Аутоагрессия ребенок 4 года

Аутоагрессия ребенок 4 года thumbnail

Аутоагрессия у ребенка – это нарушение поведения и психического состояния, при котором наносится физический или психический вред самому себе под влиянием сильных негативных эмоций. Первые проявления могут возникнуть уже в 2-3-летнем возрасте. Причинами развития такого нарушения чаще всего являются неблагополучные отношения в семье, отсутствие тепла и взаимопонимания. Симптомы бывают разные: от ударов себя по голове и вырывания ресниц до самообвинений и самоунижений. Диагностика и коррекция аутоагрессии обычно проводится неврологом и психологом. Чем раньше начинается лечение, тем больше вероятность полного избавления от недуга.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессия возникает на фоне трудностей адаптации ребенка к окружающей среде и социуму. У малыша это часто связано с нарушениями отношений в семье между взрослыми и с ним самим.

К основным причинам аутоагрессии относятся следующие факторы:

  • Индивидуально-психологические особенности ребенка. Агрессивному поведению по отношению к себе чаще всего подвержены дети с высокой эмоциональной чувствительностью, замкнутостью, направленностью на себя и низкой самооценкой.
  • Неадекватные и необъективные наказания. Когда взрослые несправедливы, ребенок в силу возраста не может им ничем ответить на оскорбления или физические наказания. Некоторые дети в этом случае также высвобождают эмоции на тех, кто слабее – младших сиблингов или животных. Другие начинают причинять вред себе как единственному объекту, на который можно выплеснуть обиду и гнев.
  • Конфликты в семье между взрослыми. Когда один из родителей обижает другого, ребенок испытывает чувство страха, беспомощности и обиды, иногда собственную вину. Эмоции не получается выразить никаким иным способом, кроме нанесения повреждений собственному телу.
  • Ощущение недостатка внимания. Когда родители постоянно заняты и не проявляют своей заинтересованности в положительных моментах жизни ребенка, он начинает делать попытки привлечь внимание с помощью самоповреждений.
  • Завышенные требования к малышу. Если ребенок понимает, что он не соответствует родительским требованиям и запросам, у него формируется низкая самооценка, страх перед неудачами и ошибками, чувство вины. Чтобы себя наказать, он делает себе больно или неприятно.
  • Пример родителей. Если родители проявляют аутоагрессию, то и ребенок будет копировать их модель поведения.

Патогенез

Аутоагрессия у детей формируется в результате внутриличностного конфликта в связи с низким уровнем социальной адаптации. Она предполагает перенаправление разрушительной активности с внешних объектов на себя. Внешним объектом чаще всего являются люди, от которых косвенно или напрямую зависит благополучие ребенка. В структуре личности сталкиваются два разнонаправленных мотива: навредить обидчику и выплеснуть весь негатив и сохранить хорошие отношение, чтобы продолжать получать значимые ресурсы, например – любовь и заботу.

В силу особенностей психики некоторые дети решают сложившийся внутриличностный конфликт выплескиванием негативных чувств на себя самого, при этом отношения со значимым человеком остаются доброжелательными. Малышу не приходится переживать о нарушении взаимоотношений и потере позиции в семье и обществе. Аутоагрессия – это патологический способ сохранения психологической и физиологической гармонии в условиях нарушения адаптации к социуму.

Классификация

Аутоагрессия у детей может классифицироваться по разным признакам, каждый из которых является существенным. В зависимости от типа нарушения выбирается наиболее подходящая тактика коррекции.

По содержанию аутоагрессивное поведение у детей бывает следующих видов:

  • Самоповреждения. У малышей к этому виду относятся удары самого себя, царапанье, вырывание волос и ресниц.
  • Нарушения пищевого поведения. Ребенок может начать отказываться от еды или, наоборот, чрезмерно есть, не зная границ.
  • Зависимость от химических веществ. Курение, алкоголь или токсикомания на сегодняшний день встречается у детей уже с начальной школы.
  • Аутистичное поведение. Ребенок пытается изолироваться от общества, наказывает себя отсутствием общения и отказом от участия в любимых играх и развлечениях.

По способу проявления:

  • Вербальная. Реализуется через унижения и обвинения самого себя.
  • Физическая. Предполагает склонность причинению вреда собственному телу.

Симптомы аутоагрессии у ребенка

У детей раннего возраста и дошкольников симптомы аутоагрессии проявляются импульсивно: они могут ударять себя по голове руками, рвать волосы, брови и ресницы, царапать, кусать, щипать, иногда биться об стену головой или другими частями тела. Такая реакция обычно возникает непроизвольно в связи с эмоциональным перевозбуждением сразу после негативного воздействия: наказания, запрета, поломки игрушки, резкой отмены поощрения или позитивного события. При этом, малыш не успевает сознательно подумать о том, что он делает, не может отодвинуть во времени или переключиться на более положительные эмоции. У детей этого возраста встречается и вербальная агрессия, например, самообвинения в ссорах с родителями или конфликтах между ними.

Аутоагрессия у ребенка 5-7 лет и старше становится способом манипуляции взрослыми. Например, он пытается порезаться или пораниться для того, чтобы родители его пожалели и разрешили не ходить на контрольную работу.

У каждого ребенка может быть свой спектр аутоагрессивных симптомов. Главный их критерий – причинение вреда себе в физическом или психологическом смысле.

Осложнения

Аутоагрессия не позволяет ребенку сформировать адекватные способы решения конфликтов и выхода из стрессовых ситуаций. В результате, подрастая, малыш не может научиться грамотно выстраивать беседу, испытывает трудности с формулировкой и высказыванием личного мнения, ограничивает свое поведение, стараясь постоянно подстраиваться под реакции окружающих людей. У ребенка развивается мнительность, тревожность, сложности адаптации в незнакомом коллективе. В наиболее тяжелых ситуациях повзрослевшие дети не могут получить достойное образование и выстраивать адекватные отношения с представителями противоположного пола.

Диагностика

Аутоагрессию у детей можно диагностировать уже с раннего возраста – с 2-3 лет. Она ярко проявляется в ситуациях конфликтов и фрустрации, когда у малыша желаемое не совпадает с действительным. С возрастом ребенок учится отодвигать во времени и скрывать аутоагрессивные симптомы. Диагностика обычно проводится педагогом – психологом с помощью специальных методов и методик. Вот некоторые их них:

  • Сбор анамнеза. Специалист опрашивает родителей и дополнительно ребенка, если он старше 7-8 лет. Содержание беседы обычно состоит из вопросов об основных симптомах проявления аутоагрессии, особенностях семейных отношений и жизни в образовательных организациях, увлечениях и интересах малыша.
  • Специализированные тесты и опросники. Они бывают направленными только на выявление аутоагрессивного поведения и комплексными – для исследования личности в целом.
  • Проективные тесты. Предполагают выявление симптомов аутоагрессии по рисункам малыша и по уже его интерпретации изображенных стандартных ситуаций.

Лечение аутоагрессии у ребенка

При лечении детей раннего возраста наиболее активно используются методы коррекции отношений и взаимодействий внутри семьи. По мере роста и развития подключаются другие методы и формы работы:

  • Семейная психотерапия. Проводится работа с детьми и с родителями, направленная на исключение из жизни ситуаций, в которых ребенок проявляет аутоагрессию, развитие умения проявлять любовь и заботу, формирование адекватных способов разрешения конфликтов.
  • Эмоционально-творческая терапия. Психолог снимает эмоциональное и психическое напряжение, тревогу и агрессивность у ребенка с помощью активной и творческой деятельности: рисования, лепки, подвижных игр. Также демонстрирует безопасные методы борьбы с гневом: почиркать на листе бумаги, побить подушку, сделать несколько физических упражнений.
  • Медикаментозная терапия. Применяется в случаях, когда вред, причиняемый ребенком самому себе, становится действительно серьезным, например, он сильно, до синяков и крови бьется о стену головой. В таких ситуациях назначают транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты в подходящих дозировках.

Мнение Комаровского

Евгений Олегович считает, что агрессию ребенка, направленную на самого себя, нельзя игнорировать. Также он предлагает следующий алгоритм действий в период приступа:

  • Физически остановить ребенка. Например, если он замахивается, чтобы ударить себя, уверенно задержать его руку.
  • Предложить адекватный способ выпустить пар, например, побить мягкий диван, пока не станет легче.
  • Выразить чувства ребенка: «ты рассержен», «ты обижен».
  • После того, как ребенок успокоился, провести спокойную беседу о последствиях гнева на себя и способах его адекватного реагирования на доступном малышу языке.

Профилактика и прогноз

Чем более своевременно началась коррекция поведения и психотерапия, тем выше шансы формирования здоровой личности. Также на будущее влияет время возникновения аутоагрессии: нарушения, появившиеся в раннем детстве и вовремя вылеченные, дают меньше последствий, чем проблемы, начавшиеся в подростковом возрасте.

Профилактика формирования аутоагрессии заключается в первую очередь в доброжелательном отношении членов семьи друг к другу и к ребенку. Малыш должен воспринимать свою семью и дом как безопасное место, где есть доверие, любовь и понимание. Лучше отказаться от слишком жестких наказаний, особенно физических, обучать ребенка правильным стратегиям поведения в конфликте: уступить, договориться, поменяться. Вместо того, чтобы подавлять детскую агрессию, необходимо направлять ее в безопасное для него и окружающих русло, например, комкать бумагу или бить что-то мягкое.

Ошибки родителей

  • Низкий уровень доверия и сплоченности в семье. Если родители и дети не поддерживают друг друга, постоянно критикуют и контролируют, то риск возникновения аутоагрессии у младших членов семьи значительно возрастает.
  • Неблагополучный стиль семейного воспитания. Аутоагрессия возникает в авторитарных, гиперопекающих и попустительских семьях, где контроль над ребенком или сильно преувеличен, или полностью отсутствует.
  • Разные стили воспитания у родителей. Например, авторитарная мама и либеральный папа могут стать причиной внутриличностного конфликта у ребенка, который он будет пытаться решить через самоповреждения.
  • Запрет в семье на проявление эмоций. Запрещая малышу топать ножками от злости и обиды, родители провоцируют его на аутоагрессию.
  • Наличие в семье модели агрессивного поведения: папа агрессивен к маме, мама – к животным, родители – к детям. Наблюдая за поведением родителей, ребенок также становится агрессивным, а объектом выплеска гнева неосознанно выбирает самого себя.
  • Отсутствие эмоционального контакта с малышом. Если родители не понимают его чувств, то он может начать демонстрировать их через аутоагрессию.
  • Непоследовательное поведение родителей при общении с ребенком. Ребенок должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. Когда запрет или разрешение отменяется через несколько минут после озвучивания, у малыша также возникает внутриличностный конфликт.

Как реагировать и подавить приступ гнева

Главная задача родителей – не «заражаться» эмоциями крохи. Чем спокойнее и увереннее взрослый, находящийся рядом, тем быстрее закончится приступ аутоагрессии. Первое, что нужно сделать, – лишить ребенка возможности нанести себе серьезный вред. Не дать ему вырывать на себе волосы, биться об стену и расцарапывать кожу в кровь. Второе – дать возможность выплеснуть эмоции: почиркать, порвать или помять бумагу, сильно потопать ногами или даже громко покричать.

Когда пыл ребенка остыл, необходимо назвать его чувства: «я вижу, что ты злишься», «я понимаю, что ты обижен». После того, как ребенок полностью успокоился, можно просто поговорить с ним о том, что с ним произошло, что можно было сделать по-другому. Главное – оставаться спокойными и доброжелательными к малышу, показать, что родители его любят и переживают о его состоянии и здоровье.

Если постоянно следовать этому алгоритму, то со временем ребенок научится самостоятельно находить адекватный способ разрядиться, а также сможет выражать свои чувства словами, а не актами самоповреждения.

Мои рекомендации как психолога

Предотвратить аутоагрессию, как и другие нарушения, значительно легче, чем корректировать. Поэтому первое, что нужно сделать, – обратить внимание на ситуацию в семье. Доброжелательны ли друг к другу все члены семьи? Идет ли малыш к родителям, чтобы поделиться своими переживаниями? Готовы ли родители поддержать ребенка в любой ситуации и постараться помочь ему в любой проблеме, будь она сущим пустяком или серьезной трагедией?

  • Если аутоагрессия все же началась, необходимо минимизировать или исключить ситуации, в которых она возникает. Иначе это может закрепиться в привычном поведении, и тогда коррекция сильно осложнится.
  • Во время приступа важно соблюдать алгоритм: обезопасить, дать выпустить пар, проговорить чувства, побеседовать о случившемся.
  • Если родителям кажется, что они не справляются с аутоагрессией ребенка самостоятельно, следует обратиться к специалистам. С этой проблемой можно пойти к психологу, неврологу, психотерапевту или психиатру.
  • Важно как можно более своевременно начать корректировать аутоагрессивное поведение, так как чем дольше малыш живет с этим нарушением, тем труднее его лечить.

Заключение

Аутоагрессия у детей – это такое нарушение, при котором ребенок направляет все негативные эмоции на себя, причиняя при этом вред в физическом и психологическом плане. Причины такого поведения у малыша обычно необходимо искать во внутрисемейных отношениях. Диагностикой и коррекцией аутогрессии занимаются такие специалисты как невролог, психолог, психиатр и психотерапевт. Чем раньше начинается коррекция поведения, тем больше шансов на полное избавление от нарушения.

Источник

Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия» происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Аутоагрессия у ребенка

Аутоагрессия у ребенка

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения. Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение.
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение, наркомания, токсикомания, алкоголизм.
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение. Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию. Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию. Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги. Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • Медикаментозную коррекцию. Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Источник