаргон и не разучились говорить…

Когда дыхание растворяется в воздухе. Иногда судьбе все равно, что ты врач

Когда дыхание растворяется в воздухе. Иногда судьбе все равно, что ты врач

Пол Каланити – талантливый врач-нейрохирург, и он с таким же успехом мог бы стать талантливым писателем. Вы держите в руках его единственную книгу. Более десяти лет он учился на нейрохирурга, и всего полтора года отделяли его от того, чтобы стать профессором. Он уже получал хорошие предложения работы, у него была молодая жена, и совсем чуть-чуть оставалось до того, как они наконец-то начнут наст…

Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить

Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить

Человеческая кожа – удивительный орган, самый крупный из всех, что у нас есть. Ее площадь почти два квадратных метра! Кожа – это наша антенна. Она может передавать и принимать сигналы и дает пищу нашим чувствам. Это объект чувственных желаний, пленительный сосуд, в который заключена наша жизнь, в то же время – гигантская среда обитания бактерий, грибков, вирусов и паразитов. Немногие знают, что же…

Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект

Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект

Мозг знает о нас всё и управляет нами. А еще он очень чутко реагирует на музыку — так, что ищет мелодии и ритмы даже в повседневном шуме. Многие из нас считают, что мелодия и гармония — лучшие лекарства от хандры, а прослушивание классических музыкальных произведений может сделать нас умнее и излечить серьезные недуги. Правда ли это? Неужели музыка действительно обладает такой силой воздействия на…

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе по дням

Будет больно. История врача, ушедшего из профессии на пике карьеры

Будет больно. История врача, ушедшего из профессии на пике карьеры

Что вы знаете о враче, который вас лечит? Скорее всего, совсем немного. Если хотите узнать больше, скорее открывайте книгу Адама Кея. Это откровенный, местами грустный, а местами – уморительно смешной рассказ молодого доктора от начала его профессионального пути в медицине до завершения карьеры. Вы будете чрезвычайно удивлены, как много общего у наших и британских врачей. Сложные и очень сложные к…

Вынос мозга с комментариями

Вынос мозга с комментариями

В пустом вагоне ночной электрички обнаружено тело молодой женщины. Документов нет. Видимых следов насилия нет. Кто она? Что случилось? На все вопросы ответит врач, судебно-медицинский эксперт. Как вылечиться от рака? Может ли патологоанатом спасти жизнь? Чем смертельно опасны комнатный фикус и обыкновенный лавровый лист? Все эти истории – забавные и трагические, поучительные и шокирующие – проис…

Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья

Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья

О чем эта книга О влиянии питания на здоровье. В основе книги лежит самое масштабное в истории науки исследование связи между тем, что мы едим и тем, чем мы болеем. Автор книги – крупнейший мировой специалист по биохимии – Колин Кэмпбелл сделал ряд открытий, которые изменили взгляды на питание миллионов людей. Оказывается, продукты, которыми мы старательно кормим своих детей, считая их полезными,…

Источник

ГЛАВА 11. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Период
новорожденности продолжается 4 нед, из которых первые 7 дней после
рождения относятся к раннему неонатальному периоду. Особенно большое
значение имеет переход от внутриутробной к внеутробной жизни, когда
плацентарное снабжение кислородом меняется на легочное – первый вдох. В
процессе адаптации к внешней среде и легочному дыханию изменяется
кровообращение, закрываются аранциев (венозной) и артериальный
(боталлов) протоки, а также овальное отверстие, происходит обратное
развитие остатков пупочных сосудов. С первых часов после рождения
происходит изменение основного обмена, совершенствуется терморегуляция,
начинает выделяться моча.

Родившийся ребенок может иметь черты доношенности, недоношенности и переношенности.

Дети,
рожденные с массой тела до 2500 г, относятся к недоношенным, до 1500 г –
к родившимся с малой массой, до 1000 г – к родившимся с экстремально
низкой массой. Ребенок может соответствовать сроку гестации по длине, но
значительно отставать в массе, что указывает на гипотрофию.

Доношенность
определяется в большой мере, но не абсолютно, сроком гестации (38-40
нед). Однако ребенок может соответствовать доношенному в более ранние
(37 нед) и поздние сроки (41 нед) гестации, а рожденный в 38-40 нед
может быть незрелым.

В настоящее время отмечается
акселерация физического развития детей, начиная с периода
новорожденности. Масса тела доношенных новорожденных составляет от 2500
до 4000 г. У 10% новорожденных масса тела при рождении составляет 4000 г
и более. Коэффициент роста (отношение массы тела к его длине) у
доношенных новорожденных равен 60.

Особенности доношенного ребенка. Кожные
покровы розового цвета, нежные, эластичные, с остатками пушковых волос
(лануго) на спине и плечевом поясе. Ногти доходят до кончиков пальцев.
На слизистой оболочке губ небольшие беловатые возвышения. Вдоль десен
слизистая оболочка образует складку.

Сразу
после рождения у ребенка руки согнуты в локтевых суставах, ножки – в
тазобедренных и прижаты к животу. Кости черепа умеренной плотности,
между лобными и теменными костями сохраняется большой родничок. Малый
родничок чаще закрыт, но хорошо пальпируется между затылочной и
теменными костями. Иногда на головке отмечается локальный отек – родовая
опухоль, которая исчезает через 1-2 дня.

У
новорожденных хорошо пальпируется большой родничок в виде ромба,
расположенный в области соединения теменных и лобных костей (его размеры
1,5-2,532-3 см), и малый родничок, который имеет форму треугольника,
находящийся в месте схождения теменных и затылочных костей. Грудная
клетка бочкообразная. Ребра состоят преимущественно из хряща.

В дыхании новорожденных участие в основном принимает диафрагма. Дыхание поверхностное – 40-60 дыхательных движений в минуту.

ЧСС в покое не отличается от таковой во внутриутробном периоде и составляет 120-140 в минуту. АД равно 55-70/30-40 мм рт. ст.

При
надавливании на животик из прямой кишки выделяется меконий, иногда
сразу после рождения. Меконий отходит до конца 1-х суток. До 3 сут
испражнения ребенка желтого цвета, без запаха, вязкой консистенции.
После заселения кишечника бактериальной микрофлорой кал приобретает
желтую окраску, становится кашицеобразным. Живот при пальпации мягкий,
край печени выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Кардиальный
сфинктер желудка недоразвит, что способствует срыгиванию. Функциональная
вместимость желудка при рождении около 10 мл, к концу 1-го месяца
возрастает до 90-100 мл. Перистальтика кишечника замедлена. Часто
отмечается метеоризм. К моменту рождения мочевые органы сформированы. У
мальчиков яички, как правило, опущены в мошонку, у девочек большие
половые губы прикрывают малые.

Читайте также:  Развитие ребенка к трем годам

Некоторое
возбуждение сразу после рождения у большинства новорожденных сменяется
сном, который с перерывами продолжается до 24 ч. Состояние центральной
нервной системы можно оценить по физиологическим рефлексам.

1. Поисковый рефлекс. Поглаживание в области рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головки в сторону раздражителя.

2. Сосательный рефлекс.

3. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой). При надавливании на ладонь новорожденного он открывает рот.

4. Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение ладони новорожденного происходят сгибание пальцев и захватывание предмета.

5. Рефлекс опоры. Приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно упирается в поверхность стола всей стопой.

Известны также другие рефлексы (автоматической походки, Галанта, Моро, Переса, Бабинского).

В
течение первых дней жизни новорожденный адаптируется к внешней среде, и
в его организме происходят определенные изменения, которые постепенно
исчезают.

В течение нескольких часов или нескольких
суток закрываются фетальные коммуникации (боталлов проток, овальное
окно). В этот период иногда наблюдается цианоз конечностей.

В первые три дня может наблюдаться олигурия.

У
всех новорожденных происходит потеря массы тела (до 3-8%), максимально
на 3-4-й день, а затем масса тела постепенно увеличивается. Температура
тела непостоянная (гипоили некоторая гипертермия).

У
60-70% детей на 2-3-й день жизни появляется транзиторная
(физиологическая) желтуха, которая достигает максимума на 3-4-й день, а к
концу 1-й недели жизни исчезает. Появление желтухи связано с
разрушением избытка эритроцитов, которое характерно для внутриутробного
периода.

В результате попадания в кровоток ребенка
половых гормонов матери возможны нагрубание молочных желез (начинается
на 3-4-й день жизни, достигает максимума на 7-8-й день); милиа
(беловато-желтые узелки, возвышающиеся над уровнем кожи, на крыльях
носа, переносице, в области лба, подбородка); десквамативный
вульвовагинит у девочек (обильные слизистые выделения серовато-белого
цвета); кровотечения из влагалища, на 5-8-й день жизни у 5-10% девочек и
гидроцеле у мальчиков (скопление жидкости между оболочками яичек),
которое проходит без лечения на 2-3-й день жизни.

Источник

Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно продолжительность периода адаптации у шестилеток в основном больше, чем у семилеток. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.

Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.

Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).

Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.

Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.

ЛИТЕРАТУРА

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.

Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.

Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.

Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.

Читайте также:  Ребенку 11 месяцев развитие и питание зубы

Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.

Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.

Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.

Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.

Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. — М., 2000.

Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. — М.; Л., 1954.

Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. — Новосибирск, 1986.

Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990.

Источник

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу – не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.

Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.

Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).

Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно “неготовых” и ослабленных, – факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них – рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.

Обеспечение соответствия двух факторов – внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического – является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.

ЛИТЕРАТУРА

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.

Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., 1975.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966.

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. – М., 1983.

Возрастная физиология: Руководство по физиологии. – Л., 1975.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. – М., 1984.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л., 1985.

Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. – М., 1977.

Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. – М., 1979.

Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. – М., 1978.

Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. – Л., 1975.

Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.

Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М., 2000.

Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. – М.; Л., 1954.

Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. – Новосибирск, 1986.

Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л., 1990.

Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М., 1990.

Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. – М., 1989.

Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М., 2000.

Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. – М., 1968, 1976.

Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1990.

Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? – М., 1987.

Примечания

1

Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1952. – Т. 1. – С. 91.

2

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.

Источник