Баранов физиология развития ребенка
- Главная
- Книги
- Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы)
Описание книги
В первом томе руководства представлены общие закономерности роста и развития детей, а также ряд новых данных о физическом развитии детей в районах экологического неблагополучия, описаны закономерности становления познавательных функций. Впервые подробно и многопланово описаны критические периоды развития детей и основы рационального питания в детском и подростковом возрасте. Для педиатров, врачей других специальностей, оказывающих медицинскую помощь детям, специалистов по гигиене детей и подр…
В первом томе руководства представлены общие закономерности роста и развития детей, а также ряд новых данных о физическом развитии детей в районах экологического неблагополучия, описаны закономерности становления познавательных функций. Впервые подробно и многопланово описаны критические периоды развития детей и основы рационального питания в детском и подростковом возрасте.
Для педиатров, врачей других специальностей, оказывающих медицинскую помощь детям, специалистов по гигиене детей и подростков, клинических физиологов. Книга «Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы)» авторов Баранов А.А., Щеплягина Л.А. оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
- Просмотров: 63
- Язык: Русский
- ISBN: 5-9704-0178-1
Информация об издании
- Переводчики: не указаны
- Серия: не указана
- ISBN (EAN): 5-9704-0178-1
- Количество страниц: не указано
- Языки: Русский
- Возрастное ограничение: не указано
- Год издания: 2006
- Дата написания: не указана
К этой книге не добавлены цитаты
Эта книга еще не добавлена в подборки
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ ТЕСТЫ
КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ
Рецензии на книгу
Написано 0 рецензий
реклама
Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами
Многие стесняются говорить о кишечнике вслух. Может быть, именно поэтому мы так мало знаем о самом могущественном органе, который управляет нашим организмом. Кого-то, возможно, шокирует столь откровенное обращение исследователя к “запретным” темам; кому-то, может быть, покажутся слишком экстремальными опыты на мышах и на пациентах-добровольцах, описанные в книге. Кто-то усомнится во …
Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии
Совершая ошибки или сталкиваясь с чужими, мы успокаиваем себя фразами “Человеку свойственно ошибаться”. Но утешают ли они того, кто стал жертвой чужой некомпетентности? И утешают ли они врача, который не смог помочь? Нам хочется верить, что врач непогрешим на своем рабочем месте. В операционной всемогущ, никогда не устает и не чувствует себя плохо, не раздражается и не отвлекается на постор…
Viva la vagina. Хватит замалчивать скрытые возможности органа, который не принято называть
Авторы этой книги Нина Брокманн и Эллен Стёкен Даль, по их собственному признанию, не волшебницы — они только учатся. И это, наверное, к лучшему. Во-первых, им самим хочется узнать побольше, они с огромным энтузиазмом разыскивают и анализируют новейшую информацию, а потом охотно делятся ею с читателями. Во-вторых, они еще окончательно не переключились на медицинский жаргон и не разучились говорить…
Когда дыхание растворяется в воздухе. Иногда судьбе все равно, что ты врач
Пол Каланити – талантливый врач-нейрохирург, и он с таким же успехом мог бы стать талантливым писателем. Вы держите в руках его единственную книгу. Более десяти лет он учился на нейрохирурга, и всего полтора года отделяли его от того, чтобы стать профессором. Он уже получал хорошие предложения работы, у него была молодая жена, и совсем чуть-чуть оставалось до того, как они наконец-то начнут наст…
Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить
Человеческая кожа – удивительный орган, самый крупный из всех, что у нас есть. Ее площадь почти два квадратных метра! Кожа – это наша антенна. Она может передавать и принимать сигналы и дает пищу нашим чувствам. Это объект чувственных желаний, пленительный сосуд, в который заключена наша жизнь, в то же время – гигантская среда обитания бактерий, грибков, вирусов и паразитов. Немногие знают, что же…
Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект
Мозг знает о нас всё и управляет нами. А еще он очень чутко реагирует на музыку — так, что ищет мелодии и ритмы даже в повседневном шуме. Многие из нас считают, что мелодия и гармония — лучшие лекарства от хандры, а прослушивание классических музыкальных произведений может сделать нас умнее и излечить серьезные недуги. Правда ли это? Неужели музыка действительно обладает такой силой воздействия на…
Будет больно. История врача, ушедшего из профессии на пике карьеры
Что вы знаете о враче, который вас лечит? Скорее всего, совсем немного. Если хотите узнать больше, скорее открывайте книгу Адама Кея. Это откровенный, местами грустный, а местами – уморительно смешной рассказ молодого доктора от начала его профессионального пути в медицине до завершения карьеры. Вы будете чрезвычайно удивлены, как много общего у наших и британских врачей. Сложные и очень сложные к…
Вынос мозга с комментариями
В пустом вагоне ночной электрички обнаружено тело молодой женщины. Документов нет. Видимых следов насилия нет. Кто она? Что случилось? На все вопросы ответит врач, судебно-медицинский эксперт. Как вылечиться от рака? Может ли патологоанатом спасти жизнь? Чем смертельно опасны комнатный фикус и обыкновенный лавровый лист? Все эти истории – забавные и трагические, поучительные и шокирующие – проис…
Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья
О чем эта книга О влиянии питания на здоровье. В основе книги лежит самое масштабное в истории науки исследование связи между тем, что мы едим и тем, чем мы болеем. Автор книги – крупнейший мировой специалист по биохимии – Колин Кэмпбелл сделал ряд открытий, которые изменили взгляды на питание миллионов людей. Оказывается, продукты, которыми мы старательно кормим своих детей, считая их полезными,…
Источник
ГЛАВА 11. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ
Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Период
новорожденности продолжается 4 нед, из которых первые 7 дней после
рождения относятся к раннему неонатальному периоду. Особенно большое
значение имеет переход от внутриутробной к внеутробной жизни, когда
плацентарное снабжение кислородом меняется на легочное – первый вдох. В
процессе адаптации к внешней среде и легочному дыханию изменяется
кровообращение, закрываются аранциев (венозной) и артериальный
(боталлов) протоки, а также овальное отверстие, происходит обратное
развитие остатков пупочных сосудов. С первых часов после рождения
происходит изменение основного обмена, совершенствуется терморегуляция,
начинает выделяться моча.
Родившийся ребенок может иметь черты доношенности, недоношенности и переношенности.
Дети,
рожденные с массой тела до 2500 г, относятся к недоношенным, до 1500 г –
к родившимся с малой массой, до 1000 г – к родившимся с экстремально
низкой массой. Ребенок может соответствовать сроку гестации по длине, но
значительно отставать в массе, что указывает на гипотрофию.
Доношенность
определяется в большой мере, но не абсолютно, сроком гестации (38-40
нед). Однако ребенок может соответствовать доношенному в более ранние
(37 нед) и поздние сроки (41 нед) гестации, а рожденный в 38-40 нед
может быть незрелым.
В настоящее время отмечается
акселерация физического развития детей, начиная с периода
новорожденности. Масса тела доношенных новорожденных составляет от 2500
до 4000 г. У 10% новорожденных масса тела при рождении составляет 4000 г
и более. Коэффициент роста (отношение массы тела к его длине) у
доношенных новорожденных равен 60.
Особенности доношенного ребенка. Кожные
покровы розового цвета, нежные, эластичные, с остатками пушковых волос
(лануго) на спине и плечевом поясе. Ногти доходят до кончиков пальцев.
На слизистой оболочке губ небольшие беловатые возвышения. Вдоль десен
слизистая оболочка образует складку.
Сразу
после рождения у ребенка руки согнуты в локтевых суставах, ножки – в
тазобедренных и прижаты к животу. Кости черепа умеренной плотности,
между лобными и теменными костями сохраняется большой родничок. Малый
родничок чаще закрыт, но хорошо пальпируется между затылочной и
теменными костями. Иногда на головке отмечается локальный отек – родовая
опухоль, которая исчезает через 1-2 дня.
У
новорожденных хорошо пальпируется большой родничок в виде ромба,
расположенный в области соединения теменных и лобных костей (его размеры
1,5-2,532-3 см), и малый родничок, который имеет форму треугольника,
находящийся в месте схождения теменных и затылочных костей. Грудная
клетка бочкообразная. Ребра состоят преимущественно из хряща.
В дыхании новорожденных участие в основном принимает диафрагма. Дыхание поверхностное – 40-60 дыхательных движений в минуту.
ЧСС в покое не отличается от таковой во внутриутробном периоде и составляет 120-140 в минуту. АД равно 55-70/30-40 мм рт. ст.
При
надавливании на животик из прямой кишки выделяется меконий, иногда
сразу после рождения. Меконий отходит до конца 1-х суток. До 3 сут
испражнения ребенка желтого цвета, без запаха, вязкой консистенции.
После заселения кишечника бактериальной микрофлорой кал приобретает
желтую окраску, становится кашицеобразным. Живот при пальпации мягкий,
край печени выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Кардиальный
сфинктер желудка недоразвит, что способствует срыгиванию. Функциональная
вместимость желудка при рождении около 10 мл, к концу 1-го месяца
возрастает до 90-100 мл. Перистальтика кишечника замедлена. Часто
отмечается метеоризм. К моменту рождения мочевые органы сформированы. У
мальчиков яички, как правило, опущены в мошонку, у девочек большие
половые губы прикрывают малые.
Некоторое
возбуждение сразу после рождения у большинства новорожденных сменяется
сном, который с перерывами продолжается до 24 ч. Состояние центральной
нервной системы можно оценить по физиологическим рефлексам.
1. Поисковый рефлекс. Поглаживание в области рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головки в сторону раздражителя.
2. Сосательный рефлекс.
3. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой). При надавливании на ладонь новорожденного он открывает рот.
4. Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение ладони новорожденного происходят сгибание пальцев и захватывание предмета.
5. Рефлекс опоры. Приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно упирается в поверхность стола всей стопой.
Известны также другие рефлексы (автоматической походки, Галанта, Моро, Переса, Бабинского).
В
течение первых дней жизни новорожденный адаптируется к внешней среде, и
в его организме происходят определенные изменения, которые постепенно
исчезают.
В течение нескольких часов или нескольких
суток закрываются фетальные коммуникации (боталлов проток, овальное
окно). В этот период иногда наблюдается цианоз конечностей.
В первые три дня может наблюдаться олигурия.
У
всех новорожденных происходит потеря массы тела (до 3-8%), максимально
на 3-4-й день, а затем масса тела постепенно увеличивается. Температура
тела непостоянная (гипоили некоторая гипертермия).
У
60-70% детей на 2-3-й день жизни появляется транзиторная
(физиологическая) желтуха, которая достигает максимума на 3-4-й день, а к
концу 1-й недели жизни исчезает. Появление желтухи связано с
разрушением избытка эритроцитов, которое характерно для внутриутробного
периода.
В результате попадания в кровоток ребенка
половых гормонов матери возможны нагрубание молочных желез (начинается
на 3-4-й день жизни, достигает максимума на 7-8-й день); милиа
(беловато-желтые узелки, возвышающиеся над уровнем кожи, на крыльях
носа, переносице, в области лба, подбородка); десквамативный
вульвовагинит у девочек (обильные слизистые выделения серовато-белого
цвета); кровотечения из влагалища, на 5-8-й день жизни у 5-10% девочек и
гидроцеле у мальчиков (скопление жидкости между оболочками яичек),
которое проходит без лечения на 2-3-й день жизни.
Источник
Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно продолжительность периода адаптации у шестилеток в основном больше, чем у семилеток. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.
Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.
Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).
Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.
Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.
Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.
Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.
Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.
Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.
Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.
Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.
Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. — М., 2000.
Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. — М.; Л., 1954.
Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. — Новосибирск, 1986.
Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990.
Источник
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу – не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.
Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.
Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).
Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно “неготовых” и ослабленных, – факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них – рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Обеспечение соответствия двух факторов – внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического – является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966.
Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. – М., 1983.
Возрастная физиология: Руководство по физиологии. – Л., 1975.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. – М., 1984.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л., 1985.
Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. – М., 1977.
Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. – М., 1979.
Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. – М., 1978.
Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. – Л., 1975.
Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.
Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М., 2000.
Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. – М.; Л., 1954.
Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. – Новосибирск, 1986.
Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л., 1990.
Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М., 1990.
Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. – М., 1989.
Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М., 2000.
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. – М., 1968, 1976.
Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1990.
Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? – М., 1987.
Примечания
1
Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1952. – Т. 1. – С. 91.
2
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.
Источник