Аверин развитие личности ребенка

Коллектив авторов
Развитие личности ребенка от трех до пяти
© ООО «Рама Паблишинг», 2010
* * *
Авторский коллектив
АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.
ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.
СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета.
ГРИДИНА Татьяна Александровна (Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, декан факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).
ЗИНЬКОВСКАЯ Светлана Михайловна (Екатеринбург), доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии УрГПУ.
КУСОВА Маргарита Львовна (Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальной школе УрГПУ.
КУПРИНА Надежда Григорьевна (Екатеринбург), доктор педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания УрГПУ.
МЕРЕНКОВ Анатолий Васильевич (Екатеринбург), доктор философских наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы, заведующий кафедрой прикладной социологии Уральского государственного университета.
ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.
ИВАНОВА Ольга Леонидовна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, старший методист Областного учебно-методического центра дополнительного образования, доцент кафедры социально-культурных технологий УрГПУ.
ДОНСКАЯ Ирина Васильевна (Екатеринбург), кандидат филологических наук, декан факультета лингвистики Института международных связей.
ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного медицинского колледжа.
КРИВОЩЕКОВА Марина Сергеевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, старший преподаватель УрГПУ.
САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка УГТУ – УПИ, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».
ШЕВЦОВА Ирина Владимировна (Санкт-Петербург), практикующий психолог, тренер.
ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.
ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, специалист Муниципального учреждения «Центр психолого-педагогической поддержки населения» г. Екатеринбурга, гештальт-терапевт.
ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.
ГАВРИЛОВ Юрий Витальевич (Екатеринбург), врач-сексопатолог, преподаватель высшей категории.
ЛЕШУКОВА Татьяна Викторовна (Екатеринбург), педагог-психолог.
Благодарность читателям
ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.
Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:
1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.
2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.
3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.
4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.
5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.
Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!
Предисловие редактора
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Книга, которую вы держите в руках, – третья из серии «Развитие личности ребенка» – охватывает период от трех до пяти лет.
Когда ребенку исполняется три года, родителей, а также бабушек и дедушек можно считать вполне опытными педагогами и воспитателями. Судите сами: позади первый год жизни – важный этап психического и физического развития ребенка; очень непростой период раннего детства, когда малыш активно осваивал окружающий мир; два кризиса развития, в процессе которых ребенок самоутверждался и проверял границы допустимого. Казалось бы, впереди – достаточно безоблачный период, ведь ребенок стал более самостоятельным, к тому же развивать и воспитывать его берутся теперь профессионалы дошкольных учреждений. Однако не все так просто.
Вместе с безусловными плюсами развития малыша: уверенностью в движениях, умением объяснять свои желания и потребности, элементарными навыками самообслуживания, которые входят в понятие «самостоятельность», появляются и некоторые «но». Ему требуется больше пространства для физического развития, он нуждается в полноценном общении с окружающими людьми, чтобы найти ответы на свои многочисленные «почему», хочет стать не просто самостоятельным, а таким же уверенным в своих действиях, как мама и папа, ему просто необходимо чувствовать свою значимость, понимать, что и у него есть свое место в этом мире. Все названные моменты требуют активного участия родителей в жизни ребенка.
В возрасте трех – пяти лет происходит знакомство ребенка с педагогами, которые целенаправленно и систематически занимаются его развитием (в детских садах, учреждениях дополнительного образования и т. д.). Круг значимых взрослых таким образом расширяется. Однако роль родителей по-прежнему велика. Мамы и папы – непререкаемые авторитеты для детей этого возраста. Именно они создают атмосферу, которая способствует развитию малыша. Чем она благополучнее, тем успешнее ребенок совершает свои открытия, делает первые шаги в учебе, тем более общительным, ловким, смекалистым и умелым он растет.
Родители младших дошкольников – именно так ученые называют возрастную группу детей от трех до пяти лет – стремятся заполнить время ребенка различными обучающими и развивающими программами и мероприятиями. Их доводы на первый взгляд вполне убедительны: не за горами период, когда нужно будет готовиться к поступлению в школу, а значит, уже сейчас необходимо позаботиться об умственном развитии сына или дочери. Бывает, и не редко, что обучение ребенка продолжается не только в будни, но и в выходные. Столь желанное общение малыша с родителями, его стремление играть, быть непосредственным уходит на второй план, уступая место невесть кем изобретенным «надо»…
А между тем далеко не всем взрослым известно, что ведущей деятельностью периода трех – пяти лет является сюжетно-ролевая игра. Игра – это не просто детская забава, но важнейший этап в развитии и становлении личности ребенка. Не случайно в основу занятий по авторитетным обучающим программам для младших дошкольников положена игровая деятельность. Другими словами, чем больше играет ребенок, чем разнообразнее и интереснее его игры, тем лучше он развивается.
Вместе с авторами нашей книги – авторитетными специалистами в области психологии, педагогики, педиатрии – предлагаем вам разобраться в том, что такое период дошкольного детства. Но прежде несколько слов о содержании издания.
«Младший дошкольник: игра, познание, опыт» – первая часть книги, которая познакомит вас с основными особенностями возраста, расскажет, на что необходимо обратить внимание, занимаясь воспитанием ребенка трех – пяти лет. Здесь же вы найдете информацию о том, почему игре ребенка придается в этот период столь серьезное значение.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
будь то лепка из пластилина, рисование или приготовление пирожков, способствует развитию аккуратности. Мытье дощечки для лепки, стеков и кисточек, собирание губкой муки со стола, раскладывание пластилина или пуговиц по ячейкам коробочки – эти действия необходимы также и для развития двигательных навыков. Выжимая мягкую поролоновую губку, ребенок учится регулировать кистевой нажим, развивает пластику пальцев. Тот же эффект дает откручивание и закручивание крана с водой. Участие в других домашних делах (стирка, мытье посуды, мытье полов), формирующее детскую аккуратность, в то же время прекрасно развивает
0gimliana
будь то лепка из пластилина, рисование или приготовление пирожков, способствует развитию аккуратности. Мытье дощечки для лепки, стеков и кисточек, собирание губкой муки со стола, раскладывание пластилина или пуговиц по ячейкам коробочки – эти действия необходимы также и для развития двигательных навыков. Выжимая мягкую поролоновую губку, ребенок учится регулировать кистевой нажим, развивает пластику пальцев. Тот же эффект дает откручивание и закручивание крана с водой. Участие в других домашних делах (стирка, мытье посуды, мытье полов), формирующее детскую аккуратность, в то же время прекрасно развивает
Например, можно взять яркий поднос, рассыпать тонким слоем крупу и предложить ребенку нарисовать что-нибудь пальчиками (дождик, волны или просто хаотичные линии). Подобрав пуговицы разных цветов, выложите рисунок, а потом предложите ребенку сделать то же самое самостоятельно. Из такой пуговичной мозаики можно сделать бабочку, цветок, мячик. Или насыпьте в кружку сухой горох и предложите ребенку на каждый ударный слог стишка (любое стихотворение) перекладывать горошинки сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим и мизинцем. Выполнение любой совместной работы,
0gimliana
Например, можно взять яркий поднос, рассыпать тонким слоем крупу и предложить ребенку нарисовать что-нибудь пальчиками (дождик, волны или просто хаотичные линии). Подобрав пуговицы разных цветов, выложите рисунок, а потом предложите ребенку сделать то же самое самостоятельно. Из такой пуговичной мозаики можно сделать бабочку, цветок, мячик. Или насыпьте в кружку сухой горох и предложите ребенку на каждый ударный слог стишка (любое стихотворение) перекладывать горошинки сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим и мизинцем. Выполнение любой совместной работы,
делах оказывается эффективным. Перечислим наиболее доступные из них. Пластилин. Почти все маленькие дети любят лепить. Пластичный материал податлив, к тому же результат заметен практически сразу, что весьма привлекательно для ребенка. Родителям следует поощрять в ребенке стремление делать предметы разной величины и формы, использовать природные материалы (сухую траву, листья, ягоды, кору деревьев, семена и веточки), для того чтобы разнообразить способы работы с пластилином и тем самым создать условия для активной работы пальчиков. Тесто. Лучший способ увлеченно манипулировать с тестом – дать малышу возможность принять участие в приготовлении
0gimliana
делах оказывается эффективным. Перечислим наиболее доступные из них. Пластилин. Почти все маленькие дети любят лепить. Пластичный материал податлив, к тому же результат заметен практически сразу, что весьма привлекательно для ребенка. Родителям следует поощрять в ребенке стремление делать предметы разной величины и формы, использовать природные материалы (сухую траву, листья, ягоды, кору деревьев, семена и веточки), для того чтобы разнообразить способы работы с пластилином и тем самым создать условия для активной работы пальчиков. Тесто. Лучший способ увлеченно манипулировать с тестом – дать малышу возможность принять участие в приготовлении
рисовать, им интересно играть с конструктором. Однако удержать в руках кисточку и карандаш, вылепить мелкие формы, закрутить-открутить небольшую деталь пока еще сложно. Развитие моторных навыков еще недостаточно – именно поэтому малыши долго застегивают пуговицы, с трудом шнуруют ботинки, роняют посуду, накрывая на стол, и т. д. Им пока мешает непластичность движений, излишняя порывистость. В то же время у них высоко развита восприимчивость к обучению и приобретению необходимых навыков. Существует много способов для развития детской моторики, например игры с использованием мелких предметов. Даже простое участие ребенка в бытовых
0gimliana
рисовать, им интересно играть с конструктором. Однако удержать в руках кисточку и карандаш, вылепить мелкие формы, закрутить-открутить небольшую деталь пока еще сложно. Развитие моторных навыков еще недостаточно – именно поэтому малыши долго застегивают пуговицы, с трудом шнуруют ботинки, роняют посуду, накрывая на стол, и т. д. Им пока мешает непластичность движений, излишняя порывистость. В то же время у них высоко развита восприимчивость к обучению и приобретению необходимых навыков. Существует много способов для развития детской моторики, например игры с использованием мелких предметов. Даже простое участие ребенка в бытовых
речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, которые можно сопровождать стихотворениями и потешками, и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: завязывать шнурки, застегивать пуговки и т. д. Все это будет хорошей тренировкой на координацию движений руки и станет важной составляющей подготовки к письму. Дети с удовольствием пытаются лепить
0gimliana
речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, которые можно сопровождать стихотворениями и потешками, и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: завязывать шнурки, застегивать пуговки и т. д. Все это будет хорошей тренировкой на координацию движений руки и станет важной составляющей подготовки к письму. Дети с удовольствием пытаются лепить
Источник
(рецензий 15 / оценок +44)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+7
Возможно, для кого-то книга стала полезной, но не для меня…
Несколько идеи из начальных глав, которые для меня стали индикаторами низкого качества текста:
– нельзя (почему???) отказываться от помощи родственников и друзей (удивительно, что психолог не в курсе, что на первом месте должно стоять психологическое спокойствие мамы и, соответственно, ребенка, а не родственников);
– родители должны руководствоваться в воспитании двумя вещами – (1) требовать от ребенка только то, что он может, и (2) слушать желания и понимать интересы ребенка (Вас не смущает такая последовательность???)…
Книгу пока не дочитала до конца, но начало не впечатлило…
Update: книгу дочитала, и оценку понижаю – книга не просто бесполезная, местами она просто вредная и ужасная.
Еще примеры:
– раздел о массаже – общие слова на три четверти страницы (хотя как здорово было бы почитать больше о простых техниках массажа малыша), зато об аутизме намного больше устаревшей неверной информации (пишут, что это умственное расстройство, требующее медикаментозного лечения, хотя интеллект часто сохранен, а закалывают аутистов только в странах с отсталой медициной);
– раздел о питании мамы тоже не выдерживает критики. На мой взгляд недостаточно описать все витамины, надо бы сказать, чего мы в достатке получаем из пищи, а что надо принимать дополнительно (например, витамина А более чем достаточно в пище, и его передозировка вредна для ребенка; прием кальция тоже должен быть оправдан – ранее окостенение косточек черепа, например, очень нежелательно), ну и т.д.
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Возрастная аудитория:
От 18 лет
Книга, которую я советую прочитать всем будущим родителям, желательно, еще на этапе планирования беременности.
При своем небольшом размере это издание собрало под обложкой очень широкий круг тем, начиная от психологических особенностей семьи и основных идей перинатальной психологии и заканчивая значением фольклора в воспитании ребенка, организацией безопасного пространства для разного возраста малыша и рекомендациям по питанию во время беременности.
Все темы описаны достаточно подробно, понятно, без лишней “воды”. В целом, подход довольно современный, хоть и встречаются вкрапления “совкового” наследия, что, возможно, имеет свои плюсы – можно познакомиться и с такой точкой зрения.
Есть очень полезные таблицы по развитию ребенка, описания игр с малышом на разных этапах его взросления, много практичных советов по организации быта новоиспеченных родителей и уходу за ребенком.
Конечно, идеальных “родительских” книг не существует, но эта однозначно стоит внимания.
P.S. А я уже заказала следующую часть серии, т.к. через месяц ребенку исполняется год, и хочется быть “во всеоружии” 😉
(рецензий 10 / оценок +26)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
0
Возрастная аудитория:
От 18 лет
Одна из немногих книг психологов, которую можно советовать молодой семье (и маме и отцу). Охватывает период от планирования ребенка до годовалого возраста. Книга от психологов, поэтому ждать практических советов о массаже и купании в ней не стоит. Акцент делается на том как развивается личность ребенка, что на него влияет на затрагиваемых этапах (планирование, беременность, роды, первый год жизни). Как родителям помочь ребенку, к каким последствиям могут привести ошибки или просто неосознанное поведение… Написана простым языком, с ссылками на источники, но без научных подробностей..
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Книга может быть полезна очень молодой маме, совсем без житейского опыта в качестве развлекательного чтения. Много общих рассуждений, практических советов почти нет. Половина книги про период ДО РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА, создание семьи.
Например, в разделе “Массаж” нет конкретных советов, но есть информация по времени, полезности и указание на то, что нужно посоветоваться со специалистом. В остальных разделах то же самое.
Жалко потраченных денег.
(рецензий 634 / оценок +735)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Качество иллюстраций:
10
Возрастная аудитория:
Общая аудитория
Очень полезная книга!Читается легко!Можно читать и перечитывать!
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
0
Отличная книга отличного содержания! Одна из немногих книг о психологии детей, которую приятно читать и перечитывать. Интересная подборка теоретических знаний прекрасно приправлена практическими историями из жизни. Книгу нужно читать не только мамам, но также папам (а в идеале и бабушкам-дедушкам).
Кстати, это едиственная книга, которую отец моего ребенка прочитал добровольно, да еще после этого несколько недель строил планы “куда плыть дальше”… теперь заказали все оставшиеся книги серии. Надеюсь, что они также оправдают наши ожидания.
(рецензий 114 / оценок +519)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+9
Побоялась заказывать сразу все книги этой серии. Заказала сначала две эту и от года до трех. Боялась потому, что очень меня напрягало название серии “авторитетные психологи” . Объясню почему. Мне казалось, что книга будет читаться тяжело. Но как же радостно обмануть свои ожидание и в очередной раз понять, на сколько мышление стереотипно.
Книга очень легко читается. С читателем авторы ведут интересный диалог. Рассказывая по порядку о всех этапах семейных отношений, психологическом, физическом развитие ребенка. Вообщем это книга в любом случае будет интересна родителям, лучше всего будущим. Конечно объем небольшой и темы раскрыты не все подробно. Если уже многое читали и ранее тогда будет понятно о чем автор говорит, но это просто все невозможно описать в одной книге. Например, автор пишет о том, что ребенку будет обидно, если в утробе девочка, а ждут и желают мальчика. Но не на какие конкретные факты и исследования нет ссылок. Поэтому это вроде и так понятно, а с другой стороны звучит как-то наивно. Рекомендовать можно и нужно. Но не как единичное пособие, а как одно из, стоящих на “родительской полке”. в дополнение можно взять Сирсов и Сью Герхард “Как любовь формирует мозг ребенка” и обязательно, если найдете в продаже, а можно и в библиотеке Януш Корчак “Как любить ребенка” даю ссылки
(рецензий 9 / оценок +22)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
0
Прекрасная книга для тех, кто собирается стать родителем или только что им стал. Особенно ее полезно читать перед тем, как только вы начинаете планировать пополнение, т.к. психология развития личности ребенка начинается именно с этого момента. Книга содержит много примеров и ситуация для самостоятельного изучения, что несомненно делает читателя не только наблюдателем, но и действующим героем ситуаций. Информация в книге будет полезна нетолько будущим родителям, но и бабушкам и старшим детям. книге также приводятся примеры первых игр и различные варианты занятий с крохой.
(рецензий 23 / оценок +39)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
0
Покупая книгу, даже не догадывалась, что она так затягивает.
Книга содержит ряд полезной информации и для молодой семьи, которая только планирует малыша. Раскрыто очень много вопросов, которые взрослый человек, родитель никогда бы не задал себе, что, безусловно радует. Так как все мы люди разные и мыслим по разному, имея возможность что-то важное упустить!
Написана понятным и грамотным языком. Поразил круг специалистов, написавших это “чудо”! Если и начинать повышение своей психологической грамотности в области детской и семейной психологии, то только с нее!
Качество бумаги тоже порадовало. Приятно взять в руки и глаза радует.
(рецензий 17 / оценок +25)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Замечательная книга. Ее лучше приобрести еще до рождения малыша! Причем еще на этапе создания семьи))) В книге помимо интересной информации также предлагаются игры с малышом. Есть приложение с критериями развития в определенный период. Есть предметный указатель.
В книге 5 частей
1. семья, где двое – ты и я
2. жизнь до рождения
3. самый важный – первый год
4. здоровье до рождения и в первый год жизни
5. малыш и цивилизация.
(рецензий 428 / оценок +983)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Полезная книга, помогающая лучше понять себя, ребенка, и как действовать в определенных ситуациях.
Странички белые, но немного просвечивают.
Добавляю фото:
Источник